Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6123
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5) в зависимости от вида государственного органа, давшего поручение на издание акта, следует различать:
— делегированное правотворчество (законотворчество) — это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего, правительства, по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительных органов;
— санкционированное правотворчество — это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями. В ряде случаев закон предусматривает разовое принятие нормативных правовых актов негосударственными организациями. Такие акты регистрируются органами государства.
6) по сфере действия правотворческих актов выделяют следующие виды:
международно-правовое правотворчество, общегосударственное, региональное,
местное (муниципальное), локальное (уровень юридического лица). В данном случае локальное правотворчество по уровню действия оказалось ниже муниципального правотворчества. Однако, здесь необходимо иметь в виду, что локальное и муниципальное правотворчество не находятся в отношениях подчинения.
Кроме того, локальный нормативный правовой акт крупного акционерного общества может затрагивать интересы несоизмеримо большего количества лиц, чем устав муниципалитета, на территории которого проживает немного жителей.
4. Стадии правотворчества (законотворчества)
Законотворчество — это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона. Он складывается из стадии законодательной инициативы, стадии
рассмотрения, стадии принятия законопроекта, стадии официального
опубликования принятого закона.
Законодательная инициатива — это право официального внесения
законопредложения или законопроекта. В результате внесения проекта закона в законодательный орган возникает, условно говоря, «первое правоотношение» по осуществлению собственно законодательной деятельности, которое состоит из права инициатора требовать рассмотрения представленного им законопроекта и обязанности законодательного органа принять его к рассмотрению. Законодательный орган не вправе игнорировать законодательную инициативу и должен рассмотреть ее с соблюдением всех необходимых правил; другое дело, что в конечном итоге внесенный законопроект может быть отклонен либо существенно переработан.
Субъекту законодательной инициативы принадлежат полномочия требовать рассмотрения своей инициативы; отстаивать положения проекта в правотворческих органах; отзывать законопроект.
Законодательные инициативы главы государства, его законодательные предложения могут быть заявлены в качестве первоочередных. Серьезными прерогативами на
стадии законодательной инициативы обладает правительство: оно дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Рассмотрение законопроекта. Это происходит в процессе его чтения. Чтение законопроекта представляет собой его обсуждение на пленарных заседаниях. Во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации на федеральном уровне, при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения; на уровне субъектов федерации — два чтения. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.
Во время первого чтения депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ, поэтому обсуждению подлежат лишь принципиально важные положения законопроекта.
Второе чтение предполагает тщательное, детальное обсуждение законопроекта,
здесь идет работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки,
возможно голосование по отдельным статьям, разделам документа. Оно предполагает:
— обсуждение доработанного текста законопроекта;
— выступление председателя комиссии, проводившей доработку проекта;
— предоставление информации о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия;
— предоставления депутатам экспертного заключения по законопроекту после его доработки;
— обсуждение проекта в целом, по разделам либо постатейно;
— принятие проекта либо отклонение его, либо возвращение на доработку.
Третье чтение законопроекта предполагает голосование с целью его принятия в качестве закона. На этом этапе не разрешается вносить каких-либо поправок и возвращения к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.
Принятие закона. Характерные черты этой стадии:
— принятие происходит путем голосования, поднятием рук, вставанием, поименным
Рассмотрение законопроекта. Это происходит в процессе его чтения. Чтение законопроекта представляет собой его обсуждение на пленарных заседаниях. Во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации на федеральном уровне, при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения; на уровне субъектов федерации — два чтения. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.
Во время первого чтения депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ, поэтому обсуждению подлежат лишь принципиально важные положения законопроекта.
Второе чтение предполагает тщательное, детальное обсуждение законопроекта,
здесь идет работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки,
возможно голосование по отдельным статьям, разделам документа. Оно предполагает:
— обсуждение доработанного текста законопроекта;
— выступление председателя комиссии, проводившей доработку проекта;
— предоставление информации о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия;
— предоставления депутатам экспертного заключения по законопроекту после его доработки;
— обсуждение проекта в целом, по разделам либо постатейно;
— принятие проекта либо отклонение его, либо возвращение на доработку.
Третье чтение законопроекта предполагает голосование с целью его принятия в качестве закона. На этом этапе не разрешается вносить каких-либо поправок и возвращения к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.
Принятие закона. Характерные черты этой стадии:
— принятие происходит путем голосования, поднятием рук, вставанием, поименным
голосованием и т. д.;
— принятие имеет несколько вариантов: либо в целом, либо по частям, либо по статьям, но в конце принимается в целом;
— стадия предполагает два условия: а) наличие кворума (минимального количества присутствующих на заседании); б) наличие определенного числа голосов. Различают простое большинство и квалифицированное. Простое — 50+1, квалифицированное — ⅔
и ¾;
— на этой стадии проект превращается в нормативно-правовой акт.
При двухпалатном законодательном органе закон направляется в верхнюю палату. Характерные черты этой стадии:
1) в законопроект нельзя вносить изменения без согласия нижней палаты
(законопроект имеет новый статус);
2) решение оформляется в виде одобрения или неодобрения. При одобрении закон направляется на подпись главе государства, при неодобрении — возвращается в нижнюю палату;
3) сроки этой стадии юридически регламентированы.
Подписание закона главой государства имеет следующие характерные черты:
— отсутствие голосования — есть подписание закона должностным лицом, оно называется «промульгацией закона», «санкционированием закона»;
— стадия предполагает право отказа от подписания закона, т. е. право вето. Вето
может быть абсолютным (к рассмотрению закона парламент не возвращается) и
отлагательным (парламент вновь рассматривает закон);
— стадия имеет свою временную регламентацию: к примеру, в России — 14 дней на подписание закона при первом поступлении и 7 дней при повторном.
Опубликование закона — это официальное оглашение закона с помощью
средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью
законодательство устанавливает определенные сроки опубликования в печатных
органах.
Традиционно официальное опубликование осуществляется путем выпуска специального официального печатного издания, как правило, полностью финансируемого государством. Иногда, желая обеспечить участие граждан в государственном управлении, государство принимает на себя обязанность официального опубликования и проектов нормативных актов.
— принятие имеет несколько вариантов: либо в целом, либо по частям, либо по статьям, но в конце принимается в целом;
— стадия предполагает два условия: а) наличие кворума (минимального количества присутствующих на заседании); б) наличие определенного числа голосов. Различают простое большинство и квалифицированное. Простое — 50+1, квалифицированное — ⅔
и ¾;
— на этой стадии проект превращается в нормативно-правовой акт.
При двухпалатном законодательном органе закон направляется в верхнюю палату. Характерные черты этой стадии:
1) в законопроект нельзя вносить изменения без согласия нижней палаты
(законопроект имеет новый статус);
2) решение оформляется в виде одобрения или неодобрения. При одобрении закон направляется на подпись главе государства, при неодобрении — возвращается в нижнюю палату;
3) сроки этой стадии юридически регламентированы.
Подписание закона главой государства имеет следующие характерные черты:
— отсутствие голосования — есть подписание закона должностным лицом, оно называется «промульгацией закона», «санкционированием закона»;
— стадия предполагает право отказа от подписания закона, т. е. право вето. Вето
может быть абсолютным (к рассмотрению закона парламент не возвращается) и
отлагательным (парламент вновь рассматривает закон);
— стадия имеет свою временную регламентацию: к примеру, в России — 14 дней на подписание закона при первом поступлении и 7 дней при повторном.
Опубликование закона — это официальное оглашение закона с помощью
средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью
законодательство устанавливает определенные сроки опубликования в печатных
органах.
Традиционно официальное опубликование осуществляется путем выпуска специального официального печатного издания, как правило, полностью финансируемого государством. Иногда, желая обеспечить участие граждан в государственном управлении, государство принимает на себя обязанность официального опубликования и проектов нормативных актов.
Конституция Российской Федерации содержит термины «опубликование» и
«обнародование».
Под обнародованием следует понимать только доведение федерального закона до общего сведения по телевидению и радио, а под опубликованием — воспроизведение его текста в печати. Обнародование необходимо, чтобы заинтересованные лица,
население в целом познакомилось с текстом правового акта. Наличие обнародованного акта актуализирует презумпцию знания закона.
С развитием информационных технологий ряд государств стал прибегать к дополнительному способу опубликования, а именно: к изданию электронной версии
официальных печатных изданий. В Бельгии Интернет используется с 1997 г., в
Великобритании электронные публикации получили статус официальных с октября
2002 г., в Канаде — с 1 апреля 2003 г., во Франции — с 1 июня 2004 г., в Беларуси — с марта 2006 г. При этом основополагающими принципами являются бесплатность электронного издания, его доступность в любое время суток, обеспечение прав тех, у кого нет доступа в Интернет (публичные библиотеки), гарантированность идентичности печатной и электронной информации.
10 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации»
103
, которым были внесены радикальные изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Теперь под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма,
видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
При этом под сетевым изданием понимается сайт в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
Официальным опубликованием в России федерального конституционного закона,
федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании законодательства
Российской Федерации», «Парламентской газете» или первое размещение
(опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации»
(www.pravo.gov.ru), который является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации
104
На «Официальном интернет-портале правовой информации» размещаются
(опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы,
акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
Опубликование законов и актов палат Федерального Собрания должно соответствовать следующим требованиям:
1) федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в течение 7
дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат федерального собрания —
не позднее 10 дней после дня их принятия;
2) официальным опубликованием считается первая публикация их полного текста в
«Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», других указанных выше источниках; указанные законы и акты вступают в силу по истечении 10
дней после дня их опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
Опубликование законов и актов палат Федерального Собрания должно соответствовать следующим требованиям:
1) федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в течение 7
дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат федерального собрания —
не позднее 10 дней после дня их принятия;
2) официальным опубликованием считается первая публикация их полного текста в
«Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», других указанных выше источниках; указанные законы и акты вступают в силу по истечении 10
дней после дня их опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 39
Тема 14. Система права и система законодательства
План
1. Подходы к понятию системы права
2. Понятие и функции системы права
3. Элементы системы права
4. Частное и публичное право
5. Материальное и процессуальное право
6. Система объективного права и система законодательства: соотношение и
взаимосвязь
1. Подходы к понятию системы права
Чтобы познать право как систему, необходимо выявить основания ее построения, т.
е. критерии интеграции и дифференциации юридических норм. Систему права можно разделить по следующим основаниям.
По виду общественных отношений (по предмету правового регулирования). На этом основании систему права делят на отрасли: конституционное, гражданское,
административное, уголовное и т. д. Предмет в данном случае — это все, что попадает под действие правовых норм. Иными словами, это сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Общественные отношения выступают в качестве главного, объективного (материального) критерия деления системы права на отрасли и правовые институты.
По происхождению права. Данный критерий связан с генетическим подходом к понятию системы права. С позиции этого подхода, можно выделить первичные и
производные критерии деления системы права.
В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает
человек. Производными в этом отношении могут быть различные социальные и социально-политические образования, прежде всего, государство и общество.
Генетический подход предполагает деление системы права на естественное (в нем первичен человек) и позитивное (в нем первичен интерес государства и общества).
Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих от воли государства. К естественным правам относят право человека на жизнь, на свободу, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства и т. д.
Позитивное право — это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получившее выражение в законах, подзаконных нормативных правовых актах и иных юридических источниках права.
Генетический подход к определению системы права предполагает еще один вариант ее деления на частное и публичное, которые будут проанализированы позднее.
По иерархическому основанию системности. Его еще называют структурным
(системно-структурным).
Иерархичность, пирамидальность системы права предполагает, что: а) каждый нижестоящий уровень системы более конкретен,
дифференцирован по содержанию; б) каждый нижестоящий уровень системы богаче по формам, ибо каждый «этаж» структуры произведен от предыдущего, более общего.
Данный критерий обусловливает деление системы права на несколько иерархических уровней: 1) юридической нормы; 2) правового института; 3) отрасли права; 4)
подотраслей и субинститутов.
По историческому развитию права. Общим критерием деления системы права в данном случае выступает форма права, которая, как известно, складывается исторически. В соответствии с этим подходом, различают следующие части системы права: 1) обычное (традиционное) право; 2) прецедентное право; 3) договорное
право; 4) право законов (кодифицированное); 5) статутное, декретное право.
С позиции «широкого» подхода понимания права в системе права можно выделить три слоя, или элемента: 1) правовые идеи, правосознание; 2) правовые
нормы, содержащие юридические предписания; 3) общественные отношения,
регулируемые правовыми нормами.
В отечественной юридической литературе доминирующую позицию заняла концепция, в соответствии с которой система права представляет собой упорядоченную совокупность юридических норм, дифференцированных на правовые институты и отрасли. При этом отрасль права считается основным, главным, наиболее крупным
элементом системы права, а ее исходным звеном, «клеточкой», «кирпичиком»
признается норма права. Данная концепция исходит из нормативного
правопонимания, отождествляющего право с установленными и охраняемыми государством общеобязательными правилами поведения.
2. Понятие и функции системы права
Право как система представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в соответствующей зависимости
(соподчинения, координации, функциональной связи). Поскольку содержанием позитивного права являются нормы, то, следовательно, система права — это определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права.
Понятие системы права можно трактовать по-разному: это обусловленная