Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6255

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государства решений состоит не столько в их убедительности, сколько в их внутренней обоснованности, в необходимости принятия именно таких, а не иных решений.
Требование целесообразности применения норм права рассматривается либо как неотъемлемое свойство законности (закон целесообразен, и его точное и безусловное применение — целесообразное применение), либо как начало, имеющее определенное самостоятельное значение. В последнем случае имеется в виду, что субъектам правоприменения норм права необходимо добиваться целесообразного осуществления норм права в конкретной жизненной ситуации. Издавая нормативные предписания,
законодатель учитывает лишь общие тенденции развития общественных отношений,
вырабатывает модели поведения людей, но не в состоянии учесть все специфические особенности конкретных обстоятельств каждого случая.
Требование справедливости состоит в принятии решения, соответствующего характеру установленных по делу фактических обстоятельств. Оно, как и требование целесообразности, предполагает учет всех конкретных обстоятельств, поскольку возможность принятия справедливого решения, также как и принятие целесообразного решения, обусловлена применяемой нормой права. Наиболее ярко требование справедливости проявляется при вынесении охранительных актов правоприменения, т.
е. когда применяются санкции правовых норм. Справедливость таких правовых актов выражается в соразмерности наказания (взыскания) тяжести совершенного правонарушения.
3. Стадии применения норм права
Стадии правоприменения — основные этапы рассмотрения юридического дела,
имеющие самостоятельное правовое значение. На наш взгляд, стадиями правоприменения являются следующие.
Установление фактических обстоятельств дела, т. е. жизненных фактов, явлений действительности, образующих основу применения норм права. В рамках этой стадии следует обратить внимание, во-первых, на виды фактических обстоятельств,
изучаемых и оцениваемых на данной стадии: 1) обстоятельства, с которыми норма права связывает определенные юридические последствия (например, стаж работы,
возраст); 2) факты-условия, влияющие на выработку правильных, оптимальных решений (например, обстоятельства совершения правонарушения, личность правонарушителя); 3) факты-доказательства (показания свидетелей, документы и справки, заключение эксперта).
Во-вторых, анализируемая стадия с необходимостью предполагает: 1) определение круга юридически значимых фактов; 2) их сбор и процессуальное закрепление; 3)
установление их достоверности, достаточности и истинности. В-третьих, в ряде случаев данная стадия предполагает и процесс доказывания, т. е. логической деятельности по установлению и предоставлению доказательств, участие в их исследовании и оценке. В
результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществляется реконструкция обстоятельств,

необходимая, в соответствии с требованием объективной истины, для применения нормы права. Анализ фактических обстоятельств дела редко происходит сам по себе. С
самого начала, приступая к первой стадии, компетентный орган предварительно ориентируется относительно правовых норм, которые могут быть применены в дальнейшем. Изучение фактических обстоятельств позволяет со знанием дела принять решение относительно норм права. Поэтому первая и вторая стадии соотносительны,
поскольку они предполагают и сопровождают друг друга.
Второй стадией правоприменения является выбор и анализ норм права, т. е.
правовая квалификация — юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами. На этой стадии необходимо: 1) выбрать норму права, рассчитанную на данное фактическое обстоятельство; 2) проверить подлинность текста нормы права; 3)
проверить правила действия нормы права в пространстве, во времени и по кругу лиц; 4)
уяснить смысл и содержание нормы права (толкование-уяснение); 5) разрешить коллизии между нормами права; 6) преодолеть пробелы в позитивном праве; 7)
осуществить критику закона. Это значит, что перед применением закона его нужно
«покритиковать», т. е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю.
Такая «критика» подразделяется на высшую и низшую. Первая относится к самому закону (правомерен ли сам закон, не приостановлено ли его действие, распространяется ли он на данных лиц). Сюда же включается осмысление подзаконного акта с точки зрения его соответствия закону. Этот акт нельзя применять, если такое несоответствие обнаружено. Другой уровень касается только законодательного текста, словесно- документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности технического свойства, т. е. полиграфические и машинописные. Здесь должно быть соблюдено основное правило: необходимо пользоваться официальным текстом, содержащимся в Собрании законодательства Российской Федерации, других официальных источниках.
Третьей стадией правоприменения является принятие решения и его
документальное оформление, предполагающее: 1) вынесение акта применения,
которым оформляется решение по делу (например, приказ, приговор); 2) определение субъективных прав и юридических обязанностей, мер юридической ответственности и иных мер государственно-правового принуждения конкретных субъектов.
4. Акт применения норм права: понятие, структура, виды и значение
Акт применения норм права следует понимать, как правило, официальный
правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное
предписание
конкретного
органа,
должностного
лица,
иного
правоприменяющего субъекта, который выносится ими в результате разрешения
конкретного юридического дела. Думается, что правоприменительный акт можно трактовать и иначе, обращая внимание на иные его аспекты: это правовой акт


компетентного
органа
или
должностного
лица,
иного
субъекта
правоприменения, изданный на основе юридических фактов и норм права,
определяющий субъективные права и юридические обязанности конкретных
лиц, а также меру их юридической ответственности и иные меры
государственного принуждения.
Акт применения является одной из разновидностей правовых актов, существующих наряду с нормативными актами и актами интерпретации. В силу этого ему присущи признаки, характерные для всех правовых актов: властный характер, принимается и обеспечивается компетентными органами.
Говоря о специфических признаках акта применения норм права, следует обратить внимание на следующие его свойства: это решение компетентного органа по конкретному делу; должен следовать принципам законности, т. е. создаваться на основе соответствующего акта законодательства; направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, имеет персонифицированный характер (устанавливает субъективные права и юридические обязанности, меру юридической ответственности и другие меры государственного принуждения конкретных лиц, исходя из конкретной жизненной ситуации); содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано. Для характеристики этого качества, так же как и в отношении нормативных правовых актов, используется понятие «юридическая сила правоприменительного акта» — его свойство действовать,
порождать определенные правовые последствия.
Юридическая сила правоприменительных актов основана как на государственно- властных полномочиях компетентных органов (производных от суверенитета государства), так и на юридической силе применяемых норм права.
Правоприменительные акты обязательны для граждан, в отношении которых они вынесены, для различных организаций и учреждений и граждан, имеющих к правоприменительному акту какое-либо отношение, для самих правоприменительных органов.
Акты применения обычно вступают в юридическую силу с момента их принятия или же по истечении определенного срока, а иногда — в специально указанный срок
224
Состав правоприменительного акта включает: субъект (правоприменяющие органы и должностные лица, иные предусмотренные законом общественные организации, органы местного самоуправления и т. д.); адресат (в отношении кого он вынесен); объект (конкретная ситуация, подлежащая разрешению); содержание акта
225
В отношении последнего в юридической литературе существует позиция, согласно которой выделяют фактическое (субъект, конкретное жизненное обстоятельство,
вызывающее акт применения, способ совершения акта, адресат акта), волевое (воля субъектов правоприменения, государственная воля, выраженная в норме права, воля

лица, к которым применяется норма права) и юридическое (властная компетенция правоприменителя, правомерность цели и юридических последствий) содержание
таких актов
226
Сущность актов правоприменения заключается в том, что в них проявляется общеобязательная государственная воля, которая складывается из воли, выраженной в норме права, и воли правоприменяющих субъектов.
Полагаем, что структура акта правоприменения состоит из следующих частей:
1) вводная часть, определяющая наименование акта правоприменения, название органа (должностного лица), его издавшего, место, время издания, конкретный адресат;
2) описательная (констатирующая) часть, в которой излагаются фактические обстоятельства дела;
3) доказательственная часть, указывающая на доказательства этих фактических обстоятельств;
4) мотивировочная часть, в рамках которой обосновывается принятие решения;
5) резолютивная часть, излагающая содержание принятого решения.
Обращаем внимание на то, что существуют такие акты правоприменения, которые имеют различное количество составных частей, например, только резолютивную
(«утвердить», «оплатить», «не возражаю» и т. п.).
Классификация актов применения норм права может проводиться по разным основаниям.
1. По субъектам: а) акты органов государственной власти (постановление Совета
Федерации о назначении Генерального прокурора Российской Федерации); б) акты органов государственного управления (приказ об увольнении); в) акты судебных органов (приговор суда); г) акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции о наложении штрафа); д) акты органов местного самоуправления (распоряжение мэра города о назначении главы местной администрации).
2. По характеру правового воздействия: а) регулятивные (решение суда по гражданскому делу); б) правоохранительные (приговор суда). Регулятивные акты
направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение субъективных прав и юридических обязанностей в связи с их правомерным поведением
(например, приказы о присвоении воинского звания). Эти документы принимаются на основе регулятивных (запрещающих, обязывающих и управомочивающих) норм в связи с правомерным поведением.

