Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 582
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Гражданское общество и правовое государство» | Вопросы: – Почему люди хотят жить в правовом государстве? – Какими правами обладает каждый человек? – Как он может их защитить? | Отвечают на вопросы, аргументированно высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация«Гражданское общество и правовое государство». 2. Работа с текстом учебника, с. 241–249 3. Защита мини-исследовательской работы «Правовое государство: | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации: – познакомиться с новым материалом; – составить тезисный план-конспект. 3. Обобщает результаты работы учащихся. Резюмирует, дает оценку деятельности учащихся. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют план-конспект. 3. Защищают (организуют презентацию) исследовательскую работу. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная. 3. Групповая работа. Фронтальная работа. | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о гражданском обществе. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Презентация исследовательской работы. |
| | миф или реальность». 4. Работа с документом, с. 250. 5. Выполнение заданий, с. 250– 251 | 4. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам к документу. 5. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | 4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы. 5. Выполняют задания, отвечают на вопросы | 4. Индивидуальная. 5. Фронтальная работа | | 4. Устные ответы. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Практическая работа (см. Приложение на с. 127) | Организует самостоятельную практическую работу, проводит индивидуальный контроль | Выполняют задания | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Письменная работа |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Каковы признаки правового государства? – Что такое гражданское об- щество и как оно связано с правовым государством? – Что такое местное самоуправление? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
| | | – Какова его роль в гражданском обществе? | | | | |
VI. Домашнее задание | 2 | § 20, задания 1–4, с. 228–229. Проектная деятельность по темам: «Я живу в правовом государстве», «Многообразие политических партий – мой выбор», «Что такое политичес- кая культура и как она проявляется» | Конкретизирует домашнее задание. Определяет группы и темы для работы над проектами, консультационные дни для проектной деятельности | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение
Практические задания
Выполнить задания, используя Конституцию РФ.
Используя Конституцию РФ: начертите схему государственной власти РФ; назовите полномочия институтов государственной власти (главы 4, 5, 6, 7).
Технологическая карта уроков 48–49
Тема | ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Конституция Российской Федерации. Презентация «Демократические выборы и политические партии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_7038.html | |
План | 1. Выборы в демократическом обществе. 2. Избирательная система. Избирательное право. 3. Типы избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). 4. Многопартийность и партийные системы | |
Цели уроков | Способствовать развитию гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная. Методы: проблемного изучения в обучении | |
Основные понятия | Демократия, избирательное право | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что представляет собой политическая система, отрасли права; определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диало- ге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; |
Продолжение табл.
сущность. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Демократические выборы и политические партии» | Вопросы: – Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной? – Служит ли множественность политических партий | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, приводят примеры | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
| | | в стране критерием ее демократичности? – Всегда ли по названию партии можно определить ее идеологическую направленность? – Как сделать грамотный и осознанный выбор президента, депутата, политической партии? | | | | |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация«Демократические выборы и политиче- ские партии». 2. Работа с текстом учебника, с. 251–259. 3. Работа с докумен- | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации: – познакомиться с новым материалом; – составить тезисный план-конспект. 3.Создает условия для свободного выражения собственного | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют план-конспект. 3. Знакомятся с документом, | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная. 3. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о демократических выборах. Регулятивные: планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последо- | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Устные ответы. |
| | том, с. 260– 261. 4. Практическая работа (см. Приложение на с. 131– 132). 5. Творческая работа (написание эссе) | мнения, организует дискуссию по вопросам к документу. 4. Организует групповую работу с дополнительными источниками информации о типах избирательных систем, об избирательном праве; – проанализировать и выбрать необходимую информацию об особенностях избирательной системы; – выделить сильные и слабые стороны системы; – рассказать об избирательной системе и ответить на вопросы других групп. 5. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное мышление: написание эссе по теме «Мое мнение о выборах» | отвечают на вопросы. 4. Изучают дополнительную информацию, анализируют ее, готовятся ответить на вопросы. 5. Пишут эссе | работа. 4. Индивидуальная. 5. Индивидуальная работа | вательности действий. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | 4. Устные ответы. 5. творче- ская письменная работа |
IV. Первичное осмысление и закреп- | 5 | 1. Анализ творческих работ. | 1. Создает условия для обсуждения письменных творческих работ. | 1. Зачитывают и анализируют письменные работы (эссе). | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений | 1. Устные ответы. |
ление изученного | | 2. Выполнение заданий, с. 260– 261 | 2. Формулирует задания проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | 2. Выполняют задания, отвечают на вопросы | | | 2. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Какими правами наделены политические партии – участники выборов? – На конкретном примере раскройте осуществление права партии вступать в избирательные блоки | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 23, задания, с. 261 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 27
Приложение
Типы избирательных систем
1-я группа. Так называемая пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам. Внутри этой системы возможны следующие варианты:
а) когда избиратели голосуют просто за группу людей, представляющих партию и предложенных ею;
б) когда избиратели имеют право отдать предпочтение кому-либо в списке или, правда, в редких случаях, предложить своих кандидатов.
