Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 974

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

112. Ролевая (деловая) игра: «Злоупотребление ПАВ»

Задание направлено на изучение форм профилактической работы по проблеме злоупотребления подростками психоактивными веществами.

Для занятия рекомендуется оформить плакат на флипчарте, доске или в программе Power Point (для трансляции через проектор):

а) плакат «Жизнь без наркотиков»;

б) «Забор откровений».

Оформительские принадлежности.

Краткая справка о вреде наркотиков.

Все участники делятся на 3 подгруппы. Каждая группа вытягивает себе задание:

  • создать презентацию в Power Point «Мы против наркотиков».

  • написать сценарий к рекламному ролику: «Скажи нет наркотикам!»

  • написать статью в СМИ: «Дайте нам слово!».

Описание хода:

В каждой команде определяется лидер. Методом жеребьевки определяется задание для каждой подгруппы.

Время на выполнение задания отводиться от 30 минут до 2 часов (в отдельных случаях возможно задание на дом).

На стене аудитории предлагается вывесить лист ватмана - «Забор откровений», на котором участники могут писать или рисовать все, что думают о наркотиках.

После выполнения задания проводиться демонстрация итоговых продуктов.

Преподаватель и другие участники анализируют результаты работы. Каждый из участников должен высказать свое мнение.
113. Ролевая (деловая) игра: «Проблемы и пути выхода из них».

Задание направлено на изучение форм профилактической работы.

Цель: профилактика злоупотребления психоактивными веществами, формирование у молодежи негативного отношения к употреблению наркотиков.

Методика проведения: сформировать пять команд из всех участников, каждый участник изготавливает визитную карточку с его именем.

Подготовить необходимые материалы:

- оформительские принадлежности (бумага, альбомные листы, простые карандаши, ластик, цветные карандаши, фломастеры, маркеры);

- конверты письма детей, попавших в трудную ситуацию;

- маршрутные листы для передвижения по станциям.

Для работы на станциях в качестве «журналистов» и «хронометриста» необходимо заранее подготовить шесть помощников преподавателя.

Подготовить свой или найти готовый молодежный журнал, затрагивающий проблемы наркомании.

Составить для «журналистов» маршрутные листы для перехода станций.

Необходимо приготовить пять флагов, флаги белого цвета с надписью «Мы против наркотиков»; минифлагшток, на нем восемь делений.


Описание основного содержания и деятельности:

I этап: Организационный момент (5-7 мин)

  1. Помощники преподавателя представляется как журналисты молодёжного журнала или газеты (образец они приносят с собой). Они объясняют, что хотят в своём журнале (газете) обратить внимание читателей на одну из главных проблем XXI в., на наркоманию. Но опираться в своей работе хотят на новое поколение, т.е. просят, чтобы участники сами рассказали, что они знают об этой проблеме, встречались ли с ней в жизни, знают ли, как избежать её, и помочь другим найти выход.

  2. Один из «журналистов» инструктирует учащихся, уже разделенных на микрогруппы, как будет проходить игра по станциям:

  • группы остаются на своих местах, а «журналисты» работают с каждой из них поочерёдно, переходя от одной микрогруппы к другой;

  • работа каждой станции длится 5-7 минут;

  • по истечении отведённого времени «хронометрист», следящий за временем, подаёт звуковой сигнал о том, что работа с группой ребят окончена и «журналистам» необходимо перейти к следующим участникам;

  • участвовать должны все учащиеся, думать быстро, отвечать и говорить грамотно, работать слаженно, не мешая другим микрогруппам («журналисты» отвечают за порядок работы, за дисциплину в группе).

II этап: проведение игровой программы (30-35 минут).

Получив маршрутный лист, каждый «журналист» подходит к своей микрогруппе участников. Быстро объясняются задание и условия работы. Учащиеся с помощью «журналиста» включаются в дело и в течении 5-7 минут выполняют задание. По истечении данного на работу микрогруппы времени, по сигналу «хронометриста» «журналисты» переходят к следующей микрогруппе, обозначенной в маршрутном листе, и так, пока учащимися не будут пройдены все станции.

Журналист №1. Станция «Даешь плакатом по наркоманам!»

Задание: нарисовать эскиз плаката, призывающий читателей к негативному отношению к наркотикам.

Даются варианты лозунгов:

  1. “Скажи наркотикам “НЕТ”!”

  2. “Ваше будущее в ваших руках”.

  3. “Белая пыль – крест на вашей судьбе”.

  4. Свой вариант лозунга для плаката.

Журналист № 2. Станция «Вот так ситуация!»

Задание: ребятам в группе предлагаются миниситуации, которые они должны разыграть между собой.

1 ситуация: Вы в компании на вечеринке. Все развлекаются. К вам подходит ваш знакомый и предлагает наркотическое средство. Вы не хотите его употреблять, но если вы откажетесь, то друзья вас не поймут.



Ваши действия?

2 ситуация: Вы узнали, что ваш друг начал употреблять наркотики. Вы должны его переубедить. Ваши действия?

3 ситуация: Вы ехали в троллейбусе и увидели, что один человек передаёт другому наркотик. Он кладёт его в сумку и выходит на той остановке, на которой и вы. Вы идёте за ним и видите, как пакетик выпал из сумки прохожего. Что вы будете делать?

4 ситуация: Вам очень плохо. Друг пришёл и предложил расслабиться с помощью наркотических средств. Как вы поступите?

Журналист № 3. Станция «Мы против!»

Задание: необходимо приготовить флаги. Их количество равно количеству групп. Каждый флаг белого цвета с надписью: «Мы против наркотиков». Участникам предлагается фраза: «Мы против наркотиков, потому что …», - которую им необходимо закончить. Флаг подвешивается на планку с помощью лески. На планке 8-10 делений. За каждый довод флаг поднимается на одно деление вверх. Подняв флаг до последнего деления, его снимают и отдают группе.

Журналист № 4. Станция «Познай себя»

Тест (определение группы риска).

  1. Проявляешь ли низкую неустойчивость к психическим перегрузкам, стрессам? (Да/нет)

  2. Проявляешь ли часто неуверенность в себе? (Да/нет)

  3. Испытываешь ли трудности в общении со сверстниками на улице? (Да/нет)

  4. Тревожен ли, напряжён в общении, в школе, в училище? (Да/нет)

  5. Стремишься ли к получению новых ощущений, удовольствий, причём как можно быстрее, любым путём? (Да/нет)

  6. Зависишь ли от своих друзей, легко ли подчиняешься мнению знакомых, хочешь подражать образу жизни приятелей? (Да/нет)

  7. Свойственна ли тебе непереносимость конфликтов, хочешь ли ты скорее уйти, избежать их? (Да/нет)

  8. Есть ли члены семьи, которые имеют заболевания, связанные с наркоманией, алкоголизмом? (Да/нет)

За каждый положительный ответ на вопросы 1,2,3,4 начислить по 5 баллов, на вопросы 6,7 – по 10 баллов, 5 и 8 – по 15 баллов. За отрицательный ответ на любой из вопросов – 0 баллов.

Если сумма получилась менее 15 баллов, то это значит, что учащийся в «группу риска» не входит.

От 15 до 30 баллов – средняя вероятность вхождения в «группу», требующая повышенного внимания к поведению подростка.

Журналист № 5. Станция «Это ты можешь»

Задание: участники должны вытянуть один из пяти предложенных конвертов, в которых находятся письма детей или родителей, дети которых находятся в наркотической зависимости. Эти письма нужно прочитать, обсудить и предложить объяснение, как можно помочь детям избавиться от этой зависимости.


Журналист № 6. Станция «Я знаю это»

Социологический опрос: «Молодёжь и наркотики».

  1. Какие наркотические средства вам известны?

  2. Как выглядят наркотики?

  3. Есть ли среди ваших друзей, знакомых наркоманы?

  4. Как выглядит наркоман? Можно ли по внешнему виду определить наркомана?

  5. Как влияют наркотики на взрослеющий организм подростка?

  6. Способен ли наркоман думать о чём-то другом, кроме наркотиков?

  7. Проводят ли с вами родители беседы о вреде наркотиков?

  8. Как вы относитесь к тому, что сейчас почти в каждом фильме показывают наркоманов?

  9. Сколько лет живут наркоманы?

  10. Как правильно вести себя в обществе, где находятся наркоманы?

  11. Где наркоман берёт деньги на очередную дозу наркотиков?

  12. Смотрите ли вы передачи, в которых идёт обсуждение этой проблемы?

III этап: подведение итогов игры.

Журналисты благодарят участников за активное участие, отмечают наиболее интересные моменты работы на станциях.

По итогам проводиться общая рефлексия. Каждый участник высказывает свои эмоции переживания. Рассказывает какие из заданий были сложными или очень простыми с обоснованием своего мнения.

Материалы к игре.

Письма наркоманов и их родителей.

1. «…Отец воспитывает нас «твердой рукой», он разговаривает с нами только тогда, когда мы в чём-нибудь провинились. Мать, та даже не разговаривает – только кричит, поэтому мы замыкаемся в своём кругу и пробуем сами разрешать порой очень важные проблемы…»

«…Родителям кажется, что если дети одеты, накормлены, то это всё. А мне иногда бывает очень тяжело, много проблем, неясностей…»

«…Я чувствую себя не членом семьи, а просто объектом воспитания…»

«…у меня есть родители, но их совершенно не интересуют мои дела…»

2. «…Сегодня я пошёл к врачу и стал просить, чтобы меня выпустили отсюда. Она мне категорически отказала, а когда я услышал, что мне надо находиться здесь ещё два месяца, у меня просто руки опустились. Я соглашался подлечиться, а не околачиваться тут целых три месяца! До этого я уже проходил несколько курсов отвыкания, но тогда после дезинтоксикации выписывался, когда хотел.

Хватит с меня, физического голода не стало, а мозги свои я восстановлю сам.

Врач, видя, что я могу улизнуть сам, наверное, надавила на моих родственников и добилась их согласия на моё дальнейшее пребывание здесь. Лишила меня свободы их руками…


…Жду благоприятного момента, чтобы выйти отсюда. В самое ближайшее время вырвусь из этого комбината безумия, неважно каким способом. Две мои попытки не удались, если не повезёт и в третий раз, то всё равно выберусь отсюда, хоть через хирургическое отделение…

…Принудительное лечение мне просто противопоказано. Врачи сделали своё дело, а остальное касается только меня самого…»

3. «…Живу всё время на нервах, так как отец законченный алкоголик, два раза принудительно лечился и сидел в тюрьме. Устраивает нам ужасные скандалы, всё время ищет, к чему бы прицепиться. Когда он приходит домой, мы сразу же запираемся на кухне, а то бы ходили избитыми, покалеченными. Мне ужасно горько, что у меня такой отец. Мне очень неприятно слышать, когда посторонние люди говорят матери: «А вы не наговариваете на него? Он совсем не такой плохой». Эти люди ничего не понимают. Не хочу учиться, живу в страхе, опасаюсь пригласить кого-нибудь из школы к себе домой, потому что там может лежать пьяный отец, и мне не хочется, чтобы об этом знали все. Мне стыдно, хотя его много раз видели пьяным. Я очень переживаю, не переношу общества своих товарищей, оно меня раздражает – смех, глупые шутки. Может быть, поэтому злые языки называют меня жестокой, а иногда и похуже. Я терплю, но скрываю это в себе».

4. «…Так жить больше не хочу, а по-иному не получается. Мой мозг разрушен наркотиками, и, по-видимому, до конца дней я останусь наркоманом. Понимаю, что я человек конченный, даже то, что я человек, - и то неверно. Но ведь я когда-то был человеком…»

«…Теперь мама стала относиться ко мне как к тряпке и при любом удобном случае смешивала меня с грязью. Наркоман должен чётко себе представлять, что он полный ноль и никчёмный, только тогда у него есть шанс что-нибудь изменить. Тогда он либо покончит с собой, либо попробует избавиться от порока…»

5. «…Сын, не умирай стократно, не делай нас несчастными, мы уже не можем смотреть на твою долгую смерть. Не обманывай нас больше, не катайся в муках от боли. У меня уже нет сил и слёз. И снова конвульсии рвоты, брызги крови на постели и стенах. Нас мучает страх, когда ты уходишь: может быть, ты уже мёртв! Нет!!! Сын, вернись!!! Мы тебя спасём!…»

«…До сих пор Павел был идеальным мальчиком. Плохого слова про него не могла сказать. С ним не было никаких хлопот. Ещё в прошлом году всё так и было, а теперь у меня просто руки опускаются. Парня как будто подменили, говорит, глупости, не слушается, стал надменным, философствует вместо того, чтобы готовить уроки…»