Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6136
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
необходимость поведения (обязанность); правоотношение в этом смысле раскрывает специфический способ воздействия права на общественные отношения. Вместе с тем,
понятие правоотношения как общественного отношения представляет непосредственный интерес для правотворческих органов, так как с его помощью можно рассматривать те массовидные результаты правового регулирования, которые появились как итог деятельности субъектов. Ю. Г. Ткаченко весьма обоснованно подчеркивает, что оценить эффективность закона можно, анализируя общественные отношения именно после их правового регулирования, т. е. оценивая «правоотношения
— отношения»
186
Думается, что данная точка зрения, несмотря на имеющуюся критику в ее адрес
187
,
является более предпочтительной, так как позволяет соединить фактические общественные отношения и их правовую форму (модель) как составные части единого правового явления (правоотношения).
Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы. Д. А. Керимов писал, что любой предмет, явление или процесс обладает и своим содержанием, и своей формой. Нет содержания без формы, равно как нет формы без содержания. Вместе с тем каждый предмет, явление или процесс обладают своими особенностями связи,
соотношения и взаимодействия
188
. Думается, что это имеет отношение и к такому правовому явлению, как правоотношение.
Содержание правоотношения обусловливает необходимость выяснения его формы,
соотношение содержания и формы правоотношения. Сразу заметим, что если вопросу о содержании правоотношений в юридической литературе уделяется внимание, то к проблеме его формы — лишь изредка.
Этот общетеоретический вопрос в литературе решается по-разному.
1. Правоотношение в целом выступает как форма регулируемого нормами права общественного отношения, а последнее является содержанием правоотношения. При этом содержание (общественное отношение) находится за пределами своей формы
(правоотношения), является внешним содержанием
189
. Критически оценивая данную точку зрения, В. Н. Протасов и Н. В. Протасова замечают, что философия такой связи формы и содержания не знает, внешняя у них может быть только форма, но никогда содержание
190 2. Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов,
которые эти права и обязанности реализуют. При этом подчеркивается, что в данном варианте методологические возможности категорий «форма» и «содержание»
использованы наиболее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотношения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а
понятие правоотношения как общественного отношения представляет непосредственный интерес для правотворческих органов, так как с его помощью можно рассматривать те массовидные результаты правового регулирования, которые появились как итог деятельности субъектов. Ю. Г. Ткаченко весьма обоснованно подчеркивает, что оценить эффективность закона можно, анализируя общественные отношения именно после их правового регулирования, т. е. оценивая «правоотношения
— отношения»
186
Думается, что данная точка зрения, несмотря на имеющуюся критику в ее адрес
187
,
является более предпочтительной, так как позволяет соединить фактические общественные отношения и их правовую форму (модель) как составные части единого правового явления (правоотношения).
Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы. Д. А. Керимов писал, что любой предмет, явление или процесс обладает и своим содержанием, и своей формой. Нет содержания без формы, равно как нет формы без содержания. Вместе с тем каждый предмет, явление или процесс обладают своими особенностями связи,
соотношения и взаимодействия
188
. Думается, что это имеет отношение и к такому правовому явлению, как правоотношение.
Содержание правоотношения обусловливает необходимость выяснения его формы,
соотношение содержания и формы правоотношения. Сразу заметим, что если вопросу о содержании правоотношений в юридической литературе уделяется внимание, то к проблеме его формы — лишь изредка.
Этот общетеоретический вопрос в литературе решается по-разному.
1. Правоотношение в целом выступает как форма регулируемого нормами права общественного отношения, а последнее является содержанием правоотношения. При этом содержание (общественное отношение) находится за пределами своей формы
(правоотношения), является внешним содержанием
189
. Критически оценивая данную точку зрения, В. Н. Протасов и Н. В. Протасова замечают, что философия такой связи формы и содержания не знает, внешняя у них может быть только форма, но никогда содержание
190 2. Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов,
которые эти права и обязанности реализуют. При этом подчеркивается, что в данном варианте методологические возможности категорий «форма» и «содержание»
использованы наиболее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотношения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а
содержание определяет форму через изменение юридических норм путем правотворческой деятельности
191
Обосновывая свою позицию, В. Н. Протасов подчеркивает, что зависимость между содержанием права и формой правоотношения определяется тем, что «в правоотношениях содержание юридических норм “переливается”, переходит в форму правовых отношений, непосредственным содержанием которых оказывается поведение участников этих отношений»
192
. Полагаем, что выше нами достаточно ясно выражено негативное отношение к такому пониманию содержания правоотношения.
3. Субъективные юридические права и юридические обязанности, принадлежащие субъекту права, составляют понятия юридической формы правоотношений, а содержанием правоотношений является фактическое взаимодействие участников правоотношений, осуществляемое в соответствии с их юридическими правами и юридическими обязанностями
193
. Здесь, видимо, требуется уточнить, говоря, что субъективные права и обязанности составляют понятие юридической формы не правоотношений, а общественных отношений. В отечественных зарубежных исследованиях всегда особо акцентировалось и акцентируется внимание на том, что правоотношения сами по себе не порождают каких бы то ни было новых общественных отношений. Они выступают лишь как «вид или форма самого реального отношения, и отдельно от него, вне этого отношения, такая форма вообще существовать не может»
194 4. Различение внутренней и внешней формы правового общественного отношения:
внутреннюю форму образует специфическое сочетание правомочий и юридических обязанностей его субъектов; под внешней формой понимают порядок (условия)
совершения определенных действий в юридической сфере
195
На наш взгляд, внешней формой правовых отношений является правомерное поведение его субъектов, которое понимается как социально значимое, как правило,
полезное поведение, соответствующее нормам права. Думается, что данная точка зрения вполне вписывается в общую направленность правового регулирования общественных отношений: норма права — правоотношение — реализация норм права.
4. Субъекты правоотношений
Субъекты правоотношений — это их участники (индивиды, организации),
которые в соответствии с законодательством могут выступать в качестве
носителей субъективных прав и юридических обязанностей. Безотносительно классификации, следует назвать следующие их признаки: 1) внешняя обособленность;
2) персонификация; 3) способность вырабатывать и выражать свою волю.
Близким к понятию «субъект правоотношения» является понятие «субъект
права». Данные понятия подчас неразличимы, но вместе с тем, некоторые различия в
191
Обосновывая свою позицию, В. Н. Протасов подчеркивает, что зависимость между содержанием права и формой правоотношения определяется тем, что «в правоотношениях содержание юридических норм “переливается”, переходит в форму правовых отношений, непосредственным содержанием которых оказывается поведение участников этих отношений»
192
. Полагаем, что выше нами достаточно ясно выражено негативное отношение к такому пониманию содержания правоотношения.
3. Субъективные юридические права и юридические обязанности, принадлежащие субъекту права, составляют понятия юридической формы правоотношений, а содержанием правоотношений является фактическое взаимодействие участников правоотношений, осуществляемое в соответствии с их юридическими правами и юридическими обязанностями
193
. Здесь, видимо, требуется уточнить, говоря, что субъективные права и обязанности составляют понятие юридической формы не правоотношений, а общественных отношений. В отечественных зарубежных исследованиях всегда особо акцентировалось и акцентируется внимание на том, что правоотношения сами по себе не порождают каких бы то ни было новых общественных отношений. Они выступают лишь как «вид или форма самого реального отношения, и отдельно от него, вне этого отношения, такая форма вообще существовать не может»
194 4. Различение внутренней и внешней формы правового общественного отношения:
внутреннюю форму образует специфическое сочетание правомочий и юридических обязанностей его субъектов; под внешней формой понимают порядок (условия)
совершения определенных действий в юридической сфере
195
На наш взгляд, внешней формой правовых отношений является правомерное поведение его субъектов, которое понимается как социально значимое, как правило,
полезное поведение, соответствующее нормам права. Думается, что данная точка зрения вполне вписывается в общую направленность правового регулирования общественных отношений: норма права — правоотношение — реализация норм права.
4. Субъекты правоотношений
Субъекты правоотношений — это их участники (индивиды, организации),
которые в соответствии с законодательством могут выступать в качестве
носителей субъективных прав и юридических обязанностей. Безотносительно классификации, следует назвать следующие их признаки: 1) внешняя обособленность;
2) персонификация; 3) способность вырабатывать и выражать свою волю.
Близким к понятию «субъект правоотношения» является понятие «субъект
права». Данные понятия подчас неразличимы, но вместе с тем, некоторые различия в
них все же имеются, если исходить из понимания правоотношений как конкретных правоотношений. Оно состоит в том, что под субъектами правоотношений
понимают реальных участников правоотношения, а под субъектами права — их
потенциальных участников. Иными словами, субъект права — это лицо, которое может быть участником того или иного правоотношения, а субъект правоотношения —
это лицо, которое таким участником уже является. В литературе в этой связи указывается, что субъекты права — это лица, которые в силу действия особых юридических норм обретают юридическую возможность становиться участником правовых отношений, быть носителем юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъективность
(если говорить о физических лицах. — В. К.) и стал участником конкретного правоотношения. Любой субъект правоотношения — это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права — участник того или иного правоотношения
196
Представляется, что наиболее логически выдержанной классификацией субъектов
правоотношений является та, согласно которой все субъекты правоотношения подразделяются на 3 группы:
1) индивиды (физические лица) — граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т. д. По общему правилу, граждане и неграждане могут являться субъектами одних и тех же правоотношений. Однако при этом следует учитывать и некоторые исключения. Так, например, иностранные граждане не могут занимать должности в полиции, иных правоохранительных органах,
должность Президента РФ и т. д.;
2) социальные общности — народ, нация, население региона, трудовой коллектив.
