Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 581

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в другом – из-под рыбы, в третьем – из-под самогона. Люди, принёсшие воду, предупреждали, что сосуды для воды должны быть чистыми, но жители не обратили внимания на их слова. Водоносы не хотели наливать воду в немытые сосуды, но делать было нечего, ведь они не могли оставить людей умирать от жажды.

Вода была налита и, конечно же, приняла вкус того, чем были запачканы сосуды. И жители селений подумали, что вода, которую им принесли, изначально обладала этим вкусом. Однажды они повстречались с жителями других селений, и каждый начал рассказывать о вкусе принесённой воды и её свойствах. Когда они узнали, что вода у них разная, они решили, что она из разных источников. Тут они начали доказывать друг другу, что их вода самая лучшая и лишь она вправе называться чистой водой. Из-за этого они поссорились. И все стали считать соседей, не почитающих их воду как единственно чистую, врагами.

В своём неведении они не знали, что поклоняются они и ценят не саму воду, а вкус, который они ей придали.

Вопросы:

– В чем смысл этой притчи?

– Объясняет ли она многообразие религий на земле и единство Бога?

– Как, согласно этой точке зрения, вы объясните существование мировых религий?

Технологическая карта уроков 22–23

Тема

ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Искусство и духовная жизнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/
load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urov_quotiskusstvo_i_dukhovnaja_zhiznquot/1-1-0-70

План

1. Различные трактовки искусства.

2. Структура и состав изобразительного искусства.

3. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.

4. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства.

5. Изящные искусства, их история и развитие.

6. «Свободные искусства»

Цель уроков

Создать условия для формирования представлений о взаимодействии культуры и духовной жизни общества

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Искусство, виды искусства

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/ приобретенная компетентность


Научатся: определять,что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными




Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация

к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся

к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Искусство и духовная жизнь»

Вопросы:

– Может ли общество обходиться без искусства?

– Как вы считаете, может ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу?

– Является ли искусством мода?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Искусство и духовная жизнь».

2. Работа
с текстом учебника,
с. 113–123.

3. Работа
с текстом
о специфике искусства

(см. Приложение
на с. 56)
.

4. Работа
с документом,

с. 123–124.

1. Показывает и комментирует слайды презентации.


2. Формулирует задание:

– ознакомиться с новым материалом;

– составить опорный конспект.
3. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует беседу
по вопросам:

– В чем заключается специфика искусства?

– Какую способность совершенствует искусство, по мнению Э. Ильенкова?

4. Нацеливает учащихся на изучение и анализ документа, проводит беседу по вопросам к документу

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

2. Самостоятельно изучают новый материал. Составляют опорный

конспект.

3. Знакомятся
с текстом, анализируют его, аргументированно отстаивают собственную точку зрения.
4. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная работа.

3. Работа в парах.

4. Фронтальная работа

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об искусстве и духовной жизни.

Коммуникативные: определяют последовательность своих действий; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию

к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

1. Записи в тетради.

2. Записи в тетради.


3. Устные

ответы.


4. Устные

ответы.






5. Творческая работа (написание эссе)

5. Предлагает учащимся темы
на выбор для написания эссе:

«Искусство должно облагораживать людей...» (М. Горький.); «Первый закон искусства: если тебе нечего сказать – молчи. Если тебе есть что сказать – скажи и не лги» (Р. Роллан); «До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их» (Л. Н. Толстой)


5. Пишут эссе







5. Письменная работа

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

1. Обсуждение эссе.

2. Выполнение заданий, с. 125

1. Организует дискуссионную беседу по материалам эссе.

Обобщает результаты работы учащихся, дает оценку их деятельности.
2. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу
по вопросам учебника

1. Зачитывают эссе, высказывают свое мнение в дискуссионной беседе.

2. Выполняют задания, отвечают на вопросы


1. Фронтальная.

2. Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск
и выделение информации;

логические – строят логическую цепь рассуждений

1.Устные ответы.

2. Устные

ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Что такое искусство?

– Какое место оно занимает
в культуре?

– Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства?

– Почему человеку необходима эстетическая культура?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 11, задание 1–4,

с. 125

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная






1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   27


Приложение

Э. В. Ильенков. О «специфике» искусства

«Специфика» искусства заключается в том, что оно формирует и организует сферу чувственного (то есть «эстетического») восприятия человеком окружающего мира. Огромная роль искусства в совокупном развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что специфически человеческая «чувственность» (в том широком значении этого слова, в котором оно фигурирует в философии) есть культурно-исторический продукт, а вовсе не простой дар матушки-природы.

Способность чувственно воспринимать окружающий мир – так же как и способность логически мыслить, рассуждать о нем – формируется уже самими условиями человеческой жизнедеятельности, в систему которых каждый человек включен с момента рождения. Поэтому элементарные, всеобщие формы этих способностей формируются вполне стихийно, – не усвоив их, индивидуум не сможет сделать ни шагу в человечески организованном мире.

