ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26 ски все основные предприятия и организации железнодорожного транспорта, связи, атомной энергетики, водопользования, водоохраны и т. д.
К государственным и муниципальным организациям в широком смысле слова относятся не только предприятия, но и органы государственного управ- ления различного уровня, органы местного самоуправления, а также создавае- мые ими учреждения и организации.
2.2 Типология организаций
Категории, используемые для классификации организаций, ненаучны и систематически не связаны друг с другом, поэтому могут ввести в заблуждение.
Причиной этому способность людей создавать социальные конструкции.
Например, разделение людей на типы (по возрасту, гендерному признаку, при- влекательности) происходит подсознательно, иногда такие конструкции полез- ны, а иногда неуместны совсем [12].
Типичную простую схему дает Т. Парсонс (Parsons) она основана на типе функций и целей, которым служит организация. Он различает 4 типа организа- ций по тому, какой вклад они вносят в общество.
I тип – производственная организация, которая производит вещи, потреб- ляемые обществом.
II тип – организация, ориентированная на политические цели, она стре- мится обеспечить обществу достижение высоких целей, формирует и назначает власть внутри общества.
III тип – интегративная организация, ее цели – улаживание конфликтов, направленное мотивирование в сторону выполнения учрежденных ожиданий и гарантия согласованности работы отдельных общественных групп.
IV тип – организация сохранения традиции, которая стремится обеспе- чить социальную преемственность, через образование, культуру и искусство
[13].
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основным недостатком такой типологии, прежде всего, мож- но считать то, что некоторые организации можно включить сразу в несколько категорий. Кроме этого, типология не делает различий характеристик самих организаций.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
По мнению Ч. Перроу, внутри таких категорий организационных разли- чий может оказаться столько же, чем между ними. И главное, в такую типоло-
27 гию не включена категория организаций – организации, обслуживающие лю- дей – больницы, профсоюзы и т. п.
Иной подход к типологии дан в работах социолога Амитая Этциони. По его видению, в основе системы лежит согласие.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Согласие – это образ действия, которым рядовые члены ор-
ганизации реагируют на систему власти. Согласие выражается
также характером вовлечения рядовых членов в организацию.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Согласно Этциони, существуют три типа власти – принудительная, возна- граждающая и нормативная. Существуют и три типа согласия – отчужденное, инструментальное (расчетливое) и нравственное. В результате классификатор- ной схемы 3×3 получается 9 возможных типов организаций, причем большин- ство организаций попадает в «конгруэнтные» типы. К ним относятся «принуж- дение-отчуждение», «вознаграждение-расчет» и «нормативно-нравственные ка- тегории». Неконгруэнтные типы, такие как «принудительный-утилитарный», имеют тенденцию двигаться в направлении конгруэнтности [14].
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Конгруэнтность – совпадение оценок, даваемых человеком
некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему
этот объект [15].
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Питер Майкл Блау и Джон Скотт основывают свою классификацию на том, кто получает выгоду, или cui bono. Первый бенефициар организации слу- жит основой их четырехкратной классификации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Бенефициар – это лицо, которому предназначен денежный
платеж, получатель денег, выгоды, прибыли, доходов [16].
Cui bono? – Кому на пользу?; Кто от этого выиграет?, ино-
гда – Ради какой выгоды? или Какая польза, какой толк? [17].
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Это следующие типы:
1. Взаимовыгодные организации, в которых сами члены являются пер- выми бенефициарами.
2. Коммерческие, чьи собственники являются бенефициарами.
28 3. Обслуживающие организации, в которых бенефициарами являются клиенты.
4. Организации общего блага, в которых выигрывает народ.
К сожалению, трудно выделить единственную явную, стабильную и коге- рентную группу, которой служит организация. Такие организации, как школы, трудно поместить в одну категорию, так же как это было с методикой Этциони.
Многогранный подход, основанный главным образом на способах, кото- рыми организация строится, чтобы противостоять возникающим непредвиден- ным обстоятельствам, предложил известный канадский социолог Генри Минц- берг:
• первый тип – организация простой конструкции, например автомо- бильная дилерская фирма с жестким руководителем; маленький кол- ледж, возглавляемый агрессивным президентом; новое правительство, возглавляемое автократом. Контроль прямой. Организации маленькие и существуют в динамической среде. Их технологии не слишком изысканные;
• второй тип – механическая бюрократия, например почтовая система, фирма по производству стали, авиалиния или место заключения. Они имеют общие характеристики: стандартизированная работа, большой размер, стабильная среда окружения и контроль со стороны внешнего органа;
• третий тип – профессиональная бюрократия: университет, юридиче- ская фирма, управление социального обеспечения, фирма по произ- водству самолетов или медицинский центр. Работа стандартизирована с помощью профессионалов или инструкторов, окружающая среда стабильна, но внешний контроль над организацией отсутствует. Клю- чевым фактором здесь являются мастерство и знания работающих, ко- торые являются квалифицированными профессионалами;
• четвертый тип – разделенная форма, например крупная корпорация, университет со многими территориями или социалистическая эконо- мика. Каждое подразделение имеет свою собственную структуру лю- бой из форм, уже приведенных в этой типологии;
• пятый тип – адхократия. Это сложная форма, примером которой могут служить многие фирмы по программированию, новые художествен- ные организации, научно-исследовательские лаборатории на переднем
29 крае науки. Их среда динамична и неизвестна, и их структура может быстро меняться по мере надобности [18].
Выводы Минцберга разбивают общепринятые представления о том, в чем различаются организации и почему. Минцберг полагает, что мы смотрим на ха- рактеристики организаций как на основу для наших классификационных схем.
Существует ряд переменных, которые кажутся важными при любой по- пытке классификации. На уровне здравого смысла, это переменная размера. Бо- лее сложной переменной является публичность организации, она означает сте- пень, в которой организация подвержена влиянию политической власти [19].
Другая переменная, которая представляет интерес для типологии – насколько организация демократична. И существует окончательный элемент, который обязательно надо включать в любую классификацию, – это степень маркетин- говой мощи или превосходства в окружающей среде, которой обладает органи- зация.
Для добровольных организаций традиционная теория организаций беспо- лезна. Этот вывод авторы сделали на основе анализа систем стимулирования и обязательства участника, формальных структур, руководства и власти, условий окружающей среды и проблем организационной эффективности [20].
2.3 Социальные организации
Понятие «организация» существует во многих науках – философии, со- циологии, биологии, кибернетике и других. Термин «организация» употребля- ется в самых разных смыслах, поэтому трудно выделить четкий набор призна- ков, определяющих границы этого понятия. Нередко понятие «организация» ассоциируется с объединением людей, которые принято называть группами или, при определенных условиях, организациями. Эти объединения можно условно разделить на первичные и вторичные группы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Объединение людей в первичных группах основано на личностных отно- шениях, эмоциях, взаимных симпатиях, общих увлечениях, вере и убежденно- сти в чем-либо. К этим объединениям относятся семья, друзья, спортивные и творческие коллективы, некоторые религиозные общины и т. д.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
30
Вторичные группы образуются для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах, как правило, достаточно строго распределены, и эмоциональные отношения уходят на задний план. Основу вторичных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей, объеди- нившихся для достижения общественно значимой цели.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К их числу относятся предприятия, фирмы, магазины, обслуживающие медицинские учреждения, учебные заведения, армия, различные общественные организации и т. д.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Таким образом, социальная организация – это объединение
людей, направленное на достижение определенных целей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Структурно понятие «организация» включает в себя коллектив, матери- ально-техническую базу, финансы, производство, информационную систему обеспечения деятельности организации и т. д.
Особенностями социальных организаций являются:
• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных);
• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности [21].
Основой создания организаций как целенаправленных объединений лю- дей является мотивация.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Мотивация – это тот фактор, который побуждает людей
объединяться, так как путем сотрудничества можно достичь бо-
лее высоких результатов с точки зрения как отдельной личности,
так и сообщества в целом.
Мотивация – это система внутренних факторов, вызываю-
щих и направляющих ориентированное на достижение цели пове-
дение человека или животного [22].
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
31
В качестве мотивации и потребности объединения людей в организации выделяются следующие:
• внутренние вознаграждения – достижение желаемого результата, со- держание и значимость работы, общение, дружба, взаимопомощь и т. п.;
• внешние вознаграждения – зарплата, дополнительные выплаты, про- движение по службе, награды, похвала, признание и т. д.
Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно разде- лить на две группы:
• достижение общих целей через достижение индивидуальных целей.
Такой тип характерен для организаций делового типа фирм, предпри- ятий, финансовых учреждений и т. д.;
• достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.
Это тип характерен для организаций общественного типа – партий, союзов и т. д.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В условиях рыночной экономики организация успешно раз- вивается только в том случае, когда достижение общих целей осу- ществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных це- лей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осу- ществляется с учетом интересов всей организации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Существует большое количество социальных организаций, решающих самые разнообразные задачи: хозяйственные, культурные, общественные, рели- гиозные и т. д. Для различных типов организаций используются разные методы изучения их деятельности, т. к. многие организации ставят перед собой суще- ственно отличающиеся цели.
Главный признак социальной организации – наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Общая цель социальной организации образует ба- зу – основу для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим функциональным подсистемам организации [23].
Ещё один важный признак организации – это ее обособленность, выра- жающаяся в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.
32
Также организация осуществляет свою деятельность на основе принципа саморегулирования, который в свою очередь предполагает возможность само- стоятельно решать те или иные вопросы организационной деятельности.
Отличительные признаки социальной организации:
1) наличие целей является одним из главных признаков;
2) рационализация системы, направленная на достижение определенной цели и решение задач;
3) совокупность взаимодействия людей с повышенной координацией действий, их целостностью и предсказуемостью;
4) скоординированность членов социальной организации для общего до- стижения результата;
5) формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации;
6) обособленность организации характеризуется замкнутостью внутрен- них процессов и определяет линию границ одной социальной органи- зации от другой. Эти границы могут быть политическими, материаль- ными, культурными, религиозными, правовыми и т. д.;
7) наличие связей и коммуникаций между ее отдельными элементами.
Эти связи отличаются от общественной специфичности организаци- онных социальных групп;
8) процесс саморегулирования, предполагающий возможность самостоя- тельно определять те или иные задачи;
9) иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в про- цессе трудовой деятельности;
10) распределение функций (полномочий и обязанностей) между группа- ми работников, находящихся во взаимодействии друг с другом.
2.4 Хозяйственные организации
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Хозяйственные организации – это организации, удовлетво-
ряющие потребности человека и общества во внешней для органи-
зации среде.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. Гражданский кодекс
33
РФ предусматривает создание широкого набора коммерческих организаций, большая часть которых – хозяйственные организации и некоммерческих орга- низаций.
Хозяйственные организации (товарищества и общества) создаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путем про- изводства товаров или оказания необходимых услуг и получения прибыли.
К хозяйственным организациям относятся:
• юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций, в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.;
• неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организа- ций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д. [24].
Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить чис- ленность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпуска- емой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, от- носят к микроорганизациям, например аудиторская фирма с численностью пер- сонала шесть человек. Хозяйственные организации составляют подавляющее количество организаций в мире.
Хозяйственные организации классифицируются по следующим призна- кам:
• по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистриро- вать организацию на год, месяц и даже на один день;
• по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т. д.
Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
• по масштабу производства: единичное, серийное и массовое произ- водство;
• по специализации производства: специализированное и универсаль- ное;
• по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и много- номенклатурное производство.
34
Формы хозяйственных товариществ и обществ: полное товарищество, то- варищество на вере (коммандитное товарищество), акционерные общества (от- крытые и закрытые), общества с ограниченной или дополнительной от- ветственностью, зависимые и дочерние общества.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Хозяйственные товарищества и общества реализуются в сле- дующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, бир- жа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоми- ниум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпо- рация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа
(ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отношения владения, пользова- ния, распоряжения и ответственности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Владение – это фактическое обладание вещью. Владение
может быть законным (титульным) или незаконным, т. е. не
имеющим правого обоснования. Законным владельцем может быть
и не собственник вещи (например, арендатор, залогодержатель).
Пользование – это право потребления вещи с учетом ее
назначения. Здесь имеется в виду эксплуатация оборудования, зем-
ли, имущества и получение от нее доходов.
Распоряжение – это право определять юридическую судьбу
вещи. Лицо, наделенное правом распоряжения, может совершать
сделки дарения, продажи, сдачи в наем, уничтожения и т. д. Ли-
шение данного права означает лишение права собственности (вещ-
ного права) [25].
Ответственность гражданская (бремя собственности) –
это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за при-
чиненный собственнику ущерб.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Ответственность может быть долевой, солидарной и субсидиарной. Доле- вая возникает при наличии нескольких должников и вытекающего из договора порядка их ответственности. Это могут быть равные доли или доли, пропорци-