Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лениям, и монолог как вид речи, что соответствует языковой функции сообщения. Естественно, что для научного стиля характерен общественный способ коммуникации. Жанры научного стиля: доклад, реферат, курсовая работа, монография, статья и др.
Как правило, научный текст легко выделить из группы текстов разных стилей. Прежде всего обращают на себя внимание специальные слова, которые называют основные понятия данной науки, – термины (самолет представляет собой летательный аппарат тяжелее воз-духа с неподвижным крылом, служащим для образования подъемной силы). Но этим особенности построения научного текста не ограничиваются. Научный текст требует точности и однозначности, поэтому слова в таком тексте употребляются только в одном значении. Так как наука представляет нам сведения о целом ряде предметов, явлений, то слово в научном тексте употребляется в обобщенном значении. Когда мы читаем в книге береза растет в средней полосе России, то значение слова береза мы понимаем как береза вообще, всякая береза. Отвлеченный, абстрактный характер научного стиля приводит к тому, что в текстах этого стиля много существительных на -ость, -ение, -ание, существительных среднего рода больше, чем существительных мужского или женского. Глаголы в таких текстах играют значительно меньшую роль, чем в других стилях: чаще всего они используются в роли глаголов-связок в составном глагольном или именном сказуемом (это глаголы быть, являться, казаться, считаться, отличать и др.).
Научный текст подчеркнуто логичен, эта логичность достигается повтором слова как средства связи (Жаргон – язык социальных и профессиональных групп людей. Кроме профессиональных жаргонов существует студенческий, молодежный и другие жаргоны. Так, в речи студентов можно встретить такие жаргонизмы, как...). Подчеркнутая логичность проявляется и в употреблении вводных слов и предложений (во-первых, во-вторых, следовательно, итак, как уже было сказано выше, и т. д.).
Данные науки должны быть не только описаны, но и доказаны. Доказательность научного текста проявляется разными способами: примерами, рассуждениями, ссылкой на авторитетный источник (цитатой).
Научный текст стремится к объективности изложения, что достигается крайне редким использованием личных местоимений 1 лица единственного числа и частым использованием страдательных конструкций (приведенные факты свидетельствуют), безличных предложений (следует отметить).
В научном стиле выделяют три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. На формирование этих подстилей влияет фактор адресата, т. е, для кого создается текст, а также цели и задачи. Так, адресатом собственно научного подстиля является специалист в данной области, научно-учебного – будущий специалист или учащийся, научно-популярного – любой человек, интересующийся той или иной наукой. Цель собственно научного подстиля – описание новых явлений в науке, выдвижение гипотез, их доказательство; научно-учебного – изложение основ науки, обучение; научно-популярного – донести до человека, не являющегося специалистом, знания из различных областей науки доступными средствами, заинтересовать его. Поэтому, оставаясь научными, тексты разных подстилей различаются (например, в собственно научном подстиле практически не употребляются эмоциональные слова, тогда как в научно-популярном таких слов значительно больше).
Заголовок в литературе научного стиля, как правило, называет либо тему (Основы научных исследований в лингвистике), либо проблему (Является ли стиль художественной литературы стилем?). Названия научно-популярных произведений могут пробуждать читательский интерес (Почему мы не похожи друг на друга?) Довольно часто зачином (началом) научного текста является определение (как правило, с определения понятия начинаются главы в учебнике). Концовка научного текста представляет собой выводы или обобщение сказанного.
Лекция 7.
СТИЛЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
О стиле художественной литературы спорят так же, как о разговорном. Одни ученые считают, что такого стиля не существует, т.к. нельзя назвать его специфические языковые особенности (в художественной литературе возможно использование различных стилей, жаргонов, даже внелитературной лексики). Другие же утверждают, что он так же, как и другие стили, характерен для определенной сферы человеческой деятельности – искусства, использует письменную форму речи, монолог, диалог, полилог для достижения своих целей, представляет общественный способ коммуникации.
Одна из особенностей художественного стиля состоит в использовании образных средств языка для выполнения задач, поставленных художником (Унылая пора! Очей очарованье… – А. Пушкин). Слово в художественной речи является средством создания образов и выступает средством художественного смысла произведения.
Отбор слов, фраз, построение всего художественного произведения подчинено авторскому замыслу.
Для создания образа писатель может использовать даже самые простые языковые средства языка. Так, в рассказе А. Чехова «Длинный язык» характер героини, лживой, глупой, легкомысленной, создается через повтор слов в ее речи (Но, Васечка, какие там го-оры! Представь себе высокие-высокие горы, на тысячу раз выше, чем церковь… Наверху туман, туман, туман… Внизу громаднейшие камни, камни, камни…).
