Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 966
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Когда мама обратилась к директору второй раз на следующий день после обнаружения укола, директор пообещала сделать освидетельствование и отправила мальчика в больницу на анализы к своему знакомому врачу, который выдал справку. Что наркотических веществ в крови мальчика не обнаружено. На этом Директор школы предложил закрыть вопрос как решенный.
Данные к ситуации:
- мальчики ничего не рассказывают о случившимся
- директор избегая скандалов и пересудов, приняла решение исключить мальчиков из школы за плохое поведение (сославшись на их совместную драку) в качестве доказательства произошедшей драки привела признание мальчиков о драке и их внешний вид: синяки и раны на лице, поскольку свидетелей самой драки не оказалось.
- мама стала искать информацию в интернете, и на одном из форумов прочитала описание подобной ситуации, где мама ребенка описывала как ее сын стал наркоманом «по принуждению». Испугавшись мама обратилась в социальную службу по месту жительства, сотрудники которой пообещали помочь решить проблему совместно с волонтерами общественной организации.
Характеристика роли в ситуации:
1. Вы являетесь представителями общественной организации
2. Вы являетесь представителями органов по делам молодежи, куда обратились коллеги из социальной службы помочь решить проблему.
Постановка задач:
Вам необходимо составить алгоритм решения данной социальной проблемы с позиции роли в ситуации.
Итоговые задания
139. Тестовое задание: «Тест итоговый»
1. Молодежь – социально-демографическая группа населения в возрасте:
А) от 14 до 30 лет
Б) от 18 до 30 лет
В) от 16 до 25 лет
Г) от 18 до 25 лет
2. Объединение молодежи, не имеющее юридически фиксированного статуса, где отсутствует четкое членство и которые следует рассматривать как формирования, объединяющие молодежь по признаку субкультуры:
А) институциональное
Б) неформальное
В) общественное
Г) социальное
3. Сущность социализации состоит в …
А) усвоения существующих в конкретном обществе законов, норм, правил и моделей поведения
Б) сочетании адаптации и дезадаптации человека в социуме
В) индивидуализации и дифференциации человека в социуме
Г) приспособления социума под себя
4. Социализация – это процесс, который заканчивается в зрелом возрасте:
А) да
Б) нет
5. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной:
А) изоляцией;
Б) дезадаптацией;
В) социализацией;
Г) депривацией.
6. Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений – это:
А) социальная норма;
Б) социальное отклонение;
В) правила поведения в обществе;
Г) этикет.
7. Совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение это:
А) детерминация;
Б) деменция;
В) девиация;
Г) депривация;
8.К признакам социальных отклонений относится:
А) историческая детерминированность;
Б) отсутствие негативных последствий для общества;
В) относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.
Г) все варианты верны
9. Кто из авторов рассматривал девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения:
А) Р.Мертон;
Б) М.Вебер;
В) О.Конт;
Г) Л.Выготский.
10. Автор биосоциологической теории, связавший преступное поведение человека с его анатомическим строением:
А) Э.Берн;
Б) К.Лоренц;
В) Ф.Гальтон;
Г) Ч.Ломброзо
11.Тенденция, проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними это:
А) насилие;
Б) принуждение;
В) агрессия;
Г) аутоагрессия.
12. Оценка роли девиантного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом – это:
А) принцип системности.
Б) принцип объективности.
В) поведенческая оценка.
Г) принцип сотрудничества.
13. Действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях называют:
А) деликвентное поведение;
Б) аморальное поведение;
В) нестандартное поведение;
Г) аддиктивное поведение.
14. Делинквентная личность, совершающая деликты вследствие тяжелого психического расстройства:
А) «органический правонарушитель;
Б) антисоциальная личность;
В) невротический правонарушитель;
Г) психотический нарушитель.
15. Зависимое поведение носит следующее название:
А) саморазрушающее поведение;
Б) делинквентное поведение;
В) аддиктивное поведение;
Г) девиантное поведение.
16. Что относится к формам зависимого поведения:
А) клептомания;
Б) курение;
В) гемблинг;
Г) все ответы правильные.
17. Термин «невротическая булимия» относится к:
А) химической зависимости;
Б) наркотической зависимости;
В) пищевой зависимости;
Г) алкоголической зависимости.
18. Негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи:
А) групповая зависимость;
Б) семейная зависимость;
В) созависимость;
Г) депрессивность.
19. Целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью это:
А) суицидальная попытка;
Б) суицидальное поведение;
В) суицидальное намерение;
Г) завершенный суицид.
20 Подход, в котором суицид рассматривается как проявление острых или хронических психических расстройств называется:
А) социологический;
Б) психопатологический;
В) социально-психологический;
Г) психолого-педагогический.
21. Суицидальное поведение, часто не имеющее реального намерения покончить с жизнью; так, во многих случаях в его основе содержится некий расчет на спасение. Все действия личности при данном типе поведения направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость и т.п.
А) демонстративный тип;
Б) пассивный тип;
В) истинный тип;
Г) аффективный тип
22. Комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска:
А) адаптация;
Б) профилактика;
В) коррекция;
Г) реабилитация
23. Система мер, направленных на предотвращение заболеваний или негативных явлений путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости личности к воздействию неблагоприятных факторов окружающей социальной и природной среды. Как правило, направлена на группы людей, которые еще не имеют негативного опыта, т.е. являются потенциально здоровыми.
А) первичная профилактика;
Б) вторичная профилактика;
В) третичная профилактика;
Г) все перечисленные выше варианты
24. Психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений это:
А) психологическая дивергенция;
Б) компенсация;
В) психологическая интервенция;
Г) коррекция.
25. К основным способам коррекции негативных эмоциональных состояний не относится:
А) контактная десенсибилизация;
Б) уменьшение их силы;
В) выработка альтернативных реакций;
Г) отсутствие какого-либо вмешательства
26. К социальным стратегиям воздействия на личность с зависимым поведением не относится:
А) политика переучивания;
Б) политика минимализации риска;
В) репрессивная политика;
Г) политика ресоцолизации.
27. Группы самопомощи «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики» действуют в соответствии с программой:
А) «16 шагов»
Б) «14 шагов»
В) «12 шагов»
Г) «10 шагов»
Источник: Программа по курсу «Профилактика девиантного поведения молодежи» кафедры социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета http://www.mshu.edu.ru/
140. Практическое задание: «Эссе; итоговое»
Для итоговых Эссе предлагаются следующие темы:
1. Что изменилось в моем понимании о различных формах девиантного поведения.
2. Профилактика девиантного поведения молодежи в моем понимании это…
3. Эффективные формы профилактической деятельности
4. Мне интересно на занятиях, когда…..
5. Мое место и роль в решении вопросов профилактики девиантного поведения молодежи
141. Практическое задание: «Портфолио»
Портфолио - нечто большее, чем просто папка студенческих работ, это - заранее спланированная индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm&Adams. 1991). Оно может быть оформлено в виде папки, содержащей в себе предлагаемые рубрики и разделы.
Цель портфолио - это оценка результатов, поде диагностики усвоенного материала.
Портфолио может быть полезно:
- как инструменты (средства), используемые при обсуждении результатов обучения с однокурсниками, преподавателями, друзьями;
- как возможность рефлексии студентами собственной работы:
- как документ, в котором отражено развитие студента, его системы отношений и результаты его самовыражения;
- как возможность для студентов рефлексии собственных изменений. Критерии опенки портфолио могут быть следующие:
- аккуратность выполнения;
- факторы, отражающие понимание студентом материала;
- организация студентом портфолио;
- полнота отражения изучаемого материала;
- оформление;
- факторы, отражающие размышления студента о своем познании:
- творчество;
- факторы, отражающие развитие студента;
- наглядность, используемая в портфолио.
Примерный перечнь рубрик для портфолио, которые могут видоизменяться и дополняться по согласованию с преподавателем.
Содержание рубрик портфолио
1. Что такое девиантное поведение, норма, отклонение от нормы? Что включают в себя понятия (изобразить схематично в виде кластера с пояснениями).
2. Глоссарий основных понятий, связанных с курсом «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» (30-40 ключевых понятий, с определениями по мере необходимости с комментариями).
3. Цитаты известных ученых, писателей, мыслителей, связанные с тематикой девиантного поведения (10-15 высказываний).
4. Теория. Здесь размещаются теоретические аспекты изученных тем (Желательно дополнить другими источниками, научными статьями).
5. Официальные и научные данные (под этой рубрикой собираются, все имеющиеся в распоряжении студента научные данные, связанные с проблемами девиантного поведения).
7. Письменные работы (здесь вы размещаете свои письменные работы, которые выполняли в течение семестра).
8. "За" и "против". Предполагается, что в этой рубрике будут рассмотрены следующие проблемы: «Смертная казнь: за или против?»; «Модели социального контроля за проституцией: прогибиционизм, регламентация, аболиционизм», «Сухой закон: за и против», «Легализация наркотиков».
9. «Не так уж все и плохо». По каким критериям мы судим — это норма или отклонение. Рассмотрите примеры первичной и вторичной девиации.
10. Общие выводы после изучения каждой темы курса (1-2 страницы обобщающего анализа с выводами).
12. В чем специфика социологического подхода к изучению проблем девиантного поведения в отличие от биологической, психологической, педагогической, юридической точек зрения.
14. Анализ проблемы " Отношение к гомосексуалистам в обществе". Посредством интервью выясните отношение в обществе к явлению гомосексуализма. План интервью и интерпретацию данных нужно сделать с учетом изученного на лекциях материала, используя терминологию, изученную в рамках курса.
15. Что изменилось в моем представлении о различных формах девиантного поведения после изучения курса?
16. Методическая копилка. Здесь автор размещает все наиболее эффективные формы проведения профилактических меррприятий
17. «Когда мне интересно на занятии?» (рефлексия в свободной письменной форме). Цель данной рубрики - осознание того, что именно происходит на занятии, вызывая у Вас интерес. Желательно привести 2-3 примера.