Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6141

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституция имеет несколько отличий от других законодательных актов:
— она закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти,
— обладает высшей юридической силой,
— большей стабильностью,
— является базой для текущего законодательства,
— имеет особый порядок принятия и изменения.
Конституционные законы — в одних случаях (страны французского языка, а также
Румыния и др.) — это законы, вносящие изменения в конституцию, в других (Казахстан)
— конституционные законы издаются по вопросам, предусмотренным конституцией. В
первом случае процедура принятия конституционных законов совпадает с процедурой изменения конституции, во втором случае принимается в специальном (усложненном)
порядке. В России к федеральным конституционным законам относятся, например,
законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме», «О
Правительстве Российской Федерации» и др.
Обыкновенные законы — это нормативные акты, которые регулируют
обособленные общественные отношения; издаются в форме кодексов, уставов и
текущих законов.
Все законы (кроме Конституции и федеральных конституционных законов), принятые
Федеральным Собранием РФ в пределах их компетенции и порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таков, например, Уголовный кодекс РФ 1996 г.
4. Подзаконные нормативные правовые акты
Подзаконный нормативный акт — это нормативный правовой акт
компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит. Все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными.
Подзаконные нормативные правовые акты — это акты вторичного порядка. Они принимаются правотворческими органами в пределах их заранее установленной компетенции.
Подзаконные нормативные акты всегда имеют ограниченную, по сравнению с законом, социальную базу; принимаются ограниченным кругом лиц и даже единолично; их опубликование является «непрозрачным» процессом и не имеет четкой юридической процедуры.
Виды подзаконных актов. В зависимости от субъекта, издавшего нормативно-
правовой акт, они делятся на:
— нормативные правовые акты Президента — нормативные указы;
— нормативные правовые акты правительства — постановления;
— ведомственные правовые нормативные акты — приказы, инструкции,
постановления министерств, ведомств;
— региональные нормативные правовые акты — решения, распоряжения и постановления местных органов государственной власти;
— муниципальные нормативные правовые акты — решения органов местного самоуправления;
— локальные нормативные правовые акты — правила и другие предписания,
принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.
Нормативные правовые акты Президента РФ. Их особенности состоят в том, что:
— они имеют форму указов;
— в системе законодательства по своей юридической силе следуют за законами и обязательны для исполнения на всей территории;
— предметом их регулирования являются основные направления внутренней и внешней политики;
— их противоречия с законами разрешаются Конституционным Судом. На основании соответствующего заключения указ может утратить юридическую силу.
Нормативные правовые акты правительства. Их особенности:
— они имеют форму постановления;
— в системе законодательства по юридической силе следуют за законами и указами,
принимаются лишь на основании и во исполнение их;
— конкретизируют законы и указы президента.
В актах правительства завершается процесс конкретизации законов или указов президента, система законодательства приобретает необходимую полноту, а норма права — конкретность и формальную определенность, что можно рассматривать как вторичное правотворчество, имеющее, однако, общегосударственное значение.
Нормативные правовые акты министерств и ведомств. Их особенности:
— по юридической силе они следуют за актами правительства. Издаются в случаях и

пределах, предусмотренных законами РФ, указами президента, постановлениями правительства;
— издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному;
— акты министерств и ведомств, затрагивающие права и свободы граждан, а также любые межведомственные акты, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ;
— обязательность доведения принятых нормативных актов до сведения соответствующих органов государственного управления, предприятий, организаций,
учреждений возложена на центральные органы исполнительной власти;
— носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением,
регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления.
Некоторые министерства могут издавать акты общего, межотраслевого характера. В
России к ним относятся: Министерство транспорта и связи, которое издает правила перевозки грузов и пассажиров, обязательные для клиентуры; Министерство финансов
— по финансовым вопросам для всех участников финансовых отношений;
Государственный банк России — для банковской клиентуры; Министерство здравоохранения и социального развития издает санитарно-гигиенические правила.
Нормативные акты органов местного самоуправления. Для них характерно то,
что:
— они издаются местной администрацией;
— принимаются в форме постановлений, решений, распоряжений;
— подзаконные акты главы администрации, противоречащие законодательству,
могут быть отменены соответствующим представительным органом, вышестоящим органом исполнительной власти или судом;
— акты распространяются на определенную территорию;
— принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам,
вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства и т. п.
Акты местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

Виды нормативных правовых актов местного самоуправления. К числу актов местного самоуправления относятся:
— акты представительных органов городов, районов, сел, поселков;
— акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы);
— акты глав администрации местного самоуправления;
— акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляемой территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.).
Локальные нормативные правовые акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, организаций, объединений, ассоциаций, союзов.
Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации,
взаимоотношений между различными подразделениями.
Особенности локальных подзаконных актов проявляются в том, что они издаются администрацией предприятий, учреждений; для решения внутренних вопросов;
распространяют свое действие только на членов данного коллектива.
Виды локальных нормативных актов:
— уставы организаций, которые подлежат обязательной регистрации в государственных органах;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.).
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу
лиц
Действие нормативного правового акта — это порождение тех юридических
последствий, которые в нем предусмотрены.
Оно имеет свои пределы действия, которые обычно устанавливаются по следующим
основным измерениям: по времени, территории, кругу лиц, предмету правового
регулирования.
Временные пределы действия нормативных правовых актов определяются
датами вступления их в силу и отмены силы.
Существуют следующие способы вступления их в силу:
— в результате указания в тексте акта на календарную дату, с которой юридический

документ вступает в силу;
— в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (с момента подписания, с момента опубликования и т. д.);
— в результате применения общих правил (нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования).
Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативном правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. При этом называется конкретная дата, причем, чаще всего, срок между принятием и введением в действие нормативного правового акта не должен превышать одного-трех месяцев.
Нормативный правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.
Способы утраты силы нормативных актов. Нормативные акты утрачивают силу:
— по истечении срока действия акта;
— в связи с изданием нового акта, заменяющего ранее действующий нормативный правовой акт;
— на основании указания государственного органа об отмене конкретного акта;
— на основании изменения обстановки, исчезновения общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты;
— при признании нормативного правового акта неконституционным.
Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
Действие нормативного правового акта во времени происходит в соответствии с
тремя принципами: действия вперед, обратного действия, переживания закона.
Принцип действия вперед. Это общее правило действия нормативных правовых актов во времени: акт распространяется на все случаи после введения его в действие.
Различают перспективное действие — нормы права распространяются только на те правовые отношения, которые возникают после вступления их в действие, и
немедленное действие — нормы права распространяются не только на те отношения,
которые возникнут после вступления норм в силу, но также на отношения, возникшие раньше, но в части тех прав и обязанностей участников правоотношения, которые возникли после вступления нормы в силу.
Обратная сила нормативного правового акта (ретроактивность) — это распространение действия нового нормативного правового акта на факты и
порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу, но при этом пересматривают, ревизуют права и обязанности участников правоотношений с момента возникновения.
Обратное действие закона — исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе. По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право — «закон обратной силы не имеет».
По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним правовым нормативным актом различают: ревизионную обратную силу и простую
ревизионную силу.
Ревизионная обратная сила — распространение действия нормативного правового акта на факты, юридические последствия которых уже наступили; в этом случае происходит пересмотр этих юридических последствий.
Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предлагает.
Переживание закона (ультраактивность, ультрадействие юридических норм)
продолжение действия норм правового акта после его отмены. Переживание возможно тогда, когда новый нормативный правовой акт продлевает на определенный период действие норм старого закона. Нормы права перестают действовать на правоотношения, которые возникнут в будущем, но продолжают регулировать длящиеся правоотношения (например, если уголовный закон усиливает наказание, то он распространяется на деяния, которые будут в будущем).
Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативно-правовым актом, требуется определенный срок.
Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетанием двух
принципов: территориального и экстерриториального.
Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории,
властями которой норма была принята. Этот принцип тесно связан с государственным
суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией. Соответственно территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном,
процессуальном законодательстве.
Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами:
положением в структуре государственного аппарата органа, издавшего
нормативный акт, и территорией государства.


При этом возможны два варианта: нормы распространяют свое действие на всю территорию, на которой осуществляется правовое регулирование; норма действует только на части территории, на которой осуществляется правовое регулирование.
В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. Существует общее правило:
нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления — на управляемой ими территории.
Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц,
признаются в качестве таковых на территории других. Разрешения столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями.
Принцип экстерриториальности. Он означает распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции. Иными словами, при рассмотрении дела допускается применение иностранного законодательства. Так, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Гражданский кодекс РФ допускает также при рассмотрении вещных гражданских споров возможность применения судом (иным уполномоченным на разрешение спора органом)
законодательства того государства, на территории которого находится оспариваемое имущество (ст. 1207 ГК РФ). Принцип экстерриториальности допускает также, что в публичном праве иностранное законодательство может быть применено при производстве уголовно-процессуальных действий, правда, лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено международным соглашением с иностранным государством.
Экстерриториальный принцип характеризуется тем, что:
— он всегда применяется в порядке исключения в силу особого указания в законе,
основанного на взаимной договоренности государств;
— его развитие обусловлено развитием международных связей, прежде всего, в экономике и культуре;
— широкое применение данный принцип находит в международном частном и публичном праве;
— выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.
Действие по кругу лиц. Действие нормативного правового акта по кругу лиц

подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на
территории его действия. Однако из этого правила имеются исключения:
— иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах
России);
— иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
— нормативные правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан,
которые находятся за пределами своего государства (например, Федеральный конституционный закон «О гражданстве», УК РФ). Граждане России, в случае совершения ими преступления за границей, несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание, то наш суд может его смягчить или освободить от него полностью.
Основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.);
иные основания (например, инвалидность).
С действием нормативных правовых актов связан правовой иммунитет. Последний является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно
предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в
межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не
подчиняться некоторым общим законам.
Иммунитет (англ. immunity, от лат. immunitas) — освобождение от чего-либо —
общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм. Это особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой
неприкосновенностью. Целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Круг лиц, на которых распространен иммунитет, определен в нормах международного права, конституциях и законах.
В международном праве известны, в частности: иммунитет государства, иммунитет военных кораблей, иммунитет дипломатический, иммунитет морских государственных торговых судов. В национальном праве различается иммунитет парламентский
(депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский. В финансовом праве известно понятие налогового иммунитета.
Предметное действие нормативно-правового акта. Для действия нормативного правового акта по предмету характерно ограничение его: предметом правового