Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6276

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— полное осуществление правового законодательства;
— эффективная защита правового законодательства.
Особенности правового законодательства (закона). Правовой закон
характеризуется следующими признаками. Он выражает и закрепляет в праве меру свободы людей; воплощает в себе принцип формального правового равенства,
имеющего всеобщий характер справедливости; учитывает и охраняет интересы тех, кто требует большей социальной защищенности (больных, престарелых, безработных).
Законность в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:
1) совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;
2) полной и безусловной реализации предписаний закона и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
2. В зависимости от этапа развития государства различают:
а) добуржуазную (неразвитая законность, при которой нет реального режима законности);
б) буржуазную законность. Законность превращается в обязательный политико- правовой режим. Это принцип, выдвинутый идеологами буржуазии в период буржуазных революций и образования буржуазных государств, заключающийся в требовании подчинения граждан, администрации, должностных лиц и суда велениям закона и запрещении выходить за его пределы. Яркое выражение этого принципа дано в одном из наиболее характерных документов буржуазной революции во Франции —
Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ст. 5 этой Декларации провозглашалось, что все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом;
в) социалистическую законность. Это обусловленный социалистическим экономическим базисом, опирающийся на социалистическую демократию и социалистическое право режим точного и неукоснительного исполнения законов всеми учреждениями, органами, должностными лицами и гражданами
237
3. В зависимости от того, в какой мере требования принципа законности
реализуются на практике:
а) формальная законность. Принцип законности есть, но на практике он не прослеживается;
б) реальная законность. Принцип законности находит воплощение в человеческом поведении.
4. В зависимости от сферы общественных отношений: а) внутригосударственная
законность; б) международная законность.
В ряде случаев выделяют конституционную законность, т. е. общественно- политический режим в стране, характеризующийся неукоснительным соблюдением конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-(государственно)-правовых отношений
238
.
Она означает: соответствие конституции правовым идеалам, интересам народа;
верховенство конституции в правовой системе страны; прямое действие конституции;
эффективную государственную защиту действия конституции.
2. Принципы законности
Принципы законности — это основополагающие идеи, реализация которых
делает законность эффективной и действенной. Общепризнаны следующие
принципы законности:
— верховенства законов,
— приоритета (первенства) международного права,
— равенства перед законом,
— единства законности,
— целесообразности законности,
— реальности законности.
Принцип верховенства закона выражается в признании: закона главным в системе нормативных правовых актов; подзаконности других нормативных правовых актов, т.
е. того, что они основываются на законе и не противоречат ему; закона основным регулятором общественных отношений.
Если в процессе применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.
Принцип приоритета международного права выражен в требованиях: не принимать законы, противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права; при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам предпочтение должно отдаваться последним.


Принцип равенства перед законом выражен в равной степени необходимости соблюдать законы; в равной ответственности всех перед законом в случае его нарушения; в равенстве всех перед законом, независимо от социального положения,
благосостояния, национальности и т. д.
Принцип единства законности предполагает требования одинаковой силы закона на всей территории государства; единообразного понимания и применения законов на всей территории государства.
Принцип целесообразности законности выражается в требованиях запрета отступления от предписаний закона; противопоставления общегосударственной целесообразности правоприменительной целесообразности.
Принцип реальности законности. Данный принцип предполагает достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях,
неотвратимость юридической ответственности за любое их нарушение.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что каждый из принципов законности может быть «развернут» в совокупности ее требований. Требования законности — это
принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают
содержание законности, ее направленность. В отличие от принципов законности,
которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (например,
требование охраны прав и законных интересов граждан, издание правовых актов в установленном порядке относятся к соответствующим органам государства).
Например, принцип верховенства закона предполагает следующие требования: 1)
все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать Конституции РФ и другим вышестоящим законам; 2) подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; 3) акты правоприменения (и правоприменительная деятельность) должны соответствовать законам и подзаконным нормативным актам; 4) акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, подзаконным актам и актам правоприменения.
3. Правопорядок
Правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений,
основанное на праве и законности.
Ценностный смысл правопорядка состоит в том, что последний отражает процесс воздействия права на общественные отношения, является показателем состояния законности в обществе, обеспечивает стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Без правопорядка невозможна реализация государственных задач,
осуществление сущности, формы и функции государственной власти.


Правопорядок как самостоятельное явление: представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни; он предусмотрен нормами права; является итогом правового регулирования; обеспечивается государством.
Содержание правопорядка. Содержание правопорядка — это правомерное
поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Выделяют три вида содержания правопорядка: материальное, государственно-
волевое и юридическое.
Материальное
содержание представляет собой закономерности его функционирования и развития; объективные потребности в упорядочении общественных связей и процессов; реальные отношения с упорядоченным поведением их участников; взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и идеологией.
Государственно-волевое содержание — это совокупный и трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка.
Юридическое содержание — это совокупный результат: реализации права и законности, проявившейся в поведении участников; взаимосвязанной совокупности,
системы правоотношений и связей; реализованных субъективных прав и обязанностей участников правопорядка; упорядоченности и урегулированности правовых элементов,
процессов, отношений и связей.
Уровни правопорядка. Их определение обусловлено выбранным для этого классификационным критерием.
1. По масштабности выделяют: правопорядок страны, правопорядок федерации,
правопорядок субъектов федерации, других структур (региона, города, организации и др.).
2. По объему и значимости: общий, отраслевой, правовых институтов, норм права,
специальный.
3. По характеру отношений: конституционный, судебный, административный,
финансовый и т. д.
4. По степени оформленности: оформленный (как правило), неоформленный
(реализованность правовых обычаев).
Законность и правопорядок. Эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не означает отсутствия принципиальных отличий,
выражающих их самостоятельность и специфику.

Обычно называют следующие отличия: законность — это требование исполнения правовых актов всеми субъектами права, а правопорядок — результат этого требования; законность — это метод (принцип) руководства обществом, а правопорядок — состояние общественной жизни.
Разграничивать рассматриваемые понятия можно иным способом.
1. Законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории.
Законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений.
2. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность —
средство установления правопорядка; правопорядок — результат осуществления законности, упорядочивающий социальную жизнь.
3. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок — как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка — состояниями и их качеством.
Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни.
Правопорядок следует отличать от общественного порядка.
Общественный порядок — это совокупная система общественных отношений,
которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права,
норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций,
ритуалов и т. д.
Различия общественного и правового порядков проявляются в том, что у них:
— разная социально-нормативная основа — для общественного порядка требуется вся совокупность существующих правил, а для правопорядка — право;
— разный генезис (происхождение) — правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;
— разная обеспеченность — правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, а общественный — общественными институтами;
— разная соотносимость — правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.


4. Гарантии законности и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка — это условия, средства и способы
обеспечения законности и правопорядка. Их подразделяют на две большие
группы: общие и специальные (организационные и юридические).
Общие гарантии — это объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, предопределяют «в известной степени»
специальные средства.
Важнейшими общими гарантиями законности и правопорядка являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.
Особенности общих гарантий состоят в том, что они: являются факторами,
которые влияют на реализацию всех норм права; составляют материальную базу собственно юридических гарантий; имеют свои разновидности: экономические,
политико-идеологические, нравственно-духовные и т. д.
Экономические гарантии выступают основой для всех других гарантий законности,
ибо экономика лежит в основе права и всех правовых явлений, включая законность.
Кризис в экономической сфере, как показывает опыт последних лет, ведет к ослаблению законности. И наоборот, усиление, упрочение экономических гарантий имеют результатом укрепление законности в стране.
Экономические гарантии законности — это высокий уровень и стабильность экономики; многообразие форм собственности; устранение монополизма; отсутствие социальных кризисов; высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.
Политические гарантии связаны с политической системой общества, ведущую роль в которой играет государство, принципы организации и деятельности всех органов государственной власти. Они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях функционирования независимого от государства гражданского общества,
построения подлинно демократического правового государства.
Политические гарантии законности и правопорядка заключаются в демократизме государственного и общественного строя; в гласности и общественном контроле над деятельностью администраций всех уровней; в развитии открытой политической системы.
Идеологические гарантии законности — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества и,

прежде всего, должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Идеологические гарантии включают в себя идеологию, рассматривающую человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина — в качестве высшей ценности государства.
Нравственные гарантии законности — это благоприятная морально- психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.
Правовые гарантии. Состояние законности и правопорядка обусловлено состоянием самого права, системой законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны права. Законодательство,
отстающее от развития общественных отношений, затрудняет борьбу с правонарушениями.
Общественные гарантии — это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушителями законодательства. Они включают в себя: нетерпимость к нарушениям норм права,
активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.
Специальные средства обеспечения законности и правопорядкаэто
организационные и юридические средства, предназначенные исключительно для
обеспечения законности и правопорядка.
Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия,
укрепляющие законность, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан:
кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.
Юридические гарантии законности — это совокупность закрепленных в
законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их
применению, направленная на обеспечение законности, правопорядка,
беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод.
Основные признаки юридических гарантий проявляются в том, что они:
а) имеют обязательное закрепление в законодательстве. Важнейшие юридические средства, обеспечивающие реальность режима законности, фиксируются законодателем в нормативных актах и в силу этого приобретают юридический характер;
б) являются непосредственными способами защиты законности и правопорядка;