Правоохранительные акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение, иных мер государственно-правового принуждения. Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений.
Они принимаются или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактических целях, или же в связи с совершенным правонарушением (например,
акты применения следственных, судебных, прокурорских и ряда иных органов).
3. По значению: а) основные (приговор суда); б) вспомогательные (определение о предании обвиняемого суду). К первым относятся документы, которые содержат завершенное решение юридического дела. Во многих случаях предусматривается наличие многих подготовительных, вспомогательных актов, которые обязательно должны быть в наличии до вынесения основного акта.
4. По форме выражения: а) определенный документ (решение суда); б)
резолюция на материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения); в) устная форма (наложение штрафа за безбилетных проезд в общественном транспорте).
5. По предмету правового регулирования: а) конституционно-правовые; б)
административно-правовые; в) уголовно-правовые и т. д.
6. По характеру решения: а) обязывающие; б) запрещающие; в)
уполномочивающие; г) удостоверяющие; д) фиксирующие факты (обстоятельства),
имеющие юридическое значение.
7. По способу принятия: а) коллегиальные (решение суда); б) единоличные
(приказ руководителя).
8. В зависимости от действия во времени: а) однократного действия (наложение штрафа); б) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии).
9. По функциональному признаку: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного правоотношения; указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривают момент возникновения правоотношения; б) правообеспечительные акты, направленные на обеспечение реализации правоотношений.
10. По их наименованию: а) приказ; б) постановление; в) указание; г) протокол; д)
приговор; е) решение; ж) разрешение; з) предупреждение; и) предписание; к)
представление; л) резолюция.
Результат решения юридического дела выражается в государственно-властном велении, предписании, облекаемом в документальную форму акта-документа
(приговор, решение, определение, заключение и т. д.).


Государственно-властные веления могут иметь две функции:
1) юридической констатации, т. е. признание существования определенных фактов,
их правомерности или неправомерности, в том числе, признание того или иного права за данным лицом или установление по какому-либо событию факта правонарушения;
2) возложения новых юридических обременений (наложение наказания или взыскания, установление обязательства совершить определенные действия в установленный срок). Здесь после вынесения решения необходима дополнительная работа компетентных органов по исполнению решения. Поэтому среди актов применения различают основные, где выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные), выносимые при установлении фактических обстоятельств дела на разных его стадиях.
Письменная форма в большей мере соответствует юридической природе правоприменительной деятельности, адекватно отражает ее государственно-властный характер. Поэтому научному исследованию подвергаются, прежде всего,
правоприменительные акты-документы. Хотя, по нашему мнению, это не исключает такие формы выражения актов правоприменения, как символы (дорожные знаки) и
действия, как словесные (устные распоряжения), так и конклюдентные, т. е.
сочетание жестов, движений, наглядно выражающих решение субъекта применения права (например, регулирование сотрудником ГАИ движения транспорта и пешеходов).
Значение правоприменительного акта обусловливается тем, что он может порождать как юридические, так и фактические последствия.
Юридические последствия означают меру полученных адресатом прав и обязанностей, указывают на правовое состояние адресата, выявленное в результате сопоставления применяемой нормы права и конкретных фактических обстоятельств, в результате индивидуализации правового предписания применительно к этому адресату.
Фактические последствия акта могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания акта. Однако всегда они означают соответствующее поведение адресатов правоприменительных актов по поводу приобретения или пользования материальными, идеальными и другими благами, несения юридических обязанностей,
претерпевания определенных лишений
227

1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   39