Файл: управление и администрирование информационными службами инфокоммуникационной системы организации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ITIL (Information Technology Infrastructure Library) предлагает другой взгляд на деятельность ИТ- подразделения которое становится таким же формирующим прибавочное качество подразделением, как и остальные подразделения организации. Причем ИТ- подразделение теперь не предоставляет в пользование оборудование, а предоставляет ИТ- услуги, необходимые для конечных пользователей, которых в таком контексте предпочтительнее именовать «потребителями услуг». Можно сказать, что предоставляемое оборудование «обертывается» услугами по его поддержке и предоставлению. Переход на термин ИТ- услуги требует перехода от отношений владелец-пользователь оборудования (приложений) к отношениям покупатель-продавец ИТ- услуг, что в свою очередь требует выработки способов измерения качества предоставляемых услуг. Помимо этого вводится понятие стоимости услуги, что фактически выводит ИТ- подразделение на финансовое взаимодействие между ИТ- подразделением и бизнесом.MOF (Microsoft Operations Framework)— Управление информационными технологиями эта тема, в которой компания Microsoft имеет свое видение. Система стандартов Microsoft Enterprise Services от компании Microsoft представляет собой три области: Первой областью является деятельность по подготовке к внедрению информационной системы где формализуются требования к ИТ и определяется объем проекта. Подготовка к внедрению информационной системы описана в стандарте Microsoft Readiness Framework (MRF); Второй областью является деятельность по внедрению информационной системы на предприятии, где определяются основные вопросы разработки и развертывания ИТ- решения. Построение и внедрение информационной системы описано в стандарте Microsoft Solutions Framework (MSF); Третьей областью является деятельность по поддержке информационной системы внедренной на предприятии. Вопросы эксплуатации информационной системы рассматриваются в стандарте Microsoft Operations Framework (MOF). теории Cobit– контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.ITCMM– модель зрелости IT-услуг. ВITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.3. Методологии HP ITSM– одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей. Microsoft MOF– набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей: Процессов Команд Управление рисками Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети. Существует несколько групп методов доступа, основанных на временном разделении:- централизованные и децентрализованные;- детерминированные и случайные.Централизованный доступ управляется из центра управления сетью, например, от сервера. Децентрализованные методы доступа функционируют на основе протоколов, принятых к исполнению всеми рабочими станциями сети, без каких-либо управляющих воздействий со стороны центра.Детерминированный доступ обеспечивает наиболее полное использование моно­канала и описывается протоколами, дающими гарантию каждой рабочей станции на определенное время доступа к моноканалу. При случайном доступе обращения станций к моноканалу могут выполняться в любое время, но нет гарантий, что каждое такое обращение позволит реализовать эффективную передачу данных.При централизованном доступе каждый клиент может получать доступ к моноканалу:- по заранее составленному расписанию — статическое разделение времени канала;- по жесткой временной коммутации через определенные промежутки времени (например, через каждые 0,5 с), задаваемые электронным коммутатором — динамическое детерминированное разделение времени канала;- по гибкой временной коммутации, реализуемой в процессе выполняемого из центра сети опроса рабочих станций на предмет выяснения необходимости доступа — динамическое псевдослучайное разделение канального времени;- при получении полномочий в виде специального пакета — маркера.Первые два метода не обеспечивают эффективную загрузку канала, ибо при пре­доставлении доступа некоторые клиенты могут быть не готовы к передаче данных, и канал в течение выделенного им отрезка времени будет простаивать.Метод опроса используется в сетях с явно выраженным центром управления и иногда даже в сетях с раздельными абонентскими каналами связи (например, в сетях с радиальной топологией для обеспечения доступа к ресурсам центрального сервера).Метод передачи полномочий использует пакет, называемый маркером. Маркер — служебный пакет определенного формата, в который клиенты сети могут помещать свои информационные пакеты. Последовательность передачи маркера по сети от одной рабочей станции к другой задается сервером (управляющей станцией). Рабочая станция, имеющая данные для передачи, анализирует, свободен ли мар­кер. Если маркер свободен, станция помещает в него пакет/пакеты своих данных, устанавливает в нем признак занятости и передает маркер дальше по сети. Стан­ция, которой было адресовано сообщение (в пакете обязательно есть адресная часть), принимает его, сбрасывает признак занятости и отправляет маркер дальше. При этом методе доступа легко реализуется приоритетное обслуживание приви­легированных абонентов. Данный метод доступа для сетей с шинной и радиальной топологий обеспечивается распространенным протоколом Arcnet корпорации Datapoint.К децентрализованным детерминированным методам относятся:- метод передачи маркера;- метод включения маркера.Оба метода используются преимущественно в сетях с петлевой (кольцевой) топологией и основаны на передаче по сети специальных пакетов — маркеров, сегментов.Сетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.Технология IEEE 802.5/Token RingТехнология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.Технология ARCNETТехнология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus

Чем обусловливается необходимость принятия регламента

общая часть

Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

Понятие руководства по эксплуатации

Инструкции по развертыванию ОС.

