Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6269
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 25. Эффективность норм права
План
1. Понятие эффективности норм права и ее виды
2. Условия и критерии эффективности норм права
1. Понятие эффективности норм права и ее виды
В юридической науке укоренилось следующее понятие: эффективность норм права
— это соотношение между целями правовых норм и результатом их действия.
Эффективность юридических норм можно определить, как степень, меру реализации юридических норм в правоотношениях.
Понятие «эффективность правовых норм» связывается с результативностью их действия, т. е. способностью оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении.
Эффективность норм права представляет собой:
1. Положительное воздействие норм права на общественные отношения. Ее можно рассматривать как меру (степень) их активного воздействия на деятельность и поведение субъектов права. Эффективность выражается в позитивных изменениях,
которые возникают в общественных отношениях в результате перевода требований юридических норм в реальное поведение индивидов и социальных групп.
Эффективность — это своего рода «производительность труда» социальных ценностей, правовых стимулов и тормозов, их продуктивность, коэффициент полезного действия. Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены: во-первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе; во-вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений; в-третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.
На общесоциальном уровне эффективность действия норм права отражает состояние господства права в общественных отношениях. На уровне отдельной личности,
общественных структур эффективность действия норм права характеризуется степенью удовлетворения гражданами, их объединениями правовыми средствами своих разнообразных интересов и потребностей.
2. Эффективность норм права — это отношение, состояние между фактически
достигнутым, действительным результатом действия нормы права и той
социальной целью, для достижения которой эта норма была принята. Поскольку наступивший эффект, результат есть следствие юридической нормы
, изданной государством с определенными намерениями, эффективность необходимо соотносить с
Для достижения эффективности права необходимо совпадение юридической и социальной эффективности. Но это бывает далеко не всегда. Нередко случается, когда юридическая эффективность не приводит к социальной эффективности.
С позиции значимости для духовного и социального развития, социальная эффективность норм права и их групп гораздо выше юридической, поскольку относится к содержательным аспектам соответствующих предписаний, к их социальному назначению, в то время как юридическая эффективность отражает формальное следование нормативным предписаниям, которые могут порой носить социально вредный и даже антиправовой, несправедливый и негуманный характер.
В данную классификацию включают политическую эффективность (насколько нормы права способствуют достижению целей и задач государства и обеспечивают выполнение им своих функций), формальную эффективность (эффективность источников права), процедурную эффективность.
Последний вид эффективности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых,
здесь имеется в виду соблюдение процедур подготовки и принятия правовых норм. Эти процедуры становятся препятствием для правотворческих ошибок, повышают качество принимаемых нормативных актов, а значит, и их эффективность. Во-вторых,
принимаемые нормы должны быть снабжены процедурами контроля над их соблюдением, процедурами своей реализации и охраны
234
Предлагается выделение психологической и воспитательной эффективности
235
Исходя из сфер юридической деятельности, выделяют правотворческую и
правореализационную эффективность норм права.
Правотворческая
эффективность
— эффективность прогнозируемая,
потенциальная. Она зависит от факторов, находящихся в сфере правотворчества. Это и учет законодателем потребностей общественного развития, и правильный выбор предмета и методов правового регулирования, и соблюдение правил законодательной техники в процессе разработки, и издание нормативного правового акта, не имеющего противоречивых положений и соответствующего нормативным правовым актам более высокой юридической силы; точность его предписаний, ясность и понятность и т. д.
Правореализационная (реальная) эффективность связана с факторами, лежащими в сфере правореализации. Сюда можно отнести обеспеченность тех или иных предписаний материальными и организационными ресурсами, соответствие принятых норм общественному мнению, четкую работу правоприменительных органов и др.
Классифицировать эффективность норм права можно с позиций форм реализации
права и характера самих правовых норм. В данном контексте можно говорить об их
эффективном соблюдении, исполнении, использовании и применении. При этом характер эффекта зависит от специфики норм и от характера действий субъектов
Критерии эффективности — это показатели, на основании которых
производится оценка способности норм права приносить желаемый эффект.
