Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 968
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
114. Тренинговое упражнение:«Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД, профилактика ВИЧ-инфекции»
Цель: демонстрация методики проведения тренинга, повышение уровня информированности слушателей по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.
Задачи:
-
выяснить исходный уровень информированности студентов по проблеме; -
дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования; -
мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о ВИЧ/СПИД и к посещению данного цикла занятий; -
проверить уровень усвоения информации.
Из-за жестких временных рамок во время упражнения может быть уместен директивный стиль ведения группы. Для лучшего восприятия информации желательно использовать интерактивные методы.
Описание:
Введение. Знакомство. Ожидания участников (10 мин.)
В группах, где люди знакомы друг с другом, на этом этапе ведущий представляются и описывают цели и задачи тренинга. Если ее необходимость, можно использовать короткие игры на знакомство («Снежный ком»). Участникам можно предложить карточки для написания своего имени (или значки/бэйджи), это позволит тренеру обращаться к каждому участнику по имени.
Актуальность проблемы. Оценка уровня информированности (20 мин.)
Данный этап необходим для соотнесения личного опыта участков (знания о проблеме, отношение к ней) с реальными фактами и ситуацией.
Этот этап может быть проведен в форме дискуссии, в процессе которой ведущий при помощи последовательных вопросов приводит участников к мысли об актуальности обсуждаемой проблемы.
Возможные вопросы для дискуссии:
1. Актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона?
2. В вашем городе есть ВИЧ-инфицированные?
3. Сколько их? Это много или мало?
4. Эта проблема касается нас? Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время?
5. Зачем это нужно?
6. Как вы думаете, хорошо ли молодые люди, живущие в нашем городе, информированы о BИЧ-инфекции?
Информационный блок (30 мин.)
Цель данного блока - передать слушателям информацию о ВИЧ инфекции. Этот этап может проводиться в виде лекции или с помощью интерактивных методов работы. Необходимый объем информации включает в себя ответы на следующие вопросы:
1. Что такое ВИЧ?
2. Что такое СПИД?
3. Как предается ВИЧ-инфекция?
4. Что такое период окна»?
5. Когда, как, где и кому следует сдавать тест на антитела к ВИЧ.
6. Как избежать инфицирован ВИЧ?
Если была выбрана лекционная форма работы, ведущий последовательно отвечает на приведенные выше вопросы, иллюстрирует свой рассказ схемами. После чего для контроля усвоения материала может быть проведено анкетирование (например, Pre-post). Для закрепления материала о путях передачи может быть предложена игра «Степень риска». Другим вариантом проведения информационного блока может быть дискуссия, во время которой ведущий задает аудитории вопросы, охватывающие все содержание темы. Очень важно создать такую атмосферу, в которой члены группы будут свободно высказываться. Роль ведущего заключается в дополнении, уточнении и коррекции ошибочных представлений.
Беседа может включать в себя следующие вопросы:
1. Что такое ВИЧ?
2. Что такое СПИД?
3. ВИЧ и СПИД-это одно и то же?
4. Как передается ВИЧ?
5. В каких жидкостях организма содержится достаточное для заражения количество вируса?
6. Что происходит в организме при заражении?
7. Как ВИЧ воздействует на иммунную систему?
8. Как предотвратить заражение ВИЧ?
9. Какие периоды развития ВИЧ-инфекции вы знаете?
10. Кому угрожает опасность ВИЧ-инфицирования?
11. Каким образом не передается ВИЧ?
12. Что определяет тест на ВИЧ?
13. Всегда ли отрицательный результат теста на ВИЧ означает, что человек не инфицирован?
14. Когда следует сделать анализ?
15. Следует ли ВИЧ-инфицированным людям продолжать работать (учиться)?
16. Нужно ли ВИЧ-инфицированному человеку регулярно посещать врача?
В информационный блок можно включить различные интерактивные формы работы.
Они могут выполнять следующие задачи:
• выяснение уровня информированности;
• облегчение усвоения информации;
• выяснение мнений участников, их обсуждение;
• определение уровня восприятия участниками полученной информации.
Для выполнения этих задач можно использовать следующие формы работы: викторины, дискуссии, игры (например, «Спорные утверждения») и анкеты (например, Pre-post).
Во время обсуждения вышеперечисленных заданий можно выяснить, насколько изменились взгляды на проблему наркомании в связи с появлением ВИЧ. Фактический материал для подготовки информационного блока находится в конце главы в разделе «Информационный блок».
Этап приобретения практических навыков (20 мин.)
Главная цель этого этапа - осознание участниками важности принятия ответственных решений. В данном контексте - это способность продумать и взвесить последствия употребления наркотиков, последствия незащищенного сексуального контакта или сексуального контакта в состоянии опьянения. А также способность принять решение и реализовать его. Для выполнения задач этого этапа можно использовать упражнение «Социум» или «Скажи «нет».
Завершение работы (10 мин.)
На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы, выяснить, как участники усвоили информацию (например, с помощью анкеты). Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие.
После проведения тренинга обязательно рекомендуется проведении рефлексии. Студентам задаются вопросы:
1. Какие цели можно достичь используя в работе тренинговой подход
2. Какие твои ощущения от участия в процессе
3. Что является особенно важным при проведении подобных работ, с твоей точки зрения
4. Для каких целей тренинговые упражнения категорически не подходят.
115. Практическое задание: «Роль родителей в профилактике девиантного поведения молодежи»
Задание направлено на развитие навыка решения практических задач, планирования моделирования и планирование профессиональной деятельности.
Суть задания: необходимо разработать модель эффективного вовлечения родителей в систему профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения.
Комментарии:
- целесообразно разработанные модели представлять в схематичном виде для визуального восприятия и понимания модели;
-обязательно, следует выделить время для публичной презентации модели каждого студента
- в ходе подготовки модели студентам необходимо предоставить возможность консультирования с преподавателем.
2.4. Технология подготовки волонтеров к профилактической деятельности
В подготовке волонтеров особую значимость имеют тренинговые упражнения направленные на формирование командного духа, на подготовку действовать в команде, ориентироваться на результат. На формирование навыков слушать и слышать, понимание, умение давать обратную свзязь. С этой целью мы приводим серию упражнений1, собранных из различных источников и работающие на выделенные цели.
116. Тренинговое упражнение:«Мой идеальный мир»
Материалы для выполнения задания:
3 листа ватмана;
9 маркеров разных цветов;
скотч.
Описание выполнения: преподаватель делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу.
Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и представить ее перед другими командами.
Правила:
1. У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.
2. По истечении времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполнению задания по команде преподавателя: «Время». При этом:
задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило);
на выполнение задания у группы есть 10 минут.
3. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут.
Примечание: в задании можно давать и иные темы картин («Идеальный лидер», «Идеальный волонтер», «Идеальная профессия» и др.).
117. Тренинговое упражнение: «Фломастеры»
Необходимые материалы для выполнения задания: фломастеры – по количеству человек в группе (возможна замена фломастеров на трубочки из бумаги).
Место проведения и исходное положение участников: комната делится прямой линией на 2 игровые зоны – «зона обсуждения» и «зона молчания». В «зоне молчания» на полу находятся фломастеры.
Задание: поднять одновременно с пола все предметы, при этом:
1 человек может касаться только одного предмета,
в воздухе одновременно может находиться только один предмет.
Правила:
1. У группы на выполнение задания есть 20 минут.
2. Когда группа готова выполнять задание, она сигнализирует ведущему. Ведущий дает команду: «Время». Группа переходит в «зону молчания» и начинает выполнять задание.
3. При нарушении задания ведущий говорит об этом, группа переходит в «зону обсуждения», ведущий приводит в исходное положение материалы (соединенные фломастеры разъединяются).
4. Участники группы могут разговаривать, только когда все они находятся в «зоне обсуждения». За нарушение этого правила – штраф во времени 1 минута.
5. Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.
Примечание: два и более фломастера, устойчиво соединенных вместе, рассматриваются как один предмет. Участники должны догадаться об этом самостоятельно.
118. Тренинговое упражнение: «Покрывало»
Материалы, необходимые для выполнения задания:
2 маркера;
4 листа (формата A4);
скотч.
- две комнаты (смежные), сообщающиеся через дверь.
Описание выполнения задания: у каждого участника имеется визитка, на которой указано его имя. Преподаватель делит группу на две команды, равные по количеству человек. Команды расходятся по комнатам так, что не видят друг друга и не могут общаться. Преподаватель стоит в проеме двери таким образом, чтобы видеть обе команды. Участники также должны видеть ведущего.
Задание: оказаться всей группе в одной комнате.
Правила:
1. У команд есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.
2. Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило).
3. У каждой команды есть право взять 2 таймаута, во время которых разрешается разговаривать, продолжительностью 1 минута каждый. При этом вторая команда также имеет право на обсуждение, не используя своего таймаута.