Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 582

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему
и план урока

Записывают тему и план

урока в тетрадь,

самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Гражданское общество
и правовое

государство»

Вопросы:

– Почему люди хотят жить
в правовом государстве?

– Какими правами обладает каждый человек?

– Как он может их защитить?

Отвечают
на вопросы, аргументированно высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация«Гражданское общество
и правовое

государство».

2. Работа
с текстом учебника,
с. 241–249

3. Защита мини-исследовательской работы «Правовое государство:

1. Показывает и комментирует слайды презентации.

2. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации:

– познакомиться с новым материалом;

– составить тезисный план-конспект.

3. Обобщает результаты работы учащихся. Резюмирует, дает оценку деятельности учащихся.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.
2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют план-конспект.

3. Защищают (организуют презентацию) исследовательскую работу.

1. Индивидуальная.


2. Индивидуальная.
3. Групповая работа.

Фронтальная работа.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о гражданском обществе.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу

1. Записи в тетради.


2. Записи в тетради.
3. Презентация исследовательской работы.






миф или реальность».

4. Работа
с документом, с. 250.
5. Выполнение заданий, с. 250–

251



4. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам к документу.

5. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу
по вопросам учебника



4. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы.

5. Выполняют задания, отвечают на вопросы



4. Индивидуальная.
5. Фронтальная работа






4. Устные

ответы.

5. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Практическая работа

(см. Приложение
на с. 127)


Организует самостоятельную практическую работу, проводит индивидуальный контроль

Выполняют задания

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Письменная работа

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Каковы признаки правового государства?

– Что такое гражданское об-

щество и как оно связано с правовым государством?

– Что такое местное самоуправление?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке









– Какова его роль в гражданском обществе?













VI. Домашнее задание

2

§ 20, задания 1–4,

с. 228–229.

Проектная деятельность по темам: «Я живу в правовом государстве», «Многообразие политических партий – мой выбор», «Что такое политичес-

кая культура

и как она

проявляется»

Конкретизирует домашнее задание. Определяет группы и темы для работы над проектами, консультационные дни для проектной деятельности

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная








Приложение

Практические задания

Выполнить задания, используя Конституцию РФ.

Используя Конституцию РФ: начертите схему государственной власти РФ; назовите полномочия институтов государственной власти (главы 4, 5, 6, 7).

Технологическая карта уроков 48–49

Тема

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Конституция Российской Федерации.

Презентация «Демократические выборы и политические партии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://www.rusedu.ru/detail_7038.html

План

1. Выборы в демократическом обществе.

2. Избирательная система. Избирательное право.

3. Типы избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная).

4. Многопартийность и партийные системы

Цели уроков

Способствовать развитию гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Демократия, избирательное право

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что представляет собой политическая система, отрасли права; определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диало-

ге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими;


Продолжение табл.

сущность.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности


4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Демократические выборы и политические партии»

Вопросы:

– Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

– Служит ли множественность политических партий

Отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение, приводят примеры

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устный опрос









в стране критерием ее демократичности?

– Всегда ли по названию партии можно определить ее идеологическую направленность?

– Как сделать грамотный и осознанный выбор президента, депутата, политической партии?













III. Изучение нового материала

17

1. Презентация«Демократические выборы
и политиче-

ские партии».

2. Работа
с текстом учебника,

с. 251–259.

3. Работа
с докумен-

1. Показывает и комментирует слайды презентации.

2. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации:

– познакомиться с новым материалом;

– составить тезисный план-конспект.

3.Создает условия для свободного выражения собственного

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.
2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют план-конспект.

3. Знакомятся
с документом,

1. Индивидуальная.


2. Индивидуальная.
3. Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о демократических выборах.

Регулятивные: планируют последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последо-

1. Записи в тетради.


2. Записи в тетради.
3. Устные

ответы.






том, с. 260–

261.

4. Практическая работа (см. Приложение
на с. 131–


132).

5. Творческая работа (написание эссе)

мнения, организует дискуссию по вопросам к документу.

4. Организует групповую работу с дополнительными источниками информации о типах избирательных систем, об избирательном праве;

– проанализировать и выбрать необходимую информацию об особенностях избирательной системы;

– выделить сильные и слабые стороны системы;

– рассказать об избирательной системе и ответить на вопросы других групп.

5. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное мышление: написание эссе по теме «Мое мнение о выборах»

отвечают на вопросы.

4. Изучают дополнительную информацию, анализируют ее, готовятся ответить на вопросы.

5. Пишут эссе

работа.
4. Индивидуальная.


5. Индивидуальная работа

вательности действий.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи; планируют цели и способы взаимодействия.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность



4. Устные

ответы.

5. творче-

ская письменная работа

IV. Первичное осмысление и закреп-

5

1. Анализ творческих работ.

1. Создает условия для обсуждения письменных творческих работ.

1. Зачитывают и анализируют письменные работы (эссе).

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений

1. Устные

ответы.

ление изученного




2. Выполнение заданий, с. 260–

261

2. Формулирует задания проводит дискуссионную беседу
по вопросам учебника

2. Выполняют задания, отвечают на вопросы







2. Устные

ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Какими правами наделены политические партии – участники выборов?

– На конкретном примере раскройте осуществление права партии вступать в избирательные блоки

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 23, задания, с. 261

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная






1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27


Приложение

Типы избирательных систем

1-я группа. Так называемая пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам. Внутри этой системы возможны следующие варианты:

а) когда избиратели голосуют просто за группу людей, представляющих партию и предложенных ею;

б) когда избиратели имеют право отдать предпочтение кому-либо в списке или, правда, в редких случаях, предложить своих кандидатов.

Эта система имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, так как в представительном органе благодаря ей могут быть достаточно широко представлены меньшинства. С другой стороны, избираются, как правило, лидеры партий, не имеющие прямого отношения к данному региону, не живущие в нем, а следовательно, нарушается принцип взаимозависимости между выборщиками и избранными.

2-я группа. Мажоритарная система предполагает, что партия (или блок партий), чуть-чуть опередившая других на выборах, получает абсолютное большинство в представительных органах. Какие противоречия скрывает в себе данная система? Во-первых, партия или блок, получившая на выборах 49 % голосов, может быть вообще не представлена в парламенте, то есть значительная часть населения оказывается отторгнутой от возможности через своих представителей оказывать влияние на жизнь страны. Однако, с другой стороны, результатом подобных выборов является очень стабильное, устойчивое правительство.

Важным достоинством данной системы является то, что существует тесная связь между депутатами и избирателями, поскольку округа одномандатны и каждый депутат представляет свой округ.

Кроме того, поскольку в каждом округе избирается только один кандидат, большое значение имеет его личность. Поэтому партии подбирают личности, популярные в том или ином округе. Но эти люди могут быть недостаточно компетентны в решении проблем общенациональных, общегосударственных, и тогда могут страдать интересы государства в целом.

3-я группа. Что касается системы голосования, которая применялась в России в декабре 1993 года, то было отдано предпочтение смешанной системе:

1. Партии получили стимул для создания блоков.

2. Каждый округ имел своего представителя.

3. Выдвигались в одномандатных округах независимые кандидаты.

4. Использовался избирательный порог в 5 % голосов для тех партий, которые хотели получить представительство в общефедеральном округе.


5. Кроме того, для регистрации партии, могущей выставить своего кандидата на выборах, и для независимых кандидатов был использован ещё и избирательный порог: 100 тыс. подписей для партийного списка, 1 % от количества избирателей для отдельного кандидата. Сбор подписей должен был быть рассредоточен по семи различным округам.

Технологическая карта уроков 50–51

Тема

УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Конституция Российской Федерации.

Презентация «Участие гражданина в политической жизни» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_quot_uchastie_grazhdanina_v_politicheskoj_zhizni_quot_obshhestvoznanie_10_kl_bazovyj_uroven/1-1-0-248

План

1. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны.

2. Составные части процедуры голосования. Активность электората.

3. Политические предпочтения людей.

4. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат.

5. Роль референдума в политической жизни

Цели уроков

Способствовать развитию гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно участвовать в политической жизни страны, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Политический процесс, консенсус, политическое участие, популизм, абсентизм, политические ценностные ориентации, политическая культура

Продолжение табл.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог