Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
37
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной атте- стации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоя- тельной работы
Вопросы текущего контроля
1. Обоснование актуальности диссертации
2. Научная новизна диссертации
3. Объект и предмет исследования
4. Заполнение индивидуального плана
5. Методы научного исследования
6. Цель и задачи исследования
7. Структура диссертации
8. Введение к диссертации
9. Написание текста диссертации
10. Заключение диссертации
11. Библиографический список
12. Оформление диссертации
13. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций
14. Научные положения, выносимые на защиту
15. Практическая значимость результатов исследования
16. Апробация и внедрение результатов исследования
Тематика собеседований
Работа с паспортом специальностей. Определение объекта исследования
Изучение диссертационных работ в рамках паспорта специальностей за последние 10 лет. Опре- деление проблематики исследования
Анализ ведущих периодических изданий
Работа с научными исследованиями. Составление аналитического обзора
Составление индивидуального и рабочего планов
Выбор методов научного исследования
Определение цели и задач исследования
Разработка структуры исследования
Проведение эксперимента
37
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
38
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Написание научных статей
Написание текста диссертации
Оформление научно-справочного аппарата
Оформление библиографического списка
Написание автореферата
Требования к зачету для аспирантов первого года обучения
Для получения зачета по дисциплине необходимо представить в отдел аспирантуры материа- лы, оформленные согласно установленным требованиям. На титульном листе должна быть подпись самого аспиранта и научного руководителя (либо заведующего кафедрой).
Материалы должны включать:
1. Обоснование актуальности темы исследования
2. Обзор литературы по теме диссертационного исследованиями со ссылками, оформленными со- гласно ГОСТу.
3. Объект и предмет диссертационного исследования
4. Цель и задачи исследования
5. Методы диссертационного исследования
6. Список литературы, оформленный по ГОСТу.
Требования к зачету для аспирантов 2 года обучения
Для получения зачета по дисциплине необходимо представить в отдел аспирантуры материа- лы, оформленные согласно установленным требованиям. На титульном листе должна быть подпись самого аспиранта и научного руководителя (либо заведующего кафедрой).
Материалы должны включать:
Структуру диссертационного исследования с обоснованием методов для каждой исследователь- ской задачи.
Требования к зачету для аспирантов 3-4 (для очной формы), 4-5 (для заочной формы)
года обучения
Для получения зачета по дисциплине необходимо представить в отдел аспирантуры материа- лы, оформленные согласно установленным требованиям. На титульном листе должна быть подпись самого аспиранта и научного руководителя (либо заведующего кафедрой).
Материалы должны включать:
Автореферат диссертации
Вопросы итогового контроля
1. Актуальность диссертационного исследования
2. Цель и задачи исследования
3. Объект и предмет исследования
4. Аналитический обзор
5. Методы научного исследования
6. Апробация
7. Оформление научно-справочного аппарата
8. Оформление библиографического списка
9. Структура диссертации
10. Автореферат.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
7.1 Основная литература
38
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
39
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
1. Бойко Т. С., Рожков Ю. В. Научные работы: учебно-методическое пособие по написанию и оформлению научных работ для студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения и специальностей. Хабаровск, 2009.
2. Волков Ю.Г. Новое о главном. Как защитить диссертацию. М., 2012.
3. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки [Текст] : учебное пособие /
Канке, В.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Логос, 2008. - 400 с. - Рек. Мин-вом образования
РФ. - ISBN 978-5-98704-315-8.
4. Марьянович А.Т., Князькин И.В. Диссертация: Инструкция по подготовке и защите. СПб, 2009.
5. Стрельникова А.Г. Правила оформления диссертаций. М., 2009.
7.2 Дополнительная литература:
1. Синергетическая парадигма:когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания / отв. ред. Л.П. Киященко; ред.-сост.О.Н. Астафьева, П.Д. Тищенко; РАН, Ин-т фи- лософии. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 560с : ил. - ISBN 5-89826-180-Х.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Москва. 2007. (формат.pdf)
3. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования: Методическое пособие. Саратов,
2002.
4. Кузин Ф.А., Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М., 2008.
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Dissertationl.narod.ru.
2. Электронная научная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Elibrary.ru.
3. Eserver - художественные, научные тексты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: eser- ver.org.
4. Информационная система по науке и технологиям Европейского Сообщества [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.cordis.lu/.
5. Российская государственная библиотека (РГБ). Каталоги. Диссертации с 1995 года. Книги с
1994 года. Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.rsl.ru/.
6. Бесплатные библиотеки сети. Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
allbest.ru/nauch2.htm.
7. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// elibrary.ru/de- faultx.asp.
8. Британская библиотека – онлайновый библиографический каталог открытого доступа ОРАС97.
Описания на всех европейских языках с 1975 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://opac97.bl.uk.
9. Сайт “Национальные библиотеки Европы” на английском, французском и немецком языках
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portico.bl.uk/gabriel/en/welcome.html -
10. Виртуальная библиотека (сборный каталог различных американских и европейских универси- тетов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wwwrevues.org/vlib/.
11. BibliotecheЕuropee [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblio.polito.it/it/docu- mentazione/biblioeu.html.
12. The British Library [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bl.uk/.
13. New York Public Library [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nypl.org/index.html.
14. Библиотека Московского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: www.lib.msu.su.
15. Библиотека конгресса США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.loc.gov.
16. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nlr.ru.
17. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rsl.ru.
18. Поисковые системы Yahoo, Vista, Yandex, Rambler, сайты библиотек Москвы, С-Петербурга,
за- рубежных стран.
19. Электронная библиотека «Лань».
