Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- отработка каждого звука в отдельности;

- залогом чистого произношения является изучение работы органов артикуляции при произношении каждого звука;

- раздельное формирование слуховых и произносительных навыков.

Далее ученые определили основные этапы работы со звуком.

- Ориентировка. Показать, в каком положении находятся органы речи при произнесении звука.

- Планирование. Дошкольники должны понять систему работы речевого аппарата и поставить правильно свои органы речи при произнесении того или иного звука.

- Артикулирование. Другими словами, произнесение самих звуков.

- Фиксирование. Дошкольник, произносящий звук, должен зафиксировать свои органы речи в правильном положении для лучшего запоминания.

- Отработка звука с помощью системы фонетических упражнений, которые построены с учетом межъязыковой и внутриязыковой интерференции.

Преимущество данного подхода заключается в использовании системы фонетических упражнений с учетом межъязыковой и внутриязыковой интерференции, а также повышенное внимание формированию фонетических навыков. Более того, данный подход успешно используется при обучении будущих лингвистов, филологов, педагогов. Конечно, можно выделить и недостатки, отмеченные современными методистами. Такие как, вводный фонетический курс отнимает много времени и не способствует чистому произношению звуков, т.е. при переходе от одного звука к другому приводит к деавтоматизации навыка, который в результате отражается в экспрессивной речи (Р.К. Миньяр-Белоручев) [16, с. 5]. Кроме того, если учесть тот факт, что на сегодняшний день целью обучения является формирование составляющих коммуникативной компетенции, то обучение произношению в отрыве от аудитивных (слуховых) навыков является также неэффективным.

-Акустический подход. Данный подход делает акцент на слуховое восприятие и имитацию, а не на осознанное освоение. Звуки изучаются в потоке речи, в речевых структурах, а не изолированно. Упражнения нацелены на повторение или имитацию. Стоит заметить, что не придается особого значения чистоте фонетического навыка.

Данный подход используется для краткосрочных и ускоренных курсов обучения иностранному языку, поскольку упор делается на формирование аудитивных навыков. Аудирование на занятиях занимает основное время. Недостаток данного подхода заключается в том, что он не может быть использован в чистом виде на занятиях из-за повышенного процента допускаемых ошибок.


- Дифференцированный подход. Данный подход подразумевает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Во-первых, особое внимание уделяется аудированию, включающее в себя аутентичную и специально адаптированную речь, диалогическую речь педагога или диктора, фонозаписи (элемент акустического подхода). Возможность доступного и понятного объяснения способов артикуляции звуков. Например: объяснение английских звуков через русские звуки. Английский [г] как русский [ж], т.к. происходит схожее положение органов речи при артикуляции звуков.

Более того, мы может наблюдать наличие графических образов. В рамках данного подхода особое внимание уделяется формированию графемно- фонетических соответствий, как и использованию транскрипции [39, с. 5-6].

Известно, что ранний этап обучения иностранному языку является самым важным, трудным и ответственным, потому что от него зависит успех овладения языком в дальнейшем. Именно здесь начинается формирование слухо-произносительных навыков, которое подразумевает знакомство со звуками, тренировка произношения звуков для формирования навыка, и умение применять приобретенные навыки на практике, а именно в устной речи и при громком чтении.

Стоит отметить, что на данном этапе постановка звуков и обучение грамматике и лексике происходит одновременно. Порядок предъявления фонетического материала должен способствовать общению с первых занятий. Контекст - слово - звук в таком порядке можно представить модель действий педагога при введении фонетического курса. Изначально нужно вводить звуки, вызывающие определенные трудности у детей, звуки, аналога которых нет в родном языке. Это делается для того, чтобы уже с ближайших занятий начать вводить речевые конструкции, например «My name is...», «I live in ...». Очень важно, чтобы дошкольник понимал, что он говорит и для чего, поэтому педагог может перевести фразу или попытаться обыграть ее. Только после этого, педагог выделяет ключевые слова и в результате переходит к звукам [39, с.7].

Речь педагога это следующий важный пункт, который требует особого внимания. Она должна быть слегка утрирована и демонстративна, а в процессе объяснения и тренировки произношения звуков используется аналитико- имитативный метод (метод, при котором звуки, подлежащие специальной отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила). Правила артикуляции звуков носят аппроксимированный характер, т.е. приближенный к правильному произношению. Инструкции подсказывают дошкольникам, какие органы речи участвуют в произнесении звуков, к примеру, чтобы правильно произнести английский звук [r] необходимо кончик языка поднять к задней части альвеол (бугорки за верхними зубами). При этом язык неподвижен и не вибрирует. А для получения правильного произношения английского звука [г], следует зажать щёки пальцами и произносить русский звук «р» до тех пор, пока язык не перестанет вибрировать. Иногда у детей возникает проблема, связанная с неверным воспроизведением звука на слух, в таком случае можно подсказать от какого русского звука можно отталкиваться для достижения схожего произношения, к примеру, от русского звука [ж] для английского звука[г].



В процессе изучения иностранного языка дошкольники должно освоить транскрипцию - графический способ фиксации звука, которая поможет дошкольникам работать со словарем и находить информацию о звучании слов [39, с.8].

Обучение фонетическому аспекту языка должно сопровождаться с демонстрацией эталонов, т.е. фонозаписей. После чего происходит тренировка произношения дошкольников. Таким образом, выделяют два типа упражнений:

-Активное слушание образца (Г.В. Рогова) [29] или упражнения на активное слушание (Е.Н. Соловова) [30].

Данный вид упражнений играет важную роль в развитии слухо-произносительных навыков. Например: выделение конкретного звука в потоке речи, который нужно усвоить. Затем дошкольник поднимает руку в качестве сигнала педагогу, что звук узнан. Упражнения помогают привлечь внимание к правильному звучанию звука, интонемы. Более того, данный вид упражнений является базой для последующего воспроизведения звуков.

-Осознанная имитация (Г.В. Рогова) [29] или распознавание звуков, их краткости и долготы и имитация (Е.Н. Соловова) [30].

Количество упражнений на воспроизведение должно быть значительно больше, чем в предыдущем типе. Данный вид упражнений на имитацию эталона, мобилизацию всех усилий дошкольников для правильного воспроизведения новых звуков. Систематичное выполнение этих упражнений помогает преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию. Педагог может поспособствовать осознанной имитации звуков у дошкольников. Например, резкое движение руки - краткость звука, а медленное движение - долгота. Более того, педагог может дирижировать рукой при обучении интонации. Г.В. Рогова считает, что дирижирование педагога является важной наглядной опорой для дошкольников на стадии становления слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков [30, с. 8].

Существует три организационных формы работы при становлении произносительных навыков: индивидуальная, хоровая и парная.

-Хоровая. Например: дошкольники повторяют звуки несколько раз. Это способствует снятию комплексов, придает наглядность при звучании в унисон. Но важно чередовать хоровую работу с индивидуальной работой, чтобы повысить ответственность каждого дошкольника.

-Парная. Например: по сигналу педагога дошкольники поворачиваются друг к другу и по очереди произносят слова, словосочетания или предложения, которые содержат те или иные звуки. Предметом данных тренировочных упражнений являются звуки и звукосочетания, которые помещены в более крупные единицы от слогов через слово к словосочетанию, предложению и тексту. Произношение отрабатывается следующим образом, от слушания текста, произнесенного педагогов, к тексту, создаваемому ребенком.


На раннем этапе целесообразно давать материал, ценный в содержательном плане, например, рифмовки, считалочки, песни. Материл должен быть тщательно отработан в фонетическом плане, после чего может заучиваться наизусть. Важно, чтобы с первых же занятий внимание уделялось как правильному произношению, так и интонации, паузам, ударению и ритму [30, с. 10-11].

