Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6122

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 13. Правотворчество
План
1. Понятие правотворчества
2. Принципы правотворчества
3. Виды правотворчества
4. Стадии правотворчества (законотворчества)
1. Понятие правотворчества
Правотворчество — деятельность компетентных государственных органов,
направленная на создание, изменение, приостановление или отмену
юридических норм.
Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой и функциями.
Подходы к понятию правотворчества. При определении правотворчества акцентируется внимание на процессе нормотворчества, и выделяются два аспекта:
— узкий подход (аспект) подразумевает сам процесс создания норм права компетентными органами,
— широкий подход (аспект) исчисляет правотворческий процесс с момента правотворческого замысла до опубликования принятого правового акта.
Правотворчество следует отличать от процесса правообразования.
Правотворчеством не ограничивается весь процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они будут выражены в текстах нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу.
Правообразование — это перевод объективных законов общественного
развития на язык решений, нормативов, предписаний, обличенных в
соответствующую юридическую форму. Правообразование начинается с осознания необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений,
изменения действующего закона. Таким образом, в процессе правообразования условно можно выделить две фазы:
— возникновение потребностей в правовом регулировании общественных
отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс);
— правотворческая деятельность компетентных государственных органов
(сознательно-волевой процесс). Именно эта сознательная, официальная деятельность и будет далее рассматриваться.
Особенности
правообразования.
Правообразование отличается от правотворчества:
1) временными рамками — формирование нормы права начинается до официальной разработки нормативного акта и его принятия, т. е. до правотворчества;
2) объемом содержания процесса — его содержание более богато, так как включает в себя две части: собственно правотворческий процесс и процесс, предшествующий ему,
— подготовительный, т. е. имеет подготовительную стадию.
Признаки правотворчества:
1) деятельность нормотворческая. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм, внесением в них изменений и отменой.
Цель творческой активности субъекта — стремление к тому, чтобы нормативно- правовые установления максимально полно соответствовали объективным закономерностям;
2) деятельность государственная. Правотворчество — одно из важнейших средств обеспечения действия государственной власти как суверенной организующей силы в делах конкретного общества. Правотворчество — исключительная прерогатива государства. При этом имеется в виду как непосредственное правотворчество государственных органов, так и делегированное;
3) деятельность управленческая. Смысл и значение нормотворчества государства состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения, избрать такой вариант юридического регулирования, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам общества, способствовал его прогрессу;
4) деятельность регламентированная, процессуальная. Правотворчество всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, т. е. урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат.
Импульсом, движущим началом правотворчества являются социальные интересы как тех лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и тех, кто находится в оппозиции к ней или составляет правопослушное большинство. Выявление,
формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, их согласование,


«усреднение», компромиссность, с другой, позволяют закрепить в праве некую меру
«общезначимых интересов».
Перед правотворческим органом встают задачи поискового плана: сформулировать эффективно действующие нормы права; создать надежный механизм их реализации в конкретных отношениях, систематизировать существующие в стране юридические нормы.
Правотворчество выполняет функции обновления нормативного правового материала и восполнения пробелов в праве.
Способы создания правовых норм. Обычно выделяют следующие способы выражения норм права (источников права): создание правового прецедента,
санкционирование государством обычая, заключение нормативно-правового
договора, принятие нормативно-правовых актов.
2. Принципы правотворчества
Принципы правотворчества — это основополагающие идеи (ценности), на
которые должно ориентироваться правотворчество.
Принципы правотворчества универсальны, они актуальны на всех его стадиях и уровнях. К числу общих принципов обычно относят:
— принцип научности, означающий использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и следование объективным критериям оценки. К участию в правотворческой деятельности должны привлекаться ученые, эксперты, другие специалисты, способные прогнозировать последствия принятия того или иного нормативного юридического документа;
— принцип правовой законности, предполагающий, что правотворческая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с компетенцией субъекта правотворчества и той процедурой, которая связана с этой деятельностью. Созданные юридические нормы должны соответствовать правовым нормам и принципам,
обладающим более высокой юридической силой;
— принцип демократизма, означающий изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере правотворчества, учет общественного мнения;
— принцип профессионализма правотворчества, требующий, чтобы у субъекта правотворчества существовали профессиональные навыки и знания;
— принцип оперативности, предполагающий, что правотворческая деятельность должна осуществляться своевременно, чтобы не было пробелов в праве и необоснованного «забегания» юридических норм вперед;
— принцип системности, предусматривающий внутреннюю логику построения
права и изложения всей системы юридических норм, в том числе, отраслей и институтов права. При федеративном устройстве государства принцип системности предполагает соответствие региональных законов федеральным законам, их согласованность и непротиворечивость, т. е. единство всей системы законодательства страны.
Из других принципов правотворчества можно назвать: гуманизм, подчиненность
целям государственной власти, связь правотворчества и практики, строгую
дифференциацию правотворческих полномочий, принцип использования
правового опыта зарубежных стран.
Федеративное государственное устройство предполагает ряд требований к правотворческому процессу:
— сочетание в правотворчестве общих и национальных интересов различных субъектов;
— единство федерального и регионального законодательства;
— сотрудничество и взаимодействие между правотворческими органами федерации и субъектов;
— учет мнений региональных парламентариев, взаимная информированность региональных и федеральных органов о законопроектных планах работы;
— обязательность согласования проектов федеральных законов по предметам совместного ведения федерации с ее субъектами.
3. Виды правотворчества
Классификация правотворчества очень разнообразна. Она может осуществляться по
следующим основаниям (критериям):
1) по юридической силе принимаемых актов различают: законотворчество и
подзаконное правотворчество.
Законотворчество — это правотворческий процесс, предметом которого
является принятие закона.
Законотворчеству присущи следующие особенности:
— ограниченный круг субъектов правотворчества: представительный законодательный орган или народ, если он принимает участие в референдуме;
— ограниченный круг субъектов законодательной инициативы. Право законодательной инициативы в РФ принадлежит Президенту Российской Федерации,
Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,


Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской
Федерации по вопросам их ведения. В некоторых зарубежных странах (например, во
Франции) законопроекты вносятся только правительством, а документы, вносимые депутатами, независимо от их внешнего оформления, именуются законопредложениями. Но это особенности терминологии;
— предмет правотворчества — закон — акт высшей юридической силы, основа системы законодательства;
— строгая (усложненная) процедура прохождения законопроекта.
Законотворческий процесс, как правило, закрепляется особыми актами:
конституциями, положениями или регламентами органов государственной власти,
другими нормативными актами и является объективно необходимым.
К законотворчеству относится принятие закона путем референдума (прямого правотворчества народа).
Референдум — это всенародное голосование или голосование населения
определенного региона, посредством которого принимаются законы:
— правотворческое решение принимается всенародным голосованием или населением региона,
— принятое решение обладает высшей юридической силой,
— решение не нуждается в последующем утверждении,
— изменять решение можно только в результате повторного референдума.
Особенности (признаки) прямого правотворчества видятся в том, что его проведение происходит по инициативе групп граждан, населения определенной численности; совокупная воля избирателей является прямым и единственным правообразующим источником Конституции, закона или иного решения; подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечить полное и свободное волеизъявление.
Подзаконное правотворчество — это деятельность органов и должностных лиц
по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, не обладающих высшей
юридической силой.
Особенности подзаконного правотворчества. Подзаконное правотворчество реализуется, прежде всего, органами исполнительной власти. Оно предназначено для

детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Каждый исполнительный орган власти принимает только те нормативные правовые акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.
Для подзаконного правотворчества характерны:
— широкий круг субъектов правотворчества (государственные и негосударственные органы);
— множественность видов нормативных правовых актов: указы издает Президент
России по вопросам, относящимся к его компетенции; постановления издаются
Правительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью,
сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация министерств и ведомств и др.);
инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных,
контрольных, разрешительных или надзорных функций государства; корпоративные
(внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций и др.;
— вторичный характер — правотворчество сообразуется с законом;
— оперативность подготовки и принятия актов правотворчества ввиду своей очевидной динамичности;
— упрощенная процедура принятия актов. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.
К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство,
иные органы государства, обладающие по закону правом создания данных нормативных актов.
2) по субъектам правотворческой деятельности:
— непосредственное правотворчество народа (референдум) принято относить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества;
— правотворчество государственных органов — это разветвленная деятельность всех органов государственной власти, в результате которой формируется система законодательства;


— правотворчество должностных лиц — это процесс принятия нормативных правовых актов президентом, министрами, руководителями других государственных органов;
— правотворчество органов местного самоуправления. Субъектами данного вида правотворчества являются муниципальные образования. Область правотворческих решений ограничена территорией муниципального образования;
— локальное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц государственных и негосударственных организаций.
Актами данного правотворчества регулируются производственные и иные управленческие отношения. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников.
3) по кругу (количеству) субъектов правотворчества различают: моносубъектное
правотворчество
(единоначалие);
полисубъектное
правотворчество
(коллегиальность).
4) по характеру правотворческих полномочий оно может быть:

непосредственным
правотворчеством
— является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность — основная функция в механизме осуществления власти. В республике непосредственное правотворчество на коллегиальных началах осуществляют парламент
(высший орган законодательной власти), правительство
(высший орган исполнительной власти), граждане при голосовании в порядке референдума;
— делегированным правотворчеством — осуществляется на основе норм конституции или по специальному разрешению. Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер;
— императивным (повелевающим) разрешением на правотворчество,
основанным на принципе «все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». В п. 1 ст.
5 Таможенного кодекса РФ закрепляется: «В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, Федеральное министерство и федеральная служба, уполномоченные в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела»;
— диспозитивным разрешением — на принципе «все разрешено, кроме того, что прямо запрещено». Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией
(органы местного самоуправления или органы управления общественных объединений).