Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6124

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономическим и социальным строем структура права, выражающая
внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их
разделение на отрасли и институты; это обусловленное типом правовой системы,
культурными, историческими и т. д. условиями внутреннее строение (структура)
права, образуемое связью его норм, институтов, отраслей, разделов, которые
обеспечивают целостность и регулятивное свойство права.
В качестве основных признаков системы права можно назвать следующие.
Единство и согласованность правовых норм. Все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого; они тесно связаны между собой и согласованы друг с другом.
Дифференциация системы права. Разделение на нормы, институты, отрасли, а также соответствующие разделы неизбежно, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения.
Объективность системы права. Данный признак предполагает соответствие системы права реальным общественным отношениям. Следует отметить, что складывающаяся социальная жизнь обусловливает систему права. Последняя не результат усмотрения законодателя, это своего рода «слепок» с действительности,
юридическое выражение данного общества. В этом и заключается объективная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными,
национальными и иными факторами. Система права — явление объективное,
складывающееся под непосредственным влиянием господствующих отношений,
психологии, культуры, образа жизни людей. Объективность системы права подтверждается тем, что независимо от характера правовой системы, имеются группы отраслей права, идентичные во всех странах (конституционное, гражданское,
уголовное, административное, семейное и др.).
Объективная природа системы права отнюдь не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Например, осознав потребность в этом, он может выделить ту или иную отрасль права, но в целом система права от него не зависит; ее нельзя заново создать, отменить или перестроить. Государственная власть может лишь в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию и развитию, но не более.
Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы: есть нормы высшего и нормы низшего порядка,
подчиненные нормам вышестоящим.
Система права в той или иной правокультурной среде выполняет следующие
функции:
1) обеспечивает устойчивые связи между различными элементами права,
которые
могут
быть
причинно-следственными,
функциональными,


внутренними, внешними и горизонтальными;
2) информационная функция, суть которой сводится к тому, что система права аккумулирует, воспринимает и хранит социальную информацию в целях урегулирования общественных отношений;
3) обеспечивает совокупный регулятивный (синергетический) эффект от
реализации многочисленных юридических норм. Суть его в том, что право влияет на поведение людей как через отдельные нормы, так и в большей степени через институты и отрасли, устанавливающие правовой режим в той или иной сфере общественной жизни. Именно благодаря системному действию до​стигается главный результат правового регулирования — упорядочение не только отдельных ситуаций, но и целого вида — системы общественных отношений. Данная функция указывает на то,
что в результате согласования (системного) действия элементов системы права возникает новое качество, недостижимое на уровне отдельных ее элементов. Этот совокупный (синергетический) эффект действия всех элементов формирует основные характеристики и признаки системы права, ее общесоциальную или классовую направленность;
4) функция обеспечения стабильности в правовом регулировании
развивающихся общественных отношений. Вообще право является самым стабильным из всех социальных регуляторов, и его основной целью является обеспечение порядка и социальной стабильности
105
. Думается, что данная функция актуализируется при различного рода преобразованиях. Система права — явление устойчивое, оно в известной степени зависит от воли и желаний законодателя, поэтому реформы, планируемые, как изменения в содержании норм права, осуществляются сообразно схеме, заданной объективным, неподвластным законодателю строением права. В свое время Р. Давид писал: «Нормы права могут меняться от росчерка пера законодателя, но в них немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Законодатель не может воздействовать на эти элементы, точно так же,
как на наш язык или нашу манеру размышлять»
106
;
5) функция преемственности. С юридической точки зрения, система права служит механизмом преемственности правового развития, имея в виду сохранение выработанной многовековой практикой юридических структур — норм, институтов,
отраслей.
С социальной точки зрения, система права обеспечивает преемственность в правовом регулировании общественных отношений, особенно в процессе трансформации (реформирования) государства и права. При этом преемственность правового регулирования обеспечивает стабильность правопорядка в обществе на всех этапах его развития, тем самым воссоздавая каждый раз специфическую конфигурацию правовых институтов, обеспечивающих особый характер институционально-правового регулирования
107


3. Элементы системы права
В качестве первичной ячейки системы права, ее «кирпичика» выступает норма
права, имеющая свои элементы (гипотезу, диспозицию, санкцию), но в качестве структурного компонента системы права она неделима: это одно правило поведения.
Правовой институт — совокупность норм права, образующих самостоятельную
часть отрасли права, регулирующих какую-либо сторону общественных
отношений. Охватывая своим содержанием строго определенный участок общественных отношений, правовой институт отличается фактической и юридической однородностью. Он выражается в специфической группе понятий, общих положениях,
терминах (например, институт исчисления сроков оперирует такими словами и словосочетаниями, как «срок», «исчисление срока давности», «календарная дата»,
«промежуток времени» и др.). Большинство правовых институтов выражается в виде структурных подразделений кодифицированных нормативно-правовых актов — глав или разделов. Есть примеры, когда целый правовой институт содержится в отдельной статье (например, институт необходимой обороны) или в нескольких статьях, не объединенных в главы или разделы.
Правовые институты могут быть: отраслевыми (институт дарения) и
межотраслевыми (институт договора); материальными (институт наследования) и
процессуальными (институт привлечения к юридической ответственности);
регулятивными (институт купли-продажи) и охранительными (институт юридической ответственности); простыми (институт давности) и сложными
(комплексными), состоящими из норм разных отраслей права (например, институт избирательного права объединяет нормы конституционного, административного и уголовного права).
Наличие комплексных отраслей права объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в разной степени) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению (так, в гражданском праве есть нормы конституционного, административного и иных отраслей права).
Отрасль
права

совокупность
юридических
норм,
образующая
самостоятельную часть системы права и регулирующая качественно однородную
область общественных отношений своим специфическим методом (например,
отрасли конституционного, гражданского, уголовного и др.). Каждая отрасль права имеет свои предмет и метод правового регулирования.
В крупных и сложных по составу отраслях права имеется такой компонент, как
подотрасль права — группа родственных институтов права. Это целостное
образование, которым регулируется вид отношений в пределах сферы правового
регулирования соответствующей отрасли права (например, в гражданском праве —
это жилищное, авторское, наследственное право). Имеются подотрасли в трудовом,
уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института, подотрасль

права не является обязательным элементом каждой отрасли права: в небольших и консолидированных отраслях права (например, в уголовно-процессуальном,
гражданско-процессуальном) подотраслей вообще нет.
4. Частное и публичное право
Еще в Древнем Риме различалось право частное (jus privatum) и право публичное
(jus publicum). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста
Ульпиана, который обосновал его впервые. Он высказал форму: «публичное право есть то, которое относится к состоянию Римского государства, частное право есть то,
которое относится к пользе отдельных лиц, ибо существует польза публичная и польза частная»
108
Основным критерием различения частного и публичного права выступает
интерес: первое, преимущественно, обслуживает интересы отдельных лиц,
определяет их правовое положение; для второго главное — государственные
интересы, определение правового положения государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, имеющих ярко выраженный общественный характер.
Частное право — совокупность отраслей права, которые направлены на
удовлетворение потребностей людей, возникших на почве имущественных и
личных неимущественных отношений (гражданское, семейное, трудовое право и т.
д.). Для частного права характерны: преобладание диспозитивных норм; равенство субъектов правоотношений; свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; самостоятельная ответственность по обязательствам и действиям; широкое использование договорной формы; гарантированность судебной защиты;
преимущественная ориентация на удовлетворение личных, частных, корпоративных интересов. Под диспозитивностью в данном случае понимается легальная возможность пользоваться и распоряжаться своими правами, пользоваться средствами правовой защиты. Принцип диспозитивности означает широкие возможности участников правоотношений, которые по своей инициативе либо по соглашению сторон конкретизируют и уточняют правила поведения.
Публичное право — совокупность отраслей права, которые тем или иным
образом связаны с полномочиями и функционированием государства
(конституционное, административное, уголовное и т. д.). Публичному праву присущи:
ориентация на удовлетворение публичных интересов; одностороннее волеизъявление субъектов права; широкая сфера усмотрения; иерархия в отношениях субъектов и соответствующая ей субординация правовых актов; преобладание директивно- обязательных норм; нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение санкций. Императивность норм публичного права отчетливо выражает повелительный характер, когда их обязательность распространяется не только на физических и юридических лиц, находящихся в служебной и иной соподчиненности, но и на всех участников правоотношений в сфере компетенции государственных органов и должностных лиц. В отраслях публичного права широко используются так называемые


компетенционные нормы, определяющие права, обязанности, ответственность,
предмет ведения государственных органов и должностных лиц. Такие нормы содержатся в статутных законах (например, о правительстве, о судебной системе, об органах местного самоуправления) и в тематических законах (например, Лесной,
Воздушный, Водный кодексы РФ).
Как ранее отмечалось, деление права на частное и публичное предложили еще юристы Древнего Рима, но они отмечали и известную условность такого деления, так как многие публичные решения неизбежно оказывают влияние и на личные интересы, а последние, так или иначе, связаны с публичными решениями. Безусловно, абсолютно
«чистых» публично-правовых или частноправовых отраслей не существует. Публичные начала существуют в отраслях частного права, и наоборот. Например, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака,
лишение родительских прав, взыскание алиментов.
5. Материальное и процессуальное право
Нормы всех отраслей права направлены на регулирование общественных отношений.
Одновременно государство определяет формы их осуществления. Таким образом,
возникают особые правовые нормы, которые по своему характеру отличаются от норм материальных и именуются процессуальными, образующимися в своей совокупности отрасли процессуального права. Материальное право представлено большинством отраслей — гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное.
Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей. Например,
муниципальное право в составе конституционного права, страховое — в составе гражданского права, космическое и атомное — в составе международного права.
Материальное право — совокупность отраслей права, непосредственно
регулирующих общественные отношения; оно определяет права и обязанности
участников общественных отношений в сфере уголовной, гражданской,
административной и др.
Процессуальное право — совокупность отраслей права, которая определяет
порядок применения норм материального права компетентными органами
государства и должностными лицами при разрешении конкретных юридических
дел (гражданский процесс, уголовный и др.). Процессуальное право содержит те правовые нормы, которые определяют процедуру применения норм материального права. Это те правила, которые регламентируют порядок проведения уголовного,
гражданского, арбитражного, административного, конституционного процессов.
Можно сказать, что процессуальное право и материальное право соотносятся как форма и содержание. Процессуальные нормы служат формой реализации и проявления норм материального права. Процесс — форма жизни закона. Исторически процессуальное право обязано своим возникновением материальному праву.
Процессуальное право представляет собой обслуживающую, организационную отрасль,
поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить