Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 581
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в другом – из-под рыбы, в третьем – из-под самогона. Люди, принёсшие воду, предупреждали, что сосуды для воды должны быть чистыми, но жители не обратили внимания на их слова. Водоносы не хотели наливать воду в немытые сосуды, но делать было нечего, ведь они не могли оставить людей умирать от жажды.
Вода была налита и, конечно же, приняла вкус того, чем были запачканы сосуды. И жители селений подумали, что вода, которую им принесли, изначально обладала этим вкусом. Однажды они повстречались с жителями других селений, и каждый начал рассказывать о вкусе принесённой воды и её свойствах. Когда они узнали, что вода у них разная, они решили, что она из разных источников. Тут они начали доказывать друг другу, что их вода самая лучшая и лишь она вправе называться чистой водой. Из-за этого они поссорились. И все стали считать соседей, не почитающих их воду как единственно чистую, врагами.
В своём неведении они не знали, что поклоняются они и ценят не саму воду, а вкус, который они ей придали.
Вопросы:
– В чем смысл этой притчи?
– Объясняет ли она многообразие религий на земле и единство Бога?
– Как, согласно этой точке зрения, вы объясните существование мировых религий?
Технологическая карта уроков 22–23
Приложение
Э. В. Ильенков. О «специфике» искусства
«Специфика» искусства заключается в том, что оно формирует и организует сферу чувственного (то есть «эстетического») восприятия человеком окружающего мира. Огромная роль искусства в совокупном развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что специфически человеческая «чувственность» (в том широком значении этого слова, в котором оно фигурирует в философии) есть культурно-исторический продукт, а вовсе не простой дар матушки-природы.
Способность чувственно воспринимать окружающий мир – так же как и способность логически мыслить, рассуждать о нем – формируется уже самими условиями человеческой жизнедеятельности, в систему которых каждый человек включен с момента рождения. Поэтому элементарные, всеобщие формы этих способностей формируются вполне стихийно, – не усвоив их, индивидуум не сможет сделать ни шагу в человечески организованном мире.
Однако по-иному обстоит дело с высшими, развитыми формами и той и другой способности. Для развития способности мыслить диалектически «не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения истории философии» (Ф. Энгельс). По отношению к способности воспринимать мир в формате развитой человеческой чувственности такую же роль играет сокровищница мирового искусства.
Что искусство осуществляет «воспитание чувств», давно стало общим местом. Но эту формулу нередко толкуют несколько ограниченно, имея в виду преимущественно морально-этический план. Но в таком случае искусство начинает казаться лишь неким служебным средством нравственного воспитания, тогда как это лишь одно из возможных проявлений его «специфики», а не сама «специфика» как таковая. Дело в том, что искусство развивает универсальную чувственность, посредством которой человек вступает в действенный контакт не только с другим человеком, но и с природой. Ведь человеческие органы чувств остаются одними и теми же независимо от того, на какой объект они, в частности, направлены, и восприятие любого объекта обеспечивается одними и теми же психическими механизмами…
В процессе формирования творческих потенций человека искусство участвует как равноправный сотрудник философии. Если философия развивает способность теоретически мыслить, то искусство совершенствует способность видеть, чувственно созерцать окружающий мир, – это две взаимно дополняющие способности, одна без другой становящиеся бесплодными.
Технологическая карта уроков 24–25
Вода была налита и, конечно же, приняла вкус того, чем были запачканы сосуды. И жители селений подумали, что вода, которую им принесли, изначально обладала этим вкусом. Однажды они повстречались с жителями других селений, и каждый начал рассказывать о вкусе принесённой воды и её свойствах. Когда они узнали, что вода у них разная, они решили, что она из разных источников. Тут они начали доказывать друг другу, что их вода самая лучшая и лишь она вправе называться чистой водой. Из-за этого они поссорились. И все стали считать соседей, не почитающих их воду как единственно чистую, врагами.
В своём неведении они не знали, что поклоняются они и ценят не саму воду, а вкус, который они ей придали.
Вопросы:
– В чем смысл этой притчи?
– Объясняет ли она многообразие религий на земле и единство Бога?
– Как, согласно этой точке зрения, вы объясните существование мировых религий?
Технологическая карта уроков 22–23
Тема | ИСКУССТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Искусство и духовная жизнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/ load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urov_quotiskusstvo_i_dukhovnaja_zhiznquot/1-1-0-70 | |
План | 1. Различные трактовки искусства. 2. Структура и состав изобразительного искусства. 3. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. 4. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. 5. Изящные искусства, их история и развитие. 6. «Свободные искусства» | |
Цель уроков | Создать условия для формирования представлений о взаимодействии культуры и духовной жизни общества | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Искусство, виды искусства | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |
Научатся: определять,что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает. | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными |
Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Искусство и духовная жизнь» | Вопросы: – Может ли общество обходиться без искусства? – Как вы считаете, может ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу? – Является ли искусством мода? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Искусство и духовная жизнь». 2. Работа с текстом учебника, с. 113–123. 3. Работа с текстом о специфике искусства (см. Приложение на с. 56). 4. Работа с документом, с. 123–124. | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Формулирует задание: – ознакомиться с новым материалом; – составить опорный конспект. 3. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует беседу по вопросам: – В чем заключается специфика искусства? – Какую способность совершенствует искусство, по мнению Э. Ильенкова? 4. Нацеливает учащихся на изучение и анализ документа, проводит беседу по вопросам к документу | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Самостоятельно изучают новый материал. Составляют опорный конспект. 3. Знакомятся с текстом, анализируют его, аргументированно отстаивают собственную точку зрения. 4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная работа. 3. Работа в парах. 4. Фронтальная работа | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об искусстве и духовной жизни. Коммуникативные: определяют последовательность своих действий; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Устные ответы. 4. Устные ответы. |
| | 5. Творческая работа (написание эссе) | 5. Предлагает учащимся темы на выбор для написания эссе: «Искусство должно облагораживать людей...» (М. Горький.); «Первый закон искусства: если тебе нечего сказать – молчи. Если тебе есть что сказать – скажи и не лги» (Р. Роллан); «До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их» (Л. Н. Толстой) | 5. Пишут эссе | | | 5. Письменная работа |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | 1. Обсуждение эссе. 2. Выполнение заданий, с. 125 | 1. Организует дискуссионную беседу по материалам эссе. Обобщает результаты работы учащихся, дает оценку их деятельности. 2. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | 1. Зачитывают эссе, высказывают свое мнение в дискуссионной беседе. 2. Выполняют задания, отвечают на вопросы | 1. Фронтальная. 2. Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений | 1.Устные ответы. 2. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Что такое искусство? – Какое место оно занимает в культуре? – Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? – Почему человеку необходима эстетическая культура? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 11, задание 1–4, с. 125 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 27
Приложение
Э. В. Ильенков. О «специфике» искусства
«Специфика» искусства заключается в том, что оно формирует и организует сферу чувственного (то есть «эстетического») восприятия человеком окружающего мира. Огромная роль искусства в совокупном развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что специфически человеческая «чувственность» (в том широком значении этого слова, в котором оно фигурирует в философии) есть культурно-исторический продукт, а вовсе не простой дар матушки-природы.
Способность чувственно воспринимать окружающий мир – так же как и способность логически мыслить, рассуждать о нем – формируется уже самими условиями человеческой жизнедеятельности, в систему которых каждый человек включен с момента рождения. Поэтому элементарные, всеобщие формы этих способностей формируются вполне стихийно, – не усвоив их, индивидуум не сможет сделать ни шагу в человечески организованном мире.
Однако по-иному обстоит дело с высшими, развитыми формами и той и другой способности. Для развития способности мыслить диалектически «не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения истории философии» (Ф. Энгельс). По отношению к способности воспринимать мир в формате развитой человеческой чувственности такую же роль играет сокровищница мирового искусства.
