Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6114

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, с помощью различных юридических средств, способов и приемов право влияет на экономическую сферу общественной жизни — эту важнейшую сферу жизнедеятельности людей, способствует ее движению. Оно закрепляет формы собственности, регламентирует «правила игры» в этой сфере, оказывает воздействие на механизмы производства и распределения.
Большая роль принадлежит правовому регулированию в области политики. Право служит оформлению и динамике, движению наиболее важных политических отношений. Оно закрепляет структуру и полномочия органов государственного аппарата, служит легализации и легитимации субъектов политической системы,
является важным средством межгосударственного общения.
Благодаря своим особенностям как регулятора общественных отношений, а также средства массовой информации, право выполняет воспитательную роль, помогает формированию у субъектов навыков правомерного поведения, воздержания от правонарушений.
Указанные направления воздействия права свидетельствуют о большом его значении для внесения урегулированности и порядка в общественные отношения: здесь регулятивный и охранительный потенциал права, соединяясь в соответствующих направлениях, дает возможность решать стоящие перед обществом экономические,
политические, воспитательные и иные задачи.
Наряду с общесоциальными функциями, выражающими влияние права на жизнь общества в целом, этому феномену присущи и специально-юридические функции,
которые призваны к тому, чтобы оттенить специфику именно юридического воздействия на те сферы общественных отношений, которые испытывают на себе воздействие права. Здесь право не косвенным образом, а непосредственно, прямо воздействует на поведение людей, в результате чего общественные отношения испытывают определенную динамику: возникают, изменяются, прекращаются.
Таким образом, особенности правовой формы, собственно правовой материи обусловливают существование у права и собственно-юридических функций,
необходимость осуществления которых, в первую очередь, и лежит в основе существования права. В этих направлениях воздействия права на общественные отношения его функциональное предназначение проявляется более ярко, в непосредственной регулирующей ипостаси. Это дает возможность говорить о его непосредственном регулирующем воздействии.
В качестве специально-юридических функций выделяют регулятивную и
охранительную.
Регулятивная функция представляет собой такое основное направление
воздействия права на общественные отношения, содержанием которого является
установление и реализация правомерного поведения людей, поведения, не
связанного с правонарушениями. Ее целью является установление нормальных,

цивилизованных отношений между людьми в соответствии с особенностями данного общества.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную
статическую и регулятивную динамическую
82
.
Регулятивная статическая функция состоит в закреплении того или иного рода
правовых состояний. Это, например, закрепление права собственности, структуры государственного аппарата и т. д. В закреплении общественных отношений состоит одна из важных задач действия права на общественную жизнь. С помощью правовых средств формируется некий каркас наиболее важных взаимосвязей в обществе, в рамках которого они возникают, развиваются, прекращаются. Например, закрепляя основы экономического устройства общества, Конституция РФ в ч. 2 ст. 8
устанавливает положение, согласно которому: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данная функция присуща многим институтам отечественного права.
Регулятивная динамическая функция предполагает активное поведение
субъектов права, состоящее в использовании субъективных прав, выполнении
юридических обязанностей. Здесь имеет место динамика, движение общественных отношений. Это, например, осуществление трудовых прав, уплата налогов и т. д.
Рассматриваемую функцию права определяют как обусловленное его социальным
назначением
направление
правового
воздействия,
выражающееся
в
установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных
прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права
83
Содержание охранительной функции — охрана нормальных для данного общества отношений, вытеснение вредных. Это борьба с антиобщественными, опасными для общества деяниями, защита прав человека и гражданина, применение мер юридической ответственности и др. Например, ст. 12 ГК РФ определяет различные способы защиты гражданских прав, которые направлены на охрану экономических отношений. Охране, в случае их нарушения, подлежат и другие отношения, в том числе,
личные, национальные и иные. Эта функция имеет большое воспитательное значение.
Предусмотренные санкциями правовых норм неблагоприятные последствия для нарушителей их требований оказывают сдерживающее влияние на потенциальных правонарушителей, заставляют их держаться в границах правопорядка.
Осуществляемая правом охранительная функция выражает специ​фику права как средства регулирования общественных отношений, обеспеченного средствами государственного принуждения. Кроме того, охрана с его помощью тех или иных сфер общественной жизни свидетельствует об их важности, значимости, дает возможность индивидам определить свое к ним отношение.


1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   39

Тема 10. Источники (формы) права
План
1. Понятие источника (формы) права
2. Виды источников (форм) права и их особенности
1. Понятие источника (формы) права
Нормативное правовое регулирование общественных отношений многообразно,
может выступать в различных ипостасях. Это должны учитывать юридическая теория и практика. Право, как и любое общественное явление, имеет внешние, присущие ему источники, формы выражения, благодаря которым нормы права закрепляются и существуют, происходит их, так сказать, институционализация. Иначе оно не в силах было бы осуществлять свои регулятивные функции. Источник (форма) права характеризует связь права с государством, роль государства в приобретении тем или иным регламентом поведения людей в обществе характера правового. Изучение источников (форм) права, совершенно справедливо замечает Д. А. Керимов, «имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение не только потому, что организует и выражает вовне сущность и содержание права, но также и потому, что от их особенностей зависят многие факторы правовой жизни: общеобязательность,
нормативность, степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений и т. д. Многообразие источников
(форм) права предполагает определение их общего понятия, на основе которого окажется возможным вскрыть особенности и назначение каждого из них»
84
Под источниками (формами) права понимаются способы внешнего выражения,
объективирования тех правил поведения, которые сконцентрированы в нормах
права, благодаря чему они могут действовать, влиять на общественные
отношения, на их возникновение, изменение, прекращение.
Эти термины — «источники права» и «формы права» — часто используются в качестве идентичных. Их соотношение, в то же время, требует специального рассмотрения. Это один из вопросов, вызывающих до сих пор оживленные дискуссии в науке
85
Современные исследователи данной проблемы также видят в феномене «источник права» несколько значений.
Во-первых, источником права в материальном смысле считают общественные отношения, к которым относят способ производства материальной жизни,
материальные условия жизни общества и т. д. Именно в этих общественных отношениях, согласно такому пониманию, берет начало право.

Во-вторых, источники права рассматриваются в идеологическом смысле. Здесь имеются в виду правовые теории, взгляды, идеи известных мыслителей о свободе и
равенстве, правах и свободах личности, правосознание: все это оказывает определенное влияние на правотворчество и применение права.
В-третьих, под источниками права
понимаются
объективированные
нормативные правовые установления, обеспеченные возможностью применения
государственного принуждения. Это источники права в формально-юридическом
смысле. Именно в этом значении указанного термина понятия «форма права» и
«источник права» совпадают
86
. А потому их нередко используют в качестве
взаимозаменяемых.
2. Виды источников (форм) права и их особенности
В современном российском праве наиболее распространены следующие формы выражения правовых норм: нормативный правовой акт, нормативный правовой
договор и правовой обычай.
Нормативный правовой акт представляет собой письменный акт-документ,
принятый компетентным органом государства и содержащий нормы права,
вводящий, изменяющий или отменяющий их действие. Это общее название множества разновидностей документов, содержащих новые нормы права,
направленных на введение их в действие, прекращение их действия и т. д.
В качестве особенностей этой формы (источника) российского права необходимо рассматривать не только их общий характер, но и весьма высокий динамизм,
возможность осуществления постоянной работы по их систематизации,
неоднократность действия, осуществляемого, как правило, в отношении широких сфер общественных отношений и др.
Нормативный правовой акт — преобладающая форма (источник) для современного российского права, имеющая ряд несомненных достоинств: способность адекватно отражать общественные отношения, оперативность в принятии, изменении и др. Эта форма права представлена многочисленными ее разновидностями. Наиболее значимым в теоретическом и практическом отношении представляется подразделение нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты.
В Российской Федерации с помощью законов регулируются наиболее важные общественные отношения. Им свойственна высшая юридическая сила. Их характеризует также особый порядок принятия специально уполномоченными на то органами государственной власти. Среди законов особое место принадлежит
Конституции Российской Федерации, представляющей собой основу, базу для функционирования всей системы правового регулирования современных общественных отношений в России.
Подзаконные нормативные правовые акты принимаются различными государственными органами и должностными лицами в рамках их компетенции на основе и во исполнение законов и, прежде всего, Конституции Российской Федерации.