Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нает о вносимых изменениях, но и автор письменного текста, создав окончательный вариант и передав его, уже ничего исправить не сможет, даже если реакция адресата окажется совсем не такой, как предполагалось.
Письменная речь в основном использует книжную лексику, прямой порядок слов в предложениях, сложные синтаксические конструкции, большое количество причастных и деепричастных оборотов. Поскольку письменная речь ориентирована на зрительное восприятие, она обладает четкой структурной организацией, куда можно отнести деление на разделы и параграфы, нумерацию страниц, абзацные отступы, систему ссылок и т. п.
Лекция 10.
ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ.
ПОДГОТОВКА УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО УСПЕХ.
Особенности публичной речи. Диалог, лежащий в основе любого общения, естественно, остается очень важной его составляющей и в публичной сфере. Однако характер этого диалога, формы, в которых он реализуется в этой сфере, имеют свои особенности, которые определяются той или иной конкретной ситуацией общения.
Публичное общение предполагает, что его участниками становятся не один и не два-три, а много людей. Это сказывается:
Главная цель публичной речи –объединение оратора и аудитории для решения каких-либо общественно значимых проблем. В связи с этим особенности речи проявляются прежде всего в характере преподнесения информации. Любое выступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения. В связи с этим для публичной речи очень важно умение говорить просто и доступно о сложных вещах.
Специфика публичного общения предполагает в процессе передачи этой информации непосредственный контакт оратора со слушателями, обращенность к конк
ретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудиторию. Эти задачи оратор решает главным образом через организацию различных форм диалога со слушателями:
Основная часть приемов диалогизации базируется на такой специфической черте ораторской речи, как ее устность. Устная форма речи накладывает отпечаток на более простое построение фраз или деление их на удобные для восприятия на слух смысловые отрезки небольшой длины.
Вступление в публичной речи
В речи действует закон края, благодаря которому лучше всего запоминается начало и конец выступления. Задачи вступления:
Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, –обращение. Обращение одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания, и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.
Выделяются следующие варианты вступления:
- ссылка на речь предыдущего оратора;
Можно разработать и другие виды вступлений, но, обдумывая вступление, которое предполагается использовать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформулирована тема и тезис (основная мысль, требующая доказательства или раскрытия).
Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля.
Главная часть в публичном выступлении
Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументирующей речи. Это связано, в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи –сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи –поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала?
Исторический (хронологический) и простран
ственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т. д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.
Таким образом, выбор способа изложения материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т. д.) и количественного и качественного состава аудитории.
Заключение в публичной речи
Роль заключения очень велика –это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.
Функции заключения:
Продумывая заключение, надо помнить:
- во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может
быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее;
- в-третьих, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены
в единое целое.
Основные виды заключений:
Заключение должно соответствовать типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора, а самое главное, способствовать реализации цели, поставленной им.
Письменная речь в основном использует книжную лексику, прямой порядок слов в предложениях, сложные синтаксические конструкции, большое количество причастных и деепричастных оборотов. Поскольку письменная речь ориентирована на зрительное восприятие, она обладает четкой структурной организацией, куда можно отнести деление на разделы и параграфы, нумерацию страниц, абзацные отступы, систему ссылок и т. п.
Лекция 10.
ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ.
ПОДГОТОВКА УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО УСПЕХ.
Особенности публичной речи. Диалог, лежащий в основе любого общения, естественно, остается очень важной его составляющей и в публичной сфере. Однако характер этого диалога, формы, в которых он реализуется в этой сфере, имеют свои особенности, которые определяются той или иной конкретной ситуацией общения.
Публичное общение предполагает, что его участниками становятся не один и не два-три, а много людей. Это сказывается:
-
на выборе тем для общения: это должны быть общественно значимые проблемы; -
на характере раскрытия этих тем: они должны рассматриваться, исходя из идеи общественного блага; -
на речевых формах (жанрах): это выступления на многолюдных собраниях, съездах, митингах, в СМИ и т.д.; -
на речевом оформлении высказываний: они должны быть интересны, доступны и понятны всем; -
на той ответственности за речь, которая появляется у оратора.
Главная цель публичной речи –объединение оратора и аудитории для решения каких-либо общественно значимых проблем. В связи с этим особенности речи проявляются прежде всего в характере преподнесения информации. Любое выступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения. В связи с этим для публичной речи очень важно умение говорить просто и доступно о сложных вещах.
Специфика публичного общения предполагает в процессе передачи этой информации непосредственный контакт оратора со слушателями, обращенность к конк
ретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудиторию. Эти задачи оратор решает главным образом через организацию различных форм диалога со слушателями:
-
собственно диалога; -
различного рода обращений к аудитории в начале и по ходу речи; -
обращения к авторитету слушателей; -
использование риторических вопросов и восклицаний; -
введение цитат, афоризмов, пословиц и поговорок, предполагающих «разноголосье» в поддержку позиции оратора; -
искреннее выражение оценки того или иного факта и ожидание ответного сопереживания от слушателей; -
драматизацию изложения, сопоставление всех «за» и «против» при решении поставленного вопроса и т. д.
Основная часть приемов диалогизации базируется на такой специфической черте ораторской речи, как ее устность. Устная форма речи накладывает отпечаток на более простое построение фраз или деление их на удобные для восприятия на слух смысловые отрезки небольшой длины.
Вступление в публичной речи
В речи действует закон края, благодаря которому лучше всего запоминается начало и конец выступления. Задачи вступления:
-
психологическая – закрепление контакта, внимания и интереса, создание необходимого настроя у аудитории; -
содержательная – описание целевой установки, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); -
стратегическая – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.
Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, –обращение. Обращение одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания, и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.
Выделяются следующие варианты вступления:
-
слова о времени, месте, где проходит выступление, о недавно произошедшем событии; -
обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, несправедливость, сострадание и т. д.; -
юмористическое замечание; -
обращение к конфликту (при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов и т. д.); -
передача приветствий;
- ссылка на речь предыдущего оратора;
-
обращение к своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми; -
обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности; -
краткое изложение целей и задач выступления; -
риторический вопрос, который одновременно активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.
Можно разработать и другие виды вступлений, но, обдумывая вступление, которое предполагается использовать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформулирована тема и тезис (основная мысль, требующая доказательства или раскрытия).
Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля.
Главная часть в публичном выступлении
Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументирующей речи. Это связано, в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи –сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи –поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала?
-
Индуктивный способ – это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению. -
Дедуктивный способ – такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов –к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим. -
Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что если два явления
обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.
Исторический (хронологический) и простран
ственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т. д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.
Таким образом, выбор способа изложения материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т. д.) и количественного и качественного состава аудитории.
Заключение в публичной речи
Роль заключения очень велика –это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.
Функции заключения:
-
подвести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части; -
кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей; -
наметить пути развитая идей, высказанных оратором; -
на основе речи поставить задачи перед слушателями; -
закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.
Продумывая заключение, надо помнить:
-
во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или выражение надежды
на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же...). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию;
- во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может
быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее;
- в-третьих, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены
в единое целое.
Основные виды заключений:
-
подытоживающее повторение; -
призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т. д. -
интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод; -
обращение к аудитории; -
тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых конкретных действий; -
иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.
Заключение должно соответствовать типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора, а самое главное, способствовать реализации цели, поставленной им.