общая часть

Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

Транспортный уровень



Процесс разработки технической документации

1. сбор и анализ требований

2. проектирование документа

3. разработка и верификациия

4. финализация документа

5. готовый документ для заказчика

Законодательством предписано обязательное наличие технических документов для устройств, которые будут применяться на высокоопасных производственных объектах, и для продукции, изготавливаемой не по действующему в ее отношении нормативному акту. Помимо того, документы должны иметь определенное содержание. Регламентируется оно стандартом о системе конструкторской документации. Стандарты оговаривающие требования к выполнению документации ГОСТ 2.102, 2.601, 11442 и в целом все прочие требования ЕСКД, ЕСТД.

Разработка технической документации:

Руководство по эксплуатации – документ, содержащий четкие сведения относительно конструкции, а также принципах действия и характеристиках устройства, в том числе относительно его составных частей.

Паспорт (формуляр) технического устройства – документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия.

Расчеты на прочность – документ, содержащий исследование, осуществляемое с целью определения безопасной эксплуатации объекта в конкретных условиях и при конкретных нагрузках.

Технические условия – документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

И другие документы в зависимости от специфики продукта.


  1. Какие основные шаги настройки сетевых элементов инфокоммуникационной системы можно выделить?

Настройка оборудования может включать, по желанию заказчика, в себя следующие этапы и работы:

1. настройка коммутаторов, маршрутизаторов и межсетевых экранов (Firewall). Настройка обычно включает в себя разделение сети на виртуальные локальные сети, разработку и настройку правил маршрутизации
, обеспечения качества обслуживания, обеспечения безопасности, обеспечение шифрования критичных данных, организацию удаленного защищенного доступа к данным корпоративной сети. В список настраиваемого оборудования входят активные устройства сетевой среды, такие как мультиплексоры, коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, служебные сервера (DNS, DHCP, HTTP, MAIL), а также очень часто магистральные медные и оптические мультиплексоры.

2. в настоящее время с развитием беспроводных технологий ни одна корпоративная сеть передачи данных не обходится без WI-FI сети. Поэтому в настройку также попадают и беспроводные точки доступа. Организация удобной, масштабируемой, управляемой из единой точки сети требует знания современных технологий. Правильно настроенная сеть обеспечивает высокую надежность, централизованное управление, а также дополнительные сервисы, такие как авторизация, handover, и другие.

3. помимо сетевого оборудования требуют настройки и сетевые принтеры, многофункциональные печатающие устройства, копиры. В настоящее время они являются автономными сетевыми устройствами и наравне с компьютерной техникой требуют профессиональной настройки. Ввод настроек лучше поручить специалистам, т.к. непрофессиональное обращение с высокотехнологичной техникой может вывести ее из строя. Помимо этого, неавторизованные инсталляции не приветствуются производителями, и самостоятельно произведенная настройка и установка оборудования, без привлечения авторизованного сервис-центра, - риск потерять гарантию на дорогостоящее оборудование.

4. технологии передачи данных совершенствуются, и на сегодня в список оборудования, часто используемого корпоративными заказчиками, традиционно входят системы видеоконференцсвязи. Правильная настройка системы позволяет получать качественное изображение, экономить на полосе пропускания, полностью использовать весь функционал системы для конечного пользователя. В систему видеоконференцсвязи входят не только сервера видеоконференции, но и оконечные терминальные устройства - IP видеотелефоны, видеотерминалы, системы коллективной видеосвязи. Правильная настройка всего класса устройств, совместно с центральной системой, обеспечит реализацию качественной услуги и сервиса для пользователя.


  1. Какие основные моменты должно содержать руководство системного администратора, программиста, администратора?


Руководство системного администратора составляют на основании ГОСТ 19.503-79

Руководство системного администратора — программный документ, предоставляющий специалисту информацию, необходимую для выполнения работы по установке программ и поддержанию работоспособности всего программного обеспечения, используемого в рамках тех или иных систем.

Руководство системного администратора — вспомогательный документ для прикладных программных продуктов и основной для серверных и системных, которые не имеют непосредственных пользователей.

В руководстве системного администратора должны быть изложены:

– назначение и область применения программы;

– состав программы, основные принципы ее функционирования;

– комплект поставки (если он не указан в отдельном документе);

– системные требования для программы или ее компонентов;

– предпочтительная очередность установки компонентов;

– процедура установки программы или каждого ее компонента;

– порядок обязательной первоначальной настройки программы;

– способы интеграции установленных копий компонентов между собой;

– интегрирование программы со сторонним ПО, например, с сервером БД;

– способы и периодичность контроля правильности работы программы;

– порядок текущего обслуживания работающих копий программы;

– порядок решения всевозможных вспомогательных задач;

– аварийные ситуации и способы их устранения.