Художественная речь обладает высокой эмоциональной многозначностью, автор в одном тексте может намеренно «столкнуть» разные значения одного и того же слова (Той, что, страсти хлебнув, лишь ила нахлебалась. – М. Цветаева).
Тексты художественного стиля имеют авторское своеобразие, т.е. стиль автора – специфическую для данного автора манеру письма. Вдумчивый читатель легко отличит стиль А.С.Пушкина от стиля Л.Н.Толстого.
Смысл литературного произведения многозначен, отсюда вытекает возможность разного прочтения художественного текста, разного его толкования, разных оценок. Например, по-разному оценивали роман «Евгений Онегин» русские критики Белинский и Писарев.
Можно сказать, что художественный стиль активизирует весь арсенал языковых средств.
Существуют и специальные изобразительно-выразительные средства языка – тропы и стилистические фигуры.
Лекция 8.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Публицистический стиль свойствен политической сфере деятельности общества, функционирует в письменной и устной форме, проявляется как в монологе, так и в диалоге и полилоге (дискуссии), является общественным способом коммуникации.
Цель публицистических текстов – информировать граждан о событиях в стране и мире, а также формировать общественное мнение. Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих).
Для данного стиля характерно употребление
эмоциональных слов, слов и словосочетаний в переносном значении (черное золото – нефть), восклицательных, вопросительных и неполных предложений, т. е. таких средств лексики и синтаксиса, которые вызывают определенную эмоциональную реакцию. В публицистическом стиле возможно использование разговорной и даже жаргонной лексики (например, в журналистике 90-х годов стало обыкновенным использовать жаргонное слово тусовка в значении «собрание людей»). Авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, которые привлекут внимание читателя своей новизной. Если такое слово или выражение удачно, то оно начинает эксплуатироваться в текстах других авторов. Так, в свое время удачно найденное новое значение слова золото – «природное богатство» породило выражения белое золото (хлопок), черное золото (нефть), зеленое золото (леса).
Стандарт публицистического стиля особенно ярко проявляется в жанрах информационных сообщений, которые построены по устоявшейся схеме и отвечают на вопросы когда? где? что произошло? по какой причине? Например: Сегодня в Москве состоялось заседание Госдумы, на котором были обсуждены вопросы...
Чтобы стать интересным для читателей или слушателей, событие должно быть либо новым, либо актуальным, либо необычным. Любой публицистический текст стремится к тому, чтобы привлечь внимание читателя. Современный человек сокращает время для получения информации, поэтому начинает читать газету с того, что просматривает заголовки. Следовательно, чем неожиданней, интересней заголовок, тем больше вероятность того, что материал будет прочитан или услышан (Черный кот пытался угнать самолет. Когда поют гиббоны. Кто и сколько заработал на смерти Дианы? Зачем Дон-Кихоту мерседес?).
В публицистических текстах автор открыто говорит о себе, своих чувствах, оценке происшедшего, эмоциональным описанием события дает возможность читателю увидеть то, что видел сам.
Так как публицистика адресована широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности: предложения
невелики по объему, имеют достаточно простую схему, вместо причастных и деепричастных оборотов используются сложноподчиненные предложения. Деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение, если оно несет особую эмоциональную нагрузку с точки зрения автора.
Лекция 9.
УСТНАЯ РЕЧЬ
В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Устная речьпредполагает наличие реального собеседника. Поскольку говорящий создает свою речь в режиме on-line, для него оказывается важной реакция слушающего. Факторами, влияющими на изменение речевого поведения говорящего, могут быть недоуменные или вопросительные взгляды, перешептывания, шум в аудитории, кивки головой, улыбки. Существенным является и тот факт, что, независимо от наличия или отсутствия предварительной подготовки, говорящий создает свое речевое произведение начисто, не имея возможности начать заново, если что-то показалось неудачным. Единственное, что может говорящий, – подкорректировать свое выступление непосредственно во время говорения. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени.
Еще одно очень яркое отличие устной речи связано с тем, что, поскольку ей свойственна словесная импровизация, устная речь характеризуется такими качествами, как прерывистость, срывы конструкций, самоперебивы, лаконизм и избыточность.
Письменная речьвторична по отношению к устной и характеризуется тем, что информация в ней передается при помощи графических знаков. Она, как правило, обращена к отсутствующему адресату (адресатам), его можно лишь мысленно представить. Следовательно, реакция собеседника не может непосредственно повлиять на создание письменного текста. Эту реакцию создающий текст прогнозирует, представляет, в зависимости от этой предполагаемой реакции выбирая языковые средства. Отсюда возможность исправления, переписывание уже готовых фрагментов.
Мало того, уже написанный текст можно полностью переписать заново, избрав другие речевые средства, другие смысловые подходы. Адресат при этом ничего не уз
Как правило, научный текст легко выделить из группы текстов разных стилей. Прежде всего обращают на себя внимание специальные слова, которые называют основные понятия данной науки, – термины (самолет представляет собой летательный аппарат тяжелее воз-духа с неподвижным крылом, служащим для образования подъемной силы). Но этим особенности построения научного текста не ограничиваются. Научный текст требует точности и однозначности, поэтому слова в таком тексте употребляются только в одном значении. Так как наука представляет нам сведения о целом ряде предметов, явлений, то слово в научном тексте употребляется в обобщенном значении. Когда мы читаем в книге береза растет в средней полосе России, то значение слова береза мы понимаем как береза вообще, всякая береза. Отвлеченный, абстрактный характер научного стиля приводит к тому, что в текстах этого стиля много существительных на -ость, -ение, -ание, существительных среднего рода больше, чем существительных мужского или женского. Глаголы в таких текстах играют значительно меньшую роль, чем в других стилях: чаще всего они используются в роли глаголов-связок в составном глагольном или именном сказуемом (это глаголы быть, являться, казаться, считаться, отличать и др.).
Научный текст подчеркнуто логичен, эта логичность достигается повтором слова как средства связи (Жаргон – язык социальных и профессиональных групп людей. Кроме профессиональных жаргонов существует студенческий, молодежный и другие жаргоны. Так, в речи студентов можно встретить такие жаргонизмы, как...). Подчеркнутая логичность проявляется и в употреблении вводных слов и предложений (во-первых, во-вторых, следовательно, итак, как уже было сказано выше, и т. д.).
Данные науки должны быть не только описаны, но и доказаны. Доказательность научного текста проявляется разными способами: примерами, рассуждениями, ссылкой на авторитетный источник (цитатой).
Научный текст стремится к объективности изложения, что достигается крайне редким использованием личных местоимений 1 лица единственного числа и частым использованием страдательных конструкций (приведенные факты свидетельствуют), безличных предложений (следует отметить).
В научном стиле выделяют три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. На формирование этих подстилей влияет фактор адресата, т. е, для кого создается текст, а также цели и задачи. Так, адресатом собственно научного подстиля является специалист в данной области, научно-учебного – будущий специалист или учащийся, научно-популярного – любой человек, интересующийся той или иной наукой. Цель собственно научного подстиля – описание новых явлений в науке, выдвижение гипотез, их доказательство; научно-учебного – изложение основ науки, обучение; научно-популярного – донести до человека, не являющегося специалистом, знания из различных областей науки доступными средствами, заинтересовать его. Поэтому, оставаясь научными, тексты разных подстилей различаются (например, в собственно научном подстиле практически не употребляются эмоциональные слова, тогда как в научно-популярном таких слов значительно больше).
Заголовок в литературе научного стиля, как правило, называет либо тему (Основы научных исследований в лингвистике), либо проблему (Является ли стиль художественной литературы стилем?). Названия научно-популярных произведений могут пробуждать читательский интерес (Почему мы не похожи друг на друга?) Довольно часто зачином (началом) научного текста является определение (как правило, с определения понятия начинаются главы в учебнике). Концовка научного текста представляет собой выводы или обобщение сказанного.
Лекция 7.
СТИЛЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
О стиле художественной литературы спорят так же, как о разговорном. Одни ученые считают, что такого стиля не существует, т.к. нельзя назвать его специфические языковые особенности (в художественной литературе возможно использование различных стилей, жаргонов, даже внелитературной лексики). Другие же утверждают, что он так же, как и другие стили, характерен для определенной сферы человеческой деятельности – искусства, использует письменную форму речи, монолог, диалог, полилог для достижения своих целей, представляет общественный способ коммуникации.
Одна из особенностей художественного стиля состоит в использовании образных средств языка для выполнения задач, поставленных художником (Унылая пора! Очей очарованье… – А. Пушкин). Слово в художественной речи является средством создания образов и выступает средством художественного смысла произведения.
Отбор слов, фраз, построение всего художественного произведения подчинено авторскому замыслу.
Для создания образа писатель может использовать даже самые простые языковые средства языка. Так, в рассказе А. Чехова «Длинный язык» характер героини, лживой, глупой, легкомысленной, создается через повтор слов в ее речи (Но, Васечка, какие там го-оры! Представь себе высокие-высокие горы, на тысячу раз выше, чем церковь… Наверху туман, туман, туман… Внизу громаднейшие камни, камни, камни…).
Художественная речь обладает высокой эмоциональной многозначностью, автор в одном тексте может намеренно «столкнуть» разные значения одного и того же слова (Той, что, страсти хлебнув, лишь ила нахлебалась. – М. Цветаева).
Тексты художественного стиля имеют авторское своеобразие, т.е. стиль автора – специфическую для данного автора манеру письма. Вдумчивый читатель легко отличит стиль А.С.Пушкина от стиля Л.Н.Толстого.
Смысл литературного произведения многозначен, отсюда вытекает возможность разного прочтения художественного текста, разного его толкования, разных оценок. Например, по-разному оценивали роман «Евгений Онегин» русские критики Белинский и Писарев.
Можно сказать, что художественный стиль активизирует весь арсенал языковых средств.
Существуют и специальные изобразительно-выразительные средства языка – тропы и стилистические фигуры.
Лекция 8.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Публицистический стиль свойствен политической сфере деятельности общества, функционирует в письменной и устной форме, проявляется как в монологе, так и в диалоге и полилоге (дискуссии), является общественным способом коммуникации.
Цель публицистических текстов – информировать граждан о событиях в стране и мире, а также формировать общественное мнение. Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих).
Для данного стиля характерно употребление
эмоциональных слов, слов и словосочетаний в переносном значении (черное золото – нефть), восклицательных, вопросительных и неполных предложений, т. е. таких средств лексики и синтаксиса, которые вызывают определенную эмоциональную реакцию. В публицистическом стиле возможно использование разговорной и даже жаргонной лексики (например, в журналистике 90-х годов стало обыкновенным использовать жаргонное слово тусовка в значении «собрание людей»). Авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, которые привлекут внимание читателя своей новизной. Если такое слово или выражение удачно, то оно начинает эксплуатироваться в текстах других авторов. Так, в свое время удачно найденное новое значение слова золото – «природное богатство» породило выражения белое золото (хлопок), черное золото (нефть), зеленое золото (леса).
Стандарт публицистического стиля особенно ярко проявляется в жанрах информационных сообщений, которые построены по устоявшейся схеме и отвечают на вопросы когда? где? что произошло? по какой причине? Например: Сегодня в Москве состоялось заседание Госдумы, на котором были обсуждены вопросы...
Чтобы стать интересным для читателей или слушателей, событие должно быть либо новым, либо актуальным, либо необычным. Любой публицистический текст стремится к тому, чтобы привлечь внимание читателя. Современный человек сокращает время для получения информации, поэтому начинает читать газету с того, что просматривает заголовки. Следовательно, чем неожиданней, интересней заголовок, тем больше вероятность того, что материал будет прочитан или услышан (Черный кот пытался угнать самолет. Когда поют гиббоны. Кто и сколько заработал на смерти Дианы? Зачем Дон-Кихоту мерседес?).
В публицистических текстах автор открыто говорит о себе, своих чувствах, оценке происшедшего, эмоциональным описанием события дает возможность читателю увидеть то, что видел сам.
Так как публицистика адресована широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности: предложения
невелики по объему, имеют достаточно простую схему, вместо причастных и деепричастных оборотов используются сложноподчиненные предложения. Деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение, если оно несет особую эмоциональную нагрузку с точки зрения автора.
Лекция 9.
УСТНАЯ РЕЧЬ
В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Устная речьпредполагает наличие реального собеседника. Поскольку говорящий создает свою речь в режиме on-line, для него оказывается важной реакция слушающего. Факторами, влияющими на изменение речевого поведения говорящего, могут быть недоуменные или вопросительные взгляды, перешептывания, шум в аудитории, кивки головой, улыбки. Существенным является и тот факт, что, независимо от наличия или отсутствия предварительной подготовки, говорящий создает свое речевое произведение начисто, не имея возможности начать заново, если что-то показалось неудачным. Единственное, что может говорящий, – подкорректировать свое выступление непосредственно во время говорения. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени.
Еще одно очень яркое отличие устной речи связано с тем, что, поскольку ей свойственна словесная импровизация, устная речь характеризуется такими качествами, как прерывистость, срывы конструкций, самоперебивы, лаконизм и избыточность.
Письменная речьвторична по отношению к устной и характеризуется тем, что информация в ней передается при помощи графических знаков. Она, как правило, обращена к отсутствующему адресату (адресатам), его можно лишь мысленно представить. Следовательно, реакция собеседника не может непосредственно повлиять на создание письменного текста. Эту реакцию создающий текст прогнозирует, представляет, в зависимости от этой предполагаемой реакции выбирая языковые средства. Отсюда возможность исправления, переписывание уже готовых фрагментов.
Мало того, уже написанный текст можно полностью переписать заново, избрав другие речевые средства, другие смысловые подходы. Адресат при этом ничего не уз