Итак, ранний этап самый ответственный и важный в обучении иностранному языку. Задачей данного этапа является формирование слухо-произносительной и ритмико-интонационной базы. Необходима систематическая работа над правильным произношением, включающая в себя знания правильного интонирования, паузации, ударения слов, артикуляции звуков, без которой сформированные произносительные навыки могут быть быстро утрачены в условиях неязыковой среды на последующих этапах обучения иностранному языку. Более того, если на раннем этапе не устранить неправильные произносительные привычки, как следствие их будет сложно исправить.

Упражнения для формирования фонетических навыков

Формированию фонетических навыков способствуют следующие упражнения:

-Языковые (подготовительные, тренировочные) упражнения

-Упражнения на имитацию. Например: прослушать и записать.

-Упражнения на идентификацию и дифференциацию. Например: соотнести транскрипцию со словом; прослушать звук и подчеркнуть слово, в котором есть этот звук; подчеркнуть слова, на которые падает ударение (на идентификацию). Выполнить интонационную разметку, расставить ударение, простучать на парте ритм (на дифференциацию).

-Упражнения на подстановку. Например: вставить пропущенный звук в слово, вставить пропущенное слово.

-Условно-речевые и речевые упражнения

-Упражнения на трансформацию. Например: изменить слово, заменив или добавив звук, чтобы изменилось слово.

-Конструктивные упражнения. Например: составить из транскрипционных значков слово, «снежный ком».

Критерии формируемых фонетических навыков

-Слуховые (аудитивные) упражнения: слуховое внимание, фонематический слух, фонетический слух, речевой слух;

-произносительные (артикуляторные) упражнения: речевое дыхание, речевой аппарат, артикуляция;

-ритмико-интонационные упражнения: голос, темп, ритм, интонация.

Артикуляторные упражнения: «задуть свечу» (при «съедании» ребенком слов на вдохе); «Достать языком нос», «Часики» (для речевого аппарата, при малой подвижности языка и губ у детей); «Немое кино», есть три текста, ребенок читает один из них губами, а остальные должны догадаться какой именно (на артикуляцию); скороговорки.


Ритмико-интонационные упражнения: слушать текст и выполнять разметку: паузы, длительность, ударение.

Контроль сформированности фонетических навыков происходит при выполнении речевых упражнений, а именно в чтении, аудировании и говорении. Чтобы оценить произношение, необходимо учитывать фонетические и фонологические ошибки. Под фонетическими ошибками подразумевается искажение качества звучания, при этом не нарушающие смысл высказывания, а под фонологическими - искажение содержания и как следствие нарушение правильного понимания [16, c. 46].

Выделим основные средства контроля сформированности фонетических навыков:

-Фонетические диктанты. Например: прослушать слово и записать его транскрипцию и наоборот, расставить ударение, контрольное выразительное чтение.

-Фонетические конкурсы. Например: кто лучше и быстрее проговорит скороговорку.

-Самоконтроль, самозаписъ.

-Тесты. Например: прослушать звук и отметить галочкой тот, который прозвучал.

-Фонетический анализ

Для контроля сформированности фонетических навыков наиболее эффективным и оптимальным является использование тестов. Так, тест обладает следующими преимуществами: дети находятся в равных условиях, исключая личное отношение педагога; экономичен по временным затратам; качественный (проверка качества заданий и тестов целиком) и объективный (стандартизация процедуры проведения) способ оценивания.

В данной главе были определены упражнения, на базе которых будет разработан комплекс фонетических игр. Такие как языковые (подготовительные, тренировочные) упражнения на имитацию, идентификацию и дифференциацию, на подстановку; условно-речевые и речевые упражнения: конструктивные и на трансформацию; ритмико-интонационные и артикуляторные упражнения. Более того, был определен контроль сформированности фонетических навыков и выделены основные средства контроля сформированности фонетических навыков: фонетический диктант, фонетический конкурс, самоконтроль, тест.