Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дедуктивные умозаключения проверяются двумя способами: 1) правильны ли посылки? 2) сле- дует ли из них данный вывод?
Главное в научном исследовании — умение доказать свои суждения и опровергнуть (если потре- буется) доводы оппонентов. Аргументирование, построенное на законах логики, помогает ученому решить эти задачи.
Аргументирование — это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосно- вывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов).
Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства.
Задание
Дайте краткую характеристику каждому методу. Обоснуйте возможность применения данных методов в своем научном исследовании.
53
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
54
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
4.
Лекция 2. Подготовка к написанию диссертации и накоп- ление научной информации
План:
2.1. Выбор темы
2.2. Составление индивидуального и рабочего планов
2.3 Библиографический поиск литературных источников
2.4. Изучение литературы и отбор фактического материала
2.1. Выбор темы для диссертации имеет исключительно важное значение. Практика показывает,
что правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знания, предыдущий "задел"в научном исследовании, сдачу экзаменов кандидатского минимума, наличие своих творческих идей,
опыт выступлений в научных конференциях с сообщениями, знание иностранных языков и т.п.
При выборе темы кандидатской диссертации целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.
Выбрать тему диссертации соискателю могут помочь следующие приемы:
1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными па кафед- ре диссертационными работами.
2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения.
3. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйства. При этом сле- дует обращать внимание на возможность применения "чужих"методов, используемых в смежных областях применительно к изучению "своей"области знания.
4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых, существенных фактов, выявленных диссертантом. Выбор темы дис- сертации по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.
Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками,
в процессе которых можно выявить важные вопросы предпринимательской деятельности, еще мало изученные в теоретическом плане.
Выбрав тему, соискатель должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новиз- на и актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы.
Научная новизна применительно к самой диссертации — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия "впервые"при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.
Понятие "впервые"означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации.
Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.
Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положе- ний, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций,
которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально- экономических результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследова- ния, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.
При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность применительно к диссертационным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполня- лось.
Оценивая практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование.
Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в монографиях, учебниках, научных статьях; в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в прак- тику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах;
в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений; в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли
54
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
55
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.
Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического, технического или социаль- ного развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности.
Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть весьма различны.
Основные из них следующие:
• предложения по совершенствованию систем социально-экономического, технического, полити- ческого, юридического и т.п. регулирования;
• рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными про- цессами и т.д.;
• нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использо- ванию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или дру- гими заинтересованными организациями.
Если предполагается, что будущее исследование будет обеспечивать научное обоснование путей оптимизации трудовых и материальных ресурсов или производственных процессов, т.е. носить сугубо прикладной характер, то его практическая значимость может проявляться в следующих формах:
• научного обоснования вариантов направлений, способов совершенствования условий и эффек- тивности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных,
топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельно- сти объединения, ведомства, организации;
• экономического обоснования мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики;
• обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций;
• решение отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, вы- полняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ;
• использование результатов исследования в разработках проектных институтов, проектно-конст- рукторских и других организаций.
2.2. Совместная работа диссертанта и его руководителя начинается с составления индивидуально- го плана обучения в аспирантуре. Такой план является основным руководящим документом, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения студента в аспирантуре и формы его аттестации. В нем же формулируется тема диссертации, выполнение которой осуществляется по от- дельному, так называемому рабочему плану.
Завершается работа над составлением индивидуального плана соискателя заполнением специаль- ного бланка.
В дальнейшем научный руководитель помогает составить соискателю рабочий план его рабо- ты над диссертацией. В обязанности научного руководителя входит также работа по составлению календарного графика работы соискателя. Кроме того, научный руководитель:
• рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;
• проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;
• оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом;
• дает согласие на представление диссертации к защите.
Таким образом, руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически кон- тролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообраз- ности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.
Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета иссле- дования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача,
стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.
Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план — рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя "эскизно"представить исследуемую пробле- му в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать на отдельных карточках.
Это позволит в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.