Критерии эффективности различаются в зависимости от отрасли законодательства и уровня правового регулирования. При всей схожести критериев эффективности в различных отраслях законодательства, они не совпадают, ибо зависят от следующих обстоятельств:
а) находится ли отрасль законодательства в сфере ведения Российской Федерации или в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
б) акцентируется ли внимание на правотворческом или правореализационном процессе;
в) к какому виду относится отрасль законодательства (материальная либо процессуальная, самостоятельная либо комплексная, регулирующая преимущественно публичные либо частные общественные отношения). Кроме того, критерии эффективности конкретной отрасли законодательства не могут быть однородными,
поскольку различаются в зависимости от уровня отраслевого регулирования.
Иногда критерием эффективности норм права признают реализуемость его норм
236
Действительно, эффективность норм неразрывно связана с показателями их реализации. В то же время, реализуемость нормы права не всегда является показателем ее эффективности. Например, отсутствие практики реализации положений ч. 4 ст. 117
Конституции РФ о праве Председателя Правительства РФ ставить перед
Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ символизирует стабильность и конструктивность отношений между названными органами государственной власти. Не предназначены для «частого использования» и нормы федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении, о военном положении, о референдуме.
Критериями эффективности норм права могут быть: 1) действенность правового обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, 2)
стабильность, т. е. длительность действия норм права при редкости внесения в них изменений и дополнений; 3) низкие количественные показатели правоприменительных актов, находящихся в противоречии с нормами закона; 4) отсутствие актов прокурорского реагирования с требованиями отмены норм права либо внесения в них изменений и дополнений, прецедентов оспаривания их в суде; 5) достижение цели
(целей) принятия соответствующего предписания и др.
Представляется, что какие-либо единые критерии количественной оценки эффективности различных норм права вряд ли могут быть найдены. Каждый вид правовых норм имеет отличные, присущие только ему, показатели эффективности.
Причины низкой эффективности (неэффективности) норм права.
Неэффективность норм права имеет место в следующих случаях:
План
1. Понятие эффективности норм права и ее виды
2. Условия и критерии эффективности норм права
1. Понятие эффективности норм права и ее виды
В юридической науке укоренилось следующее понятие: эффективность норм права
— это соотношение между целями правовых норм и результатом их действия.
Эффективность юридических норм можно определить, как степень, меру реализации юридических норм в правоотношениях.
Понятие «эффективность правовых норм» связывается с результативностью их действия, т. е. способностью оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении.
Эффективность норм права представляет собой:
1. Положительное воздействие норм права на общественные отношения. Ее можно рассматривать как меру (степень) их активного воздействия на деятельность и поведение субъектов права. Эффективность выражается в позитивных изменениях,
которые возникают в общественных отношениях в результате перевода требований юридических норм в реальное поведение индивидов и социальных групп.
Эффективность — это своего рода «производительность труда» социальных ценностей, правовых стимулов и тормозов, их продуктивность, коэффициент полезного действия. Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены: во-первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе; во-вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений; в-третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.
На общесоциальном уровне эффективность действия норм права отражает состояние господства права в общественных отношениях. На уровне отдельной личности,
общественных структур эффективность действия норм права характеризуется степенью удовлетворения гражданами, их объединениями правовыми средствами своих разнообразных интересов и потребностей.
2. Эффективность норм права — это отношение, состояние между фактически
достигнутым, действительным результатом действия нормы права и той
социальной целью, для достижения которой эта норма была принята. Поскольку наступивший эффект, результат есть следствие юридической нормы
, изданной государством с определенными намерениями, эффективность необходимо соотносить с
целью. Цель — это критерий, который дает возможность определять социальную результативность правовой нормы (института, отрасли права, правомерного поведения).
Названные признаки связаны между собой отношениями «средство» — «цель».
3. Эффективность правовых норм — это способность указанных норм с
наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные
отношения и на установки их участников. Экономичность — это полезность юридического регулирования, скорректированная с учетом количества затраченных материальных средств, человеческой энергии, времени.
С точки зрения общей теории эффективности, никакой результат не может быть получен без осуществления каких-либо затрат, поэтому результат всегда представляет собой реализованные затраты. Они позволяют учесть «стоимость» полученных эффектов. При этом затраты трактуются в самом широком смысле: и как использование определенных средств, и как расходование материального и духовного труда вообще, и как нежелательные и отрицательные эффекты издания законодательного акта, ожидаемые или непредвиденные.
Классификация эффективности правовых норм на виды позволяет более точно определить сферы выражения правового эффекта, способствует более оперативному и глубокому анализу причин бездействия нормативных актов либо их отдельных положений.
Классификация может быть проведена по различным основаниям.
В зависимости от объема рассматриваемого результата (уровня результативности)
различают: юридическую и социальную эффективность.
Юридическая эффективность определяется, как неуклонное соблюдение нормы права адресатами, режим строгой законности. Она характеризуется соответствием поведения адресатов правовой нормы с требуемым или дозволенным поведением,
указанным в норме.
Юридическая эффективность означает действенность самих юридических средств:
норм права, правоотношений и т. п. Основное для юридической эффективности —
найти оптимальный для данной области отношений, наиболее результативный метод,
способ, тип регулирования.
Социальная эффективность определяется, как уровень достижения социальной цели, например, экономической, которая преследовалась при принятии данной правовой нормы. Ее эталоном является, как правило, не само правомерное поведение ее адресатов, а более отдаленная цель, находящаяся вне непосредственной сферы правового регулирования. Для ее измерения недостаточно только реализации правовой нормы.
Названные признаки связаны между собой отношениями «средство» — «цель».
3. Эффективность правовых норм — это способность указанных норм с
наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные
отношения и на установки их участников. Экономичность — это полезность юридического регулирования, скорректированная с учетом количества затраченных материальных средств, человеческой энергии, времени.
С точки зрения общей теории эффективности, никакой результат не может быть получен без осуществления каких-либо затрат, поэтому результат всегда представляет собой реализованные затраты. Они позволяют учесть «стоимость» полученных эффектов. При этом затраты трактуются в самом широком смысле: и как использование определенных средств, и как расходование материального и духовного труда вообще, и как нежелательные и отрицательные эффекты издания законодательного акта, ожидаемые или непредвиденные.
Классификация эффективности правовых норм на виды позволяет более точно определить сферы выражения правового эффекта, способствует более оперативному и глубокому анализу причин бездействия нормативных актов либо их отдельных положений.
Классификация может быть проведена по различным основаниям.
В зависимости от объема рассматриваемого результата (уровня результативности)
различают: юридическую и социальную эффективность.
Юридическая эффективность определяется, как неуклонное соблюдение нормы права адресатами, режим строгой законности. Она характеризуется соответствием поведения адресатов правовой нормы с требуемым или дозволенным поведением,
указанным в норме.
Юридическая эффективность означает действенность самих юридических средств:
норм права, правоотношений и т. п. Основное для юридической эффективности —
найти оптимальный для данной области отношений, наиболее результативный метод,
способ, тип регулирования.
Социальная эффективность определяется, как уровень достижения социальной цели, например, экономической, которая преследовалась при принятии данной правовой нормы. Ее эталоном является, как правило, не само правомерное поведение ее адресатов, а более отдаленная цель, находящаяся вне непосредственной сферы правового регулирования. Для ее измерения недостаточно только реализации правовой нормы.
Для достижения эффективности права необходимо совпадение юридической и социальной эффективности. Но это бывает далеко не всегда. Нередко случается, когда юридическая эффективность не приводит к социальной эффективности.
С позиции значимости для духовного и социального развития, социальная эффективность норм права и их групп гораздо выше юридической, поскольку относится к содержательным аспектам соответствующих предписаний, к их социальному назначению, в то время как юридическая эффективность отражает формальное следование нормативным предписаниям, которые могут порой носить социально вредный и даже антиправовой, несправедливый и негуманный характер.
В данную классификацию включают политическую эффективность (насколько нормы права способствуют достижению целей и задач государства и обеспечивают выполнение им своих функций), формальную эффективность (эффективность источников права), процедурную эффективность.
Последний вид эффективности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых,
здесь имеется в виду соблюдение процедур подготовки и принятия правовых норм. Эти процедуры становятся препятствием для правотворческих ошибок, повышают качество принимаемых нормативных актов, а значит, и их эффективность. Во-вторых,
принимаемые нормы должны быть снабжены процедурами контроля над их соблюдением, процедурами своей реализации и охраны
234
Предлагается выделение психологической и воспитательной эффективности
235
Исходя из сфер юридической деятельности, выделяют правотворческую и
правореализационную эффективность норм права.
Правотворческая
эффективность
— эффективность прогнозируемая,
потенциальная. Она зависит от факторов, находящихся в сфере правотворчества. Это и учет законодателем потребностей общественного развития, и правильный выбор предмета и методов правового регулирования, и соблюдение правил законодательной техники в процессе разработки, и издание нормативного правового акта, не имеющего противоречивых положений и соответствующего нормативным правовым актам более высокой юридической силы; точность его предписаний, ясность и понятность и т. д.
Правореализационная (реальная) эффективность связана с факторами, лежащими в сфере правореализации. Сюда можно отнести обеспеченность тех или иных предписаний материальными и организационными ресурсами, соответствие принятых норм общественному мнению, четкую работу правоприменительных органов и др.
Классифицировать эффективность норм права можно с позиций форм реализации
права и характера самих правовых норм. В данном контексте можно говорить об их
эффективном соблюдении, исполнении, использовании и применении. При этом характер эффекта зависит от специфики норм и от характера действий субъектов
соответствующих отношений.
Так, эффективность запрещающих норм,
предполагающих их соблюдение, будет выражаться в правомерном бездействии.
Представляется обоснованным говорить об отраслевой эффективности норм
права: уголовного, гражданского, административного и др. отраслей права.
Можно говорить об эффективности, исходя из функций права. Речь идет о результативности регулятивной функции и об охранительной функции. Эффективность права в области осуществляемых им регулятивных функций нераздельно связана с результативностью социально-экономических мероприятий. Здесь количественные измерения эффективности нередко могут получить выражение в точных экономических и иных социальных показателях. Эффективность права в области осуществляемой им охранительной функции выражается, главным образом, в показателях,
характеризующих состояние правопорядка (динамика правонарушений, действенность предупредительных охранительных мер, результативность средств государственно- принудительного воздействия и др.).
2. Условия и критерии эффективности норм права
Условия эффективности норм права делятся на объективные и субъективные.
К объективным относят: социально-экономическое состояние общества, форму собственности, политический режим, государственный строй и т. д.
К субъективным условиям эффективности норм права относят: всесторонний анализ тенденций развития общественных отношений; выбор оптимального варианта регулирования (правового метода, формы нормативного или индивидуального акта);
четкое определение целей (задач) регулирования; своевременность правотворчества;
совершенствование действующего законодательства; обеспечение стабильности правового регулирования; ясность, четкость правовых предписаний; подготовленность граждан в осуществлении ими субъективных прав и юридических обязанностей.
Эффективность права обеспечивается рядом присущих ему управленческих и
социальных характеристик:
— формальная определенность;
— общеобязательность и гарантированность государством;
— многообразие применяемых в рамках права санкций, позволяющее выбрать наиболее целесообразные способы регламентации общественной жизни;
— относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных качеств носителей власти.
Для определения результативности действия норм права существуют ряд критериев.
