Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6342

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— широкое использование системы принудительного труда (лагерная система);
— высокая степень эксплуатации трудящихся.
Политическую функцию Советского государства отличает выявление и подавление классовых противников, защита политического строя, борьба с инакомыслием,
репрессивные методы ее осуществления.
Идеологическая функция Советского государства нашла свое выражение в утверждении марксистско-ленинской идеологии, в воспитании населения в духе коммунистической нравственности, в борьбе с буржуазной идеологией. Ее сутью были борьба с инакомыслием и насаждение марксистской идеологии, которая объявлялась государственной.
Форма Советского государства. Форма правления Советского государства —
Республика Советов. Высшими органами власти в стране провозглашались Съезды
Советов, Верховные Советы, избираемые на определенный срок. Форма правления
Советского государства имела следующие особенности:
1) стержнем государственной власти была система Советов, это — Советская республика;
2) Советы формировались на безальтернативной основе. Кандидатура была рекомендована партией. Поэтому единовластные Советы были второстепенным элементом в политической системе;
3) существовало жесткое вертикальное взаимодействие Советов. Решения вышестоящего Совета были обязательны для нижестоящего Совета;
4) Советы формировались не от корпуса избирателей, отдельного индивида, а от социально-экономической единицы (коллектива);
5) ограниченный срок полномочий депутатов — один-два года;
6) незначительный объем законодательной работы: депутаты работали не на постоянной основе; их деятельность состояла в основном в утверждении указов;
7) по правовой основе эта республика — коллегиальная. Во главе правительственной власти стояли коллегиальные учреждения: коллегии, президиум ЦИК, Совет народных комиссаров.
Все эти особенности позволяют говорить о необычности Советской республики,
поэтому ее называют экзотической, квазипарламентской, нетрадиционной
республикой.
Есть основания говорить об олигархической форме правления Советского государства, потому что: 1) высшая власть в стране реально принадлежала группе
партийных вождей, политических лидеров, входящих в Политбюро, Оргбюро партии и одновременно занимающих ключевые государственные должности; 2) не рядовые члены партии формировали партийный аппарат, а наоборот, партийный аппарат формировал удобный для себя, преданный вождям состав рядовых членов; 3)
партийный аппарат контролировал выборы в советские органы, сам выбирал кандидатов в депутаты из преданных себе лиц.
Форма государственного устройства Советского государства. Советские конституции закрепили федеративную форму государства: 1) она состояла из союзных и автономных республик, автономных областей и округов; 2) каждая республика имела свою конституцию, систему законодательства, свои высшие органы власти; 3) провозглашалась территориальная неприкосновенность республик.
Советская федерация имела ряд особенностей. Для нее характерны:
1) множественность видов субъектов федерации. Как правило, федерации складываются из одного вида субъектов, т. е. однопорядковых элементов (республик,
штатов, земель, провинций, кантонов и т. п.), в Советском же государстве их было несколько: союзные республики, автономные республики, автономные области,
автономные округа и др. В 1937 г. в СССР насчитывался 51 вид национальной государственности, в том числе, 11 союзных республик, 22 автономных республики, 9
автономных областей, 9 автономных (национальных округов). В 1987 г. — 53
национальных государства и национальных образований, 15 союзных республик, 20
автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов
271
Получилась «матрешечная» федерация, уникальное образование. «Уже одно то, что один субъект Федерации входит в другой, — справедливо замечал В. Е. Чиркин, —
представляет собой юридический нонсенс, неизвестный мировой практике»
272
;
2) национальный и идеологический принцип построения (принудительная реализация лозунга «права наций на самоопределение»);
3) сверхцентрализация федерации. Ведущие политологи отмечают, что в стране был
«чудовищный централизм, аналогов которому трудно найти в мировой истории. Разве только в древней деспотии»
273
;
4) признание суверенитета у субъектов-республик. В абсолютном большинстве современных федераций право сецессии конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия)
274
. Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990–
1991 гг. В СССР союзные республики назывались даже «суверенными государствами»
(ст. 76 Конституции СССР 1977 г.), а две из них — Белоруссия и Украина, наряду с другими государствами мира имели свои представительства в ООН.
Необычность советской федерации состояла в том, что в ее состав входили федерации, т. е. субъектами федерации были федеративные образования. В состав

федеративного государства СССР как федеративного государства вошла РСФСР. В
результате получилась «двухэтажная» федерация, которая просуществовала до 1991 г.
Уникальность Российской Федерации заключалась и в том, что она сначала была провозглашена федерацией, а практическое ее оформление осуществлялось значительно позднее. Это означало, что юридически и фактически ряд наций и народностей получил возможность создавать свои национальные государства или национальные государственные образования лишь после провозглашения РСФСР
275
Политический режим Советского государства. Формально-юридически
(согласно Конституциям РСФСР 1918, 1924, 1936, 1977 гг.) в стране существовал
демократический политический режим. Провозглашены были свободы слова,
собраний, объединений трудящихся в общественные организации, право участвовать в управлении государством и т. д.
Фактически в стране всегда существовал авторитарный и тоталитарный
политический режимы. В государстве фактически отсутствовали права и свободы граждан. Более того, партийный государственный аппарат навязывал всем членам общества свою идеологию, держал под контролем все общественные организации граждан, использовал их для воздействия на последних, осуществлял полное господство в экономике. Всякое инакомыслие жестоко подавлялось, вплоть до физического уничтожения его носителей.
К началу 1930-х гг. в стране сформировался тоталитарный режим. Его отличал: 1)
тоталитарный контроль над всеми сферами общественной жизни; 2) массовые репрессии; 3) подавление любой оппозиции превентивным искоренением ее потенциальных очагов; 4) широкое использование принудительного труда; 5)
подавление, блокирование несанкционированной инициативы; 6) отношение к закону лишь как к институту власти.
В действительности, тоталитаризм, по своей сущности, ничего общего с социализмом не имеет и враждебен ему. Он причинил огромный вред социализму, полностью извратил, деформировал его, однако подорвать веру советских людей в идеалы нового строя так и не смог.
Принципы организации и деятельности госаппарата. Советский государственный аппарат основывался на принципах: партийного руководства, подчинения аппарата
политике,
соединения
властей,
демократического
централизма,
номенклатурности, строгой иерархии, централизации.
Принцип партийного руководства. Советский государственный аппарат функционировал согласно ему с момента захвата власти большевиками.
Главным в деятельности партии устанавливалось политическое руководство. В
резолюции VIII съезда партии по организационному вопросу указывалось: «Свои решения партия должна проводить через советские органы, в рамках Советской

конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их»
276
Это нашло отражение и в Конституции СССР 1977 г. В ст. 6 записано: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы,
государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия
Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».
Вооруженная марксистско-ленинским учением,
Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа,
придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».
Принцип единства власти закреплялся законодательно. В Конституции СССР 1936 г.
закреплялось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата (ст. 2), что вся власть в СССР
принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст.
3). В ст. 2 Конституции СССР 1977 г. декларировалось, что «вся власть в СССР
принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов».
Принцип номенклатурности. Номенклатура — прослойка населения Советского
Союза, которая занимала различные ключевые административные посты во всех сферах деятельности в этих странах. Как правило, они были членами Коммунистической партии.
После Октябрьской революции произошли серьезные изменения в государственном аппарате страны. Старое чиновничество было разогнано, так как, согласно коммунистической идеологии, старый государственный аппарат (с точки зрения марксизма, созданный исключительно для подавления трудящихся) должен был исчезнуть, и на его место должно было прийти новое пролетарское государство.
В стране формировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров. Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном и партийном аппарате, кандидаты на которые утверждались партийными комитетами соответствующих уровней. Сталин определял требования к номенклатуре такими словами: «Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы,
могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь»
277
Принцип демократического централизма организации и деятельности Советского государства состоял:


— в выборности Советов народных депутатов снизу доверху;
— в подчиненности и подконтрольности исполнительных органов государственного управления Советам;
— в строгом подчинении нижестоящих органов вышестоящим, т. е. строжайшей дисциплине в деятельности государственных органов и их иерархической подчиненности по вертикали;
— в активном участии населения в деятельности как представительных, так и исполнительных органов государства.
Основанное на принципе демократического централизма, Советское государство смогло вывести страну из разрухи, победить фашистскую Германию и стать одним из бесспорных лидеров на международной арене.
Особенности государства диктатуры пролетариата. Основываясь на марксистско- ленинском учении, советское правоведение утверждало, что диктатура пролетариата:
1) обеспечивает рабочему классу политическое господство над свергнутыми эксплуататорскими классами;
2) сочетает политическое господство над свергнутыми классами с распространением демократии на трудящихся. Оно по-новому диктаторское и по-новому демократическое;
3) считает главной задачей (деятельностью) построение социализма;
4) основана на принципе пролетарского интернационализма (равноправие всех наций).
Особенности общенародного государства. Советская наука выделяла следующие его отличительные черты:
1) государство является политической организацией всего народа, а не одного класса;
2) его экономическую базу составляют социалистическая собственность на средства производства и высокие производительные силы;
3) оно воплощает всенародную социалистическую демократию;
4) является орудием построения коммунизма — бесклассового общества, в котором утвердится общественное самоуправление;
5) его деятельность по-прежнему направляется Коммунистической партией, но она становится не классовой партией, а партией всего народа.

2. Советское право: этапы развития, сущность и формы (источники)
Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.
Создание советской правовой системы означало появление в мировой истории:
— нового исторического типа права;
— одной из возможных разновидностей этого типа;
— первой социалистической правовой системы.
Термин «советское право» возник в буржуазных кругах в качестве иронического обозначения декретов и установлений большевиков и пролетарской власти, т. е. для критической оценки антиправового характера советской власти и ее нормотворчества.
Первое советское определение права принадлежит П. И. Стучке. «Право, — писал он,
— это система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой»
278
С переходом к нэпу вопрос о понятии, о типе отечественного права приобрел полемическую остроту. Наметились следующие основные позиции в его понимании:
1) отечественное право — это разновидность нового исторического права —
пролетарского (П. И. Стучка, М. Ю. Козловский, Н. В. Крыленко);
2) отечественное право — это классовый компромисс (М. А. Рейснер).
В научной юридической полемике 1930–1940 гг. на первый план стала выдвигаться характеристика нормы права как основы дисциплины и законности — основного элемента в определении понятия права. После принятия Конституции СССР 1936 г.
общая теория права пополняется категорией отечественного социалистического
права. Утверждению этой категории способствовали работы М. Н. Доценко, Н. В.
Крыленко, Е. Б. Пашуканиса. К задачам этого права относили охрану завоеваний социалистической революции, социалистического общественного строя,
социалистической собственности, социалистической семьи.
В 1930-е гг. господствующим было представление, исходящее из абсолютизации государственного принуждения и объективной детерминации правового порядка.
Право сводилось к государственным нормативным актам, оправдывалось административное своеволие над законностью. Считалось, что между государством и правом существует причинно-следственная связь: государство — причина, право —
следствие. Такое положение существовало до XXVII съезда КПСС.
В 1938 г. академик А. Я. Вышинский на Всесоюзном совещании работников науки

советского права сформулировал определение социалистического советского права,
которое ранее приводилось при освещения вопроса о становлении и развитии теории государства и права в России (Тема 1. Теория государства и права как наука). В конце
1950-х гг. понятие права, ставшее «официальным», было подвергнуто критике.
Возникают новые научные концепции в сфере правопонимания. В середине 1950-х гг.
различные взгляды на понятие права сгруппировались в соответствии с такими подходами, которые условно можно определить как «нормативный», «генетический»,
«социологический», «функциональный».
Во второй половине 1950-х и в 1960-х гг. прошла общая законодательная реформа,
были обновлены основные отрасли законодательства — уголовное, гражданское,
процессуальное, трудовое, семейное, земельное. Издавались новые крупные законодательные акты, в частности, об охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха, животного мира. Наконец, в 1977 г. была принята новая
(брежневская) Конституция. К сожалению, все это не изменило общего облика советской правовой системы как таковой, которая имела тоталитарный характер.
В своей эволюции советское право прошло несколько этапов: 1-й этап становления (1917 — середина 1920-х гг.); 2-й этап развития (середина 1920-х –
середина 1950-х гг.); 3-й этап либерализации (середина 1950-х – конец 1980-х гг.). С
провозглашением государственной независимости Российской Федерации начался новый этап в развитии правовой системы.
Советское право на этапе становления:
1) характеризуется сломом старой правовой системы и правовых учреждений;
2) максимальным революционным «правотворчеством» и произволом;
3) является орудием классового подавления;
4) выражает волю рабочего класса, пролетариата;
5) решает задачу построения социализма.
В первые годы после революции 1917 г. источником советского права являлись не столько правовые нормы, сколько усмотрение правоприменителей, которые руководствовались «пролетарским правосознанием».
На втором этапе — этапе развития — советское право приобрело те черты, которые выражали его особенности как социалистического типа и которые являются типичными для него. Советское право отличает:
1) ярко выраженный классовый характер;
2) идеологизированность;

3) абсолютный примат интересов государства;
4) низкий удельный вес и роль закона;
5) признание источником права партийных решений;
6) отрицание преемственности с дореволюционным правом России;
7) закрытый характер законодательства;
8) правовой нигилизм.
Ярко выраженный классовый характер. Эта черта советского права выражалась в открытом признании неравенства права, провозглашении и закреплении классовой сущности, целей и задач права. Законодательство ограничивало права представителей свергнутых классов. Они не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, разрешалось только использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения.
Идеологизированность права. Советское право идеологично: на смену господствующей прежде православной идеологии пришло засилье марксизма- ленинизма, за которым была закреплена роль новой государственной религии,
защищаемой всем арсеналом юридических средств. Это сближало ее с религиозными правовыми системами, которые тоже были основаны на идеологии (только религиозной) и зависят от официальных толкователей ее истин и положений.
Идеологизированность правовой системы проявлялась также:
— в приверженности ее возможным политическим кампаниям, театрализованным судебным представлениям — «судебным» процессам над «врагами народа»;
— в ориентации права не на закон, а на общий партийный дух — линию партии,
решения ее съездов;
— в использовании законодательства, главным образом, не для регулирования общественных отношений, а для пропаганды коммунистической идеологии;
— в прямом вмешательстве Коммунистической партии в юридическую практику,
правотворчество, правоприменение и юридическое образование.
Абсолютный примат интересов государства. Если в Европе, в других странах деление права на публичное и частное признавалось опорной осью всей правовой системы, то в СССР оно отрицалось. Огосударствление общественной жизни давало бесспорную победу публичному праву. В течение 70 лет в Российском государстве было лишь публичное право. Жизнь людей строилась по распоряжениям и приказам партийно-государственных чиновников. Люди жили в условиях не только диктатуры