Файл: Курсовая работа по дисциплине Современное состояние и перспективы развития платных услуг населению в России.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
1.1 Коррупция как социальный и юридический феномен. Антикоррупционное законодательство
1.2 Оптимизация законодательства за коррупционные преступления
2. ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ МВД РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ системы противодействия коррупции в ГУ МВД России по Свердловской области
Корыстная цель может заключаться не только в получении материальной выгоды у самого должностного лица, но и у других лиц. В отечественной научной литературе чаще всего встречаем утверждение, что выгода может быть у близких людей либо у родственников должностного лица [114, c. 63]. Но в некоторых ситуациях должностное лицо может получить взятку, которая приведет к выгоде совершенно далекого от семьи человека.
Таким образом, выгода материального характера в такой ситуации отсутствует у должностного лица, но за включение в соучредители третьего лица, он готов выполнить определенные действия либо покровительствовать взяточнику в дальнейшем.
Недостатком такого определения является факт перечисления предмета коррупционного деяния. Такая формулировка не учитывает возможность получения выгоды в виде нематериальных благ [21, c. 34].
Для объективности отметим, что позиция Верховного Суда РФ состоит в отнесении к предмету взятки только того, что имеет материальный, имущественный характер, то есть то, что возможно оценить в денежном эквиваленте.
Среди отечественных исследователей имеет место дискуссия относительно возможности отнесения к предмету коррупционного деяния нематериальных благ. Ряд ученых и практических работников отрицательно относятся к возможности их определения в качестве предмета коррупционного правонарушения, обосновывая свою позицию тем, что расширение предмета за счёт нематериальных благ приведёт к смешению таких деяний, как взяточничество и превышение должностных полномочий [9, c. 65].
Несмотря на позицию законодателя и на позицию Верховного Суда РФ, трактующего предмет коррупционного деяния, среди исследователей есть и те, которые настаивают на возможность признания в качестве предмета такового нематериальных благ. Приверженцы такой позиции считают, что все услуги, действия, которые выгодны коррупционеру и могут его побудить, мотивировать на совершение определенного действия ввиду занимаемого служебного положения, следует расценивать как предмет коррупционного деяния.
В качестве примера таких услуг и действий, Е.К. Голубева приводит действия, связанные с оформлением ходатайства о продвижении по службе, составление положительной характеристики, положительной рецензии на научную статью коррупционера, включение его в число соавторов определенной научной работы либо изобретения и т.п. [12, c. 74] Эти и другие подобные услуги и действия, совершаемые в пользу государственного служащего, хоть и не всегда возможно конкретно оценить в деньгах, но имеют для субъекта определенную пользу и существенное значение. Так, своевременное ходатайство о продвижении по службе от авторитетного лица позволит коррупционеру в дальнейшем занять более высокую должность, что увеличит не только размер оплаты труда (должностного оклада), но и расширит служебные полномочия. Логичным продолжением всего этого коррупционером видится возможность получения в дальнейшем более крупных взяток.
Таким образом, общественная опасность предоставления услуг, не имеющих изначально денежной оценки, по мнению Е.К. Голубевой, велика, что приводит его к убеждению о целесообразности законодательного расширения легального определения коррупции и включения в него указания на получение выгоды в виде оказания услуг нематериального характера.
Обратим внимание на то, что возможность признания нематериальных благ предметом взяточничества, подтверждается международными актами. Например, в Конвенции ООН против коррупции, а также в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию определено, что подкупом должностного лица является среди прочего предоставление ему неправомерного преимущества перед другими лицами. Другими словами, взятка, например, может быть выражена в предоставлении не только преимуществ материального характера, но и преимуществ, которые изначально невозможно оценить в деньгах. Любое благо, получаемое незаконно должностным лицом, несёт в себе общественную опасность и должно быть наказуемого, в том числе и правовыми средствами.
В случаях получения нематериального блага, должностное лицо хоть и не получает в данный момент конкретной материальной выгоды (например, в случае внеочередного получения жилья, получения продвижения по службе), но впоследствии полученное благо отразиться положительно на субъекте в материальном аспекте.
В результате изложенного представляется возможным сформулировать понятие коррупции следующим образом: коррупция – негативное социальное явление, выражающееся в противоправном использовании должностным лицом своих полномочий с целью прямого или косвенного извлечения материальных либо нематериальных выгод для себя, своих близких и родственников либо для третьих лиц.
В настоящее время наличие коррупции во многом предопределяется сочетанием определенных социально-экономических, политических, социально-психологических, организационных и других факторов.
Одним из основных детерминантов коррупции принято считать экономический фактор: низкая заработная плата [7, c.12].
Ряд авторов, видят одним из причин коррупции в стране исторически сложившиеся устои бюрократии и традиции взяточничества. Так, Ф.Ф. Смирнов видит незыблемость коррупции в исторически сложившихся неписанных правилах поведения чиновников [27,c 108]. Признание коррупции в среде служащих нормальным явлением является одним из детерминирующих её факторов.
В числе существенных причин развития коррупции следует отметить и несовершенство действующего антикоррупционного законодательства, которое достаточно обширно, в состав которого входят нормы, позволяющие их достаточно широко трактовать, что в итоге и приводит к возможности отдельных должностных лиц совершать коррупционные действия.
Корысть, как таковая, свидетельствует о стремлении должностного лица обогатиться в материальном аспекте либо получить какую-либо иную выгоду. Не всегда получение взятки приводит к фактическому получению денежных средств, что свидетельствует об обогащении на конкретно определенную сумму. Как выше мы уже определили, предметом коррупционного деяния могут быть и различные услуги, которые будут оказаны или уже оказаны должностному лицу, например, туристические услуги. В такой ситуации должностное лицо не получило фактическую прибыль, но и не потратило свои денежные средства на определенное удовольствие, в данном случае – путешествие. Независимо от предмета получаемой выгоды, должностное лицо действует из корыстных побуждений.
В России основной массив коррупционной преступности составляют деяния, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями УК РФ.
Исходя из статистических данных можно утверждать, что количество коррупционных преступлений остаётся достаточно большим. Большинство случаев взяточничества, как коррупционного преступления, совершается в городах и поселках городского типа [8, c/ 31].
Небольшое количество коррупционных преступлений совершается в составе группы. Например, в составе группы взяточничество совершается в среднем 6,2% от общего количество зарегистрированных фактов взяточничества. Также мал удельный вес во взяточничестве тех лиц, которые ранее совершали преступления (8,2%). Лицо, совершающее взяточничество, можно, в большинстве случаев, охарактеризовать следующим образом, мужчина, 30 и старше лет, служащий или лицо без постоянного источника дохода.
В результате изложенного выше можно констатировать, что детерминация коррупции в России обусловлена совокупностью ряда факторов: политических, экономических, правовых, организационных, социальных, морально-психологических (личностных) и т.д. Наличие множества факторов, способствующих коррупции в государстве, приводит к её дальнейшему развитию и в настоящее время Россия занимает 138 место по уровню коррупции среди 180 стран. Проявления коррупции следует рассматривать в качестве отклонений от нормативно установленных моделей поведения. Поэтому влияние фактора коррупции на общественные отношения должно преодолеваться посредством реализации государственных мер, принятых с целью противодействия коррупции.
Коррупция, как негативное явление, представляющее достаточно большую опасность для развития общества и государства, несмотря на предпринимаемые предупредительные и пресекательные меры, имеет место практические во всех структурах государственной и муниципальной власти [19, c.112].
Для объективности следует также отметить, что в последнее время достаточно часто в средствах массовой информации отражаются сведения о судебных процессах в отношении сотрудников правоохранительных органов, в том числе и из высших эшелонов власти. Данное обстоятельство свидетельствует о безусловном признании государством неприемлемости коррупции и активизации борьбы с ней.
В приговорах по уголовным делам о взяточничестве суды конкретно указывают на наличие корыстных побуждений у должностного лица.
Антикоррупционный механизм, закрепленный в законодательстве Российской Федерации и применяемый на практике, состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно независимых элементов.
Во-первых, предотвращение коррупции. Во-вторых, преследование преступников (борьба). В-третьих, минимизировать и (или) устранить последствия коррупции.
Этот механизм опирается прежде всего на использование превентивных мер для создания атмосферы «неприличного» и «нерентабельного» коррупционного поведения при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Меры, составляющие второй элемент антикоррупционной системы, регулируются уголовным законодательством.
Третьим элементом антикоррупционного механизма является минимизация (или устранение) ущерба от коррупционных правонарушений.
Поэтому государственная политика Российской Федерации в борьбе с коррупцией, которая выражает отказ от коррупции, заключается в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности государственных и местных учреждений, а также институтов гражданского общества в целях противодействия этому явлению и его негативным последствиям. Чтобы предотвратить последствия: избегайте и минимизируйте их [23, c. 19].
Коррупция сейчас активно процветает, и взяточники чувствуют себя сегодня свободно и безнаказанно. Это очень серьезная проблема, которую необходимо срочно решать. Простые граждане, смотря на эту проблему, понимают, что сейчас коррупция расслоилась на все части государственной системы, и встречаются с ней они очень часто.
Административные инструменты для борьбы с коррупцией включают: административные запреты, связанные с государственной службой; способы разрешения конфликта интересов на государственной службе; четкие правила работы чиновника; конкурсное заполнение публичной позиции; подготовка и обязательное использование кадровых резервов на государственной службе; обязательные альтернативы при выборе кандидатов на назначение; проверка приема на государственную службу; механизм согласования с группами безопасности кандидатов на руководящие должности, государственными правоохранительными органами; определение статуса государственной должности в отношении коррупционных рисков; оплата труда чиновников; увольнение с государственной службы в случаях конфликта интересов; дисциплина на государственной службе; административный контроль за работой чиновников; налоговый контроль за имущественным статусом чиновника и членов его семьи.
Что касается вопросов противодействия коррупции, то очевидно, что различные субъекты участвуют в обеспечении реализации соответствующих административных и правовых средств. Многое зависит от их эффективной работы. Поэтому сейчас необходимо улучшить взаимодействие между различными правоохранительными органами, участвующими в антикоррупционном механизме. Нет сомнений, что целенаправленные усилия требуются не только для всего государства, но и для гражданского общества и отдельных граждан. Реализация этих мер, несомненно, поможет предотвратить коррупцию. В то же время, совершенствование законодательства должно идти по пути минимизации коррупции и включать ряд мер, которые не только помогают решить проблему несовершенства, но и приводят к неадекватному контролю со стороны властей, нехватке персонала и снижению государственного контроля , а также уменьшение незрелости общественности и искажение правовой и моральной осведомленности гражданского общества и формирование электронной толерантности к коррупционному поведению, развитие борьбы с коррупцией - стандарты социальной коррупции, укрепление системы общественного правосудия и правовой культуры общества в целом.
В целях совершенствования правоохранительной деятельности в борьбе с коррупцией на государственной службе необходимо избегать дублирования работы с различными органами власти