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Методика и методология на- писания диссертационного исследования»
Кафедра философии и социологии, реализующая данную дисциплину, располагает материально- технической базой, необходимой для успешной теоретической и практической подготовки аспиран- тов, предусмотренной учебным планом. Материально-техническая база включает в себя: наличие
39
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
40
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход оборудованных аудиторий, оснащенных мультимедийными средствами (компьютер, проектор, экран).
Каждый аспирант во время самостоятельной подготовки обеспечен рабочим местом в компьютер- ном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность к сети Интернет обеспечена для каждого аспиранта (на территории университета имеется доступ к сети Интернет посредством технологии Wi-Fi). Университет обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Справка о материально-техническом обеспечении дисциплины
«Методика и методология написания диссертационного исследования»
40
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
41
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Общая методология научного творчества
Научное изучение как основная форма научной работы.
Общая схема хода научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследо- вания. Выбор методов (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Об- суждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы. Формулировка цели предпринимаемого исследования,
объект и предмет исследования. Описание процесса исследования, обсуждение результатов иссле- дования. Выводы. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил.
Методы научного познания. Общие и специальные. Наблюдение. Сравнение. Измерение. Абстра- гирование. Анализ и синтез. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Закон тождества.
Закон противоречия. Закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Дедукция и индукция. Аналогия. Аргументирование.
Тема 2.Подготовка к написанию диссертации и накопление научной информации
Выбор темы для диссертации. Приемы и методы.
Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными на кафедре диссертационными работами. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных,
пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйства. При этом следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов,
используемых в смежных областях применительно к изучению «своей» области знания.
Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических пози- ций, с привлечением новых, существенных фактов, выявленных диссертантом. Выбор темы диссер- тации по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.
Научная новизна диссертации. Оценка актуальности. Оценка практической значимости выбран- ной темы.
Формы внедрения научных результатов методического характера: предложения по совершенство- ванию систем социально-экономического, технического, политического, юридического и т.п. регули- рования. Рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными процессами и т.д. Нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендова- ны к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.
Формы внедрения результатов прикладного характера. Научное обоснование вариантов направ- лений, способов совершенствования условий и эффективности труда, основных производственных и
41
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
42
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход непроизводственных фондов, материальных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельности объединения, ведомства, организации.
Экономическое обоснование мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики. Обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций. Решение отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ. Использование результатов исследования в разработках проектных институтов, проектно-конструкторских и других организаций.
Составление индивидуального плана обучения в аспирантуре. Логическая последовательность намеченных работ.
Замысел предполагаемого научного исследования. Составление картотеки (или списка) литера- турных источников по теме. Знакомство с информационными изданиями, цель выпуска которых оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания.
Изучение литературы по выбранной теме. Этапы изучения: общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; беглый просмотр всего содержания; чтение в порядке последовательности расположения материала; выборочное чтение какой-либо части произведения; выписка представляю- щих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.
Понятие «научный факт». Свойства научного факта - новизна, точность, объективность и досто- верность.
Цитаты. Правила цитирования.
Формы регистрации фактического материала: а) записи результатов экспериментальных исследо- ваний, различного рода измерений и наблюдений, записи в полевых дневниках и записных книжках,
историях болезни; б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей,
книг, авторефератов, диссертаций и др.).
Классификация.
Тема 3.Работа над рукописью диссертации
Композиционная структура диссертационного произведения. Титульный лист. Оглавление. Вве- дение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения. Вспомогатель- ные указатели.
Введение к диссертации. Актуальность. Аналитический обзор литературы. Цель и задачи иссле- дования. Объект и предмет исследования. Основные методы исследования.
Рубрикация текста диссертационной работы. Характер текста научного исследования. Повество- вательные и описательные тексты.
Методические приемы изложения научных материалов. 1) строго последовательный, 2) целост- ный (с последующей обработкой каждой главы), 3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Язык и стиль диссертационной работы. Формально-логический способ изложения материала.
Смысловая законченность, целостность и связность. Развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Тема 4. Оформление диссертационной работы
Правила записи количественных числительных. Буквенные аббревиатуры. Способы приведения цитат. Оформление таблиц. Аналитические и неаналитические таблицы.
Приведение формул. Нумерация формул. Оформление иллюстративного материала.
Чертежи. Фотографии. Технические рисунки. Схемы. Диаграммы.
42
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
43
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ IV: Структура изучения курса
1.
Очное отделение
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них аудиторная нагрузка – 46 часов, в том числе лекции – 10 (из них – 6 интерактивных, 4 – электронных), практи- ческие и семинарские занятия – 36 (из них – 8 интерактивных, 27 – электронных), самостоятельная работа – 98 часов. Форма контроля – зачет.
43
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
44
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
44
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
45
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
2.
Заочное отделение
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них аудиторная нагрузка – 20 часов, в том числе лекции - 2 (из них – 2 интерактивных), практические и семинарские занятия – 18 (из них – 8 интерактивных, 10 – электронных), самостоятельная работа – 124 часа.
Форма контроля – зачет.
45
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
46
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
46
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
47
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
47
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
48
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ V: Лекционный курс
3.
Лекция 1. Общая методология научного творчества
План:
1.1. Научное изучение как основная форма научной работы
1.2. Общая схема хода научного исследования
1.3. Использование методов научного познания
1.4. Применение логических законов и правил
1. Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие ме- тодологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых яв- лений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.
Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники,
являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение —
это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.
Изучать в научном смысле — это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты и сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых во- просах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.
В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.
Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе кото- рого всегда лежит замысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащен- ное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продолжения обработки перво- начального замысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.
2. Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. В приме- нении к диссертации понятие «актуальность» имеет одну особенность. Диссертация, как уже ука- зывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько
48