Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6121

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правовой долг
102
Юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно- регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.
2. Виды правосознания
Существуют различные основания его классификации.
По характеру субъектов различают три вида правосознания:
— индивидуальное, групповое, массовое, общественное.
В зависимости от стадии, исторической ступени развития права (по теории экономической формации):
— добуржуазное правовое сознание (рабовладельческое, феодальное),
— буржуазное правовое сознание,
— социалистическое правосознание.
По
уровню
правосознания выделяют:
эмпирическое
(обыденное),
профессиональное (юридическое), доктринальное (научное).
Особенности обыденного правосознания:
1) в нем преобладают психологические элементы;
2) правовые знания ограничиваются личным опытом и житейскими установками;
3) знания имеют прагматичный, бессистемный характер;
4) отношение к праву противоречиво и во многом зависит от переменчивых настроений и сиюминутных эмоций.
Особенности профессионального правосознания:
1) оно складывается в ходе специальной юридической подготовки (например,
обучения в вузе) и в процессе осуществления практической юридической деятельности;
2) его субъекты обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения;
3) ему присуще устойчивое положительное отношение к праву и практике его
применения;
4) оно выражается в особом профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по усовершенствованию правового регулирования;
5) ему присуще стремление к реализации в жизни принципов и ценностей права.
Профессиональное сознание (сознание юристов) можно дифференцировать на правосознание адвокатов, судей, следователей, нотариусов, юрисконсультов и т. д. Но в целом это одна из коллективных форм правового сознания.
Особенности доктринального правосознания:
1) это теоретическое правосознание. Оно имеет концептуальный характер, глубокие правовые обобщения и теории. Научное, или теоретическое правовое сознание, в отличие от обыденного сознания, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности;
2) выражает теоретическое освоение всего механизма правового регулирования;
3) имеет способность к прогнозированию правового развития и функционирования;
4) обладает наиболее активной силой. В современных государствах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права,
законодательства, политико-конституционных отношений.
Именно научное правосознание должно быть источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики;
5) характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
3. Дефекты правосознания
Деформацию правосознания можно определить как социально-правовое
явление, выраженное в искажении позитивных правовых идей, убеждений,
чувств, установок, это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют
о его несформированности и тенденциозности.
Деформации подвержены все без исключения сферы правового сознания. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в саму «ткань» их правовой идеологии.
Признаки деформации правового сознания. Деформация правосознания — это:
1) одно из его состояний (правосознание может быть положительным и

отрицательным);
2) состояние, которое характеризуется наличием правовых взглядов, идей и представлений, неверно отражающих роль права, правовую действительность;
3) состояние правосознания, которое не является социально полезным. Деформацию правосознания нельзя считать социальной полезной, даже если можно найти оправдание конкретным случаям игнорирования законов и их нарушениям. Выступает только как негативное (нежелательное) социальное явление;
4) состояние, влияющее на сферы жизни общества.
Как особенность деформации правосознания, можно рассматривать множественность ее проявлений.
Виды дефектов правосознания:
— правовой нигилизм заключается в отрицательном отношении к праву, его силе и социальной ценности;
— правовой идеализм (фетишизм) — вера во всесилие закона, преувеличенное,
гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач;
— правовой релятивизм — убеждение, что право есть нечто относительное. В
«опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. Поведение такого субъекта внешне выглядит правомерно, но, по своей сути, является замаскированным беззаконием;
— правовой субъективизм — одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей;
— правовой инфантилизм — слабое знание права и незрелое отношение к нему.
Правовой нигилизм — это направление общественно-правовой мысли,
отрицающей социальную и личную ценность права и считающей его наименее
совершенным способом регулирования общественных отношений.
Как социальное явление, правовой нигилизм характеризуется:
— критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным
(абсолютным) правовым ценностям;
— максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания правовых средств;

— отсутствием позитивной программы, предложений по совершенствованию права;
— деструктивным, разрушительным началом.
К причинам правового нигилизма относят:
1. Политические причины — они заложены в политическом режиме. Правовой нигилизм получает наибольшее развитие в тех государствах, где долго существуют недемократические режимы, где права и свободы человека нарушаются. В этих условиях субъекты права утрачивают веру в него.
2. Идеологические причины — они вызваны распространенной в обществе идеологией, которая в социальном регулировании выше права ставит нравственность и религию.
3. Организационные причины — они проявляются в отсутствии борьбы с правонарушениями, безнаказанности правонарушителей.
Социальная напряженность, экономические неурядицы, региональный сепаратизм,
дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое постоянно воспроизводят и приумножают правовой нигилизм.
Формы правового нигилизма. Выделяют две формы правового нигилизма:
теоретическую и практическую.
Теоретическая (идеологическая) форма — это концептуальное обоснование правового нигилизма, при котором утверждается, что есть более высокие ценности, чем право вообще, а тем более, право отдельного человека (например, мировая пролетарская революция).
Практическая форма — это реализация указанных взглядов и учений на практике
(например, террор против собственного населения).
Выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма. Для пассивной
формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения.
Активному юридическому нигилизму свойственно особенно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
К правовому нигилизму можно также отнести:
— равнодушное отношение к роли и значению права; скептическое отношение к потенциальным возможностям права; полное неверие в право и негативное отношение к нему;


— умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
— издание противоречивых правовых актов;
— подмену законности целесообразностью; конфронтацию представительных и исполнительных структур;
— нарушение прав человека;
— теоретическую форму правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов,
философов и др.).
Видом правового нигилизма является «перерожденное» правосознание. Этот вид деформации характерен для профессионального правосознания; он допускает преступный умысел.
Правовой идеализм — это преувеличение регулятивных возможностей права,
его роли в жизни общества. Его можно понимать как абсолютизацию роли права в
регулировании общественных отношений. Праву предписываются такие правовые свойства и качества, которые у него не существуют. В специальной литературе данное явление правового идеализма обозначается понятием «правовой фетишизм».
Правовой идеализм реализуется в следующих формах:
— чрезмерное опережение позитивным правом общественных отношений;
— принятие заведомо неработающих норм права, когда их создатели наивно полагают, что они будут действовать успешно;
— отказ от учета конкретных экономических, политических, социально-психических условий, в которых функционируют нормы права.
Правовой нигилизм и правовой идеализм преодолеваются следующими путями:
1) повышение уровня правосознания и правовой культуры всех субъектов права;
2) реальная борьба с правонарушениями и их профилактика;
3) ликвидация инфляции юридических норм, постоянная специализация юридических норм;
4) создание экономических, идеологических и иных условий для реализации прав граждан.
4. Правовая культура

Правовая культура общества — это обусловленное социальным, духовным,
политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни
общества.
Значение правовой культуры состоит в том, что:
— с помощью правовой культуры происходит социализация человека, т. е. его включение в систему общественных отношений; человек овладевает правовыми способами взаимодействия с другими людьми;
— правовая культура способствует формированию у человека социально полезной ценностной ориентации, включающей в себя признание и следование правомерному поведению;
— с помощью правовой культуры у субъекта формируются навыки, привычки,
установки на правомерное, полезное поведение.
Особенности правовой культуры:
1) правовая культура охватывает не всю правовую действительность, а только позитивные, положительные элементы, накопленные обществом в процессе его развития. Негативные явления (правонарушения, неправовое законодательство и др.) в правовую культуру не входят;
2) правовая культура обусловлена уровнем экономического развития общества и уровнем развития иных видов человеческой культуры (культура политическая,
религиозная и т. д.);
3) правовая культура не однородна, что обусловлено условиями социально- дифференцированного общества;
4) правовая культура всегда воплощается в правомерном поведении, и поэтому она выступает не только результатом человеческой деятельности в сфере права, но и способом такой деятельности.
Виды правовой культуры:
1) в зависимости от стадии (ступени) общественного развития выделяют:
— правовую культуру добуржуазного общества (рабовладельческая, феодальная);
— правовую культуру буржуазного общества (присущую современным, наиболее развитым странам);
— социалистическую правовую культуру (присущую социалистическим странам);
2) в зависимости от принадлежности правовой культуры к конкретной стране:


— российская правовая культура;
— китайская правовая культура;
— голландская правовая культура;
— индийская правовая культура и т. д.;
3) в зависимости от субъекта-носителя правой культуры:
— правовая культура личности;
— правовая культура социальной группы или коллектива;
— правовая культура общества в целом.
Функции
правовой
культуры:
познавательно-преобразовательная,
праворегулятивная, ценностно-нормативная функции.
Познавательно-преобразовательная
функция призвана: а) обеспечить формирование правового государства и гражданского общества, б) поставить человека в центр общественного развития, в) обеспечить социальную справедливость.
Праворегулятивная функция направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы.
Ценностно-нормативная функция обусловлена тем, что правовые нормы и другие составляющие правовую культуру общества выступают объектом оценки путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями.
Можно назвать и другие функции правовой культуры: правосоциализаторская
она направлена на формирование правовых качеств личности; коммуникативная —
она направлена на общение; прогностическая — она охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечивает правомерное поведение граждан, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы, планирование, предвидение.
Элементами правовой культуры общества являются:
1) общественное и индивидуальное правосознание, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
2) законность и правопорядок;
3) законодательство;
4) юридическая практика, прежде всего, судебная, т. е. состояние правосудия в обществе.

Возможно выделение и других элементов правовой культуры общества: правовых идей, правовых норм, правомерных деяний, правовых учреждений, правоотношений.
Правовую культуру общества можно рассматривать как совокупность правовых
ценностей и как качественное состояние правовых ценностей.
Правовая культура как совокупность правовых ценностей представляет собой структурное образование, состоящее из различных разновидностей правовой культуры,
определяемых ее элементами: культуры правосознания, культуры правового поведения, культуры деятельности законодательных, судебных и правоохранительных органов и т. д.
Правовая культура как качественное состояние правовых ценностей
представляет собой определенный уровень (степень) их развитости: уровень правосознания, уровень совершенства законодательства, уровень законности, уровень юридической техники и т. д.
Элементы правовой культуры в этом случае служат показателями ее развитости.
Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами.
Правовая культура личности это знание и понимание права, а также
поведение (деятельность) в соответствии с ними.
Элементами правовой культуры личности являются:
1) психологический элемент (правовая психология),
2) идеологический элемент (правовая идеология),
3) поведенческий элемент (правомерное поведение).
Показатели правовой культуры личности. К ним относят: знание и понимание права, уважение права в силу личного убеждения, привычку поступать в соответствии с законом. Правовая активность граждан в сфере действия права призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур, как нынешних, так и прошлых.


1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   39