Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1561

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

150
- проведение психопрофилактических мероприятий по изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение негативных последствий психологических перегрузок специалистов, профилактику развития профессионального выгорания, предупреждение профессиональных деформаций личности и различного рода заболеваний.
Психологическая профилактика осуществляется по следующим направлениям (рис. 63):
- групповая психологическая профилактика;
- индивидуальная консультация;
- краткосрочные (однодневные) программы оперативного восстановления работоспособности.
Рис. 63 Направления психологической профилактики
Непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон трудовой деятельности (поддержание высокого уровня работоспособности, подготовка к работе в экстремальных условиях, снижение заболеваемости) требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки в рамках целостной (Леонова, Кузнецова, 1993).
Далее будут подробно охарактеризованы направления и методы психологической профилактики в МЧС России.
11.1. Групповая психологическая профилактика
Групповая
психологическая
профилактика
– комплекс психопрофилактических занятий, направленных на развитие навыков психической саморегуляции и профилактику психологических состояний, которые могут возникать вследствие психических перегрузок, эмоционального стресса и психотравмирующих ситуаций.
Групповая
психологическая
профилактика
Индивидуальная
консультация
Краткосрочные (однодневные)
программы оперативного
восстановления
работоспособности
Психологическая
профилактика

151
Психопрофилактическое занятие – форма групповой работы, включающая совокупность теоретических и практических методов психологии
(упражнения, техники, задания), реализуемая по определенной структуре.
Задачи групповой психологической профилактики:
- формирование мотивации на здоровый образ жизни;
- развитие навыков психической саморегуляции и оптимизации функционального состояния;
- предупреждение развития профессионального выгорания;
- предупреждение развития посттравматического стрессового расстройства.
Мероприятия в рамках групповой психологической профилактики проводятся в форме занятий и строятся строго с учетом профессионально- важных качеств специалистов МЧС России и специфики их профессиональной деятельности, которая представляет собой сложный вид деятельности, связанный с неблагоприятными и экстремальными условиями труда и требующий выполнения следующих нижеперечисленных задач: выполнение специальных стратегических, тактических и оперативных задач, способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач, способность рационально действовать в экстремальных ситуациях, умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке.
Профессионально-важные качества (ПВК) – качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам
(производительность, надежность и др.). К качествам человека относят: особенности личности (определенные черты личности и характера), мотивационно-волевые особенности (мотивация достижения успеха или избегания неудач, направленность личности и др.), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности и др.), особенности психических процессов (познавательных, эмоционально-волевых и др.) и т.д.
Специалистами
Центра экстренной психологической помощи
МЧС России были разработаны психограммы основных категорий специалистов МЧС России, которые содержат: 1) перечень психологических и психофизиологических ПВК, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности;
2)
«анти-ПВК», препятствующие эффективному выполнению труда; 3) «резервные ПВК», которые не являются строго выделенными ПВК специальностей, но их наличие, с одной стороны, позволит компенсировать ряд недостаточно высоко развитых или недостающих
ПВК, а с другой – создать некий резерв функциональных возможностей, которые последовательно и произвольно включаются субъектом при осложнении условий деятельности (Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в МЧС России, 2013 г).
Подготовка и проведение групповых занятий осуществляются с учетом психограмм основных категорий специалистов МЧС России.


152
11.1.1. Тематические блоки психопрофилактических занятий
Все психопрофилактические занятия распределены по тематическим блокам, которые представляют собой группу занятий, объединенных между собой по целям и задачам и направленных на закрепление нового опыта, актуализацию взаимосвязи между психологическим и физиологическим состояниями и повышение психофизиологической устойчивости к воздействию профессиональных стресс-факторов.
В рамках групповой психопрофилактической работы выделяется 4 тематических блока, посредством которых возможно реализовать цели и задачи групповой психологической профилактики.
1 блок – «Пропаганда здорового образа жизни»;
2 блок – «Обеспечение функциональной надежности»;
3 блок – «Психическая саморегуляция»;
4 блок – «Психотехнологии ресурсосбережения».
В каждом тематическом блоке определены варианты тем психопрофилактических занятий. 3 и 4 тематические блоки разделены на разделы: «Профилактика эмоционального выгорания», «Профилактика психосоматических проявлений», «Профилактика ПТСР» и «Профилактика развития тревожных и депрессивных состояний» (Таблица 8).
Выделенные разделы позволяют психологу, в зависимости от доминирующего комплекса показателей результатов мониторингового психодиагностического обследования, выбрать тему занятия из соответствующего раздела. В таблице 8 указаны примерные темы групповых психопрофилактических занятий, которые проводятся со специалистами
МЧС России.
Таблица 8

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23

Тематический блок
Темы психопрофилактических занятий
1
Пропаганда здорового образа жизни
- Здоровый образ жизни как способ сохранения и укрепления здоровья (Приложение 3)
- Современные технологии сохранения профессионального здоровья
- Профессиональное здоровье в рамках профессиональных ценностей
2
Обеспечение функциональной надежности
- Особенности изменения функционального состояния специалистов МЧС России в ходе выполнения профессиональной деятельности (Приложение 4)
- Профилактика состояния монотонии и восстановления работоспособности
3
Психическая саморегуляция
Раздел «Профилактика эмоционального выгорания»:
- Применение методов саморегуляции для восстановления оптимального функционального состояния (Приложение 5)
Раздел «Профилактика психосоматических
проявлений»:
- Навыки и приемы саморегуляции при психосоматических проявлениях

153
Раздел «Профилактика ПТСР»:
- Психическая саморегуляция как профилактика риска возникновения ПТСР
Раздел «Профилактика развития тревожных и
депрессивных состояний»:
- Роль эмоций и способы совладания с эмоциональными состояниями
4
Психотехнологии ресурсосбережения
Раздел «Профилактика эмоционального выгорания»:
- Снижение психоэмоционального напряжения за счет актуализации личностных ресурсов (Приложение 6)
- Эффективные стратегии совладающего поведения
- Ресурсы преодоления эмоционального выгорания
Раздел «Профилактика психосоматических
проявлений»:
- Эмоциональный интеллект и продуктивные стратегии преодоления стресса в профессиональной деятельности.
Раздел «Профилактика ПТСР»:
- Роль личностных ресурсов в профилактике ПТСР
Раздел «Профилактика развития тревожных и
депрессивных состояний»:
- Эмоциональный интеллект как личностный ресурс.
По результатам мониторингового психодиагностического обследования проводится четыре психопрофилактических занятия – по одному из каждого тематического блока.
Важно! Занятия из первого и второго тематических блоков
проводятся со всем личным составом, прошедшим мониторинговое
психодиагностическое обследование. Занятия из третьего и четвертого
тематических блоков проводятся с личным составом, отнесенным к
группе «психопрофилактика». На всех четырех занятиях может
присутствовать весь личный состав, однако при выборе раздела стоит
ориентироваться на результаты мониторингового психодиагностического
обследования группы «психопрофилактика».
После проведения постэкспедиционного психодиагностического обследования со всем личным составом проводится одно психопрофилактическое занятие из третьего или четвертого тематических блоков.
11.1.2. Методы психопрофилактических занятий
При подготовке психопрофилактического занятия содержание сценария может меняться в зависимости от блока, раздела и темы занятия. Исходя из этого, психологом подбираются определенные методы работы, используются техники и упражнения, предварительно адаптированные под специфику


154 профессиональной деятельности той категории личного состава, с которой планируется работа. Рассмотрим некоторые из них.
1. Групповая дискуссия – метод групповой работы, направленный на формирование личного отношения участников дискуссии к заявленной проблеме и интериоризация новой информации.
Это достигается посредством рассмотрения обсуждаемой проблемы с разных позиций, уменьшения сопротивления восприятия новой информации, самораскрытия участников, актуализации скрытых конфликтов, устранения эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера через открытые высказывания (Вачков И., 1999). Таким образом, групповая дискуссия – это совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи.
Наиболее часто используемым вариантом групповой дискуссии на групповых психопрофилактических занятиях является тематическая групповая дискуссия.
Тематическая групповая дискуссия – метод групповой работы, направленный на предоставление участникам группы структурированной информации на выбранную психологом тему, соответствующую целям и задачам мероприятий по психологической профилактике. Данный метод направлен на выработку единого семантического поля, формирование мотивации на совместную работу с психологом, повышение информированности и рефлексии участников группы в рамках заданной темы, актуализацию знаний и ресурсов вне осуществления профессиональной деятельности, расширение представлений о паттернах поведения личности в рассматриваемой тематике.
Использование данного метода в работе значимо тем, что наличие четкой структуры дискуссии удерживает от погружения в глубинные личностные проблемы каждого из участников группы и дает возможность обратиться к личному опыту опосредованно, через предлагаемую психологом теоретическую информацию.
2. «Игровые методы» – методы групповой работы, направленные на воссоздание и усвоение нового опыта: знаний, навыков, умений, эмоционально- оценочной деятельности.
Они включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные и деловые игры.
На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления психоэмоционального напряжения. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, так как они позволяют обнаружить наличие различных трудностей.
Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки и умения (Вачков И., 1999).
При использовании игровых методов психологу необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности специалистов. Применение ситуационно-ролевых и творческих игр с учетом данных особенностей облегчает интериоризацию полученных знаний и понимание того, как данные знания можно использовать в профессиональной и личной сферах.


155
3. Кейс – метод групповой работы, направленный на проработку проблемной ситуации (предложенной психологом), требующей нахождения решения. В процессе работы участников группы над кейсом происходит обучение анализу информации и поиску путей выхода из проблемной ситуации.
При этом использование метода кейса позволяет осуществлять подбор различных проблемных ситуаций таким образом, что при учете жизненного опыта участников группы глубинные личностные проблемы затрагиваться не будут.
4. Техники телесно-ориентированной терапии – техники, основанные на взаимосвязи между телесной, эмоциональной и когнитивной сферами индивида, направленные на разрешение проблем через доступ и активирование внутренних ресурсов организма; повышение телесного осознавания; отреагирование эмоций в результате снижения или снятия мышечных блоков и зажимов, а также выработку эффективных способов межличностного общения.
Как правило, наиболее активно применяются дыхательные техники и техники нервно-мышечной релаксации. Некоторые из используемых техник предполагают погружение участников группы в медитативное состояние, однако необходимо выбирать такие упражнения, при которых погружение в медитативное состояние будет поверхностным и безопасным для участников группы даже при резком выходе из него (например, в случае экстренного выезда).
5. Упражнения арт-терапии – упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы и на осознание собственных чувств. В рамках психопрофилактических занятий техники арт-терапии используются не на терапевтическом, а на ресурсном (профилактическом) уровне.
В арт-терапии используются художественные приемы и творчество, такие как: рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги и другие. Арт- терапевтические упражнения применяются в психологической работе в качестве одного из вспомогательных методов.
11.1.3. Структура психопрофилактического занятия
Психопрофилактическое занятие состоит из трех этапов: вводного, основного и заключительного (Таблица 9).
Таблица 9
Этап
Содержание
Вводный этап
1-ое занятие со 2-го занятия
- представление ведущего;
- информирование о цели психопрофилактических занятий и их содержании;
- знакомство с участниками через упражнение;
- обсуждение организационных аспектов занятий;
- совместная выработка норм и
- приветствие участников
- обсуждение прошлого занятия;
- информирование участников о заданной теме занятия.