Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 577
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хотя кролик и получал пятерки по бегу, с перпендикулярным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозгов и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятерки по бегу он получает тройку, а по перпендикулярному лазанью, конечно, всегда единицу.
Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в перпендикулярном лазанье.
В конце концов первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал все наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием».
Технологическая карта уроков 20–21
Тема | МОРАЛЬ. РЕЛИГИЯ (2 ч) |
Тип уроков | Изучение нового материала |
Дата проведения | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Мораль и религия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://900igr.net/prezentatsii/ obschestvoznanie/Religija/Moral-i-religija.html |
План | 1. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. 2. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. 3. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. 4. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях |
Цели уроков | Способствовать формированию представлений о том, какие функции выполняет мораль в обществе; каковы отличительные черты современных религий |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Методы: частично-поисковый |
Основные понятия | Религия, конфессии, верования |
Планируемые образовательные результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность |
Научатся: определять роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение, работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Акту- ализация знаний | 7 | Беседа по теме «Мораль и религия» | Вопросы: – Единой ли моралью живо общество? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. | Устный опрос |
| | | – Все ли социальные группы живут по единым правилам? – Зачем обществу нужны моральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры? – Возможна ли религия без морали? | | | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Мораль и религия». 2. Знакомство с притчами (см. Приложение на с. 49–52) | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу. Делит их на группы, определяет задания: 1-я группа – анализирует притчу о смысле жизни; 2-я группа – анализирует притчу о вере в Бога; 3-я группа – анализирует притчу об учении и религии Организует дискуссию по вопросам к притчам. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Знакомятся с притчами, анализируют их, обсуждают вопросы, аргументированно высказывают свою точку зрения. | 1. Индивидуальная. 2. Групповая работа. | Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о моральных нормах и мировых религиях. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий своей работы | 1. Записи в тетради. 2. Устные ответы. Записи в тетради. |
| | 3. Работа с текстом учебника, с. 100–112. 4. Работа с документом, с. 111–112 | 3. Формулирует задание: – ознакомиться с новым материалом; – составить план-конспект. 4. Создает условия для изучения и анализа документа и обсуждения сложных вопросов на основе полученной информации | 3. Составляют план-конспект. 4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 3. Индивидуальная работа. 4. Фронтальная работа | | 3. Записи в тетради. 4. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 113 | Нацеливает учащихся на выполнение практических заданий и на обсуждение дискуссионных вопросов | Выполняют практические задания, аргументированно высказывают собственное мнение | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Можно ли сказать, что за последнее время у россиян изменилось отношение к религии и представление о добре и зле, истине и справедливости? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
| | | – Чем религиозное сознание отличается от светского? | | | | |
VI. Домашнее задание | 2 | § 10, задание 1–4, с. 112–113 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 27
Приложение
Притчи
Притча о смысле жизни
Человек подошел к дереву, вежливо пнул его ногой и попросил:
– Дерево, одолжи мне смысл жизни.
– Зачем тебе смысл моей жизни? – проснулось Дерево.
– Я запутался, блин... – сказал Человек. – Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я... Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки...
– Понимаю, – сказало Дерево. – Но чем могу помочь тебе я?
– Одолжи мне свой смысл жизни, – повторил Человек. – Может, поможет...
– Хорошо, – согласилось Дерево. – Вот мой смысл жизни: расти.
– Расти? – переспросил Человек. – Просто расти? И все???
– Да, – сказало Дерево, – просто расти – и все, – и оно замолчало.
– Дерево! Погоди, не засыпай! – крикнул Человек. – Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так – просто расту! Вернее, – поправился он, – раньше рос, сейчас-то уже вырос...
Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке.
– Река! – крикнул Человек.
– Что? – отозвалась Река.
– Одолжи мне свой смысл жизни! – попросил Человек.
– Зачем? – спросила Река. – Своего, что ли, нету?
– Нету... – опустив голову, сказал Человек.
– Вот как... – сказала Река. – Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни – течь.
– Течь... – повторил Человек.
– Да-да, течь, – и Река ужурчала куда-то по камням.
Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.
– Как дела, Человек? – спросило Солнце.
– Вообще-то не очень, – пожаловался Человек. – Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется... Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?
– С удовольствием, – сказало Солнце. – Мой смысл жизни – дарить свет.
– «Дарить свет», – всплеснул руками Человек. – И это все?
– Все, – подмигнуло Солнце. – А! Нет, есть еще.
– Ну-ка? – оживился Человек.
– Тепло. Дарить тепло. И свет! – напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.
– Краткие все, куда деваться! – возмутился Человек. – А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет... Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! – воззвал Человек.
– Да? – Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.
– Какой у тебя смысл жизни? – упадническим голосом спросил Человек.
Луна помолчала и торжественно ответила:
– Ощущать пустоту.
Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:
– Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! – воскликнул он.
– А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, – мягко возразила Луна и уплыла в небо.
Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту... Бред какой-то...» – Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребёнок.
– Здластвуй! – сказал Ребёнок.
– Ты-то как тут? – испугался за Ребёнка Человек, – Мамка где? И почему без штанов?
– Мамка там! – Ребёнок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. – А станы я... это... потелял! Ты чего сидис? – не по годам ловко переменил он тему разговора.
Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):
– Смысл жизни ищу...
– И сто, насол? – поинтересовался Ребёнок.
– Не-а... не насол... – передразнил Человек.
– А я насол! – радостно сообщил Ребёнок.
– И давно? – съязвил Человек.
– Не знаю, – сказал Ребёнок.
Человек начал выходить из себя:
– Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?
Но Ребёнка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:
– Иг-ла-а-ать!!!
– Ах, играть! – всплеснул руками Человек. – Вот совет так совет! – раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.
Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем – громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг...
У каждого свой смысл жизни, и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман. Надо жить и дарить всем тепло и добро (так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно, что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощи и даже простой человеческой улыбке...Согласитесь, это же очень важно...
Вопросы:
– В чем суть этой притчи?
– Согласны ли вы с ее моралью?
– Можно ли считать, что есть смысл жизни в чем-то вечном и общем для всех и индивидуальный для каждого?
– Твое отношение к вечному вопросу о смысле жизни.
Притча о вере в Бога
Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг разговор зашёл о Боге.
Парикмахер сказал:
– Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.
– Почему? – спросил клиент.
– Ну ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это.
Клиент на мгновение задумался, но решил промолчать, чтобы не вступать в спор. Когда парикмахер закончил свою работу, клиент ушёл. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека (казалось, что тот не стригся целую вечность, настолько неряшливо он выглядел).
Тогда клиент вернулся в парикмахерскую и сказал парикмахеру:
– Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.
– Как это так? – удивился парикмахер. – А я разве не в счёт? Я же парикмахер.
– Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.
– Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.
– В том-то и дело! – подтвердил клиент. – И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.
Вопросы:
– В чем смысл этой притчи?
– Согласны ли вы с ее автором?
– Объясняет ли эта притча веру в Бога?
– А как бы вы доказали или опровергли божественное существование?
Притча об учении и религии
Однажды несколько человек пришли к одному колодцу и набрали в чистые вёдра чистой воды, а затем понесли её страждущим – каждый в своё селение. Люди принесли свои сосуды, чтобы набрать воды, но они забыли их вымыть. В первом селении сосуд был из-под малинового сиропа