Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 972

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объеме и могут разорваться (как лопается чрезмерно надутый шар). Этот процесс носит название эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако если удается убедить курящего оста­вить курение, развитие данного заболевания может быть остановлено.

Патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от ин­тенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления.

Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрационный прибор для курения (рис. 2).


Рисунок. 2. Прибор для демонстрации процесса курения
Он позволяет слушателям увидеть, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие, какой след там оставляют.

Для изготовления прибора используются: пластиковая бутылка с крышкой (из-под моющего средства), резиновая трубка длиной 5 см, ватные шарики, пластилин, сигарета (лучше без фильтра), спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать щель пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой - сигарету. Завернуть крышку. Демонстрационный прибор готов.

Сжав бутылку, выдавить из нее часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. На дно бутылки можно положить ватные шарики. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее.

После показа проводиться анализ увиденного. Слушателям предлагается высказать свои переживания, чувства от увиденного.

На следующим этапе слушателям дается задание составить словесный портрет курильщика. Главный акцент при этом можно сделать на внешних проявлениях табакокурения. Подростки живут сегодняшним днем и в меньшей степени интересуются тем, что с ними будет впоследствии. Поэтому описания раковых и сердечно-сосудистых заболеваний часто на них не про­изводят впечатления. Акцент следует сделать на последствиях, близких и понятных представителям молодого поколения.


Например, к отрицательным последствиям курения относятся: возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение обоняния; преждевременное образование морщин на лице; пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости, снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Таким образом, из-за курения человек теряет привлекательность, у него ухудшается здоровье.

Кроме того, табачные изделия, изготовленные из табака высшего сорта и содержащие меньшее количество никотина в дыме, обычно очень дорогие. Поэтому у курильщиков, как правило, всегда пустой кошелек.
110. Ролевая (деловая) игра: «Вы рискуете своими легкими».

В ней участвуют 3-4 команды, каждая из которых имеет капитана.

Преподаватель зачитывает вопрос, на который отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ правильный, команда получает 10 очков. Если неправильный, то право ответа переходит к другой команде.

За неправильный ответ присуждается «дефект», т.е. «желтые зубы курильщика» (в виде рисунка), «прокуренные волосы» и т.д. Команда, получившая три дефекта, выбыва­ет из игры.

Примерные вопросы и ответы к игре «Вы рискуете своими легкими»:

  1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как — называется этот газ? (ответ: угарный газ. Это ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью).

  2. Какой орган, наряду с легкими, больше всего страдает от последствий курения? (ответ. Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца).

  3. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздей­ствие курения? (ответ. Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму).

  4. Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей: электроприборы, воспламеняющи­еся химические препараты или сигареты? (ответ. Сигареты).

  5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? (ответ. Около 1 литра).

  6. Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание? (ответ. Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить).

  7. Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин. (ответ. Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизволь­ных выкидышей, гибели плода и смерти младенца с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-е сутки жизни новорожденного).

  8. Что означает «пассивное курение»? (ответ. Пассивное курение (или вынужденное курение) состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания).

  9. Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением. (ответ. Целоваться, принимать душ, пла­вать, играть в баскетбол и т.д.)

  10. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить. (ответ. Во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; в-третьих, некурящие родители).

  11. Какие проблемы типичны для детей курильщиков? (ответ. Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и т.д).

  12. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормаль­ный баланс воздуха и крови в легких? (ответ. Одной сигареты достаточно, что­бы увеличить сердцебиение, повысить арте­риальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких).


В итоговой части занятия проводиться рефлексия.

Источник: Зуева Т. Профилактика табакокурения // Воспитание школьников. 2000. № 7. С. 26-30).

Список литературы к заданию:

  1. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. - М.: Просвещение, 1979. - 304 с.

  2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

  3. Жутикова Н.В. Психологи­ческие уроки обыденной жизни. Беседы психолога: Кн. для учителей и водителей. - М.: Просвещение, 1990.- 56 с.

  4. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.

  5. Этические беседы с учащимися: VII кл.: Пособие для учителя. - Минск.: Нар. асвета, 1986. - 223 с.


111. Ролевая (деловая) игра: «Профилактика наркомании в подростковой среде».

Цель - изучение форм профилактической работы наркомании с подростками наркомании.

Методика проведения:участников необходимо разделить на микрогруппы по 5 человек; соответственно расставить столы в аудитории. Приготовить визитки всем участникам игры, для каждой микрогруппы отдельно:

  1. «Главный редактор газеты»;

  2. «Корреспондент»,

  3. «Художник»,

  4. «Психолог–нарколог»,

  5. «Сатирик».

Таблички с надписями:

  1. «Компетентное жюри»,

  2. «Редакция газеты «СПИД-инфо»,

  3. «Редакция газеты «Он и она»

  4. «Редакция газеты «Познай себя»,

  5. «Редакция газеты «Разбуди мир»,

  6. «Редакция газеты «Нам не страшен серый волк».

Определяется ведущий.

Каждой микрогруппе выдается лист формата А3, пишущие принадлежности, материалы для оформления газеты, а также шесть конвертов с письмами детей, попавших под наркозависимость.

Сценарий проведения:

«Делегация из города N» с акцией «Береги себя» приветствует участников.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы, делегация из города N, приехали к вам в город с акцией «Береги себя». Эта акция направлена на профилактику злоупотребления психоактивными веществами детьми и подростками. Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий, объединения образовательных, социальных и медицинских мер в борьбе за здоровье и выживание нации.

Эта проблема сейчас особенно актуальна, так как резко возросло число подростков, употребляющих наркотики. Гибнут молодые люди в мирное время. И это страшно! Пробовали наркотики порядка 35% от общего количества подростков, проживающих в нашей стране. По данным медиков приобщение к наркотикам начинается с10 лет у 31,1% детей, 78% подростков стали употреблять наркотики под влиянием друзей и знакомых.


Наркомания становится «моложе»: средний возраст среди мальчиков снизился до 14,2 лет, для девочек- до 14,6 лет. Число смертных случаев от передозировки наркотиков увеличилось за последние годы среди взрослого населения России в 12 раз, среди детей - в 42 раза. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Подсчитано, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 15 человек в год.

Пристрастие формируется в юном возрасте в 6-8 раз быстрее, чем у взрослых. Сегодня наркотики принимают более 400 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в России превышает этот показатель в 8-10 раз.

Наша основная цель приезда в ваш город - узнать мнение каждого из Вас по этой страшной опасности - наркомании. У нас к вам огромная просьба, помочь своим сверстникам устоять от соблазна употребления этого яда! Как один из вариантов мы предлагаем вам сегодня создать самим возможные эскизы молодежных газет, затрагивающих эту проблему, причем газета должна быть увлекательной, возбуждающей желание прочитать ее всю.

Сейчас вам нужно поделиться на группы по 5 человек. (Группы формируются по интересам, можно это сделать заранее).

Вы будете представлять несколько газетных редакций, таблички с названиями которых стоят у вас на столах.

Распределите роли, которые вы будете осуществлять. (Участникам объясняются функции каждой из предложенных ролей).

  1. Главный редактор (ответственный за презентацию газеты, ее основной идеи).

  2. Корреспондент (представляет мнение членов его микрогруппы о проблеме наркомании среди детей и подростков).

  3. Художник (оформляет идеи ребят в набросках, эскизах)

  4. Психолог – нарколог (отвечает на письмо, пришедшее в редакцию, вовлекая в обсуждение всю микрогруппу).

  5. Сатирик (с сатирической точки зрения подходит к проблеме наркомании).

Участники получают визитки с названием их ролей.

Выбирается жюри из 3-х человек, в него могут войти преподаватели, член делегации и др.).

Время отводится на создание эскиза молодежной газеты не более 20 – 30 минут. В группах можно и нужно совещаться, советоваться. Члены делегации, преподаватели, приглашенные могут помогать работе редакций, можно организовать работу консультационного пункта для участников в этот период.

Ведущий: теперь, уважаемые коллеги, посмотрим, что получилось. Жеребьевка поможет определить порядок защиты каждого эскиза газеты.


Каждая группа представляет свою газету. Идет обсуждение полученного результата.

Мы вам все очень благодарны за помощь. Спасибо за активное участие. Победившая команда награждается медалями с эмблемой делегации «Береги себя», а также командными и индивидуальными призами награждаются все участники игры.

В результате проведения мероприятия должно быть организовано обсуждение. Каждый участник должен высказать свое мнение об эффективности подобный мероприятий.

Для анализа мероприятия предлагается студентам написать Эсссе на тему «Эта форма профилактической работы…»