Однако по-иному обстоит дело с высшими, развитыми формами и той и другой способности. Для развития способности мыслить диалектически «не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения истории философии» (Ф. Энгельс). По отношению к способности воспринимать мир в формате развитой человеческой чувственности такую же роль играет сокровищница мирового искусства.

Что искусство осуществляет «воспитание чувств», давно стало общим местом. Но эту формулу нередко толкуют несколько ограниченно, имея в виду преимущественно морально-этический план. Но в таком случае искусство начинает казаться лишь неким служебным средством нравственного воспитания, тогда как это лишь одно из возможных проявлений его «специфики», а не сама «специфика» как таковая. Дело в том, что искусство развивает универсальную чувственность, посредством которой человек вступает в действенный контакт не только с другим человеком, но и с природой. Ведь человеческие органы чувств остаются одними и теми же независимо от того, на какой объект они, в частности, направлены, и восприятие любого объекта обеспечивается одними и теми же психическими механизмами…

В процессе формирования творческих потенций человека искусство участвует как равноправный сотрудник философии. Если философия развивает способность теоретически мыслить, то искусство совершенствует способность видеть, чувственно созерцать окружающий мир, – это две взаимно дополняющие способности, одна без другой становящиеся бесплодными.


Технологическая карта уроков 24–25

Тема

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов.– М. : Просвещение, 2011.

Презентация «Роль экономики в жизни общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-19591

План

1. Экономика как подсистема общества.

2. Экономика и уровень жизни.

3. Экономика и социальная структура общества.

4. Экономика и политика

Цель уроков

Создать условия для формирования представлений о роли экономики в жизни общества

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Экономика, экономическая сфера, экономические механизмы, макроэкономика, микроэкономика

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность


Научатся: определять сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство; характеризовать поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в эконо-

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать
ее достижение; проводить сравнительный




мической сфере; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Роль экономики
в жизни общества»

Вопросы:

– Может ли общество развиваться без экономики?

– Как побороть бедность и добиться экономического процветания страны?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устный опрос









– Каков портрет «новой экономики» на рубеже веков?

– Политика государства – помощь или помеха рынку?













III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Роль экономики
в жизни общества».

2. Работа
с терминами.


3. Работа
с текстом учебника,
с. 125–134;

ознакомление с таблицей

(см. Приложение 1
на с. 60–61)
.

1. Показывает и комментирует слайды презентации.


2. Организует работу учащихся со школьным справочником и словарем, помогает учащимся раскрыть смысл терминов: «экономика», «макроэкономика», «микроэкономика».

3. Формулирует задание:

– ознакомиться с новым материалом;

– составить опорный конспект;

– проанализировать таблицу.

1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради.

2. Определяют термины с помощью словаря, записывают их в тетрадь.

3. Составляют опорный конспект, анализируют таблицу.

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная работа.

3. Индивидуальная работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют определять познавательные цели, структурировать знания; моделируют социальные ситуации;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о роли экономики в жизни общества; строят логическую цепочку рассуждений; анализируют объекты; проводят сравнения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

1. Записи в тетради.

2. Записи в тетради.


3. Записи в тетради.

устные ответы.






4. Работа
по карточкам

(см. Приложение 2
на с. 61–62)
.

5. Работа
с документом, с. 135.

6. Творческая работа (написание эссе)

4. Организует работу по карточкам с последующим обсуждением полученной информации.


5. Нацеливает на изучение
и анализ новой информации, проводит беседу по вопросам к документу.


6. Предлагает учащимся тему
для написания эссе «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер)

4. Выполняют задания, обсуждают полученную информацию.
5. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

6. Пишут мини-сочинение-рассуждение на заданную тему

4. Работа в парах.


5. Фронтальная работа



4. Устные

ответы.

5. Устные

ответы.
6. Письменная работа

IV. Первичное осмысление

и закрепление изученного

5

1. Обсуждение эссе.



1. Организует дискуссионную беседу по материалам эссе.



1. Зачитывают эссе, высказывают свое мнение в дискуссионной беседе.

1. Фронтальная.



Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск

и выделение информации;

логические – строят логическую цепочку рассуждений

1. Устные

ответы.








2. Выполнение заданий, с. 136

2. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу
по вопросам учебника

2. Выполняют задания, отвечают на вопросы

2. Фронтальная




2. Устные

ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Каковы место и роль экономики в жизни общества?

– От чего зависит богатство
и процветание страны?

– Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

– Нужна ли демократия рыночной экономике?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 12, задание 1–4,

с. 136.

Подготовка проектов
по теме «Экономическая культура»

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная