Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6144
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
единообразие регулирования, в-третьих, закрепление основных юридических принципов, понятий и конструкций, в-четвертых, отражение крупных юридических теорий и концепций, в-пятых, лидирующее место среди иных законов и особое воздействие на все правовые акты и процесс правоприменения;
— уставы регулируют отношения в сфере, находящейся под контролем
государства (например, работу железнодорожного, внутреннего водного транспорта,
воинскую службу);
— положения — это нормативные правовые акты специального действия, в
которых закрепляются статус, организация работы государственных органов и
учреждений (например, Положение о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации);
— правила определяют порядок ведения какого-либо рода деятельности.
К данным кодификационным нормативным правовым актам относятся и
регламенты (например, регламент работы представительного органа).
В основе кодификации лежит предмет и метод правового регулирования, в связи с чем различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.
При всеобщей кодификации создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям законодательства.
Отраслевая кодификация охватывает какую-либо отрасль или подотрасль законодательства.
Специальная — группирует нормы одного или нескольких правовых институтов.
3. Инкорпорация законодательства
Инкорпорация — объединение в систематизированном виде в сборники или
собрания действующих нормативных правовых актов без изменения их
содержания.
При инкорпорации содержание нормативных правовых актов не меняется, хотя подача материала усовершенствуется. Иными словами, инкорпорация лишена правотворческой природы. Все операции осуществляются в плоскости внешней
обработки: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты статей, утратившие юридическую силу, имевшие временное значение либо содержащие противоречия. Объединение нормативных правовых актов обычно происходит в хронологическом или предметном порядке.
Хронологическая
инкорпорация
представляет
собой
упорядочение
нормативных правовых актов и расположение их по датам издания. Примером такого вида инкорпорации является «Собрание законодательства Российской
— уставы регулируют отношения в сфере, находящейся под контролем
государства (например, работу железнодорожного, внутреннего водного транспорта,
воинскую службу);
— положения — это нормативные правовые акты специального действия, в
которых закрепляются статус, организация работы государственных органов и
учреждений (например, Положение о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации);
— правила определяют порядок ведения какого-либо рода деятельности.
К данным кодификационным нормативным правовым актам относятся и
регламенты (например, регламент работы представительного органа).
В основе кодификации лежит предмет и метод правового регулирования, в связи с чем различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.
При всеобщей кодификации создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям законодательства.
Отраслевая кодификация охватывает какую-либо отрасль или подотрасль законодательства.
Специальная — группирует нормы одного или нескольких правовых институтов.
3. Инкорпорация законодательства
Инкорпорация — объединение в систематизированном виде в сборники или
собрания действующих нормативных правовых актов без изменения их
содержания.
При инкорпорации содержание нормативных правовых актов не меняется, хотя подача материала усовершенствуется. Иными словами, инкорпорация лишена правотворческой природы. Все операции осуществляются в плоскости внешней
обработки: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты статей, утратившие юридическую силу, имевшие временное значение либо содержащие противоречия. Объединение нормативных правовых актов обычно происходит в хронологическом или предметном порядке.
Хронологическая
инкорпорация
представляет
собой
упорядочение
нормативных правовых актов и расположение их по датам издания. Примером такого вида инкорпорации является «Собрание законодательства Российской
Федерации». К хронологической инкорпорации следует также отнести «Ведомости
Федерального Собрания Российской Федерации», в которых публикуются исключительно федеральные конституционные и федеральные законы, а также
«Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств», содержащий перечень зарегистрированных Министерством юстиции РФ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В отличие от хронологической, предметная инкорпорация — это составление
сборников нормативных актов по определенным тематическим разделам. При этом в каждом разделе акты размещаются по предметному принципу. Порядок расположения нормативных актов в систематическом собрании таков: в начале каждого раздела и последующих рубрик помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные нормы по определенному вопросу (теме, предмету), далее идут нормы, конкретизирующие эти основные нормы. Основными видами официальной инкорпорации, о которой будет сказано ниже, по предметному принципу являются
систематические собрания и свод законов. Примером такого рода собраний являлись издаваемые в 1960–1970-е гг. систематические собрания законодательства
СССР и союзных республик.
При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться
хронологический и предметный порядки, когда разделы собрания подразделяются тематически (по предметному принципу), а внутри каждого раздела нормативные акты располагаются в хронологической последовательности.
В юридической литературе обращаются к таким видам инкорпорации, как
официальная, предполагающая издание компетентным органом сборников,
собраний законодательства, с учетом внесенных нормотворческим органом
изменений и дополнений, и неофициальная — издание сборников, справочников
законодательства по инициативе организаций учреждений, граждан без
специальных на то полномочий. Неофициальные сборники не являются источниками права, т. е. на них нельзя ссылаться в правоприменительной деятельности.
Неофициальная инкорпорация может осуществляться как по хронологическому, так и по предметному признаку.
Обращаем внимание на то, что, кроме официальной и неофициальной инкорпорации,
некоторые авторы предлагают такой ее вид, как официозная, или полуофициальная
инкорпорация, которая понимается следующим образом: издание соответствующих
собраний или сборников инкорпорированных нормативных правовых актов
происходит
по
поручению
правотворческого
органа
специально
уполномоченными на то государственными органами (чаще всего,
Министерством юстиции).
При этом поясняется, что официозная инкорпорация в чем-то сходна с официальной:
и в том, и в другом случае на определенные государственные органы возлагается обязанность издания инкорпорированных сборников (собраний) законодательных актов. Однако есть и принципиальное отличие: сборники официозной инкорпорации не
имеют официального характера. Это означает, что правотворческий орган не утверждает (не одобряет) официозное собрание актов. Соответственно, сборники официозной инкорпорации характера источника законодательства не приобретают.
Примером официозной инкорпорации может служить Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в 60-е гг.
201
Инкорпорация может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала:
1) генеральная (полная), при которой в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, или нормативные правовые акты того или иного субъекта федерации;
2) частичная, при которой нормативные правовые акты объединяются по определенным вопросам, сферам государственной деятельности, отдельной отрасли или правового института.
Результатом инкорпорации выступают, как правило, сборники, собрания
законодательства или своды законов.
Сборниками называют издания, объединяющие законодательство одного или нескольких правотворческих органов, а также нормативно-правовые акты,
охватывающие какой-либо вид общественных отношений (например, сборник законодательных актов о труде может состоять из федеральных законов, указов
Президента, постановлений правительства). Сборники могут готовиться и выпускаться как правотворческими, так и другими органами. Если инкорпорацией занимался правотворческий орган, и она имеет статус официально опубликованной, то на это издание можно ссылаться при разрешении споров и иных юридических вопросов.
Собрания законодательства — инкорпорированные издания нормативных правовых актов высших органов государственной власти и управления.
Разновидностью и наиболее совершенной формой инкорпорации признается свод
законов, в котором помещенные нормативные правовые акты, как правило,
систематизируются по предметному принципу: по отраслям и институтам.
Следует обратить внимание, что от собрания законодательства свод законов
отличается по следующим позициям:
1) свод всегда является источником официального опубликования нормативных правовых актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов с последующим одобрением подготовленного издания в целом либо каждого из его томов в отдельности;
2) подготовка свода всегда сопровождается большой законотворческой работой. В
период его составления вычленяются и признаются утратившими силу устаревшие,
Примером официозной инкорпорации может служить Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в 60-е гг.
201
Инкорпорация может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала:
1) генеральная (полная), при которой в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, или нормативные правовые акты того или иного субъекта федерации;
2) частичная, при которой нормативные правовые акты объединяются по определенным вопросам, сферам государственной деятельности, отдельной отрасли или правового института.
Результатом инкорпорации выступают, как правило, сборники, собрания
законодательства или своды законов.
Сборниками называют издания, объединяющие законодательство одного или нескольких правотворческих органов, а также нормативно-правовые акты,
охватывающие какой-либо вид общественных отношений (например, сборник законодательных актов о труде может состоять из федеральных законов, указов
Президента, постановлений правительства). Сборники могут готовиться и выпускаться как правотворческими, так и другими органами. Если инкорпорацией занимался правотворческий орган, и она имеет статус официально опубликованной, то на это издание можно ссылаться при разрешении споров и иных юридических вопросов.
Собрания законодательства — инкорпорированные издания нормативных правовых актов высших органов государственной власти и управления.
Разновидностью и наиболее совершенной формой инкорпорации признается свод
законов, в котором помещенные нормативные правовые акты, как правило,
систематизируются по предметному принципу: по отраслям и институтам.
Следует обратить внимание, что от собрания законодательства свод законов
отличается по следующим позициям:
1) свод всегда является источником официального опубликования нормативных правовых актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов с последующим одобрением подготовленного издания в целом либо каждого из его томов в отдельности;
2) подготовка свода всегда сопровождается большой законотворческой работой. В
период его составления вычленяются и признаются утратившими силу устаревшие,
фактически не действующие нормативные правовые акты. Множественность нормативных актов, принятых по одному и тому же вопросу, устраняется подготовкой нового укрупненного акта. Имеющиеся пробелы в законодательстве восполняются принятием законов или иных нормативных правовых актов;
3) свод законов представляет собой объединение всего действующего законодательства без какого-либо исключения.
В соответствии с указом Президента РФ от 6 февраля 1995 г. было признано необходимым осуществить подготовку к составлению и изданию Свода законов
Российской Федерации «как официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов»
202
4. Консолидация нормативных правовых актов
Консолидация — это такая форма систематизации, при которой объединяются
несколько нормативных правовых актов, действовавших в одной и той же
области общественных отношений, в единый сводный нормативный правовой
акт без изменения их содержания. Данное определение консолидации обусловливает вывод о том, что она имеет некоторые черты и кодификации, и инкорпорации.
Консолидированный акт является сводным, и это сближает его с кодификацией. Тот факт, что он не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений,
роднит его с инкорпорацией.
Вместе с тем, при консолидации проводится редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты. Консолидация используется в правотворческой деятельности в основном в целях упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, т. е. в тех случаях,
когда необходима концентрация разрозненных нормативных предписаний для повышения качества правоприменения. При консолидации десятки, а порой и сотни нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт, который утверждается правотворческим органом, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Следует заметить, что в таком процессе объединению подлежат нормативно-правовые акты одинаковой юридической силы.
Удачный пример, ставший классическим в учебной литературе по теории государства и права, — указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О
праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативных актов.
Каждый из этих документов в свое время вводил тот или иной праздничный или памятный день, а принятый указ, не изменяя сути нормативного регулирования,
упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ. Подобные мероприятия проводятся компетентными органами, и поэтому в данном случае консолидация носит официальный характер.
3) свод законов представляет собой объединение всего действующего законодательства без какого-либо исключения.
В соответствии с указом Президента РФ от 6 февраля 1995 г. было признано необходимым осуществить подготовку к составлению и изданию Свода законов
Российской Федерации «как официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов»
202
4. Консолидация нормативных правовых актов
Консолидация — это такая форма систематизации, при которой объединяются
несколько нормативных правовых актов, действовавших в одной и той же
области общественных отношений, в единый сводный нормативный правовой
акт без изменения их содержания. Данное определение консолидации обусловливает вывод о том, что она имеет некоторые черты и кодификации, и инкорпорации.
Консолидированный акт является сводным, и это сближает его с кодификацией. Тот факт, что он не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений,
роднит его с инкорпорацией.
Вместе с тем, при консолидации проводится редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты. Консолидация используется в правотворческой деятельности в основном в целях упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, т. е. в тех случаях,
когда необходима концентрация разрозненных нормативных предписаний для повышения качества правоприменения. При консолидации десятки, а порой и сотни нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт, который утверждается правотворческим органом, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Следует заметить, что в таком процессе объединению подлежат нормативно-правовые акты одинаковой юридической силы.
Удачный пример, ставший классическим в учебной литературе по теории государства и права, — указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О
праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативных актов.
Каждый из этих документов в свое время вводил тот или иной праздничный или памятный день, а принятый указ, не изменяя сути нормативного регулирования,
упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ. Подобные мероприятия проводятся компетентными органами, и поэтому в данном случае консолидация носит официальный характер.
В. В. Лазарев и С. В. Липень считают, что систематизация правовых актов может быть направлена на совершенствование либо содержания правовых норм (так называемая внутренняя систематизация), либо расположения нормативного материала (так называемая внешняя систематизация). Инкорпорация представляет собой только внешнюю систематизацию; кодификация охватывает и внешнюю, и внутреннюю;
консолидация — это, прежде всего, внешняя консолидация и в небольшой степени —
внутренняя
203
5. Учет нормативных правовых актов
Некоторые авторы
204
в качестве самостоятельной формы систематизации нормативных правовых актов признают их учет, т. е. сбор, хранение и поддержание
в рабочем состоянии правовой информации, а также создание поисковой
системы, обеспечивающей быстрое ее нахождение. Учет нормативно-правовых актов — одна из наиболее простых форм систематизации, характеризующая деятельность предприятий, учреждений, организаций по формированию соответственно собственным потребностям информационных законодательных фондов путем сбора законов, иных нормативных актов и систематизации их в определенном порядке.
Четко налаженный учет законодательства необходим для квалифицированного применения норм права в повседневной работе различных правоприменяющих субъектов. Такой учет полезен при подготовке законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодифицированных актов, перечней актов, подлежащих изменению или утративших силу, для осуществления справочно-информационной работы, подготовки заключений по проектам нормативных документов. Наконец, без надлежащего учета правового материала невозможно эффективное просвещение в этом направлении,
деятельность учебных и научных учреждений. Поэтому учет важен как для удовлетворения внутренних потребностей организации, коллектива, так и для правового информирования широких слоев населения.
Цель учета — получение информации по всем законодательным актам,
регулирующим деятельность данной организации. Наличие такого рода информации является необходимым условием квалифицированного применения правовых норм в организациях и предприятиях.
Принципы организации учета законодательства: 1) полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации,
отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве; 2) достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативно-правовых актов, а также на своевременной фиксации изменений,
внесенных в акты; 3) удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.
Думается, что вполне обоснованно в литературе утверждается следующее положение:
чтобы учет выполнял функции систематизации законодательства, он должен отвечать
по меньшей мере следующим
требованиям:
обеспечивать
полноту
информационного массива, достоверность и удобство пользования. Это означает,
что, обратившись в информационный фонд организации, можно получить сведения обо всех действующих нормативных актах в сфере функционирования данной организации.
При этом исключается риск получения не только неполных, но и неточных сведений,
поскольку формирование информационных фондов основано на использовании официальных источников опубликования законодательных актов, и учитываются все те изменения, которые внесены в данные акты
205
Среди форм учета выделяют:
1) журнальный — занесение реквизитов нормативных актов в специальные журналы по хронологическому, алфавитно-предметному или тематико-предметному принципу;
2) картотечный, заключающийся в фиксировании информации об актах в виде системы карточек, расположенных по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципу;
3) в форме ведения контрольных текстов действующих нормативных актов —
внесение в тексты официальных изданий сведений об отмене, изменении и дополнении таких актов или частей;
4) автоматизированный учет законодательства, который оценивается как наиболее предпочтительная форма, основанная на базе применения современной компьютерной техники и достижений информатики. Преимущество этой формы учета состоит в оперативности, возможности получить справку по любому вопросу. В этом проявляется универсальность автоматизированных систем правовой информации.
Обращаем внимание на то, что компьютерные системы отличаются практически неограниченным объемом информации. В Российской Федерации подобные системы созданы в аппарате палат Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства, в
Министерстве юстиции и других ведомствах. На коммерческой основе функционируют автоматизированные информационно-правовые системы законодательства «Кодекс»,
«КонсультантПлюс» и др.
требованиям:
обеспечивать
полноту
информационного массива, достоверность и удобство пользования. Это означает,
что, обратившись в информационный фонд организации, можно получить сведения обо всех действующих нормативных актах в сфере функционирования данной организации.
При этом исключается риск получения не только неполных, но и неточных сведений,
поскольку формирование информационных фондов основано на использовании официальных источников опубликования законодательных актов, и учитываются все те изменения, которые внесены в данные акты
205
Среди форм учета выделяют:
1) журнальный — занесение реквизитов нормативных актов в специальные журналы по хронологическому, алфавитно-предметному или тематико-предметному принципу;
2) картотечный, заключающийся в фиксировании информации об актах в виде системы карточек, расположенных по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципу;
3) в форме ведения контрольных текстов действующих нормативных актов —
внесение в тексты официальных изданий сведений об отмене, изменении и дополнении таких актов или частей;
4) автоматизированный учет законодательства, который оценивается как наиболее предпочтительная форма, основанная на базе применения современной компьютерной техники и достижений информатики. Преимущество этой формы учета состоит в оперативности, возможности получить справку по любому вопросу. В этом проявляется универсальность автоматизированных систем правовой информации.
Обращаем внимание на то, что компьютерные системы отличаются практически неограниченным объемом информации. В Российской Федерации подобные системы созданы в аппарате палат Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства, в
Министерстве юстиции и других ведомствах. На коммерческой основе функционируют автоматизированные информационно-правовые системы законодательства «Кодекс»,
«КонсультантПлюс» и др.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 39