Например, народ являлся субъектом государственно-правовых правоотношений, когда,
используя институт референдума, принимал Конституцию РФ 1993 г.;
3) организации, которые, в свою очередь, подразделяются на государственные: а)
государственные органы, предприятия и учреждения, государство и его субъекты
и б) негосударственные — общественные объединения, религиозные организации,
органы местного самоуправления. В связи с выделением в качестве субъектов правоотношений организаций подчеркнем некоторые важные положения.
Государственные органы (суд, прокуратура, органы управления, ведомства и т. д.)
обладают властными полномочиями, их веления являются обязательными для других субъектов права. Правовое положение государственных органов определяется
компетенцией, т. е. совокупностью прав, обязанностей и предмета ведения,
предусмотренных соответствующим нормативным актом (положением,
законом, уставом и т. д.), которые необходимы для выполнения возложенных на
них задач. Именно та или иная компетенция обусловливает наличие соответствующих правоотношений, в которых государственный орган выступает в качестве субъекта.
Субъектами правоотношений являются не только государственные органы в целом
(например, министерства), но и их структурные подразделения (отделы, управления),
понимают реальных участников правоотношения, а под субъектами права — их
потенциальных участников. Иными словами, субъект права — это лицо, которое может быть участником того или иного правоотношения, а субъект правоотношения —
это лицо, которое таким участником уже является. В литературе в этой связи указывается, что субъекты права — это лица, которые в силу действия особых юридических норм обретают юридическую возможность становиться участником правовых отношений, быть носителем юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъективность
(если говорить о физических лицах. — В. К.) и стал участником конкретного правоотношения. Любой субъект правоотношения — это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права — участник того или иного правоотношения
196
Представляется, что наиболее логически выдержанной классификацией субъектов
правоотношений является та, согласно которой все субъекты правоотношения подразделяются на 3 группы:
1) индивиды (физические лица) — граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т. д. По общему правилу, граждане и неграждане могут являться субъектами одних и тех же правоотношений. Однако при этом следует учитывать и некоторые исключения. Так, например, иностранные граждане не могут занимать должности в полиции, иных правоохранительных органах,
должность Президента РФ и т. д.;
2) социальные общности — народ, нация, население региона, трудовой коллектив.
Например, народ являлся субъектом государственно-правовых правоотношений, когда,
используя институт референдума, принимал Конституцию РФ 1993 г.;
3) организации, которые, в свою очередь, подразделяются на государственные: а)
государственные органы, предприятия и учреждения, государство и его субъекты
и б) негосударственные — общественные объединения, религиозные организации,
органы местного самоуправления. В связи с выделением в качестве субъектов правоотношений организаций подчеркнем некоторые важные положения.
Государственные органы (суд, прокуратура, органы управления, ведомства и т. д.)
обладают властными полномочиями, их веления являются обязательными для других субъектов права. Правовое положение государственных органов определяется
компетенцией, т. е. совокупностью прав, обязанностей и предмета ведения,
предусмотренных соответствующим нормативным актом (положением,
законом, уставом и т. д.), которые необходимы для выполнения возложенных на
них задач. Именно та или иная компетенция обусловливает наличие соответствующих правоотношений, в которых государственный орган выступает в качестве субъекта.
Субъектами правоотношений являются не только государственные органы в целом
(например, министерства), но и их структурные подразделения (отделы, управления),
отдельные должностные лица (например, судья, следователь).
В ряде случаев в качестве субъекта правоотношения выступает и само государство в таких правоотношениях, как международно-правовые (например, при заключении международных договоров), государственно-правовые (например, правоотношения,
возникающие между РФ и ее субъектами по вопросу совместного ведения),
гражданско-правовые (например, правоотношения федеральных властей по поводу федеральной государственной собственности), уголовно-правовые (например,
правоотношения, возникающие в связи с совершением преступлений).
Субъектами правоотношений выступают и многие общественные организации. Для осуществления их нормальной деятельности необходима материальная база,
определенное имущество. Поэтому многие общественные организации признаются законом юридическими лицами (ст. 117 ГК РФ).
Говоря в целом, следует сказать, что негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан
(общества охраны прав потребителей), выступая в качестве субъектов государственно- правовых, административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных правоотношений.
Рассматривая организации как субъекты правоотношения, нельзя оставить без внимания и такой субъект, как юридическое лицо.
Юридические лица, в отличие от государственных организаций, не обладают
властными полномочиями; они равноправны между собой и являются субъектами,
главным образом, имущественных правоотношений (например, гражданско-правовых,
финансовых и т. д.). К юридическим лицам относятся как государственные, так и
негосударственные организации, находящиеся на хозяйственном расчете (заводы,
фабрики, комбинаты, фирмы, торговые организации и т. д.), так и состоящие на
бюджете (институты, школы, театры, больницы). В соответствии со ст. 50 ГК РФ в зависимости от наличия или отсутствия цели извлечения прибыли они соответственно подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
В п. 1 ст. 48 ГК РФ закрепляется, что «юридическим лицом признается
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Выдающийся ученый-цивилист А. В. Венедиктов создал конструкцию
«оперативного хозяйственного управления», которое осуществляет предприятие. В
эту конструкцию входят правомочия пользования и владения, а правомочия распоряжения остались за государством в лице его органов и должностных лиц.
В ряде случаев в качестве субъекта правоотношения выступает и само государство в таких правоотношениях, как международно-правовые (например, при заключении международных договоров), государственно-правовые (например, правоотношения,
возникающие между РФ и ее субъектами по вопросу совместного ведения),
гражданско-правовые (например, правоотношения федеральных властей по поводу федеральной государственной собственности), уголовно-правовые (например,
правоотношения, возникающие в связи с совершением преступлений).
Субъектами правоотношений выступают и многие общественные организации. Для осуществления их нормальной деятельности необходима материальная база,
определенное имущество. Поэтому многие общественные организации признаются законом юридическими лицами (ст. 117 ГК РФ).
Говоря в целом, следует сказать, что негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан
(общества охраны прав потребителей), выступая в качестве субъектов государственно- правовых, административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных правоотношений.
Рассматривая организации как субъекты правоотношения, нельзя оставить без внимания и такой субъект, как юридическое лицо.
Юридические лица, в отличие от государственных организаций, не обладают
властными полномочиями; они равноправны между собой и являются субъектами,
главным образом, имущественных правоотношений (например, гражданско-правовых,
финансовых и т. д.). К юридическим лицам относятся как государственные, так и
негосударственные организации, находящиеся на хозяйственном расчете (заводы,
фабрики, комбинаты, фирмы, торговые организации и т. д.), так и состоящие на
бюджете (институты, школы, театры, больницы). В соответствии со ст. 50 ГК РФ в зависимости от наличия или отсутствия цели извлечения прибыли они соответственно подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
В п. 1 ст. 48 ГК РФ закрепляется, что «юридическим лицом признается
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Выдающийся ученый-цивилист А. В. Венедиктов создал конструкцию
«оперативного хозяйственного управления», которое осуществляет предприятие. В
эту конструкцию входят правомочия пользования и владения, а правомочия распоряжения остались за государством в лице его органов и должностных лиц.
На основании соответствующих статей ГК РФ можно назвать следующие признаки
юридического лица: 1) организационное единство (ст. 52 «Учредительные документы юридического лица», ст. 53 «Органы юридического лица», ст. 54
«Наименование и место нахождения юридического лица»; 2) наличие обособленного
имущества (ст. 48 «Понятие юридического лица»); 3) может быть субъектом
различных правоотношений, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48); 4)
отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 56
«Ответственность юридического лица»).
5. Правосубъектность физических лиц и правоспособность
юридических лиц
В качестве одной из юридических предпосылок возникновения правоотношений выступает правосубъектность физических лиц или правоспособность юридических лиц.
Правосубъектность физических лиц — это возможность или способность быть
субъектом права. Полагаем, что первая складывается из двух составляющих компонентов: правоспособности, т. е. способности индивида в силу юридических
норм иметь права и обязанности, и дееспособности, т. е. способности индивида
своими действиями осуществлять субъективные права и юридические
обязанности.
Правоспоспособность возникает в момент рождения человека и прекращается его смертью (ст. 17 ГК РФ).
Правоспособность — признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, быть их носителем. Сама по себе она никакого реального права не дает. Это только «право на право», открывающее путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания быть равноправным членом общества.
В качестве особенностей правоспособности можно назвать следующие: 1)
неотделимость от личности, т. е. нельзя человека лишить правоспособности, отнять или ограничить ее; 2) независимость — она не зависит ни от пола, ни от возраста, ни от социального положения, ни от иных каких-либо обстоятельств; 3)
непередаваемость, т. е. ее нельзя делегировать другим лицам; 4) по отношению к
субъективному праву она имеет первичный характер, так как играет роль предпосылки.
Абстрактно иметь права и обязанности может каждый в равной мере с рождения и до смерти. Но так обстоит дело только с правами и обязанностями, предусмотренными гражданским правом. Что же касается иных прав (политических, некоторых социальных и др.), то распространение на эти права конструкции равной возможности (способности)
иметь их всеми субъектами правоотношений требует уточнения. Прежде всего, это касается такой характеристики субъекта правоотношений, как
объем