Так, эффективность запрещающих норм,
предполагающих их соблюдение, будет выражаться в правомерном бездействии.
Представляется обоснованным говорить об отраслевой эффективности норм
права: уголовного, гражданского, административного и др. отраслей права.
Можно говорить об эффективности, исходя из функций права. Речь идет о результативности регулятивной функции и об охранительной функции. Эффективность права в области осуществляемых им регулятивных функций нераздельно связана с результативностью социально-экономических мероприятий. Здесь количественные измерения эффективности нередко могут получить выражение в точных экономических и иных социальных показателях. Эффективность права в области осуществляемой им охранительной функции выражается, главным образом, в показателях,
характеризующих состояние правопорядка (динамика правонарушений, действенность предупредительных охранительных мер, результативность средств государственно- принудительного воздействия и др.).
2. Условия и критерии эффективности норм права
Условия эффективности норм права делятся на объективные и субъективные.
К объективным относят: социально-экономическое состояние общества, форму собственности, политический режим, государственный строй и т. д.
К субъективным условиям эффективности норм права относят: всесторонний анализ тенденций развития общественных отношений; выбор оптимального варианта регулирования (правового метода, формы нормативного или индивидуального акта);
четкое определение целей (задач) регулирования; своевременность правотворчества;
совершенствование действующего законодательства; обеспечение стабильности правового регулирования; ясность, четкость правовых предписаний; подготовленность граждан в осуществлении ими субъективных прав и юридических обязанностей.
Эффективность права обеспечивается рядом присущих ему управленческих и
социальных характеристик:
— формальная определенность;
— общеобязательность и гарантированность государством;
— многообразие применяемых в рамках права санкций, позволяющее выбрать наиболее целесообразные способы регламентации общественной жизни;
— относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных качеств носителей власти.
Для определения результативности действия норм права существуют ряд критериев.
Критерии эффективности — это показатели, на основании которых
производится оценка способности норм права приносить желаемый эффект.
Критерии эффективности различаются в зависимости от отрасли законодательства и уровня правового регулирования. При всей схожести критериев эффективности в различных отраслях законодательства, они не совпадают, ибо зависят от следующих обстоятельств:
а) находится ли отрасль законодательства в сфере ведения Российской Федерации или в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
б) акцентируется ли внимание на правотворческом или правореализационном процессе;
в) к какому виду относится отрасль законодательства (материальная либо процессуальная, самостоятельная либо комплексная, регулирующая преимущественно публичные либо частные общественные отношения). Кроме того, критерии эффективности конкретной отрасли законодательства не могут быть однородными,
поскольку различаются в зависимости от уровня отраслевого регулирования.
Иногда критерием эффективности норм права признают реализуемость его норм
236
Действительно, эффективность норм неразрывно связана с показателями их реализации. В то же время, реализуемость нормы права не всегда является показателем ее эффективности. Например, отсутствие практики реализации положений ч. 4 ст. 117
Конституции РФ о праве Председателя Правительства РФ ставить перед
Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ символизирует стабильность и конструктивность отношений между названными органами государственной власти. Не предназначены для «частого использования» и нормы федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении, о военном положении, о референдуме.
Критериями эффективности норм права могут быть: 1) действенность правового обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, 2)
стабильность, т. е. длительность действия норм права при редкости внесения в них изменений и дополнений; 3) низкие количественные показатели правоприменительных актов, находящихся в противоречии с нормами закона; 4) отсутствие актов прокурорского реагирования с требованиями отмены норм права либо внесения в них изменений и дополнений, прецедентов оспаривания их в суде; 5) достижение цели
(целей) принятия соответствующего предписания и др.
Представляется, что какие-либо единые критерии количественной оценки эффективности различных норм права вряд ли могут быть найдены. Каждый вид правовых норм имеет отличные, присущие только ему, показатели эффективности.
Причины низкой эффективности (неэффективности) норм права.
Неэффективность норм права имеет место в следующих случаях: