Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6142

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регулирования, волевым характером общественных отношений, деяниями.
Действие нормативного правового акта по предмету правового регулирования может быть: общим, отраслевым, специальным.
Общее действие. Общее действие имеют нормы Конституции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь, это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека.
Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административные законы — на управленческие,
властно-организационные отношения.
Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы
(например, по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности отношений, действуют в первую очередь специальные нормы.
В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, но повлиять на их ход нормы права бессильны.
Действие нормативного правового акта по предмету ограничено деяниями.
Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом»
199

1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   39

Тема 18. Юридическая техника
План
1. Понятие юридической техники и ее виды
2. Законодательная (правотворческая) юридическая техника
1. Понятие юридической техники и ее виды
Юридическая техника — совокупность правил, приемов и способов подготовки,
составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
При определении данного понятия необходимо исходить из того, что юридическая техника является созданным на практике «рабочим инструментом» правотворчества,
правоприменения и другой юридической деятельности.
Юридическая техника позволяет повысить эффективность правового регулирования,
усовершенствовать правовую систему в целом и язык правовых актов.
Уровень юридической техники — один из показателей уровня юридической культуры в стране. Недооценка структурно-композиционного построения, внешнего оформления, требований логики, стиля изложения ведет к декларативности,
противоречивости, неясности правовых актов, что создает благоприятные возможности для различных манипуляций с ними и, в конечном итоге, к снижению уровня законности и правопорядка.
Признаки юридической техники:
— это технические средства и приемы;
— она выражена в правилах оформления правовых документов;
— направлена на совершенствование правового материала;
— материализуется в уровне совершенства правовых актов.
Юридическая техника направлена на решение следующих целей:
— рационально урегулировать общественные отношения;
— сделать правовые акты понятными для лиц, которым они адресованы;
— обеспечить единообразие (унификацию) юридических документов.
Наиболее распространенной классификацией юридической техники является деление ее по видам юридической деятельности: правотворческая техника и техника
индивидуальных актов (правореализационная).

Эта классификация не исключает другие виды юридической техники: технику систематизации нормативных актов; интерпретационную технику; технику учета нормативных актов; судебную, следственную, прокурорскую и т. п.
Для общей теории государства и права основное значение имеет законодательная техника.
2. Законодательная (правотворческая) юридическая техника
Юридическую технику следует рассматривать в контексте правотворчества в качестве одного из его элементов.
Правотворческая техника — это система правил и приемов подготовки
наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов,
обеспечивающих полное и точное соответствие формы нормативных
предписаний их содержанию.
Правотворческая техника направлена на то, чтобы обеспечить:
— наиболее полное и адекватное выражение воли правотворческого органа;
— логическую последовательность изложения;
— отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;
— компактность нормативного материала;
— ясность и доступность языка закона;
— точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
— устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу;
— своевременное обнародование и вступление в законную силу нормативных актов и др.
Правила нормотворческой техники можно подразделить на три вида:
— правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов;
— правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта;
— правила изложения норм права (язык нормативных актов).
Правила внешнего оформления нормативных правовых актов. Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, которые придают ему

официальность.
Правила, относящиеся к содержанию нормативных правовых актов:
1) нормативный правовой акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений;
2) не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода,
нежели те, которые регулируются данным актом (например, нормативный акт,
устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права);
3) не должен содержать пробелы, т. е. должен решать все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений;
4) нормативный правовой акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным (например, нормы Особенной части
УК РФ);
5) регулирование важных, принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными;
6) в нормативном акте, по возможности, следует избегать исключений и отсылок.
Правила структурного оформления нормативно-правового акта.
Структурное построение — это определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность.
Правила таковы:
— нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;
— однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно;
— в крупных нормативных актах должны быть главы, разделы, части (например, УК
РФ подразделен на Общую и Особенную части, имеет 12 разделов и 34 главы);
— каждая глава, раздел, часть должны иметь название; каждая глава состоит из статей, которые, в свою очередь, могут подразделяться на части (пункты, параграфы);
— нумерация статей должна быть сплошной, идти через все разделы, части и главы,
она должна быть постоянной и стабильной.
Структурное оформление предполагает верное определение места нормы права в нормативном правовом акте.
В случае внесения дополнений в нормативный акт, эти дополнения или вносятся в
виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом с номером статьи.
Способы изложения нормы права. В зависимости от компактности расположения элементов формы права различают три способа изложения элементов правовой
нормы: прямой, отсылочный, бланкетный.
При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном — отсылка к другим нормам этого же нормативного правового акта; при бланкетном — конкретной отсылки нет,
но отдельные элементы нормы права формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, нормы,
устанавливающие ответственность за нарушение правил техники безопасности).
В зависимости от конкретности правового предписания выделяют два основных способа изложения норм права в тексте правового акта:
— абстрактный — признаки явлений излагаются в норме права в обобщенном виде,
т. е. в виде абстрактного понятия;
— казуистический — явление характеризуется индивидуальными признаками путем перечисления в норме права тех или иных случаев — казусов.
Правотворческая техника складывается из требований законодательной
стилистики и особенностей юридической терминологии.
Законодательная стилистика выражена в стиле правового акта — системе приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах. Ее можно рассматривать как науку, которая изучает технические средства и приемы использования языковых средств для придания мыслям, суждениям законодателя специфической языковой «оболочки».
Исходя из правил законодательной стилистики, к тексту нормативного правового
акта предъявляются требования: 1) простоты, целостности, логической завершенности; 2) недопустимости использования устаревших выражений и образных сравнений; 3) обязательности волевых, властных формулировок языка, строгих предписаний, требований и приказов; 4) официальности; 5) ровного и спокойного стиля изложения текста акта, его безразличия к переживаниям и эмоциям субъектов и т. д.
Юридическая терминология. Термин — это словесное выражение понятий,
используемых при изложении содержания нормативного правового акта.
Специфика юридической терминологии состоит в следующем:
— юридические термины являются первоначальным юридическим средством,
начальным звеном выражения воли законодателя;


— они обеспечивают доступность в понимании и удобство в применении нормативного правового материала;
— в терминах выражается и формулируется воля законодателя, закрепленная в правовых нормах.
К терминологии предъявляются определенные требования:
— единства терминологии: один и тот же термин должен употребляться в данном законе в одном и том же смысле;
— общепризнанности термина: слова не должны быть «изобретены», придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле;
— стабильности терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом.
Виды
юридических
терминов:
общеупотребительные,
специальные
юридические, специальные неюридические.
Общеупотребительные термины — слова обычного литературного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.
Специальные юридические термины — термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности («правоотношение», «подсудимый», «прокурор», «истец»
и т. д.).
Специальные
неюридические
термины
— термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей в законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика», «эпизоотия» и др.).

Тема 19. Систематизация нормативных правовых актов
План
1. Понятие, значение и виды систематизации нормативных правовых актов
2. Кодификация законодательства
3. Инкорпорация законодательства
4. Консолидация нормативных правовых актов
5. Учет нормативных правовых актов
1. Понятие, значение и виды систематизации нормативных правовых
актов
Систематизация нормативных правовых актов (законодательства) — это
деятельность, направленная на упорядочение, приведение всего многообразия
нормативных актов в единое и структурированное целое путем составления
больших, объемных нормативных актов либо сборников (собраний, сводов).
Полагаем, что значение систематизации законодательства для правотворческой
деятельности заключается в возможности выявления несогласованности, пробелов в позитивном праве и оперативного их устранения; для правоприменительной
практики — в оптимизации поиска необходимой нормы и уяснения ее смысла, имея в виду систематический способ толкования.
Думается, что общетеоретические проблемы систематизации должны решаться в рамках следующих форм: 1) кодификации; 2) инкорпорации; 3) консолидации; 4)
учета нормативных правовых актов.
2. Кодификация законодательства
Кодификацияэто способ упорядочения нормативного материала путем
объединения его в единый, логически цельный, согласованный сводный акт с
изменением его внутреннего содержания. Понятие кодификации может быть и таким, при котором обращается внимание на другие ее аспекты: это деятельность
правотворческих органов государства по созданию нового, сводного,
систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется на
основе глубокой и всесторонней переработки текущего законодательства с
внесением в него существенных изменений.
Ряд авторов полагает, что кодификация является по существу законотворчеством, с той лишь разницей, что текущее законотворчество создает отдельные законодательные акты по тем или иным проблемам, кодификация же упорядочивает значительную часть

уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие законодательную область общественных отношений
200
Следует уточнить, что кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю
переработку законодательства, предполагающую не только классификацию нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений.
Обращаем внимание на то обстоятельство, что субъектами кодификации могут быть только
компетентные
правотворческие
органы.
Результатом кодификационной деятельности является новый нормативный правовой акт,
который, во-первых, содержит нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших; во-вторых, является сводным актом, объединяющим нормы,
находившиеся прежде в различных нормативных правовых актах, регулировавших одну и ту же область общественных отношений; в-третьих, рассчитан на длительное время.
Нетрудно увидеть, что при кодификации нормативный правовой акт наполняется
новым содержанием, а именно: а) отменяются устаревшие нормы права; б) вводятся новые; в) нормы права переформируются; г) устраняются повторы и противоречия; д)
устраняются пробелы в законодательстве.
«Продуктом» кодификационной деятельности является кодификационный
нормативный правовой акт, который представляет собой упорядоченную совокупность связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений.
К видам кодификационных нормативно-правовых актов относятся:
— Основы законодательства — нормативный правовой акт, устанавливающий
важнейшие положения определенной отрасли права или сферы государственного
управления. Они содержат определения, указывают цели законодательства, принципы правового регулирования, определяют ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. В них закрепляются нормы-принципы, нормы-дефиниции и другие специализированные нормы права
(например,
Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре);
— кодексы (лат. codex — книга) — единый нормативно-правовой акт,
систематизирующий законодательство определенной отрасли права. Это наиболее распространенный вид кодификационных актов. Кодекс — это крупный сводный нормативный правовой акт, детально регламентирующий определенную сферу общественных отношений. В кодексах, наряду со специализированными нормами права, содержатся нормы-предписания (нормы регулятивные и охранительные)
(например, УК РФ, ГК РФ). Кодекс — это разновидность закона. Его отличает, во- первых, полнота регулирования отношений в какой-либо сфере, во-вторых,