Что искусство осуществляет «воспитание чувств», давно стало общим местом. Но эту формулу нередко толкуют несколько ограниченно, имея в виду преимущественно морально-этический план. Но в таком случае искусство начинает казаться лишь неким служебным средством нравственного воспитания, тогда как это лишь одно из возможных проявлений его «специфики», а не сама «специфика» как таковая. Дело в том, что искусство развивает универсальную чувственность, посредством которой человек вступает в действенный контакт не только с другим человеком, но и с природой. Ведь человеческие органы чувств остаются одними и теми же независимо от того, на какой объект они, в частности, направлены, и восприятие любого объекта обеспечивается одними и теми же психическими механизмами…
В процессе формирования творческих потенций человека искусство участвует как равноправный сотрудник философии. Если философия развивает способность теоретически мыслить, то искусство совершенствует способность видеть, чувственно созерцать окружающий мир, – это две взаимно дополняющие способности, одна без другой становящиеся бесплодными.
Технологическая карта уроков 24–25
Тема | РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов.– М. : Просвещение, 2011. Презентация «Роль экономики в жизни общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-19591 | |
План | 1. Экономика как подсистема общества. 2. Экономика и уровень жизни. 3. Экономика и социальная структура общества. 4. Экономика и политика | |
Цель уроков | Создать условия для формирования представлений о роли экономики в жизни общества | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Экономика, экономическая сфера, экономические механизмы, макроэкономика, микроэкономика | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | |
Научатся: определять сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство; характеризовать поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в эконо- | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный |
мической сфере; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Роль экономики в жизни общества» | Вопросы: – Может ли общество развиваться без экономики? – Как побороть бедность и добиться экономического процветания страны? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
| | | – Каков портрет «новой экономики» на рубеже веков? – Политика государства – помощь или помеха рынку? | | | | |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Роль экономики в жизни общества». 2. Работа с терминами. 3. Работа с текстом учебника, с. 125–134; ознакомление с таблицей (см. Приложение 1 на с. 60–61). | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Организует работу учащихся со школьным справочником и словарем, помогает учащимся раскрыть смысл терминов: «экономика», «макроэкономика», «микроэкономика». 3. Формулирует задание: – ознакомиться с новым материалом; – составить опорный конспект; – проанализировать таблицу. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Определяют термины с помощью словаря, записывают их в тетрадь. 3. Составляют опорный конспект, анализируют таблицу. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная работа. 3. Индивидуальная работа. | Познавательные: общеучебные – умеют определять познавательные цели, структурировать знания; моделируют социальные ситуации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о роли экономики в жизни общества; строят логическую цепочку рассуждений; анализируют объекты; проводят сравнения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Записи в тетради. устные ответы. |
| | 4. Работа по карточкам (см. Приложение 2 на с. 61–62). 5. Работа с документом, с. 135. 6. Творческая работа (написание эссе) | 4. Организует работу по карточкам с последующим обсуждением полученной информации. 5. Нацеливает на изучение и анализ новой информации, проводит беседу по вопросам к документу. 6. Предлагает учащимся тему для написания эссе «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер) | 4. Выполняют задания, обсуждают полученную информацию. 5. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. 6. Пишут мини-сочинение-рассуждение на заданную тему | 4. Работа в парах. 5. Фронтальная работа | | 4. Устные ответы. 5. Устные ответы. 6. Письменная работа |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | 1. Обсуждение эссе. | 1. Организует дискуссионную беседу по материалам эссе. | 1. Зачитывают эссе, высказывают свое мнение в дискуссионной беседе. | 1. Фронтальная. | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепочку рассуждений | 1. Устные ответы. |
| | 2. Выполнение заданий, с. 136 | 2. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | 2. Выполняют задания, отвечают на вопросы | 2. Фронтальная | | 2. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Каковы место и роль экономики в жизни общества? – От чего зависит богатство и процветание страны? – Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния? – Нужна ли демократия рыночной экономике? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 12, задание 1–4, с. 136. Подготовка проектов по теме «Экономическая культура» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |