ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57 3. Неупорядоченная под конкретные задачи управления информация приводит к дезинформации, к тому же возрастают проблемы хране- ния, переработки и передачи информации, увеличиваются затраты.
Для руководителя не упорядоченная под конкретные задачи информация вместо пользы приносит вред. Задачи директора по логистике требуют одного набора данных, финансовому директору нужны другие сведения, а руководите- лю, отвечающему за филиалы, – третьи. Чтобы грамотно пользоваться инфор- мацией, необходимо знать систему параметров, с помощью которых ведется управление. Нужны не только грамотные менеджеры, но и грамотные програм- мисты и информационные технологи. Если исходить из потребностей экономи- ческого управления, то все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решить управленческую задачу, и есть полезная экономическая информация, с помощью которой снижается уровень неопределенности ее исходов. И чем ценнее и полезнее информация, тем скорее и с меньшими затратами будет по- лучен результат [34].
К числу критериев оценки качества информации следует отнести: полно- ту, ценность, достоверность и насыщенность информации. Также необходимо иметь в виду, что распределение информации должно быть избирательным и ориентированным на полномочия лиц, принимающих решения. Избирательное распределение информации предпочтительнее предоставления всей информа- ции без предварительного анализа и систематизации.
Т. А. Акимова приводит 12 постулатов из книги Моримаса Огавы «Прак- тический менеджмент», одного из руководителей компании «Мацусита дэнки», в подтверждение необходимости знания основных информационных правил управления организацией как системой:
1. Информация появляется в результате изменения ситуации и является известием об этом изменении. Информация есть самопроявление изменений.
Проблема заключается в восприимчивости и наличии способностей улавливать события – предвестники перемен.
2. Степень усвоения информации определяется величиной потребности в ней и опытом получателя информации. Та или иная информация бесполезна для того, у кого нет потребности в ней.
3. Ценность информации зависит от скорости ее получения и точности.
4. Ценность информации повышается при ее целевом отборе и упорядо- чении. Группировка и обработка данных создают новые возможности их при- менения.
58 5. Чем информация концентрированнее, тем лучше.
6. Практическое использование информации зависит от восприимчиво- сти, опыта и знаний ее получателя.
7. Человек склонен, отбирая удобную для себя информацию, недооцени- вать и оставлять без внимания нежелательную.
8. В организации существует тенденция роста желательной информации и сокращения, иногда до полного исчезновения, нежелательной. Многие руково- дители призывают подчиненных сообщать им плохие новости, но лишь некото- рые из этих руководителей создают атмосферу, в которой это было бы возмож- но.
9. Избыток информации бывает так же вреден, как и ее недостаток, – не- обходим отбор. Нужно выработать систему упорядочения и использования ин- формации.
10. Свою истинную ценность информация проявляет тогда, когда попада- ет к людям, ее понимающим и использующим.
11. Информация, становясь общим достоянием многих людей, проявляет большую силу воздействия. Менеджеры должны ставить своей целью построе- ние целостного коллектива на основе обладания информацией всеми работни- ками компании. Выигрыш от этого гораздо больше, чем возможный ущерб от более вероятной в этом случае утечки информации.
12. Приобретение информации происходит по принципу «брать и давать».
Тому, например, кто во время учебы все выспрашивает о других компаниях, а когда доходит дело до своей – рот на замок, информации не собрать. Информа- ция собирается пропорционально ее передаче [34].
Закон единства анализа и синтеза. Анализ и синтез не могут существо- вать друг без друга, поэтому говоря о единстве анализа и синтеза подразумева- ют их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной дея- тельности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Анализ – исследовательский метод, состоящий в том, что
объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно
или практически расчленяется на составные элементы (признаки,
свойства, отношения и т. п.) для изучения каждого из них в от-
дельности и выявления их роли и места в системе.
59
Синтез – исследовательский метод, имеющий целью объеди-
нить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую
систему.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Закон звучит следующим образом: каждая материальная система, живой организм, социальная организация стремится настроиться на наиболее эконо- мичный режим функционирования за счет постоянного изменения своей струк- туры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: разделение – пре- образование – объединение – преобразование.
С помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза про- исходит структурная оптимизация системы; система избавляется от неэффек- тивных элементов, заменяя их более прогрессивными. Таким образом, сочета- ние анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной само- реализации.
Закон композиции и пропорциональности. Гармония в организации предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотноситель- ности (пропорциональности).
Закон гласит: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).
Проявлением сохранения пропорциональности и композиции является стремление к оптимальному сочетанию в организациях общих, частных и ин- дивидуальных целей.
Закон композиции и пропорциональности рассматривается на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов. Этот за- кон относится к объективным законам организации.
Закон гармонии (гр. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – один из основных законов природы. У специалистов в области управления стремление к гармонии ассоциируется со стремлением к оптимальной и эффек- тивной организации. Гармония при этом понимается как согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо.
Использование закона композиции и пропорциональности на практике помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Руководитель организации с помощью рассматриваемого закона стремится создать команду единомышленников и гармоничное предпри- ятие.
60
Закон композиции и пропорциональности в организации отражает необ- ходимость учета целей всех субъектов целеполагания в организации, с одной стороны, а с другой – потребность в формировании целей структурных подраз- делений исходя из стратегической цели развития организации.
Как утверждают специалисты, достижение необходимых пропорций, со- размерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повышению уровня самосохранения системы [30].
4.5 Принципы организации
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Принципы организации – общие правила формирования си-
стем в природе и обществе, обеспечивающие упорядоченность и
целесообразность функционирования систем [35].
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
По степени обоснованности можно выделить научные и обыденные принципы. К научным относятся принципы, которые формулируются на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе некоторые требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную де- ятельность. К обыденным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действитель- ности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут достаточной научной обоснованности.
По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфические (особенные) и ситуационные (част- ные). К универсальным относятся принципы, отражающие правила формирова- ния самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим – действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительно- сти; к ситуационным – лишь те, которые характерны для конкретных ситуаций.
По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые приро- дой без какого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека.
По масштабу действия принципы организации можно условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управ-
61 ления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, от- раслями народного хозяйства).
Универсальные принципы носят всеобщий характер, так как относятся не только к природе, но и к организующей деятельности человека.
Универсальные принципы организации [35]:
1. Принцип цепной связи – всякое соединение комплексов происходит через звенья, образующие цепную связь. Для цепного соединения двух ком- плексов требуется такое их изменение, чтобы в них образовались общие эле- менты, соответствующие задаче, решению которой служит данный организаци- онный процесс. Это образование общих элементов достигается за счет некото- рого элемента или совокупности элементов, имеющих общие цели или свойства с организуемыми комплексами. Например, формирование стратегических аль- янсов происходит благодаря общей цели фирм, преследующих собственные ин- тересы.
2. Принцип ингрессии – образование цепной связи происходит путем вхождения организующих комплексов между организуемыми, (например, со- здание альянсов, кооперативов или некоммерческих партнёрств).
3. Принцип подбора – всякое событие или утверждение можно рассмат- ривать как сохранение или преумножение одних комплексов и связей, и как ослабление или устранение других. Любая система стремится закрепить поло- жительные свойства однажды найденного соединения.
4. Принцип равновесия – всякое сохранение форм рассматривается как подвижное равновесие, а подвижное рассмотрение – как равенство процессов ассимиляции (усвоение системой элементов внешнего окружения, в ходе кото- рого они соединяются с внутренними элементами системы) и дезассимиляции
(потеря элементов системы, в ходе которой элементы соединяются с элемента- ми внешнего окружения).
5. Принцип слабого звена – целостность любой системы определяется устойчивостью её наиболее слабого звена. Применительно к социальной орга- низации речь идёт о самом уязвимом элементе организации – человеке, что свя- зано с его непредсказуемостью, изменчивостью, эгоистичностью. Сила каждого субъекта умножается силами окружающих его людей. Отсюда субъект управ- ления должен обеспечивать развитие самого слабого звена в организации,
(например, анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить резервы ор- ганизации и предусмотреть мероприятия по их исполнению).
62
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Все эти принципы отражают подвластные природе и человеку механизмы функционирования, регулирования, сохранения и совершенствования, органи- зации различных форм, окружающей действительности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Перечислите основные законы организации.
2. Что такое синергия применительно к организации?
3. Какими факторами обусловлено развитие организаций?
4. В чем заключается принцип эластичности?
5. В чем заключается принцип стабилизации?
6. Что означает закон самосохранения?
7. Какие законы организации второго уровня Вы знаете?
8. Перечислите основные принципы организации.
63
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14