Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6138
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(например, пожар в результате поджога строения повлечет возникновение у собственника правоотношения с органами страхования, если строение было застраховано).
По форме проявления юридические факты подразделяются на: 1) положительные,
т. е. факты, которые реально существовали или существуют (например, изданные административные акты, происшедшие или происходящие явления стихийного характера); 2) отрицательные, т. е. такие факты, которые указывают на отсутствие тех или иных обстоятельств: норма права связывает в данном случае юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием.
Например, вступление в брак возможно, если гражданин на данный момент не состоит в другом браке, не является близким родственником будущего супруга.
По продолжительности юридические факты делятся на: 1) факты однократного
действия, т. е. обстоятельства, с которыми норма права связывает юридические последствия только в данном конкретном случае (например, смерть человека,
истечение срока, наводнение); 2) факты непрерывного действия (правовые
состояния), которые существуют длительное время, непрерывно или периодически,
порождая юридические последствия (например, гражданство, состояние в браке,
нетрудоспособность).
Зачастую в качестве юридических фактов выступают презумпции и фикции.
Презумпция (от лат. praesumptio) — предположение. Иными словами, это
предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.
Существенным признаком презумпции является ее вероятностный, гипотетический
характер.
Презумпция может быть опровергнута, но закон такую возможность исключает. Так,
в соответствии со ст. 20 УК РФ, «уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста», а за некоторые виды преступлений — с 14 лет. В основе данного положения лежит презумпция непонимания общественной опасности собственных действий человеком, которому не исполнилось 16 лет. Эта презумпция неопровержима с юридической точки зрения. Это означает, что если даже в силу раннего психологического развития, например,
малолетний правонарушитель и осознавал общественную опасность своего деяния, он все равно не будет привлечен к уголовной ответственности, поскольку закон не устанавливает такой возможности. Предположение в данном случае опровергаться не будет, ибо разрешение сомнений не имеет никакого юридического смысла и значения.
Аналогично и положение о недееспособности физического лица, не достигшего определенного возраста, в гражданском праве.
Юридические презумпции можно подразделять на две группы: 1) общеправовые, т.
е. действующие во всех отраслях права: презумпция истинности нормативного
правового акта, гласящая, что каждый нормативно-правовой акт соответствует предъявляемым требованиям и потому подлежит безусловной реализации;
презумпция знания законов — каждый гражданин должен знать законы своей страны.
Косвенно указанная презумпция нашла закрепление в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ;
презумпция добропорядочности — гражданин считается добропорядочным, т. е. не имеющим противоправных намерений, пока не будет доказано обратное; 2)
отраслевые: презумпция компетентности вышестоящего органа в вопросах,
относящихся к ведению нижестоящих органов (в административном праве),
презумпция отцовства — отцом ребенка признается лицо, состоящее в браке с его матерью (в семейном праве); презумпция невиновности (в уголовно-процессуальном праве) — бремя доказывания вины ложится на правоохранительные органы. Согласно ч.
1 ст. 49 Конституции РФ, «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Фикция (от лат. fictio — вымысел) — заведомо неистинное положение, которое
вносит определенность в правовое положение лица и тем самым способствует
регулированию отношений с его участием (например, в гражданском праве фикцией является признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим; в уголовном праве — фикция, согласно которой гражданин считается несудимым, если его судимость снята или погашена). Правовая функция — это несуществующее положение, однако признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Так, п. 3 ст. 45 ГК РФ устанавливает: «Днем смерти гражданина,
объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим». Фиктивные положения закрепляются также в ст. 42 ГК РФ,
устанавливающей начало исчисления срока для признания безвестно отсутствующего гражданина.
До сих пор речь шла о юридических фактах как основаниях возникновения,
изменения и прекращения правоотношений. Однако весьма часто для возникновения юридических последствий требуется не один, а несколько взаимосвязанных юридических фактов. Совокупность последних принято называть юридическим
(фактическим) составом. Фактический состав следует отличать от сложных
юридических фактов, состоящих из нескольких элементов (например, состав правонарушения).
Юридические составы классифицируются по правовым последствиям на
правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
По характеру связи юридических фактов в составе юридические составы
подразделяются на простые, сложные и смешанные.
Простые — это составы, в которых юридические факты находятся в свободной, не жесткой связи между собой и могут накапливаться в состав в любом порядке.
Сложные — это составы, в которых юридические факты находятся в жесткой зависимости между собой и должны накапливаться в состав в строго определенном порядке.
Смешанные — это составы, в которых одни юридические факты находятся в свободной, а другие — в жесткой связи друг с другом и накапливаются в состав сначала в любом, а затем в строго определенном порядке. Так, для возникновения пенсионного правоотношения, связанного с получением пенсии по старости, необходимо четыре юридических факта: пенсионный возраст, трудовой стаж, заявление гражданина и решение органа социальной защиты о назначении пенсии. При этом первые два факта
(пенсионный возраст и трудовой стаж) могут накапливаться в любом порядке,
поскольку очередность наступления каждого из них никакого правового значения не имеет. Но вот следующие два факта должны накапливаться уже в строго определенном порядке: сначала заявление и только потом решение органа социальной защиты о назначении пенсии.
По объему юридические факты делятся на завершенные и незавершенные.
Завершенные — это составы, в которых закончен процесс накопления юридических фактов. Такие составы порождают конечные правовые последствия: возникновение,
изменение или прекращение правоотношений. Незавершенные — это составы, в которых процесс накопления юридических фактов еще не закончен. Такие составы порождают промежуточные правовые последствия. Так, в приведенном выше примере относительно возникновения пенсионного правоотношения первые два факта образуют незавершенный состав, который вызывает такое промежуточное последствие, как возникновение у гражданина права на обращение в органы социальной защиты за назначением пенсии по старости. Такое право возникает при наступлении пенсионного возраста и наличии определенного трудового стажа.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 39
Тема 17. Нормативные правовые акты
План
1. Понятие нормативного правового акта
2. Виды нормативных правовых актов
3. Законы
4. Подзаконные нормативные правовые акты
5. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1. Понятие нормативного правового акта
Нормативный правовой акт — это правотворческий государственный документ,
содержание которого составляют нормы права.
Значимость нормативных правовых актов в правовой сфере проявляется в том,
что они:
— являются нормативной основой механизма правового регулирования;
— служат формой реального существования юридических норм (одним из ведущих источников права);
— обеспечивают полное и точное выражение содержащейся в них государственной воли;
— служат важнейшим средством и источником правовой пропаганды и воспитания.
Признаки нормативного правового акта:
— официальный акт-документ. Он издается официальными лицами, органами,
уполномоченными на его принятие, имеет официальное название (закон, указ,
постановление), на него ссылаются при решении юридических дел;
— акт-документ, содержащий юридические нормы. Он устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы, т. е. является актом правотворчества;
— акт-документ, которым закрепляется воля государства;
— акт-документ, обладающий юридической силой. Он охраняется и обеспечивается государством, порождает правовые последствия;
— акт-документ, который имеет письменную форму, определенные реквизиты,
структуру;
— дифференцирован, поскольку государственный аппарат имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями;
— находится в иерархическом порядке. Система нормативных правовых актов строится на основе разновеликой юридической силы при ведущей роли конституции государства;
— конкретизирован по предмету регулирования общественных отношений.
Нормативный правовой акт имеет как внешнюю, так и внутреннюю форму.
Внешней формой являются реквизиты. Это такие внешние обозначения, «знаки»,
атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный правовой акт имеет юридическую силу и вводится в действие (вид акта; наименование органа, принявшего его; заголовок; дата принятия акта; номер акта; сведения о должностном лице, подписавшем акт).
Часть названных реквизитов образует понятие титула нормативного правового
акта (его название, дата, орган и место принятия).
Внутреннюю форму нормативного правового акта составляет его структура
(преамбулы, пункты и статьи, главы, разделы, части, примечания, приложения).
Преамбула нормативного правового акта представляет собой вступительную часть нормативного правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. Например, преамбула Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Статья — это исходная, первичная часть текста нормативного правового акта. Она представляет собой форму выражения нормы права. Статьи в обширных нормативных правовых актах (в тексте законов) объединяются в главы и разделы. Как правило, из статей складываются главы, а они, в свою очередь, объединяются в разделы.
Наиболее крупные подразделения законов — части. Так, содержание УК РФ
подразделяется на две части — Общую и Особенную.
Примечание нормативного правового акта — это разъяснение текста соответствующей статьи.
В приложении обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация,
связанная с темой нормативного правового акта.
2. Виды нормативных правовых актов
В современных государствах существует сложная система нормативных
правовых актов. Ее можно представить в разных классификациях.
1. По юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты. Особую
группу при этом образуют: международные договоры России; нормативные акты
органов власти субъектов федерации.
2. По сфере действия различают: акты внешнего действия и акты внутреннего
действия.
3. В зависимости от территории действия: общие (действующие на всей территории) и местные (действующие на части территории государства).
4. В зависимости от времени действия: нормативно-правовые акты
длительного действия и временные нормативно-правовые акты.
3. Законы
Особое место в системе нормативных правовых актов занимают законы. Закон — это
нормативный правовой акт законодательного органа государства (или народа),
принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные, ключевые
общественные отношения. В разных странах закон может носить различные собственные имена (декларация, билль, декрет, царский указ и др.).
Признаки закона:
1) издается представительными органами или населением. К числу законодательных органов, как правило, относятся парламенты, а иногда и некоторые другие органы. Например, в Испании законы по местным вопросам издают органы автономии, а в отдельных государствах — монархи (Саудовская Аравия, Катар, Оман и др.);
2) регулирует наиболее важные общественные отношения: вопросы конституционного характера, порядок образования и деятельности органов государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т. д.;
3) имеет первичное значение. Все другие нормативно-правовые акты носят производный характер. Закон прямо связан с верховной властью государства, поэтому рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права;
4) обладает высшей юридической силой: все остальные нормативные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им, в случае расхождения их с законом действует закон;
5)
имеет
строгую
правотворческую
процедуру,
закрепленную
в
законодательстве.
Закон занимает ведущее положение в системе законодательства, потому что:
— является основой развития системы права; устанавливает принципы права;
— определяет объем и направление деятельности конкретных правотворческих органов и т. д.;
— предопределяет основное содержание других видов нормативных актов, которые детализируют и конкретизируют закон;
— определяет юридическую силу других нормативных правовых актов.
Виды законов. Классификация законов может производиться по различным основаниям:
— по юридической силе: основной закон, конституционные законы, обычные
(текущие) законы;
— по субъектам законодательства: законы, принятые в результате
референдума; законы, принятые органом государственной власти;
— по отраслевой принадлежности: законы, содержащие нормы: конституционного права, административного права, уголовного права, гражданского права и т. п.;
— по внешней форме выражения: конституция, кодекс, устав, закон и т. п.;
— по объему и объекту регулирования: общие законы — посвящены целой сфере общественных отношений (например, кодексы); специальные законы — регулируют узкую область общественных отношений (например, «Патентный закон», «О судебных приставах»);
—
по
сроку
действия:
постоянные;
временные,
чрезвычайные
(исключительные) законы. Последние принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер;
— по адресатам: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Конституция (от лат. constitutio – «устройство») — основной закон государства.