Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6118
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачей подзаконных нормативных правовых актов является конкретизация и развитие основополагающих нормативных правовых установлений, содержащихся в
Конституции РФ и других законах нашей страны.
Нормативный правовой договор — соглашение субъектов права, содержащее
нормы права. Эта форма (источник) современного российского права свидетельствует о развитии принципа демократизма правотворческой деятельности, поскольку субъекты права при этом осуществляют нормативное саморегулирование своих прав и обязанностей в правовой сфере. Это одно из важных условий функционирования подлинно гражданского общества. На современном этапе развития нашего общества данная форма приобретает все больший удельный вес. Так, Федеративный договор от
31 марта 1992 г. положен в основу образования самостоятельного российского государства.
Значительными регулирующими функциями характеризуются нормативные правовые договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
Российской Федерации и органами субъектов Федерации, договоры между субъектами
Российской Федерации, международные договоры, участницей которых является
Россия, коллективные договоры и коллективные соглашения в сфере трудового права.
Исторически первая форма (источник) права — правовой обычай. Это такая форма
(источник) права, которая представляет собой установившееся в результате
многократного повторения в течение длительного времени, ставшее привычным
в обществе правило поведения, санкционированное, т. е. одобренное тем или
иным образом, подтвержденное силой государственно властного авторитета. В
отечественной правовой науке исследованию значения правового обычая уделяется недостаточно внимания. В то же время, развитие частного права, рыночной экономики не могут не вести к возрастанию роли этой формы (источника) права. Например, в п. 1
ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». Из этого примера следует, что в определенных случаях национальному обычаю придается нормативно-правовое значение.
Пункт 1 ст. 5 ГК РФ, посвященный обычаям, гласит: «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». В ст. 848 того же Кодекса говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст. 852, 853, 862 и других нормах Гражданского кодекса. Статья 129 действующего
Кодекса торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при
отсутствии соглашения — обычаями данного порта. Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило,
согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
По мнению Е. В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне Государственного флага РФ, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий;
введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги
87
. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей — государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой
Отечественной войне. Все отмеченное по этому поводу свидетельствует о том, что правовой обычай на данном этапе развития российского права не является канувшей в
Лету, отжившей формой выражения правовых норм, а, наоборот, играет достаточно заметную роль в регулировании общественных отношений.
Из Конституции Российской Федерации 1993 г. следует, что одной из форм
(источников) российского права являются общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4
ст. 15), что позволяет согласиться с утверждением, согласно которому новейшие тенденции в развитии источников права свидетельствуют об активной интеграции в национальные правовые системы (и, соответственно, системы источников права) норм международного права
88
. Общепризнанные принципы и нормы международного права определяют содержание международных договоров; и те и другие рассматриваются в качестве частей правовой системы Российской Федерации.
Весьма дискуссионен вопрос о судебном прецеденте как форме (источнике)
современного российского права. Под судебным прецедентом понимается решение
компетентного судебного органа, имеющее обязательную силу для решения
других аналогичных дел. Широко применяется эта форма (источник) в странах, где действует общая (прецедентная) правовая система, где нормы права (правоположения)
создавались и создаются судьями при вынесении решений по конкретным делам.
Несмотря на отдельные попытки теоретически обосновать целесообразность использования судебного прецедента (судебной практики) в советский период,
официального признания тогда эта форма права не получила, поскольку ученые исходили из того предположения, что она не только не способствует укреплению законности, но, наоборот, ее деформирует, разрушает, что она «ведет к отступлению от начал законности и подрывает роль представительных органов государства в законодательной деятельности»
89
. Марксистско-ленинское учение о праве относило юридический прецедент к институтам буржуазного права со всеми вытекающими из этого последствиями.
В современной отечественной юриспруденции вопрос о прецедентном праве — один
согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
По мнению Е. В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне Государственного флага РФ, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий;
введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги
87
. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей — государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой
Отечественной войне. Все отмеченное по этому поводу свидетельствует о том, что правовой обычай на данном этапе развития российского права не является канувшей в
Лету, отжившей формой выражения правовых норм, а, наоборот, играет достаточно заметную роль в регулировании общественных отношений.
Из Конституции Российской Федерации 1993 г. следует, что одной из форм
(источников) российского права являются общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4
ст. 15), что позволяет согласиться с утверждением, согласно которому новейшие тенденции в развитии источников права свидетельствуют об активной интеграции в национальные правовые системы (и, соответственно, системы источников права) норм международного права
88
. Общепризнанные принципы и нормы международного права определяют содержание международных договоров; и те и другие рассматриваются в качестве частей правовой системы Российской Федерации.
Весьма дискуссионен вопрос о судебном прецеденте как форме (источнике)
современного российского права. Под судебным прецедентом понимается решение
компетентного судебного органа, имеющее обязательную силу для решения
других аналогичных дел. Широко применяется эта форма (источник) в странах, где действует общая (прецедентная) правовая система, где нормы права (правоположения)
создавались и создаются судьями при вынесении решений по конкретным делам.
Несмотря на отдельные попытки теоретически обосновать целесообразность использования судебного прецедента (судебной практики) в советский период,
официального признания тогда эта форма права не получила, поскольку ученые исходили из того предположения, что она не только не способствует укреплению законности, но, наоборот, ее деформирует, разрушает, что она «ведет к отступлению от начал законности и подрывает роль представительных органов государства в законодательной деятельности»
89
. Марксистско-ленинское учение о праве относило юридический прецедент к институтам буржуазного права со всеми вытекающими из этого последствиями.
В современной отечественной юриспруденции вопрос о прецедентном праве — один
из самых сложных и спорных
90
. На нынешнем этапе развития нашего общества, по мнению некоторых исследователей, это уже реально состоявшаяся форма российского права
91
. В подтверждение соответствующей позиции нередко приводятся примеры.
Хотя, как представляется, последние, как правило, подтверждают существование разнообразных правовых явлений, но вовсе не свидетельствуют об использовании юридического прецедента как новой формы (источника) российского права.
Использование судебного прецедента в качестве формы современного российского права могло бы служить укреплению правовой стабильности и стабильности формирующегося российского гражданского общества, поскольку этого требуют интересы создания качественно нового отечественного права, формирующегося на основе Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права. По-видимому, правильно было бы считать, что эта форма для современного российского права актуальна, перспективна. Так, С. С. Алексеев писал:
«…Придание решениям высших судебных инстанций функций судебного прецедента представляется делом назревшим, вполне оправданным»
92
Но об официальном ее признании говорить еще рано
93
. Отдельным ракурсом проблемы является вопрос о возможности рассматривать судебную практику как форму
(источник) права. Мнения исследователей соответствующей проблематики весьма различны: от утверждения о том, что «…совокупность принципиальных решений верховных судебных инстанций по вопросам правоприменения» не рассматривается в качестве источника права
94
до констатации того, что судебная практика «все чаще признается самостоятельным источником права, приравниваемым по своему правотворческому характеру к закону»
95
Следует заметить, что акты судебного нормативного толкования — весьма специфическая разновидность правовых актов. Они, безусловно, обязательны для субъектов, применяющих истолкованные нормы права, но не имеют нормативной новизны, сами по себе, отдельно от толкуемой нормы права, не действуют
96
Поэтому, как представляется, судебную практику можно было бы рассматривать в качестве одного из материальных, а не формальных, источников права, ибо именно здесь, в этой сфере реализуются многочисленные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, формируются, приобретают более или менее выраженное внешнее оформление идеи тех или иных нормативных правовых актов.
Она способствует осуществлению важного требования законности, состоящего в единообразном понимании и применении норм права, реальной способностью к нормативному регулированию общественных отношений, однако, соответствующие идеи приобретают значение лишь по завершении правообразовательного процесса.
Проблематика форм (источников) современного российского права не исчерпывается отмеченными выше ракурсами. Время от времени актуализируются такие общетеоретические проблемы, как возможность рассмотрения в качестве форм
90
. На нынешнем этапе развития нашего общества, по мнению некоторых исследователей, это уже реально состоявшаяся форма российского права
91
. В подтверждение соответствующей позиции нередко приводятся примеры.
Хотя, как представляется, последние, как правило, подтверждают существование разнообразных правовых явлений, но вовсе не свидетельствуют об использовании юридического прецедента как новой формы (источника) российского права.
Использование судебного прецедента в качестве формы современного российского права могло бы служить укреплению правовой стабильности и стабильности формирующегося российского гражданского общества, поскольку этого требуют интересы создания качественно нового отечественного права, формирующегося на основе Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права. По-видимому, правильно было бы считать, что эта форма для современного российского права актуальна, перспективна. Так, С. С. Алексеев писал:
«…Придание решениям высших судебных инстанций функций судебного прецедента представляется делом назревшим, вполне оправданным»
92
Но об официальном ее признании говорить еще рано
93
. Отдельным ракурсом проблемы является вопрос о возможности рассматривать судебную практику как форму
(источник) права. Мнения исследователей соответствующей проблематики весьма различны: от утверждения о том, что «…совокупность принципиальных решений верховных судебных инстанций по вопросам правоприменения» не рассматривается в качестве источника права
94
до констатации того, что судебная практика «все чаще признается самостоятельным источником права, приравниваемым по своему правотворческому характеру к закону»
95
Следует заметить, что акты судебного нормативного толкования — весьма специфическая разновидность правовых актов. Они, безусловно, обязательны для субъектов, применяющих истолкованные нормы права, но не имеют нормативной новизны, сами по себе, отдельно от толкуемой нормы права, не действуют
96
Поэтому, как представляется, судебную практику можно было бы рассматривать в качестве одного из материальных, а не формальных, источников права, ибо именно здесь, в этой сфере реализуются многочисленные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, формируются, приобретают более или менее выраженное внешнее оформление идеи тех или иных нормативных правовых актов.