На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который пред- ставляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Желательность
55
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
56
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.
Соискателю необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных ра- бот. При организационной очередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.
Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раз- дел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее,
на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.
Такой подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует цен- тральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необ- ходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой опе- рации.
2.3. Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее,
находит свое выражение в теме и рабочем плане диссертации. Это позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.
Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (или списка)
литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом об- зоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить план.
Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отече- ственных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.
Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными из- даниями, цель выпуска которых оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиогра- фических изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но и идеями и фактами,
в них заключенными.
Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.
2.4. Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.
Изучение научной литературы — серьезная работа. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
2. беглый просмотр всего содержания;
3. чтение в порядке последовательности расположения материала;
4. выборочное чтение какой-либо части произведения;
5. выписка представляющих интерес материалов;
6. критическая оценка записанного, его редактирование и "чистовая"запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.
Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой — свои замеча- ния, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключен- ная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому
56
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
57
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в диссертации.
Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок,
чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему,
уметь делить на части, каждую из которых продумать в деталях.
Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие "научный факт"значительно шире и многограннее, чем понятие "факт применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объек- тивные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.
Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность и объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том,
чего мы до сих пор не знали.
Большое познавательное значение новых научных фактов требует учета и критической оценки их действенности. В одних случаях знание новых фактов расширяет наши представления о реальной действительности; в других — обогащает наши возможности для ее изменения; в третьих — настора- живает и заставляет людей быть бдительными, чтобы новые знания о природе вещей не послужили во вред человеку.
Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.
Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтвер- ждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достовер- ности научного факта.
Достоверность научных (фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточ- ников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание,
публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств,
содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.
Монография, как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сбор- ник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, — все эти издания имеют принципиаль- ное научное значение и практическую ценность. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.
Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по их видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гумани- тарным.
В числе источников большое место занимают научные статьи. Они могут быть классифицированы по-разному. С позиций достоверности целесообразно делить научные статьи на те, которые относятся к техническим наукам (научно-технические статьи), и те, которые относятся к наукам гуманитарным,
и частности, общественным.
Теоретическая статья в области технических и других точных наук обычно отличается точностью доказательств с применением современных математических методов, моделирования, с привлечением данных экспериментальных исследований. В такой статье сведения достаточно обоснованы. Резуль- таты расчетов и экспериментов, их оценочные данные, методики, условия решения задачи, а также другая информация — все это обычно носит достоверный характер.
Теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно- техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Од- нако здесь важное значение имеет позиция автора, его мировоззрение, в зависимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибоч- ные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее содержание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку.
В области техники, математики, естествознания часто приходится иметь дело со статьями, в ко- торых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Наряду со сведениями,
относящимися к ходу исследований, в таких статьях приводятся данные об апробации полученных результатов, об их состоявшейся или возможной реализации, об экономической или производственной эффективности и др. Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, об ее теорети- ческой и практической значимости.
57
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
58
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Следует выделить научно-технические статьи, в которых могут содержаться результаты незакон- ченных научных исследований. Такие результаты считают предварительными, поэтому они должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке.
Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретить- ся в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явле- нии. В технических науках к информационной можно отнести статью, в которой приводятся сведения об изделиях, о технологических процессах и т.н.
Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные,
апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т.н.
О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточ- ника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.
Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст диссертации, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору дис- сертации в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает соискатель.
Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потреб- ностями разработки темы диссертации.
От ее автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными.
В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют основной сути взглядов его автора. В других — цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая больше отвечает интересам автора диссертации. Иногда в цитате из- лагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании.
Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом слу- чае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.
Отобранный фактический материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Укажем только наиболее распространенные:
а) записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюде- ний, записи в полевых дневниках и записных книжках, историях болезни;
б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефе- ратов, диссертаций и др.). При этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно найти.
Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопостав- лять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль играет классификация,
без которой невозможно научное построение или вывод.
Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рас- сматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала.
Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.
Задание
Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рисунке. Составь- те схему выполнения научного исследования. Укажите его основные этапы.
