Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
49
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значи- мости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное —
суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту ста- рых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявля- ют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.
Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность,
а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоре- чивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представ- лений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее зна- чение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в осо- бенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
Таким образом, если соискателю удается показать, где проходит граница между знанием и незна- нием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.
Отдельные диссертационные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.
Актуальные научные решения, лежащие в основе диссертационной работы, могут рассматривать- ся как заявки па изобретения и открытия, если они отличаются новизной и дают положительный эффект.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели пред- принимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., уста- новить..., выяснить..., вывести формулу и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, по- рождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Имен- но на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием дости- жения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования - основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап хода научного исследования - обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.
Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертаци- онной работы.
3. Успешность выполнения диссертации в наибольшей степени зависит от умения соискателя выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь
49


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
50
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход поставленной в диссертации цели.
Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специаль- ных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Естествен- но поэтому, что они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объек- та.
Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, суще- ствуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных методой используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.
Общие методы научного познания обычно делят па три большие группы: 1) методы эмпириче- ского исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и па теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование и др.); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.
В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) актив- ность, 4) систематичность.
Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений пер- вичную информацию о мире.
Сравнение —
одно из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что "все познается в сравнении". Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действи- тельности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным тре- бованиям. Первое требование: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе требование: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной позна- вательной задачи) признакам.
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями.
Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых,
очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения,
этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой об- работки является умозаключение по аналогии.
Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение — есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов.
В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место,
как наблюдение и сравнение.
Частным случаем наблюдения является эксперимент, т.е. такой метод научного исследования,
который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в "чистом виде"; 2)
50


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
51
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с "заместите- лем"этого объекта в познании — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэто- му моделирование является особым методом и широко распространен в науке. Целью этого метода является изучение определенных общественных явлений па сравнительно небольших коллективах.
Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследова- ний. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.
Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении,
фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией.
Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Про- цесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (аб- стракции). Примерами абстракций могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует че- ловек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.
Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего, с анализом и синтезом.
Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета па составные части.
Синтез представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могуч принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и пели исследования. В
зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода.
Прямой или эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств,
простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.
Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осу- ществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в каче- стве которых может выступать предположение о причинно-следственной связи различных явлений,
о действии какой-либо закономерности.
Наиболее глубоко приникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, кото- рые представляют самое центральное, самое главное в них, их "клеточку оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он ис- пользуется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действитель- ности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи мно- жества понятий и суждений. Он как бы "испаряется превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к кон- кретному невозможно без предварительного "анатомирования"объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать,
что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление вос- ходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в
51


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
52
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход мышлении.
4. Текст научной работы отличается, прежде всего, своей логичностью. Поэтому какие бы ошибки с точки зрения логики не делали авторы диссертационных работ при описании хода исследования,
всегда можно доказать, что любая ошибка такого рода сводится в конечном счете к нарушению требований того или иного логического закона: закона тождества, закона противоречия, закона ис- ключенного третьего и закона достаточного основания.
Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тесте — подмену понятия. Сущность этой ошибки состоит в том,
что вместо данного понятия и под видом его употребляют другое понятие. Причем эта подмена может быть как неосознанной, так и преднамеренной. Подмена понятия означает подмену предмета описания. Описание в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один предмет.
Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия. Согласно этому зако- ну, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает,
а другое отрицает то же самое. Закон утверждает: "Неверно, что А и не А одновременно истинны".
Закон противоречия обычно используется в доказательствах: если установлено, что одно из про- тивоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно. Уличение в противоречивости является сильнейшим аргументом против любых утверждений.
Однако закон противоречия не действует, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же предмета, но рассматриваемого 1) в разное время и 2) в разном отношении.
Важность закона исключенного третьего для ведения научной работы состоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий. Такой закон формулирует важное требование к научному работнику: нельзя уклоняться от признания ис- тинным одного из двух противоречащих Друг Другу суждений и искать нечто третье между ними.
Если одно из них признано истинным, то другое необходимо признать ложным, а не искать третье,
несуществующее суждение, так как третьего не дано.
Важность соблюдения закона исключенного третьего для научных работников также и в том, что он требует от них ясных, определенных ответов, указывая на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого.
Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон до- статочного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание.
Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.
Значительная часть научной информации носит характер выводных суждений, т.е. суждений, не полученных путем непосредственного восприятия каких-то фрагментов действительности, а выве- денных из других суждений, которые как бы извлечены из их содержания. Логическим средством получения таких выводных знаний и является умозаключение, т.е. мыслительная операция, посред- ством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определен- ным образом связанное с исходным. Все умозаключения можно квалифицировать как индуктивные и дедуктивные.
Дедуктивным называют такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множе- ства делается на основании знания общих свойств всего множества. В этой связи под дедуктивным методом познания понимают именно дедуктивное умозаключение. Таким образом, содержанием де- дукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.
Дедукция выгодно отличается от других методов познания тем, что при истинности исходного знания она даст истинное выводное знание. Однако было бы неверным переоценивать научную зна- чимость дедуктивного метода, поскольку без получения исходного знания этот метод ничего дать не может. Поэтому ученому, прежде всего, нужно научиться пользоваться индукцией.
Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Однако можно говорить об ин- дукции в более широком смысле слова как о методе познания, как о совокупности познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к по- ложениям более общим.
Обобщая накапливаемый эмпирический материал, индукция подготавливает почву для выдви- жения предположений о причине исследуемых явлений, а дедукция, теоретически обосновывая по- лученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в досто- верное знание.
Индукция (или обобщение) бывает полная и частичная. Полная индукция состоит в исследова-
52


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
53
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход нии каждого случая, входящего в класс явлений, по поводу которого делаются выводы. Подобная возможность представляется редко, поскольку отдельных случаев бесконечное множество. Таким образом, мы делаем обобщение на основе изучения типичных случаев. Но индукция на основе огра- ниченного объема данных не приводит к универсальным, или широко применимым, принципиальным заключениям. Процесс получения средней величины не есть умозаключение, а только перечисление,
приводящее к суммарным данным. Впрочем, такие методы очень ценны как ступени, ведущие к окон- чательным доказательным данным по специальным вопросам. Почти все статистические показатели
— суммарный итог отдельных перечней,
В научных исследованиях объектом исследования нередко выступают единичные неповторимые по своим индивидуальным характеристикам события, предметы и явления. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае прибегают к умозаключению по аналогии, когда уподобляют новое единичное явление другому, из- вестному и сходному с ним единичному явлению и распространяют на первое ранее полученную информацию.
В научных исследованиях аналогия приобретает значение важного для приумножения научных знаний типа умозаключения. История развития науки и техники показывает, что аналогия послу- жила основой для многих научных и технических открытий. Особую роль играет умозаключение по аналогии в общественно-исторических науках, приобретая нередко значение единственно возмож- ного метода исследования. Не располагая достаточным фактическим материалом, историк нередко объясняет малоизвестные факты, события и обстановку путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других народов при наличии сходства в уровне развития экономики,
культуры и политической организации общества.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14