Эта система имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, так как в представительном органе благодаря ей могут быть достаточно широко представлены меньшинства. С другой стороны, избираются, как правило, лидеры партий, не имеющие прямого отношения к данному региону, не живущие в нем, а следовательно, нарушается принцип взаимозависимости между выборщиками и избранными.
2-я группа. Мажоритарная система предполагает, что партия (или блок партий), чуть-чуть опередившая других на выборах, получает абсолютное большинство в представительных органах. Какие противоречия скрывает в себе данная система? Во-первых, партия или блок, получившая на выборах 49 % голосов, может быть вообще не представлена в парламенте, то есть значительная часть населения оказывается отторгнутой от возможности через своих представителей оказывать влияние на жизнь страны. Однако, с другой стороны, результатом подобных выборов является очень стабильное, устойчивое правительство.
Важным достоинством данной системы является то, что существует тесная связь между депутатами и избирателями, поскольку округа одномандатны и каждый депутат представляет свой округ.
Кроме того, поскольку в каждом округе избирается только один кандидат, большое значение имеет его личность. Поэтому партии подбирают личности, популярные в том или ином округе. Но эти люди могут быть недостаточно компетентны в решении проблем общенациональных, общегосударственных, и тогда могут страдать интересы государства в целом.
3-я группа. Что касается системы голосования, которая применялась в России в декабре 1993 года, то было отдано предпочтение смешанной системе:
1. Партии получили стимул для создания блоков.
2. Каждый округ имел своего представителя.
3. Выдвигались в одномандатных округах независимые кандидаты.
4. Использовался избирательный порог в 5 % голосов для тех партий, которые хотели получить представительство в общефедеральном округе.
5. Кроме того, для регистрации партии, могущей выставить своего кандидата на выборах, и для независимых кандидатов был использован ещё и избирательный порог: 100 тыс. подписей для партийного списка, 1 % от количества избирателей для отдельного кандидата. Сбор подписей должен был быть рассредоточен по семи различным округам.
Технологическая карта уроков 50–51
Тема | УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (2 ч) |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный |
Дата проведения | |
Образовательные ресурсы | Конституция Российской Федерации. Презентация «Участие гражданина в политической жизни» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_quot_uchastie_grazhdanina_v_politicheskoj_zhizni_quot_obshhestvoznanie_10_kl_bazovyj_uroven/1-1-0-248 |
План | 1. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. 2. Составные части процедуры голосования. Активность электората. 3. Политические предпочтения людей. 4. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. 5. Роль референдума в политической жизни |
Цели уроков | Способствовать развитию гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно участвовать в политической жизни страны, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная. Методы: проблемного изучения в обучении |
Основные понятия | Политический процесс, консенсус, политическое участие, популизм, абсентизм, политические ценностные ориентации, политическая культура |
Продолжение табл.
Планируемые образовательные результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |