Файл: управление и администрирование информационными службами инфокоммуникационной системы организации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 483

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ITIL (Information Technology Infrastructure Library) предлагает другой взгляд на деятельность ИТ- подразделения которое становится таким же формирующим прибавочное качество подразделением, как и остальные подразделения организации. Причем ИТ- подразделение теперь не предоставляет в пользование оборудование, а предоставляет ИТ- услуги, необходимые для конечных пользователей, которых в таком контексте предпочтительнее именовать «потребителями услуг». Можно сказать, что предоставляемое оборудование «обертывается» услугами по его поддержке и предоставлению. Переход на термин ИТ- услуги требует перехода от отношений владелец-пользователь оборудования (приложений) к отношениям покупатель-продавец ИТ- услуг, что в свою очередь требует выработки способов измерения качества предоставляемых услуг. Помимо этого вводится понятие стоимости услуги, что фактически выводит ИТ- подразделение на финансовое взаимодействие между ИТ- подразделением и бизнесом.MOF (Microsoft Operations Framework)— Управление информационными технологиями эта тема, в которой компания Microsoft имеет свое видение. Система стандартов Microsoft Enterprise Services от компании Microsoft представляет собой три области: Первой областью является деятельность по подготовке к внедрению информационной системы где формализуются требования к ИТ и определяется объем проекта. Подготовка к внедрению информационной системы описана в стандарте Microsoft Readiness Framework (MRF); Второй областью является деятельность по внедрению информационной системы на предприятии, где определяются основные вопросы разработки и развертывания ИТ- решения. Построение и внедрение информационной системы описано в стандарте Microsoft Solutions Framework (MSF); Третьей областью является деятельность по поддержке информационной системы внедренной на предприятии. Вопросы эксплуатации информационной системы рассматриваются в стандарте Microsoft Operations Framework (MOF). теории Cobit– контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.ITCMM– модель зрелости IT-услуг. ВITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.3. Методологии HP ITSM– одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей. Microsoft MOF– набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей: Процессов Команд Управление рисками Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети. Существует несколько групп методов доступа, основанных на временном разделении:- централизованные и децентрализованные;- детерминированные и случайные.Централизованный доступ управляется из центра управления сетью, например, от сервера. Децентрализованные методы доступа функционируют на основе протоколов, принятых к исполнению всеми рабочими станциями сети, без каких-либо управляющих воздействий со стороны центра.Детерминированный доступ обеспечивает наиболее полное использование моно­канала и описывается протоколами, дающими гарантию каждой рабочей станции на определенное время доступа к моноканалу. При случайном доступе обращения станций к моноканалу могут выполняться в любое время, но нет гарантий, что каждое такое обращение позволит реализовать эффективную передачу данных.При централизованном доступе каждый клиент может получать доступ к моноканалу:- по заранее составленному расписанию — статическое разделение времени канала;- по жесткой временной коммутации через определенные промежутки времени (например, через каждые 0,5 с), задаваемые электронным коммутатором — динамическое детерминированное разделение времени канала;- по гибкой временной коммутации, реализуемой в процессе выполняемого из центра сети опроса рабочих станций на предмет выяснения необходимости доступа — динамическое псевдослучайное разделение канального времени;- при получении полномочий в виде специального пакета — маркера.Первые два метода не обеспечивают эффективную загрузку канала, ибо при пре­доставлении доступа некоторые клиенты могут быть не готовы к передаче данных, и канал в течение выделенного им отрезка времени будет простаивать.Метод опроса используется в сетях с явно выраженным центром управления и иногда даже в сетях с раздельными абонентскими каналами связи (например, в сетях с радиальной топологией для обеспечения доступа к ресурсам центрального сервера).Метод передачи полномочий использует пакет, называемый маркером. Маркер — служебный пакет определенного формата, в который клиенты сети могут помещать свои информационные пакеты. Последовательность передачи маркера по сети от одной рабочей станции к другой задается сервером (управляющей станцией). Рабочая станция, имеющая данные для передачи, анализирует, свободен ли мар­кер. Если маркер свободен, станция помещает в него пакет/пакеты своих данных, устанавливает в нем признак занятости и передает маркер дальше по сети. Стан­ция, которой было адресовано сообщение (в пакете обязательно есть адресная часть), принимает его, сбрасывает признак занятости и отправляет маркер дальше. При этом методе доступа легко реализуется приоритетное обслуживание приви­легированных абонентов. Данный метод доступа для сетей с шинной и радиальной топологий обеспечивается распространенным протоколом Arcnet корпорации Datapoint.К децентрализованным детерминированным методам относятся:- метод передачи маркера;- метод включения маркера.Оба метода используются преимущественно в сетях с петлевой (кольцевой) топологией и основаны на передаче по сети специальных пакетов — маркеров, сегментов.Сетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.Технология IEEE 802.5/Token RingТехнология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.Технология ARCNETТехнология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus

Чем обусловливается необходимость принятия регламента

общая часть

Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

Понятие руководства по эксплуатации

Инструкции по развертыванию ОС.

общая часть

Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

Транспортный уровень



Понятие руководства по эксплуатации


Содержание термина «руководство по эксплуатации» принято трактовать в соответствии с положениями ГОСТ 2.601-2006 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Эксплуатационные документы». Указанный национальный стандарт определяет данное руководство как важный документ, в котором содержится исчерпывающая информация о характеристиках продукта, его конструкции и принципах работы, правилах безопасной эксплуатации и осуществления работ с применением данного изделий.

Кроме того, в руководстве по эксплуатации принято указывать порядок осуществления оценки технического состояния изделия в разрезе необходимости проведения профилактических, ремонтных или утилизационных работ в отношении всего продукта или отдельных его деталей и частей.

Инструкции по развертыванию ОС.


Программные платформы и аппаратно-программные комплексы обычно используются в качестве основы для создания систем различного назначения. Это могут быть как автоматизированные системы, охватывающие часть деятельности организации, так и системы инфраструктурного назначения: серверные, сетевые и пр.

В процессе внедрения новой конфигурации компьютерной сети администратору приходится решать две типовые задачи:

  • • переход к более поздним версиям ОС;

  • • развертывание (установка) новой ОС на всех хостах Л ВС.

Если внедрение новой конфигурации осуществляют администраторы организации-пользователя, не обладающие необходимыми знаниями, они должны иметь подробные инструкции-указания, позволяющие шаг за шагом построить из предлагаемого рынком комплекса программных услуг свою конкретную систему. В этом и состоит задача инструкции по развертыванию.

Взаимодействие пользователя с любым современным компьютером — персональным, портативным, сервером или мейнфреймом — невозможно без посредника между человеком и аппаратной частью. Этим связующим звеном в подавляющем большинстве случаев является ОС. В связи с повсеместным внедрением компьютерной техники проблема быстрой установки ПО становится все более актуальной. Большинству пользователей не составляет труда инсталлировать ОС на отдельный компьютер

, но подготовить к работе десятки и сотни терминалов — серьезная проблема для большинства системных администраторов малых сетей. Поэтому спрос на ПС, позволяющие переносить рабочий софт с одной машины на другую, повышается с каждым днем.


  1. Какие стандарты управления информационной безопасностью существуют в настоящее время?

В настоящий момент существует большое количество подходов к обеспечению и управлению информационной безопасностью. Наиболее эффективные из них формализованы в стандарты.

Международные стандарты и методологии в области ИБ и управления ИТ являются ориентиром при построении информационной безопасности, а также помогают в решении связанных с этой деятельностью задач всех уровней, как стратегических и тактических, так и операционных. 

COBIT

Международная ассоциация ISACA (Information Systems Audit and Control Association), известная разработкой стандартов по управлению ИТ в корпоративной среде и проводимыми сертификациями (например, CISA, CISM, CRISC), и Институт руководства ИТ (IT Governance Institute — ITGI) совместно разработали подход к управлению информационными технологиями. В 1996 году на его основе организация ISACF выпустила первую версию стандарта COBIT. С течением времени и с развитием подходов к управлению ИТ концепция COBIT пересматривалась и расширялась. Сегодня самой новой версией методологии является COBIT 2019, ставшая продуктом эволюции пятой версии стандарта (пересмотр состоялся в декабре 2018 года). COBIT 2019 описывает набор процессов, лучших практик и метрик для выстраивания эффективного управления и контроля, а также достижения максимальной выгоды от использования ИТ.

ITIL и ITSM

Библиотека инфраструктуры информационных технологий или ITIL (The IT Infrastructure Library) — это набор публикаций (библиотека), описывающий общие принципы эффективного использования ИТ-сервисов. Библиотека ITIL применяется для практического внедрения подходов IT Service Management (ITSM) — проектирования сервисов и ИТ-инфраструктуры компании, а также обеспечения их связности.

ITIL можно рассматривать в том числе с точки зрения информационной безопасности, так как для успешного использования ИТ и поддерживаемых услуг необходимо обеспечивать доступность, целостность и конфиденциальность ИТ-инфраструктуры. Это достигается правильным управлением ИТ-безопасностью. Библиотека содержит раздел
, посвященный вопросам безопасности в структуре процессов ITIL. В материалах ITIL не прописаны конкретные требования к средствам защиты, а лишь дается описание общей организации безопасной работы ИТ-сервисов. В библиотеке можно найти как основные принципы выстраивания самого процесса управления ИБ, так и ключевые рекомендации по поддержанию СУИБ — Системы управления информационной безопасностью (Information Security Management System или ISMS). Если COBIT определяет ИТ-цели, то ITIL указывает шаги на уровне процессов. Кроме того, библиотека содержит рекомендации по выстраиванию смежных процессов, например, по управлению инцидентами, что позволяет комплексно взглянуть на выстраивание процессов и их интеграцию в ИТ-среду. ISO

Серия ISO/IEC 27XXX

Наиболее известным и популярным набором стандартов среди как зарубежных, так и российских ИБ-специалистов, к которому обращаются в первую очередь при внедрении СУИБ, являются документы из серии ИБ-стандартов ISO/IEC 27XXX.

Самый известный стандарт серии — ISO/IEC 27001:2013, определяющий аспекты менеджмента информационной безопасности и содержащий лучшие практики по выстраиванию процессов для повышения эффективности управления ИБ. Стандарт декларирует риск-ориентированный подход, который позволяет выбрать необходимые меры и средства защиты, наилучшим образом соответствующие потребностям и интересам бизнеса. По результатам внедрения стандарта ISO/IEC 27001:2013 компания может пройти сертификацию.


32. Опишите основные методы и средства восстановления работоспособности программно-аппаратных средств инфокоммуникационной системы.

К техническим мерам обеспечения непрерывной работы и восстановления относятся программные, аппаратные и технические средства и системы, используемые для предотвращения возникновения Инцидентов, такие как:

- системы жизнеобеспечения АИС ;

- системы обеспечения отказоустойчивости;

- системы резервного копирования и хранения данных;

- системы контроля физического доступа.

Системы жизнеобеспечения АИС  включают:

-  пожарные сигнализации и системы пожаротушения;

- системы вентиляции и кондиционирования;


- системы резервного питания.

Все критичные помещения ___________________ (помещения, в которых размещаются элементы АИС  и СЗПДн) должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и пожаротушения.

Для выполнения требований по эксплуатации (температура, относительная влажность воздуха) программно-аппаратных средств АИС  в помещениях, где они установлены, должны применяться системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

Для предотвращения потерь информации при кратковременном отключении электроэнергии все ключевые элементы АИС  и СЗПДн, сетевое и коммуникационное оборудование, а также наиболее критичные АРМ должны подключаться к сети электропитания через источники бесперебойного питания. В зависимости от необходимого времени работы ресурсов после потери питания могут применяться следующие методы резервного электропитания:

- локальные источники бесперебойного электропитания с различным временем питания для защиты отдельных компьютеров;

- источники бесперебойного питания с дополнительной функцией защиты от скачков напряжения;

- дублированные системы электропитания в устройствах (серверы, активное сетевое оборудование и т. д.);

- резервные линии электропитания в пределах комплекса зданий;

- аварийные электрогенераторы.

Системы обеспечения отказоустойчивости:

- кластеризация;

- технология RAID.

Для обеспечения отказоустойчивости критичных компонентов АИС  при сбое в работе оборудования и их автоматической замены без простоев должны использоваться методы кластеризации.

Для наиболее критичных компонентов АИС  должны использоваться территориально удаленные системы кластеров.

Для защиты от отказов отдельных дисков серверов, осуществляющих обработку и хранение защищаемой информации, должны использоваться технологии RAID, которые (кроме RAID-0) применяют дублирование данных, хранимых на дисках.

Система резервного копирования и хранения данных должна обеспечивать хранение защищаемой информации на твердый носитель (ленту, жесткий диск и т.п.).

  1. Как происходит резервное копирование и восстановление данных?

Резервная копия - это копия данных. Эта копия может включать важные части вашей базы данных, такие как файл управления и файлы данных. Резервное копирование - это защита от неожиданной потери данных и ошибок приложения; если вы потеряете исходные данные, вы можете использовать резервную копию для их восстановления.