Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6268
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— при неправильном по существу решении юридического дела. Здесь разрушаются две ценности: объективная истинность и законность;
— при достижении целей правоприменения со значительным превышением запланированного ущерба;
— когда цель выполнена, но наступает нежелательный социальный эффект, причиной которого является сама правоприменительная деятельность.
Например, судебный процесс велся таким образом, что вместо чувства уважения к закону у правонарушителя и присутствующих сформировалось противоположное убеждение.
Недостаточная эффективность объясняется: неправильным определением целей правового регулирования; выбором неадекватных средств правового воздействия.
Отрицательно влияет на эффективность права наличие в системе права запрограммированных неэффективных норм права. Речь идет о неэффективных нормах права (фиктивных, дефектных), существование которых вызвано различными дефектами законотворчества.
Фиктивные правовые нормы в практической деятельности не реализуются. Эти нормы часто называют «мертвые нормы». Они «существуют» лишь формально, на бумаге, а в правовой действительности не действуют. Такая норма является своеобразной «выдумкой» законодателя, ее нельзя назвать нормой права в истинном значении этого слова. Фиктивные правовые нормы являются продуктом правотворческой ошибки.
Дефектные нормы. Существуют нормы права, которые действуют, реализуются, но
«мешают» общественным отношениям, они лишние в системе права, но по каким-то причинам еще не исключены законодателем из нее. Они не просто относятся к числу неэффективных норм, а обладают отрицательной эффективностью.
Наиболее яркие примеры дефектных норм в отечественном законодательстве — это нормы о запрещении абортов (30-е гг.) и о борьбе с пьянством (80-е гг.), приведшие к отрицательным результатам: действие первых привело к росту числа криминальных абортов, увеличению женской и детской смертности, а реализация вторых — к массовым нарушениям правил торговли, самогоноварению, отравлениям и другим отрицательным последствиям.
Среди факторов, снижающих эффективность действия права, выделяются: излишний объем правовой информации; неоправданная частота изменений нормативно- правовой базы; недостаточная емкость информационных каналов связи,
несоответствие режима и условий труда российских законодателей реально необходимому объему правовой информации и др.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения
эффективности норм права:
1) совершенствование правотворчества;
2) совершенствование правоприменения;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.
1.
Совершенствование
правотворчества
— это совершенствование законодательства. Оно происходит путем использования потенциала юридической техники; точного, полного выражения общественных интересов; обеспечения гарантированности правовых предписаний; проведения экспертиз проектов нормативных актов.
Создавая нормы права, следует адекватно и полно выражать в них общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать, а также использовать такие юридические средства, которые обеспечат такое положение дел,
когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.
Важно обеспечивать юридическую гарантированность правовых средств,
действующих в правовом регулировании.
2. Совершенствование правоприменения выражается в совершенствовании работы правоприменительных органов; в правильном выборе юридических средств,
заложенных в нормативном акте (материальных и процессуальных).
Правоприменение «дополняет» действенность нормативного регулирования и в целом эффективность работы механизма правового регулирования. Акты применения
— это тот элемент, который в нужный момент, «подключаясь» к нормативному регулированию, содействует процессу удовлетворения соответствующих интересов.
Соединение нормативного и индивидуального регулирования необходимо, так как,
взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»:
нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил поведения, нормы) — в произвол.
3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.
Интересы человека — вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности.
Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов,
механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению
законных стремлений личности, упрочению правового статуса.
При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные и др. Полная эффективность правоприменительного акта достигается тогда,
когда все его цели — и ближайшие, и отдаленные, и конечные — достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами и в оптимальные сроки.
Существуют
материальные,
социально-политические,
идеологические,
организационные и юридические средства обеспечения организованности и
порядка.
Если рассматривать эффективность права в целом, то нужно говорить об общей стратегической цели. И с этой точки зрения, эффективность права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора общественных отношений — обеспечение организованности и порядка в общественной жизни, точное и строгое исполнение юридических обязанностей всеми субъектами, возможность полного осуществления субъективного права. Иными словами, общим показателем эффективности права является его, так сказать, «реализованная ценность», и под этим углом зрения эффективность права связывается с состоянием законности, уровнем правопорядка как в целом, так и во всех его звеньях.
При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные и др. Полная эффективность правоприменительного акта достигается тогда,
когда все его цели — и ближайшие, и отдаленные, и конечные — достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами и в оптимальные сроки.
Существуют
материальные,
социально-политические,
идеологические,
организационные и юридические средства обеспечения организованности и
порядка.
Если рассматривать эффективность права в целом, то нужно говорить об общей стратегической цели. И с этой точки зрения, эффективность права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора общественных отношений — обеспечение организованности и порядка в общественной жизни, точное и строгое исполнение юридических обязанностей всеми субъектами, возможность полного осуществления субъективного права. Иными словами, общим показателем эффективности права является его, так сказать, «реализованная ценность», и под этим углом зрения эффективность права связывается с состоянием законности, уровнем правопорядка как в целом, так и во всех его звеньях.
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 39
Тема 26. Законность и правопорядок
План
1. Понятие законности и ее виды
2. Принципы законности
3. Правопорядок
4. Гарантии законности и правопорядка
1. Понятие законности и ее виды
Понятие «законность» применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных нормативных правовых актах.
Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права.
Особенности законности выражены в ее требованиях:
1) неукоснительного исполнения и соблюдения нормативных правовых актов;
2) соблюдения иерархии нормативно-правовых актов;
3) непререкаемости закона — никто не может отменить закон, кроме органа,
издавшего его;
4) всеобщности — требование обращено ко всем гражданам, организациям,
государственным органам, ко всем, кто находится в пределах действия права;
5) гарантированности законности государством.
Перечисленные требования могут быть сформулированы непосредственно в законах,
провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему признаков, которые позволяют судить о состоянии законности, ее уровне и характере.
Подходы к понятию законности:
1. В зависимости от субъектного состава и нормативной основы различают:
широкий и узкий подходы понимания законности.
Широкий подход предполагает соблюдение всех видов нормативно-правовых актов,
соблюдение их всеми субъектами права — и гражданами, и должностными лицами;
узкий подход предполагает соблюдение только законов, только должностными лицами
(принцип деятельности государственных органов).
2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
— форму упорядочения способов производства и распределения (материальный подход);
— форму выражения политического интереса государства (идеологический подход);
— форму выражения идеи справедливости (нравственный подход).
3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
— принцип поведения граждан — требование соблюдения и исполнения норм права обращено именно к гражданам;
— принцип деятельности государственного аппарата — требование обращено к должностным лицам;
— общественно-политический режим — требование обращено к гражданам и государственной власти.
Уровни законности. Можно говорить о различных уровнях законности:
— индивидуальный уровень — законность в деятельности отдельных субъектов права;
— групповой уровень — законность в деятельности отдельных социальных групп —
субъектов общественных отношений;
— региональный уровень — в том или ином регионе;
— общесоциальный уровень — общества в целом.
Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или
неправового характера самих юридических законов.
Существует ли законность в тоталитарных режимах? Существует, но только в формальном смысле. А реальная законность имеет место тогда, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ
устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.
Сущность законности. Под ней понимается всеобщее, строгое соблюдение,
исполнение норм права. В определенных исторических условиях она проявляется в качестве конкретного содержания, которое, в свою очередь, выражается в разных
формах: принцип (требование), метод и режим.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение законности:
законность — это принцип (требование), метод и режим строгого и неуклонного
соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм,
установленных законами и основанными на них другими источниками права.
Форма любого правового явления, не исключая и законность, предполагает наличие ее содержания.
Сторонами (элементами) содержания законности выступают следующие:
1) предметный, показывающий, что должно соответствовать законности. Основной носитель законности — деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствие праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные правовые документы;
2) субъектный, определяющий состав субъектов, на которых распространяется обязанность исполнять (соблюдать) правовые предписания и право требования исполнения (соблюдения) от других. Полагаем, что субъектный элемент представляют все участники общественных отношений, т. е. государство, его органы, общественные и иные организации, должностные лица и граждане. В ч. 2 ст. 15 Конституции Российской
Федерации закрепляется, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы»;
3) нормативный элемент раскрывает круг правовых предписаний, обязательных для исполнения (соблюдения). К нормативному элементу относятся нормы права,
содержащиеся во всех нормативных правовых актах, иных юридических источниках права.
Можно говорить о различных видах законности, используя следующие критерии:
1. По характеру преимущественно реализуемых юридических норм:
а) правовая законность (устанавливается тогда, когда реализуются юридические нормы, соответствующие принципам права, которые способствуют прогрессивному развитию государства, населения). Правовая законность — это точное и
неукоснительное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми
субъектами права;
б) неправовая законность (устанавливается тогда, когда преобладает реализация юридических норм, не соответствующих принципам права). Хотя в данном случае формально законность налицо, но она имеет антиправовую направленность.
Содержание правозаконности составляют три элемента:
— правовое законодательство, которое адекватно отражает идеальное право,
общечеловеческие ценности;