Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нает о вносимых изменениях, но и автор письменного текста, создав окончательный вариант и передав его, уже ничего исправить не сможет, даже если реакция адресата окажется совсем не такой, как предполагалось.

Письменная речь в основном использует книжную лек­сику, прямой порядок слов в предложениях, сложные синтаксические конструкции, большое количество прича­стных и деепричастных оборотов. Поскольку письменная речь ориентирована на зрительное восприятие, она обла­дает четкой структурной организацией, куда можно отне­сти деление на разделы и параграфы, нумерацию стра­ниц, абзацные отступы, систему ссылок и т. п.
Лекция 10.
ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ.

ПОДГОТОВКА УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО УСПЕХ.
Особенности публичной речи. Диалог, лежащий в основе любого общения, естествен­но, остается очень важной его составляющей и в публичной сфере. Однако характер этого диалога, формы, в которых он реализуется в этой сфере, имеют свои особенности, которые определяются той или иной конкретной ситуаци­ей общения.

Публичное общение предполагает, что его участниками становятся не один и не два-три, а много людей. Это ска­зывается:

  1. на выборе тем для общения: это должны быть общественно значимые проблемы;

  2. на характере раскрытия этих тем: они должны рас­сматриваться, исходя из идеи общественного блага;

  3. на речевых формах (жанрах): это выступления на многолюдных собраниях, съездах, митингах, в СМИ и т.д.;

  4. на речевом оформлении высказываний: они должны быть интересны, доступны и понятны всем;

  5. на той ответственности за речь, которая появляется у оратора.

Главная цель публичной речи объединение оратора и аудитории для решения каких-либо общественно зна­чимых проблем. В связи с этим особенности речи про­являются прежде всего в характере преподнесения ин­формации. Любое выступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения. В связи с этим для публичной речи очень важно умение говорить просто и доступно о сложных вещах.

Специфика публичного общения предполагает в про­цессе передачи этой информации непосредственный контакт оратора со слушателями, обращенность к конк­
ретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудито­рию. Эти задачи оратор решает главным образом через организацию различных форм диалога со слушателями:

  1. собственно диалога;

  2. различного рода обращений к аудитории в начале и по ходу речи;

  3. обращения к авторитету слушателей;

  4. использование риторических вопросов и восклицаний;

  5. введение цитат, афоризмов, пословиц и погово­рок, предполагающих «разноголосье» в поддержку по­зиции оратора;

  6. искреннее выражение оценки того или иного факта и ожидание ответного сопереживания от слушателей;

  7. драматизацию изложения, сопоставление всех «за» и «против» при решении поставленного вопроса и т. д.

Основная часть приемов диалогизации базируется на такой специфической черте ораторской речи, как ее устность. Устная форма речи накладывает отпечаток на бо­лее простое построение фраз или деление их на удобные для восприятия на слух смысловые отрезки небольшой длины.

Вступление в публичной речи

В речи действует закон края, благодаря которому луч­ше всего запоминается начало и конец выступления. Задачи вступления:

  1. психологическая – закрепление контакта, внимания и интереса, создание необходимого настроя у аудитории;

  2. содержательная описание целевой установки, сооб­щение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование);

  3. стратегическая указание на специфику темы, оп­ределение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, –обращение. Обращение одновременно является и контактоустанавливающим сред­ством, и способом привлечения внимания, и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.

Выделяются следующие варианты вступления:

  • слова о времени, месте, где проходит выступление, о недавно произошедшем событии;

  • обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, не­справедливость, сострадание и т. д.;

  • юмористическое замечание;

  • обращение к конфликту (при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взгля­дов и т. д.);

  • передача приветствий;


- ссылка на речь предыдущего оратора;

  • обращение к своим чувствам и переживаниям, а так­же рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми;

  • обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;

  • краткое изложение целей и задач выступления;

  • риторический вопрос, который одновременно акти­визирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную пробле­му речи.

Можно разработать и другие виды вступлений, но, об­думывая вступление, которое предполагается использо­вать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформу­лирована тема и тезис (основная мысль, требующая дока­зательства или раскрытия).

Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержа­тельном плане, так и с точки зрения стиля.

Главная часть в публичном выступлении

Пути раскрытия основного содержания могут быть раз­личны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументирующей речи. Это связано, в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи –сооб­щение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи –поиск новой истины, и логика высту­пает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала?

  • Индуктивный способ это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления от­дельных фактов к обобщению.

  • Дедуктивный способ такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих по­ложений и законов к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.

  • Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом анало­гии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что если два явления
    обладают двумя или несколькими сходными признака­ми, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.

Исторический (хронологический) и простран
ственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, собы­тий, биографию какого-либо лица и т. д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.

Таким образом, выбор способа изложения материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирую­щая), соответственно, от цели, которую ставит перед со­бой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо дей­ствие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, крити­ка чего- или кого-либо и т. д.) и количественного и качественного состава аудитории.

Заключение в публичной речи

Роль заключения очень велика это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная ос­новная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.

Функции заключения:

  • подвести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части;

  • кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей;

  • наметить пути развитая идей, высказанных оратором;

  • на основе речи поставить задачи перед слушателями;

  • закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

Продумывая заключение, надо помнить:

  • во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего вы­ступления: это или пожелание, или выражение надежды
    на что-либо, или эмоциональный лозунг (
    Так пусть же...). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впе­чатления, произведенного речью; призыв к действию;

- во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступле­ние, и основная часть. Хотя при этом заключение может
быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудито­рию гораздо сильнее;

- в-третьих, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за вни­мание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены
в единое целое.

Основные виды заключений:

  • подытоживающее повторение;

  • призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т. д.

  • интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод;

  • обращение к аудитории;

  • тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых конкретных действий;

  • иллюстративная концовка, включающая разверну­тую метафору, притчу, аллегорию.

Заключение должно соответствовать типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и са­мого оратора, а самое главное, способствовать реали­зации цели, поставленной им.