Она способствует осуществлению важного требования законности, состоящего в единообразном понимании и применении норм права, реальной способностью к нормативному регулированию общественных отношений, однако, соответствующие идеи приобретают значение лишь по завершении правообразовательного процесса.
Проблематика форм (источников) современного российского права не исчерпывается отмеченными выше ракурсами. Время от времени актуализируются такие общетеоретические проблемы, как возможность рассмотрения в качестве форм
(источников) современного российского права общих принципов права,
правосознания, правовой доктрины и др.
Тема 11. Нормы права
План
1. Понятие нормы права
2. Строение нормы права
3. Виды норм права
1. Понятие нормы права
Правовая норма — элементарное правовое явление, первичная «клеточка» права.
Именно из норм права создается гигантское «сооружение», называемое системой права.
С помощью правовых норм регулируются наиболее важные отношения между людьми.
Они представляют собой правила поведения людей в определенных обстоятельствах.
Согласно требованиям правовой нормы, соответствующее отношение должно быть оформлено согласно ее указаниям, если возникли предусмотренные ею обстоятельства.
В свое время К. Маркс справедливо указывал на необходимость урегулированности и порядка в общественных отношениях, на то, что альтернативой им являются хаос и произвол
97
Все нормы подразделяются на технические и социальные. Технические нормы —
такие правила, которые делают более эффективным использование человеком
техники, различных приборов, устройств. Несоблюдение такого рода правил поведения может привести к поломке приборов, техники, а в ряде случаев —
отрицательно сказаться на жизни и здоровье людей, поэтому они подлежат исполнению. Государство их поддерживает, одобряет, обеспечивает их проведение в жизнь посредством санкционирования. В подобных случаях некоторые технические нормы приобретают характер технико-юридических.
Социальные нормы — правила поведения людей в обществе. В них находят свое выражение и закрепляются интересы различных социальных общностей. Это обычаи,
нормы морали, религиозные и многие другие нормы. Среди них важную роль играют правовые нормы — такие правила поведения, которые установлены или
санкционированы государством. Именно из норм права состоит право. Они существенно отличаются от других социальных норм, поскольку формируются большей частью под влиянием государственной власти, выражают государственную волю
(нормы права концентрируют в себе определенные волевые устремления, интересы,
потребности социальных сил, которые в состоянии оказывать влияние на правообразование в обществе), а от нарушений охраняются государством.
Нормам права присущ общий характер, они адресованы всем и каждому, кто находится в соответствующей жизненной ситуации, предусмотренной правовой нормой, а не конкретному, определенному лицу.
Они общеобязательны, ибо являются единственной системой социальных норм,
которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через общеобязательность нормы права вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения, например, членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.
Общеобязательность норм права обеспечивается возможностью применения мер
государственного принуждения — наступлением неблагоприятных последствий при нарушении установленного поведения.
Для нормы права характерен предоставительно-обязывающий характер. Это свойство, предполагающее, что норма права предусматривает права и обязанности участников регулируемых отношений. Это означает, что норма права представляет собой определенную модель правоотношения, которому в будущем предстоит возникнуть на ее основе, и потому, соответственно, в ней закрепляется, с одной стороны, возможное поведение будущего управомоченного участника правоотношения,
а с другой — должное поведение обязанного субъекта правоотношения. Закрепленному в соответствующем правиле поведения праву соответствует обязанность, и, наоборот,
каждой зафиксированной в норме права обязанности корреспондирует чье-либо право.
Эти права и обязанности гарантируются государственной властью, т. е. исполнение нормы права обеспечено государственно-властным принуждением.
Существенным для характеристики нормы права является то, что она действует
всякий раз, когда налицо предусмотренные ею обстоятельства: соответствующее правило поведения не исчерпывается одним случаем реализации; она продолжает действовать независимо от количества случаев реализации, до тех пор, пока не будет отменена или изменена в установленном порядке.
Норма права обладает и таким качеством, как формальная определенность. Каждая норма права определяет обстоятельства, порождающие определенные последствия,
определяет сами эти последствия, указывает на качества, присущие самим участникам,
субъектам правоотношения и т. д.
Таким образом, норма права — это правило поведения, установленное или
санкционированное государством, предназначенное для регулирования
нормальных, цивилизованных отношений между людьми и обеспеченное в своем
исполнении как убеждением, так и мерами государственного принуждения.
2. Строение нормы права
Норма права имеет сложное строение. И дело не только в том, что она объективирована, выражена вовне, нередко в форме статьи нормативного правового акта (нормы права могут содержаться, кроме того, и в других источниках: судебных прецедентах, правовых обычаях и т. д.).