ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
92 все это показатели надвигающегося конца. В результате организация начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, зачастую распадаясь на мелкие ор- ганизации.
Обновление. В случае принятия модели обновления к руководству прихо- дит новая команда управленцев. Тип лидера – реорганизатор. Первичной целью становится сам процесс обновления. Главная ориентация и, соответственно, за- дачи – перемена ситуации. Методом управления становится состязание [48].
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
6.4 Внутренняя среда организации
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Внутренняя среда организации – это та часть общей сре-
ды, которая находится в рамках организации. Она оказывает по-
стоянное и непосредственное воздействие на функционирование и
развитие организации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Внутренняя среда имеет несколько срезов, которые характеризуют осо- бенности данной организации [49].
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаи- модействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отноше- ний между работниками. Сюда входят также качество управления трудовыми ресурсами, оптимальное количество и качество персонала.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Отдельное место занимают инфор- мационные процессы. Для нормальной работы организации важна степень обеспеченности информацией, ее качество и достоверность, своевременность получения.
В производственный срез входят изготовление продукта или оказание услуг; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. В данной структуре отслеживается текущая эффективность и по- тенциал для дальнейшего снижения затрат.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает те про- цессы, которые связаны с реализацией продукции или качеством оказываемых услуг. Это стратегия продукта или услуг, стратегия ценообразования; стратегия
93 продвижения продукта или услуг на рынке; выбор рынков сбыта и систем рас- пределения. В рамках маркетингового среза отслеживаются состояние рынка и уровень обслуживания.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.
В частности, это поддержание ликвидности и обеспечения прибыльности, со- здание инвестиционных возможностей и т. д.
Переменные внутренней среды организации – это ситуационные факторы внутри организации. Внутренние переменные, в основном, являются результа- том управленческих решений. Часто внутренний фактор есть нечто, что руко- водство должно преодолеть в своей работе.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, – это цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели
Организация – это группа людей с осознанными общими целями. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стре- мится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руко- водство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться [26].
Структура
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Структура организации – это логические взаимоотношения
уровней управления и функциональных областей, построенные в
такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать
целей организации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонталь- ные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное раз- деление осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориенти- ровано:
• на подпроцессы промышленного производства;
• изготавливаемые изделия;
94
• пространственные производственные условия.
Организационная структура регулирует:
• разделение задач по отделениям и подразделениям;
• их компетентность в решении определенных проблем;
• общее взаимодействие этих элементов [50].
Задачи
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть
работы, которая должна быть выполнена заранее установленным
способом в заранее оговоренные сроки.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в до- стижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией.
Технология
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Технология – это сочетание квалификационных навыков,
оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствую-
щих технических знаний, необходимых для осуществления желае-
мых преобразований в материалах, информации или людях.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Машины, оборудование и сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты техно- логии, но наиболее значимым компонентом несомненно является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который поз- воляет осуществить такое преобразование.
Влияние этой переменной на управление в значительной мере определя- лось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией;
95 стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий
[26].
Люди
Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Су- ществуют три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в груп- пах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.
Областью, в которой люди различаются наиболее наглядно, являются ин- дивидуальные способности, присущие человеку качества. У одних людей больше способностей, чем у других. Обычно эти способности, в основном, приобретаются с опытом.
Организации почти всегда пытаются воспользоваться различиями в спо- собностях при решении вопроса, какую должность и какую работу будет вы- полнять конкретный работник. Отбор человека, который лучше других спосо- бен выполнять определенную работу, – это логичное средство увеличения вы- годы от специализации. Можно предположить, что человек, отличающийся наибольшими способностями в конкретной области, будет выполнять работу лучше других. Способности относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Предрасположенность – это имеющийся потенциал челове-
ка в отношении выполнения какой-либо конкретной работы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Предрасположенность в определенной области обычно облегчает приоб- ретение способности эффективно выполнять конкретную деятельность. Пред- расположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту. Если руководитель не сможет правильно оценить предрасположенность человека к определенной работе, время и расходы, поне- сенные в связи с его обучением, будут потрачены впустую.
В управленческой практике все перечисленные переменные никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга. Значительные изменения лю- бой переменной будут в определенной степени влиять на все остальные пере- менные. Влияние этих последующих изменений может значительно превосхо- дить то, что изначально их вызвало [50].
96
6.5 Внешняя среда организации
6.5.1 Внешняя среда организации непосредственного воздействия
и ее характеристика
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Любая организация является открытой системой, так как все- гда зависит от внешней среды.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Внешняя среда включает: экономические условия в данной стране, пра- вительственные акты, профсоюзы, конкурирующие организации, потребителей, а также общественные взгляды, технику и технологию в целом.
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияю- щие на деятельность организации:
1. Поставщики. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, один из самых ярких при- меров прямого воздействия среды на организацию и успешность её деятельности. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной органи- зации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.
2. Трудовые ресурсы. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, всё перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это отно- сится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техни- ках, опытных программистах и разработчиках систем.
3. Законодательство. Организации обязаны выполнять не только феде- ральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспе- чивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетен- ции. В преимущественно частной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определённый правовой статус, являясь единоличным владельцем, компанией, кор- порацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет,
97 как организация может вести свои дела и какие налоги должна пла- тить.
4. Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: «Потреби- тель – король рынка». Анализ потребителей как компоненты непо- средственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься по- купателями, на какой объём продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной орга- низации, насколько можно расширить круг потенциальных покупате- лей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
5. Конкуренты. Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ни- ши на рынке для конкурирующих организаций. Изучение конкурен- тов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспе- чить своё существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направленно на то, что- бы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы [51].
Дополнительным фактором, который следует учитывать каждой органи- зации, является подвижность среды.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Подвижность среды – это скорость, с которой происходят
изменения в окружающей среде организации. В некоторых отрас-
лях, например в фармацевтической, электронной, химической, кос-
мической, изменения происходят относительно быстро. В других
отраслях процессы изменения среды более медленные [52].
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
98
6.5.2 Внешняя среда организации косвенного воздействия
и ее характеристика
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не влияют на деятельность организации напрямую, но все же должны учитываться в ее де- ятельности:
1. Общее состояние экономики страны и мировой экономики. Руковод- ство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые от- ношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресур- сов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Так, ес- ли ожидается спад, необходимо уменьшить запасы готовой продук- ции, чтобы преодолеть трудности сбыта, а также учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, колебание курса доллара и других валют.
2. Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества про- дукции, а также расширяют возможные области применения товаров.
3. Социокультурные факторы включают жизненные ценности и тради- ции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.
4. Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т. е. система налогообложе- ния, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потре- бителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по эколо- гии. Для организации, действующей на международном уровне, большое значение имеет политическая стабильность данного государ- ства, а также наличие пошлин на импорт товаров, экспортных квот и других ограничений.
5. Отношения с местным населением являются очень важным фактором для учета и планирования в любой организации. Помимо формальных правил в каждой общине существуют обычаи делового оборота и не- формальные установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отно- шений. Для поддержания хороших отношений с общиной бывает необходимо финансировать ее социальные программы и заниматься благотворительностью [53].