Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1551

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86 неадекватна функциональным возможностям организма, психофизиологические затраты превышают оптимальные границы, тогда такое состояние определяется как динамически несогласованное (Леонова,
1984).
Учитывая, что функциональное состояние находится во взаимосвязи с эффективностью и продуктивностью деятельности выделяют следующие регуляторы функционального состояния (Данилова, 1992):
- значимость мотивов, побуждающих к выполнению конкретной
деятельности
Мотивация – то, ради чего выполняется конкретная деятельность.
Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательство, помощь
– наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. Следовательно, от направленности и интенсивности мотивов зависят качественное своеобразие и уровень функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность.
- содержание труда
В самом трудовом задании заложены определенные требования к специфике и уровню функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения заданий, автоматизации действий, ответственности за результат, применения физической силы или интеллекта. Наконец, то, как задание выполняется субъектом, также имеет значение для регулирования функционального состояния.
- величина сенсорной нагрузки
Сенсорная нагрузка
– воздействия сенсорного окружения, опосредуемые его значимостью и воздействия, которые прямо связаны с выполняемой деятельностью.
Сенсорная нагрузка может меняться от сенсорного перенасыщения, перегрузки до сенсорной депривации с крайним недостатком сенсорных воздействий.
- индивидуальные особенности субъекта
Монотонная работа по-разному влияет на лиц с сильной и слабой нервной системой. Индивиды, принадлежащие к сильному типу, обнаруживают меньшую устойчивость к монотонии и раньше слабых показывают снижение уровня активации нервной системы.
- исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующей
деятельности субъекта.
К методам диагностики функциональных состояний человека в труде относятся (Леонова, 1984):


87
- хронометраж продуктивности работы, анализ брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирующие работу психики в профессиональных задачах;
- методы, ориентированные на оценку состояния психических функций. Например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти, или проба измерения критической частоты слияния мельканий и другие;
- методы, оценивающие состояние физиологических функций.
Например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления;
- методы субъектной оценки и шкалирования ощущений усталости, самочувствия, настроения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

2. Психофизиологический подход
Следующий подход, в рамках которого изучается функциональное состояние – психофизиологический.
Представления о функциональных состояниях у разных авторов значительно отличаются друг от друга.
Так Н.Н. Данилова определяет функциональное состояние как
«фоновую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека». «Функциональное состояние – психофизиологическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы» (Данилова,
Крылова, 2005).
К функциональной системе относятся ретикулярная формация ствола мозга, способная оказывать как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга и лимбическая система, ответственная за эмоциональные состояния человека.
Обе модулирующие системы, будучи тесно связанными с высшими отделами коры больших полушарий, образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический (субъективный). В соответствии с этим функциональное состояние можно рассматривать как результат активности объединенной функциональной системы (Марютина, Ермолаев, 2001).
Диагностика функциональных состояний проводится в специально оборудованных лабораториях с применением специализированных методов оценки, таких как: фоновая электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы и потенциалы, связанные с событием, реакция усвоения ритма сенсорного раздражения и диагностика функционального состояния по ее частотному составу, картирование ритмов мозга, расчет локализации эквивалентных диполей как метод определения источников ритмической активности мозга и компонентов вызванных потенциалов, метод векторного пространства сердечного ритма, мигательные реакции, мышечная активность скелетных и лицевых мышц.

88
Е.П. Ильин говорил о том, что «функциональные состояния – это физиологические состояния организма и его систем. Любое состояние является функциональным, то есть отражает уровень функционирования организма в целом или отдельных его систем, а также само выполняет функции адаптации к данным условиям существования» (Ильин, 2005).
В 60-е годы, взяв за основу сердечно-сосудистую систему, Р.М.
Баевский и Ю.Н. Волков сформулировали и научно обосновали новый подход к оценке функциональных состояний организма, в рамках которого использовался новый метод анализа электрокардиограммы – вариабельность
сердечного ритма, то есть измерение колебаний длительности сердечного цикла от удара к удару (RR- интервалы). Идея анализа вариабельности RR- интервалов электрокардиограммы позволила рассматривать сердечно- сосудистую систему с ее регуляторным аппаратом как индикатор адаптационных реакций всего организма.
Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) – это интегральный метод оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека, в частности общей активности регуляторных механизмов, нейрогуморальной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы, который позволяет определять уровень функционального состояния и функциональных резервов организма (Баевский, Берсенева, 1997).
Функциональные резервы – информационные, энергетические, метаболические ресурсы организма, обеспечивающие его конкретные адаптационные возможности (показатель уровня здоровья).
Диагностика текущего функционального состояния методом ВСР позволяет выявлять:
- показатель соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы
(текущая активность симпатического и парасимпатического отделов, которая отражает адаптационную реакцию целостного организма);
- адаптационные возможности организма (текущее состояние организма, запас его функциональных резервов и соответствующее им напряжение регуляторных систем);
- прогнозировать функциональные состояния организма
(потенциальная возможность организма к выполнению той или иной деятельности).
3. Комплексный подход
Появление возможности множественной регистрации психофизиологических индикаторов (ЭЭГ, ЧСС, ЭМГ, дыхательных движений и др.) привело к пониманию функционального состояния как комплекса поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения. С позиции данного подхода функциональное состояние представляет собой результат динамического взаимодействия организма с внешней средой и отражает состояние


89
«организованного» целого, то есть целостная реакция организма может анализироваться на разных уровнях: физиологическом, психологическом и поведенческом. В связи с этим представление о функциональном состоянии не может быть создано на основании изучения одного или нескольких показателей, а требует комплексного подхода и интегральной оценки целого ряда функций организма, прямо и косвенно обуславливающих эффективное выполнение профессиональной деятельности.
В рамках данного подхода функциональное состояние понимается как
«совокупность характеристик физиологических функций и психофизиологических качеств, которые несут наибольшую нагрузку в обеспечении профессиональной и поведенческой деятельности человека»
(Солодков, Сологуб, 2012).
Диагностика функционального состояния связана с задачей распознавания многомерного вектора, компонентами которого являются различные физиологические показатели и реакции. Это возможно с применением метода биологической обратной связи.
Биологическая обратная связь – процесс саморегуляции поведенческих и физиологических функций.
Любая система, поведение которой основано на принципе обратной связи, обладает тремя основными свойствами:
- генерирует движение к цели по определенному пути;
- обнаруживает ошибку путем сравнения реального действия с правильным путем;
- использует сигнал об ошибке для изменения направления действия.
В организме человека информация о результатах деятельности какого- либо органа (нервного центра, железы, мышцы) всегда тем или иным способом возвращается к нему обратно. При помощи специального оборудования информация о функциональном состоянии человека или результатах его деятельности регистрируется, преобразуется в доступную для восприятия форму и посылается обратно. Анализируя «вернувшуюся» информацию, человек принимает решение о дальнейших шагах в своем поведении: управление состоянием организма или выполнение производственной задачи. То есть, при помощи специальной аппаратуры создается искусственная петля «обратной связи», с помощью которой человек способен сознательно регулировать многие функции своего организма, начиная от изменения скорости протекания элементарных психофизиологических реакций до крайне сложных видов деятельности
(Марютина, Ермолаев, 2001).
Важная особенность обратной связи заключается в том, что ее можно рассматривать как метод регуляции функциональных состояний организма и управления деятельностью человека.
Беря за основу все три подхода к пониманию и оценке функциональных состояний можно говорить о реакции не отдельной системы или органа, а человека в целом. Если рассматривать человека как


90 сложную систему, обладающую способностью экстремальной самоорганизации, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изменению внешней и внутренней сред, то и функциональное состояние понимается как системная реакция. Таким образом, оценка функционального состояния специалиста производится как по показателям вегетативных проявлений (сердечно-сосудистых, дыхательных, кожно-гальванических реакций и др.), так и по параметрам деятельности, в том числе работоспособности (стабильность, помехоустойчивость, выносливость и др.)
(Ладик, 2006; Александров, 2006).
Рядом исследований доказана зависимость большого числа физиологических реакций от изменения функционального состояния. К таким физиологическим реакциям относятся: частота пульса, величина кровяного давления, частота и глубина дыхания, кожно-гальваническая реакции и различные электроэнцефалографические реакции, мышечный тонус, скоростные характеристики двигательных ответов (Филиппов, 2006).
Исходя из вышесказанного, при рассмотрении функциональных состояний необходимой составляющей является подробное изучение показателей, с помощью которых проводится оценка функционального состояния.
7.2. Показатели функционального состояния
Существует два подхода в оценке функционального состояния. Один из них основан на изучении комплекса показателей, отражающих центральную регуляцию вегетативных функций. Другой подход основан на оценке активности мозга по показателям электроэнцефалограммы.
I. Вегетативные показатели
1. Показатели дыхательной системы
К показателям дыхательной системы относятся: глубина и частота дыхания, длительность дыхательного цикла.
Рекурсия дыхания (РД) – активность грудного и брюшного типов дыхания.
- глубина дыхания (ГД) – объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого за один вдох или выдох;
- частота дыхания (ЧД) – число дыхательных движений (циклов вдох- выдох) за единицу времени (измеряется в минутах). Проявление реакции на стрессовое воздействие заключается в учащении частоты дыхания. В среднем здоровый человек совершает 15-20 дыхательных движений (дыхательных циклов) в минуту, спортсмены – 8-12 дыхательных движений.
- длительность дыхательного цикла (ДДЦ) – вдох и выдох соответствует одному дыхательному циклу (измеряется в секундах). ДДЦ фиксируется в виде амплитуд. Подъем амплитуды отражает вдох, понижение амплитуды – выдох.
- соотношение длительности вдоха и выдоха
– длительность вдоха (Т вд.) и длительность выдоха (Т выд.) измеряется в секундах.