58
Главное в научном исследовании — умение доказать свои суждения и опровергнуть (если потре- буется) доводы оппонентов. Аргументирование, построенное на законах логики, помогает ученому решить эти задачи.
Аргументирование — это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосно- вывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов).
Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства.
Задание
Дайте краткую характеристику каждому методу. Обоснуйте возможность применения данных методов в своем научном исследовании.
53
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
54
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
4.
Лекция 2. Подготовка к написанию диссертации и накоп- ление научной информации
План:
2.1. Выбор темы
2.2. Составление индивидуального и рабочего планов
2.3 Библиографический поиск литературных источников
2.4. Изучение литературы и отбор фактического материала
2.1. Выбор темы для диссертации имеет исключительно важное значение. Практика показывает,
что правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знания, предыдущий "задел"в научном исследовании, сдачу экзаменов кандидатского минимума, наличие своих творческих идей,
опыт выступлений в научных конференциях с сообщениями, знание иностранных языков и т.п.
При выборе темы кандидатской диссертации целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.
Выбрать тему диссертации соискателю могут помочь следующие приемы:
1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными па кафед- ре диссертационными работами.
2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения.
3. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйства. При этом сле- дует обращать внимание на возможность применения "чужих"методов, используемых в смежных областях применительно к изучению "своей"области знания.
4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых, существенных фактов, выявленных диссертантом. Выбор темы дис- сертации по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.
Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками,
в процессе которых можно выявить важные вопросы предпринимательской деятельности, еще мало изученные в теоретическом плане.
Выбрав тему, соискатель должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новиз- на и актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы.
Научная новизна применительно к самой диссертации — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия "впервые"при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.
Понятие "впервые"означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации.
Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.
Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положе- ний, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций,
которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально- экономических результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследова- ния, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.
При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность применительно к диссертационным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполня- лось.
Оценивая практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование.
Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в монографиях, учебниках, научных статьях; в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в прак- тику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах;
в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений; в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли
54
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
55
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.
Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического, технического или социаль- ного развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности.
Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть весьма различны.
Основные из них следующие:
• предложения по совершенствованию систем социально-экономического, технического, полити- ческого, юридического и т.п. регулирования;
• рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными про- цессами и т.д.;
• нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использо- ванию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или дру- гими заинтересованными организациями.
Если предполагается, что будущее исследование будет обеспечивать научное обоснование путей оптимизации трудовых и материальных ресурсов или производственных процессов, т.е. носить сугубо прикладной характер, то его практическая значимость может проявляться в следующих формах:
• научного обоснования вариантов направлений, способов совершенствования условий и эффек- тивности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных,
топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельно- сти объединения, ведомства, организации;
• экономического обоснования мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики;
• обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций;
• решение отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, вы- полняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ;
• использование результатов исследования в разработках проектных институтов, проектно-конст- рукторских и других организаций.
2.2. Совместная работа диссертанта и его руководителя начинается с составления индивидуально- го плана обучения в аспирантуре. Такой план является основным руководящим документом, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения студента в аспирантуре и формы его аттестации. В нем же формулируется тема диссертации, выполнение которой осуществляется по от- дельному, так называемому рабочему плану.
Завершается работа над составлением индивидуального плана соискателя заполнением специаль- ного бланка.
В дальнейшем научный руководитель помогает составить соискателю рабочий план его рабо- ты над диссертацией. В обязанности научного руководителя входит также работа по составлению календарного графика работы соискателя. Кроме того, научный руководитель:
• рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;
• проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;
• оценивает содержание выполненной диссертации, как по частям, так и в целом;
• дает согласие на представление диссертации к защите.
Таким образом, руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически кон- тролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообраз- ности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.
Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета иссле- дования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача,
стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.
Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план — рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя "эскизно"представить исследуемую пробле- му в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать на отдельных карточках.
Это позволит в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.
На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который пред- ставляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Желательность
55
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
56
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.
Соискателю необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных ра- бот. При организационной очередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.
Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раз- дел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее,
на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.
Такой подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует цен- тральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необ- ходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой опе- рации.
2.3. Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее,
находит свое выражение в теме и рабочем плане диссертации. Это позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.
Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (или списка)
литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом об- зоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить план.
Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отече- ственных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.
Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными из- даниями, цель выпуска которых оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиогра- фических изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но и идеями и фактами,
в них заключенными.
Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.
2.4. Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.
Изучение научной литературы — серьезная работа. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
2. беглый просмотр всего содержания;
3. чтение в порядке последовательности расположения материала;
4. выборочное чтение какой-либо части произведения;
5. выписка представляющих интерес материалов;
6. критическая оценка записанного, его редактирование и "чистовая"запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.
Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой — свои замеча- ния, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключен- ная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому
56
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
57
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в диссертации.
Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок,
чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему,
уметь делить на части, каждую из которых продумать в деталях.
Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие "научный факт"значительно шире и многограннее, чем понятие "факт применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объек- тивные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.
Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность и объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том,
чего мы до сих пор не знали.
Большое познавательное значение новых научных фактов требует учета и критической оценки их действенности. В одних случаях знание новых фактов расширяет наши представления о реальной действительности; в других — обогащает наши возможности для ее изменения; в третьих — настора- живает и заставляет людей быть бдительными, чтобы новые знания о природе вещей не послужили во вред человеку.
Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.
Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтвер- ждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достовер- ности научного факта.
Достоверность научных (фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточ- ников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание,
публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств,
содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.
Монография, как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сбор- ник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, — все эти издания имеют принципиаль- ное научное значение и практическую ценность. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.
Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по их видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гумани- тарным.
В числе источников большое место занимают научные статьи. Они могут быть классифицированы по-разному. С позиций достоверности целесообразно делить научные статьи на те, которые относятся к техническим наукам (научно-технические статьи), и те, которые относятся к наукам гуманитарным,
и частности, общественным.
Теоретическая статья в области технических и других точных наук обычно отличается точностью доказательств с применением современных математических методов, моделирования, с привлечением данных экспериментальных исследований. В такой статье сведения достаточно обоснованы. Резуль- таты расчетов и экспериментов, их оценочные данные, методики, условия решения задачи, а также другая информация — все это обычно носит достоверный характер.
Теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно- техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Од- нако здесь важное значение имеет позиция автора, его мировоззрение, в зависимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибоч- ные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее содержание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку.
В области техники, математики, естествознания часто приходится иметь дело со статьями, в ко- торых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Наряду со сведениями,
относящимися к ходу исследований, в таких статьях приводятся данные об апробации полученных результатов, об их состоявшейся или возможной реализации, об экономической или производственной эффективности и др. Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, об ее теорети- ческой и практической значимости.
57
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
58
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Следует выделить научно-технические статьи, в которых могут содержаться результаты незакон- ченных научных исследований. Такие результаты считают предварительными, поэтому они должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке.
Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретить- ся в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явле- нии. В технических науках к информационной можно отнести статью, в которой приводятся сведения об изделиях, о технологических процессах и т.н.
Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные,
апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т.н.
О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточ- ника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.
Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст диссертации, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору дис- сертации в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает соискатель.
Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потреб- ностями разработки темы диссертации.
От ее автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными.
В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют основной сути взглядов его автора. В других — цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая больше отвечает интересам автора диссертации. Иногда в цитате из- лагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании.
Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом слу- чае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.
Отобранный фактический материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Укажем только наиболее распространенные:
а) записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюде- ний, записи в полевых дневниках и записных книжках, историях болезни;
б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефе- ратов, диссертаций и др.). При этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно найти.
Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопостав- лять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль играет классификация,
без которой невозможно научное построение или вывод.
Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рас- сматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала.
Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.
Задание
Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рисунке. Составь- те схему выполнения научного исследования. Укажите его основные этапы.
58