Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6251
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 21. Реализация норм права
План
1. Реализация норм права: понятие и формы
2. Понятие применения норм права и его принципы
3. Стадии применения норм права
4. Акты применения норм права: понятие, структура, виды и значение
1. Реализация норм права: понятие и формы
Реализация норм права — это воплощение предписаний в реальной
деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное
поведение.
Опираясь на данные определения, можно выделить следующие признаки
реализации норм права.
Во-первых, реализация норм права — это претворение в жизнь предписаний позитивного права. Слово «реализация» означает осуществление, претворение чего- либо в жизнь
220
. Поэтому реализация норм права — это претворение содержащихся в ее нормах предписаний в жизнь. Позитивное право, регулируя общественные отношения, воздействует, прежде всего, на поведение людей, предписывая им тот или иной вариант. Сообразуя свое поведение с тем, что предписано правом, люди тем самым реализуют соответствующие правовые предписания, претворяют их в жизнь.
Во-вторых, реализация норм права — это претворение позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения. Реализация норм права имеет место только тогда, когда субъекты ведут себя правомерно, т. е. когда их поведение согласуется с предписаниями правовых норм. Если же субъект ведет себя неправомерно, т. е.
нарушает то, что предписано правом, ни о какой реализации права не может быть и речи.
В-третьих, реализация норм права — это, в сущности своей, претворение в жизнь не просто предписаний позитивного права, а претворение в жизнь субъективных прав и обязанностей
221
Как процесс реализация норм права рассматривается с объективной и
субъективной стороны.
С объективной стороны, она представляет собой совершение в определенном месте, соответствующими средствами и в установленной последовательности правомерных действий.
С субъективной стороны, реализация норм права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий.
Реализация норм права как конечный результат представляет собой достижение полного соответствия между тем, что предписано правовыми нормами, и фактически последовавшими действиями (бездействием). Это тот результат, к которому стремился законодатель, устанавливая соответствующие нормы права.
При этом следует иметь в виду, что может реализовываться как диспозиция нормы права (нормальная реализация), так и ее санкция (правообеспечительная
реализация).
Нормы права реализуются в различных формах, что обусловлено спецификой самих норм, их природой, а также разнообразием характера и содержания общественных отношений.
В зависимости от характера поведения субъектов права формами реализации
являются:
1) использование права — реализация возможностей, предоставленных юридическими нормами;
2) исполнение обязанностей — обязательное совершение активных действий,
предписанных нормой права;
3) соблюдение запретов — воздержание от совершения действий, запрещенных нормой права.
Особенность использования права состоит в том, что участники общественных отношений, реализуя управомочивающие нормы права, могут совершить действия,
которые дозволены нормами права, причем действуя по своему усмотрению
(например, согласно ст. 60 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет).
Использование права — это добровольное совершение субъектами права действий,
связанных с осуществлением своих субъективных прав. В данном случае субъект сам, по своему усмотрению, принимает решение о том, воспользоваться ли представленным ему субъективным правом (например, правом участвовать в выборах) или нет.
Использование права осуществляется активным способом.
При
исполнении
обязанностей реализуются
обязывающие
нормы,
предусматривающие необходимость совершения положительных действий [например,
защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации
(ч. 1 ст. 59 Конституции РФ)]. Иными словами, исполнение — это действия субъектов права, направленные на выполнение требований, установленных нормами права, т. е.
точное следование субъектами тем юридическим предписаниям, которые содержатся в
применении права.
Кроме проанализированной классификации форм реализации норм права, в юридической литературе предлагают и иные классификации. Так, по форме
выражения реализация может быть представлена как в форме действия (активная форма реализации, предполагающая сознательно-волевое исполнение права и исполнение юридических обязанностей), так и в форме бездействия (пассивная форма,
предполагающая воздержание от неправомерного действия).
По субъектами реализации выделяют индивидуальную и коллективную формы.
Некоторые требования права нельзя привести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективно.
Пожалуй, наиболее спорной является классификация форм реализации права в зависимости от путей его реализации. Существует мнение о том, что субъективные права и юридические обязанности могут быть реализованы или посредством
правоотношений, или вне правоотношений
222
.
На наш взгляд, реализацию права следует рассматривать как процесс,
протекающий только в рамках относительных правоотношений, в которых точно
определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные
(например, покупатель — продавец).
2. Понятие применения норм права и его принципы
Думается, что понятие применения норм права может иметь различные трактовки:
— это властная, организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая;
— это властная, организующая деятельность компетентных государственных органов,
их должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и общественных организаций, обеспечивающая перевод содержащихся в нормативно- правовых актах общих правил поведения и деятельности различных субъектов в плоскость их индивидуально-конкретного действия;
— это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Полагаем, что среди признаков правоприменения существует основной признак,
которые с необходимостью обусловливает другие его свойства: его государственно-
властный характер.
Иные признаки правоприменения следующие: 1) это деятельность специально
Итак, правоприменение необходимо: 1) когда правоотношения не могут возникнуть без вмешательства государства и его органов (награждение орденом,
зачисление в вуз и др.); 2) когда юридические отношения сторон должны пройти обязательный контроль со стороны государства (регистрация юридического лица,
получение лицензии, регистрация брака); 3) для приведения в действие механизма принудительного воздействия на субъект в целях реализации норм права или для ликвидации правонарушения либо его пресечения; 4) когда возникают препятствия для осуществления прав и обязанностей и требуется суждение государства (например, спор о границе земельных участков); 5) когда необходимо установить определенные юридические факты (отцовства, совершения сделки и др.).
Названные жизненные обстоятельства могут учитываться и при такой трактовке
применения норм права, когда последнее понимается как властная организующая
деятельность компетентных органов и должностных лиц, имеющая своей целью
содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих их прав и
обязанностей, а также контроль за данным процессом.
Принципы правоприменения можно дифференцировать на: 1) конституционные
— законность, демократизм, гласность, равенство всех перед законом; 2)
общепроцессуальные — объективная истина, научность, процессуальная экономия, т.
е. быстрота правоприменения и экономичность при использовании сил, средств и времени; 3) специальные (отраслевые), например, неотвратимость уголовной юридической ответственности, исключение обратной силы закона, отягчающего положение лица, привлекаемого к юридической ответственности; соответствие наказания (взыскания) тяжести содеянного.
Требования, предъявляемые к правоприменению на всех его стадиях, следующие.
Соблюдение законности. Это означает, что нужно применять норму права, прямо относящуюся к рассматриваемому случаю (делу), строго следовать ее смыслу, не выходить за ее пределы, решать дела в рамках своей компетентности; нормы права должны применяться всегда, когда имеются обстоятельства, предусмотренные ими.
Обоснованность предполагает необходимость выявлять, тщательно и объективно изучать все относящиеся к делу факты. Недоказанные и сомнительные факты не должны приниматься во внимание. Иными словами, каждый акт правоприменения должен быть результатом всесторонней проверки и оценки доказательств, безусловной достоверности в принятии именно такого, а не иного решения.
С требованием обоснованности связано требование мотивировки акта,
закрепляющего применение норм права, т. е. приведение тех фактических данных,
которые оценены и признаны достоверными. В постановлении о возбуждении уголовного дела, например, должны быть указаны данные, содержащие признаки преступления; в постановлении о привлечении лица к уголовной ответственности —
обстоятельства совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела. Значение требования мотивировки принимаемых компетентными органами
План
1. Реализация норм права: понятие и формы
2. Понятие применения норм права и его принципы
3. Стадии применения норм права
4. Акты применения норм права: понятие, структура, виды и значение
1. Реализация норм права: понятие и формы
Реализация норм права — это воплощение предписаний в реальной
деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное
поведение.
Опираясь на данные определения, можно выделить следующие признаки
реализации норм права.
Во-первых, реализация норм права — это претворение в жизнь предписаний позитивного права. Слово «реализация» означает осуществление, претворение чего- либо в жизнь
220
. Поэтому реализация норм права — это претворение содержащихся в ее нормах предписаний в жизнь. Позитивное право, регулируя общественные отношения, воздействует, прежде всего, на поведение людей, предписывая им тот или иной вариант. Сообразуя свое поведение с тем, что предписано правом, люди тем самым реализуют соответствующие правовые предписания, претворяют их в жизнь.
Во-вторых, реализация норм права — это претворение позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения. Реализация норм права имеет место только тогда, когда субъекты ведут себя правомерно, т. е. когда их поведение согласуется с предписаниями правовых норм. Если же субъект ведет себя неправомерно, т. е.
нарушает то, что предписано правом, ни о какой реализации права не может быть и речи.
В-третьих, реализация норм права — это, в сущности своей, претворение в жизнь не просто предписаний позитивного права, а претворение в жизнь субъективных прав и обязанностей
221
Как процесс реализация норм права рассматривается с объективной и
субъективной стороны.
С объективной стороны, она представляет собой совершение в определенном месте, соответствующими средствами и в установленной последовательности правомерных действий.
С субъективной стороны, реализация норм права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий.
Реализация норм права как конечный результат представляет собой достижение полного соответствия между тем, что предписано правовыми нормами, и фактически последовавшими действиями (бездействием). Это тот результат, к которому стремился законодатель, устанавливая соответствующие нормы права.
При этом следует иметь в виду, что может реализовываться как диспозиция нормы права (нормальная реализация), так и ее санкция (правообеспечительная
реализация).
Нормы права реализуются в различных формах, что обусловлено спецификой самих норм, их природой, а также разнообразием характера и содержания общественных отношений.
В зависимости от характера поведения субъектов права формами реализации
являются:
1) использование права — реализация возможностей, предоставленных юридическими нормами;
2) исполнение обязанностей — обязательное совершение активных действий,
предписанных нормой права;
3) соблюдение запретов — воздержание от совершения действий, запрещенных нормой права.
Особенность использования права состоит в том, что участники общественных отношений, реализуя управомочивающие нормы права, могут совершить действия,
которые дозволены нормами права, причем действуя по своему усмотрению
(например, согласно ст. 60 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет).
Использование права — это добровольное совершение субъектами права действий,
связанных с осуществлением своих субъективных прав. В данном случае субъект сам, по своему усмотрению, принимает решение о том, воспользоваться ли представленным ему субъективным правом (например, правом участвовать в выборах) или нет.
Использование права осуществляется активным способом.
При
исполнении
обязанностей реализуются
обязывающие
нормы,
предусматривающие необходимость совершения положительных действий [например,
защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации
(ч. 1 ст. 59 Конституции РФ)]. Иными словами, исполнение — это действия субъектов права, направленные на выполнение требований, установленных нормами права, т. е.
точное следование субъектами тем юридическим предписаниям, которые содержатся в
нормах права. Исполнение обязанностей — это активная форма реализации права обязывающего характера и отказ от исполнения обязанностей или их ненадлежащее исполнение влечет за собой меры принудительного характера, исходящие от государства. Так, например, неявка свидетеля по повестке в суд либо уклонение им от дачи показаний влечет для него принудительную явку в суд (привод) либо предусмотренную законом юридическую ответственность.
Применительно к такой форме реализации, как соблюдение запретов, отметим, что здесь реализуются и запрещающие (регулятивные), и охранительные нормы.
Например, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от общественно опасных действий, за которые предусмотрены санкции норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не
«сработали», вступает в действие второй уровень реализации — реализация санкций охранительных норм (например, согласно ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, принудительный труд запрещен). Соблюдение запретов характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям правовых норм. Это пассивная форма реализации права.
Например, переходя улицу на зеленый свет светофора, мы соблюдаем правила дорожного движения. Следует отметить то, что индивиды соблюдают предписания соответствующих норм права зачастую на подсознательном уровне, как бы по привычке, так их учили в детстве дома, в школе, вузе и пр. Соблюдение как форму реализации права принято характеризовать как воздержание от действий, запрещенных правом. Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни людей, когда они не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующий запрет на их совершение, т. е. когда субъекты права воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя свое поведение с требованиями правовых норм.
Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные нормами права, то возникает необходимость в такой форме реализации, как применение права.
Следует подчеркнуть, что соблюдение, исполнение и использование права имеют самостоятельный характер, в частности, когда от субъектов права требуется строго определенный вариант поведения. Поэтому вполне правомерно выделять данные формы реализации с целью изучения и исследования их особенностей. Соблюдение и исполнение требуют какого-либо определенного обязательного варианта поведения —
активного или пассивного. Эти формы реализации права обеспечиваются в необходимых случаях государственным принуждением. В то же время, государство должно гарантировать использование гражданами своих прав.
Соблюдение, исполнение и использование, как подчеркивалось ранее, называют формами непосредственной реализации права, поскольку при этом субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. Однако, во многих случаях такое содействие необходимо, и тогда говорят об особой реализации права — о
Применительно к такой форме реализации, как соблюдение запретов, отметим, что здесь реализуются и запрещающие (регулятивные), и охранительные нормы.
Например, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от общественно опасных действий, за которые предусмотрены санкции норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не
«сработали», вступает в действие второй уровень реализации — реализация санкций охранительных норм (например, согласно ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, принудительный труд запрещен). Соблюдение запретов характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям правовых норм. Это пассивная форма реализации права.
Например, переходя улицу на зеленый свет светофора, мы соблюдаем правила дорожного движения. Следует отметить то, что индивиды соблюдают предписания соответствующих норм права зачастую на подсознательном уровне, как бы по привычке, так их учили в детстве дома, в школе, вузе и пр. Соблюдение как форму реализации права принято характеризовать как воздержание от действий, запрещенных правом. Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни людей, когда они не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующий запрет на их совершение, т. е. когда субъекты права воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя свое поведение с требованиями правовых норм.
Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные нормами права, то возникает необходимость в такой форме реализации, как применение права.
Следует подчеркнуть, что соблюдение, исполнение и использование права имеют самостоятельный характер, в частности, когда от субъектов права требуется строго определенный вариант поведения. Поэтому вполне правомерно выделять данные формы реализации с целью изучения и исследования их особенностей. Соблюдение и исполнение требуют какого-либо определенного обязательного варианта поведения —
активного или пассивного. Эти формы реализации права обеспечиваются в необходимых случаях государственным принуждением. В то же время, государство должно гарантировать использование гражданами своих прав.
Соблюдение, исполнение и использование, как подчеркивалось ранее, называют формами непосредственной реализации права, поскольку при этом субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. Однако, во многих случаях такое содействие необходимо, и тогда говорят об особой реализации права — о
применении права.
Кроме проанализированной классификации форм реализации норм права, в юридической литературе предлагают и иные классификации. Так, по форме
выражения реализация может быть представлена как в форме действия (активная форма реализации, предполагающая сознательно-волевое исполнение права и исполнение юридических обязанностей), так и в форме бездействия (пассивная форма,
предполагающая воздержание от неправомерного действия).
По субъектами реализации выделяют индивидуальную и коллективную формы.
Некоторые требования права нельзя привести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективно.
Пожалуй, наиболее спорной является классификация форм реализации права в зависимости от путей его реализации. Существует мнение о том, что субъективные права и юридические обязанности могут быть реализованы или посредством
правоотношений, или вне правоотношений
222
.
На наш взгляд, реализацию права следует рассматривать как процесс,
протекающий только в рамках относительных правоотношений, в которых точно
определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные
(например, покупатель — продавец).
2. Понятие применения норм права и его принципы
Думается, что понятие применения норм права может иметь различные трактовки:
— это властная, организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая;
— это властная, организующая деятельность компетентных государственных органов,
их должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и общественных организаций, обеспечивающая перевод содержащихся в нормативно- правовых актах общих правил поведения и деятельности различных субъектов в плоскость их индивидуально-конкретного действия;
— это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Полагаем, что среди признаков правоприменения существует основной признак,
которые с необходимостью обусловливает другие его свойства: его государственно-
властный характер.
Иные признаки правоприменения следующие: 1) это деятельность специально
уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, — общественных организаций; 2) осуществляется в установленных законом процессуальных формах; 3)
завершается вынесением индивидуально-правовых актов (актов правоприменения),
обязательных для его адресатов; 4) исполнение предписаний актов правоприменения обеспечивается юридическими средствами.
Одним из проблемных вопросов в области правоприменения права является вопрос о
субъектах правоприменительной деятельности.
Можно выделить два основных подхода к данной проблематике. Согласно первому подходу, нормы права применяют только компетентные органы и уполномоченные их представители.
Согласно второму — правовые нормы применяют как государственные органы, их должностные лица, так и общественные организации и граждане
223
Полагаем, что трудно принять идею о том, что отдельные граждане применяют правовые нормы, ибо применение права является властной деятельностью органов государства, их должностных лиц, и в исключительных случаях — уполномоченных общественных организаций. Однако это никак не исключает и не может исключить самого факта участия граждан в применении права.
Граждан следует рассматривать не как субъектов, а как участников
правоприменения, т. е. как лиц, участвующих в правоприменительной деятельности в целях реализации предоставленных им нормативными актами прав и возложенных на них обязанностей, но самостоятельно право не применяющих.
Формами применения норм права являются: 1) оперативно-исполнительная, в рамках которой осуществляется организация выполнения предписаний норм права,
позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (например, прием на работу, регистрация брака); 2) правоохранительная, охватывающая охрану норм права от каких-либо правонарушений; применение мер государственного принуждения; назначение мер наказания или взыскания.
Учитывая вышеизложенное, применение норм права можно понимать как
властную правовую деятельность органов государства или иных органов по
уполномочию государства, а также должностных лиц, наделенных специальными
полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности,
стабильности в жизни общества, пресечению нарушений в этой сфере.
Правоприменение — это факультативная стадия механизма правового регулирования. Поэтому необходимо обратить внимание на жизненные
обстоятельства (основания), которые с необходимостью обусловливают данную государственно-властную форму реализации норм права.
должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, — общественных организаций; 2) осуществляется в установленных законом процессуальных формах; 3)
завершается вынесением индивидуально-правовых актов (актов правоприменения),
обязательных для его адресатов; 4) исполнение предписаний актов правоприменения обеспечивается юридическими средствами.
Одним из проблемных вопросов в области правоприменения права является вопрос о
субъектах правоприменительной деятельности.
Можно выделить два основных подхода к данной проблематике. Согласно первому подходу, нормы права применяют только компетентные органы и уполномоченные их представители.
Согласно второму — правовые нормы применяют как государственные органы, их должностные лица, так и общественные организации и граждане
223
Полагаем, что трудно принять идею о том, что отдельные граждане применяют правовые нормы, ибо применение права является властной деятельностью органов государства, их должностных лиц, и в исключительных случаях — уполномоченных общественных организаций. Однако это никак не исключает и не может исключить самого факта участия граждан в применении права.
Граждан следует рассматривать не как субъектов, а как участников
правоприменения, т. е. как лиц, участвующих в правоприменительной деятельности в целях реализации предоставленных им нормативными актами прав и возложенных на них обязанностей, но самостоятельно право не применяющих.
Формами применения норм права являются: 1) оперативно-исполнительная, в рамках которой осуществляется организация выполнения предписаний норм права,
позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (например, прием на работу, регистрация брака); 2) правоохранительная, охватывающая охрану норм права от каких-либо правонарушений; применение мер государственного принуждения; назначение мер наказания или взыскания.
Учитывая вышеизложенное, применение норм права можно понимать как
властную правовую деятельность органов государства или иных органов по
уполномочию государства, а также должностных лиц, наделенных специальными
полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности,
стабильности в жизни общества, пресечению нарушений в этой сфере.
Правоприменение — это факультативная стадия механизма правового регулирования. Поэтому необходимо обратить внимание на жизненные
обстоятельства (основания), которые с необходимостью обусловливают данную государственно-властную форму реализации норм права.
Итак, правоприменение необходимо: 1) когда правоотношения не могут возникнуть без вмешательства государства и его органов (награждение орденом,
зачисление в вуз и др.); 2) когда юридические отношения сторон должны пройти обязательный контроль со стороны государства (регистрация юридического лица,
получение лицензии, регистрация брака); 3) для приведения в действие механизма принудительного воздействия на субъект в целях реализации норм права или для ликвидации правонарушения либо его пресечения; 4) когда возникают препятствия для осуществления прав и обязанностей и требуется суждение государства (например, спор о границе земельных участков); 5) когда необходимо установить определенные юридические факты (отцовства, совершения сделки и др.).
Названные жизненные обстоятельства могут учитываться и при такой трактовке
применения норм права, когда последнее понимается как властная организующая
деятельность компетентных органов и должностных лиц, имеющая своей целью
содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих их прав и
обязанностей, а также контроль за данным процессом.
Принципы правоприменения можно дифференцировать на: 1) конституционные
— законность, демократизм, гласность, равенство всех перед законом; 2)
общепроцессуальные — объективная истина, научность, процессуальная экономия, т.
е. быстрота правоприменения и экономичность при использовании сил, средств и времени; 3) специальные (отраслевые), например, неотвратимость уголовной юридической ответственности, исключение обратной силы закона, отягчающего положение лица, привлекаемого к юридической ответственности; соответствие наказания (взыскания) тяжести содеянного.
Требования, предъявляемые к правоприменению на всех его стадиях, следующие.
Соблюдение законности. Это означает, что нужно применять норму права, прямо относящуюся к рассматриваемому случаю (делу), строго следовать ее смыслу, не выходить за ее пределы, решать дела в рамках своей компетентности; нормы права должны применяться всегда, когда имеются обстоятельства, предусмотренные ими.
Обоснованность предполагает необходимость выявлять, тщательно и объективно изучать все относящиеся к делу факты. Недоказанные и сомнительные факты не должны приниматься во внимание. Иными словами, каждый акт правоприменения должен быть результатом всесторонней проверки и оценки доказательств, безусловной достоверности в принятии именно такого, а не иного решения.
С требованием обоснованности связано требование мотивировки акта,
закрепляющего применение норм права, т. е. приведение тех фактических данных,
которые оценены и признаны достоверными. В постановлении о возбуждении уголовного дела, например, должны быть указаны данные, содержащие признаки преступления; в постановлении о привлечении лица к уголовной ответственности —
обстоятельства совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела. Значение требования мотивировки принимаемых компетентными органами