Дополнительно в руководстве системного администратора можно описать:

– пользовательский интерфейс административной консоли;

– утилиты командной строки и синтаксис их запуска;

– конфигурационные файлы и правила их написания;

– язык для составления управляющих скриптов.

Структура руководства системного программиста имеет вид:

1. Общие сведения о программе.

2. Архитектура и принципы функционирования.

3. Системные требования.

4. Установка программы.

5. Административная консоль и работа с ней.

6. Файл конфигурации. Составление и правка.

7. Обязательная начальная настройка программы.

8. Проверка правильности функционирования программы.

9. Мероприятия по текущему обслуживанию программы.


10. Оптимизация работы программы.

11. Аварийные ситуации и способы их устранения.



  1. Опишите архитектуры аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети.


Сетью является группа компьютеров, которые соединены между собой при помощи специального оборудования, реализующего информационный обмен информацией между ними. Соединить два компьютера можно непосредственно (двухточечное соединение) или с применением дополнительного оборудования, предназначенного для обеспечения связи.

Компьютерные сети являются магистральными информационными структурами, состоящими из логического и физического уровней, главным предназначением которых является информационный обмен.

Физический уровень представлен элементами сети, которые обеспечивают физическое соединение компьютеров. В качестве таких элементов обычно могут использоваться:

Сетевые интерфейсы, такие как, сетевые карты или платы сетевых адаптеров, стандартные или расширенные коммуникационные, или параллельные порты.

Сетевая среда трансляции данных, а именно, кабель коаксиальный, кабель двухпроводный (витая пара) или оптоволоконный кабель.

Совокупность узловых компонентов, которыми являются маршрутизаторы, концентраторы, повторители (репитеры, хабы), переключатели (switch), а также конечные элементы (терминаторы, коннекторы, разъемы, заглушки).

Логическим уровнем является разнообразное программное обеспечение, которое предоставляет возможность применения имеющихся в наличии физических элементов сети. Среди всего разнообразия программного обеспечения следует особо выделить его следующие типы:

Драйверы и сетевые протоколы операционных систем.

Серверные программы.

Клиенты сетевых сервисов или служб.

Как уже отмечалось выше, сети делятся на локальные и глобальные, но, помимо этого, они ещё могут быть:

Одноранговыми и многоранговыми сетями.

Однопользовательскими и многопользовательскими сетям.

Среди всего разнообразия сетевых классификаций следует рассматривать самые важные и часто применяемые. Практически все классификационные принципы деления сетей на категории и типы базируются на видах и типах программного обеспечения. Другими словами, при одном и том же физическом основании могут быть сформированы сети различных видов, типов и классов.


Компьютер, подключенный к сети, именуется рабочей станцией (Workstation). Обычно за этим компьютером работает пользователь, но в сети имеются и такие компьютеры, на которых необязательно присутствие человека. Они функционируют как сетевые управляющие центры, а также и как информационные накопители. Такой тип компьютеров носит название сервер. Когда компьютеры располагаются относительно недалеко друг от друга и соединяются при помощи высокоскоростных сетевых адаптеров, то такие сети именуются локальными сетями. При использовании локальных сетей компьютеры обычно могут располагаться в границах одной комнаты, здания или в нескольких близко расположенных домах. Локальные компьютерные сети, как правило, могут объединить не более сотни единиц компьютерного оборудования, которое принадлежат какой-нибудь одной организации, и носят корпоративный характер, как по эксплуатации сети, так и по характеру системного программного обеспечения.

Компьютерные сети именуются глобальными, когда они объединяют в своем составе значительное количество компьютеров и отвечают современным требованиям, которые применяются к сетям и сетевым технологиям, предназначенным для интеграции компьютеров, расположенных на больших расстояниях и имеющих различную базовую архитектуру и программное обеспечение.


  1. Что содержится в технологической инструкции, инструкции по эксплуатации, инструкции по развертыванию?

На основе ГОСТ 34 разработан шаблон документа – ТИ. Он включает следующие разделы:

Наименование технологической операции;

Для кого предназначена Технологическая инструкция;

Условия выполнения технологической операции;

Порядок выполнения операции;

Подготовительные действия;

Основные действия;

Заключительные действия.

Для разработки ТИ чаще всего используются типовые Технологические инструкции, ориентированные и разработанные в определенной сфере деятельности. Они основываются на отраслевых стандартах и зачастую сами становятся ими.

Типовые ТИ существенно  упрощают не только разработку таких  документов для конкретного производства и конкретного технологического процесса, и  упрощают  технологическую документацию, вводя понятие «типовой технологический процесс», и работу по нормированию в отрасли и на производстве .