Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1560

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

156 правил групповой работы;
- «сбор ожиданий» участников от психопрофилактических занятий;
- информирование участников на заданную тему занятия.
Основной
(содержательный) этап
Строится по модели Колба и может включать несколько циклов.
Заключительный этап
Все занятия
Заключительное занятие
- подведение итогов;
- получение обратной связи от участников группы по психопрофилактическому занятию;
- подведение итогов
- получение обратной связи от участников группы по комплексу психопрофилактических занятий;
- прощание с группой.
Вводный этап психопрофилактического занятия
Цели вводного этапа – снятие эмоционального напряжения, совместная выработка норм и правил участия в группе и создание благоприятных условий для дальнейшей работы.
Первое групповое занятие обязательно начинается с того, что ведущий представляет себя и предоставляет группе общую информацию о цели психопрофилактических занятий и их содержании. После этого проводится знакомство с участниками. Для знакомства используются специальные упражнения, повышающие уровень групповой активности и создающие условия для решения задач занятия.
Важно! На последующих занятиях знакомство заменяется
приветствием. Для этого также могут использоваться специальные
упражнения, способствующие настройке на предстоящее занятие, в
рамках которого участники сообщают что-то о себе, своем состоянии,
настроении. После приветствия и обратной связи ведущий проводит опрос
по предыдущему занятию и информирует участников группы о целях,
задачах занятия.
Далее на вводном этапе необходимо достичь определенной договоренности с участниками группы относительно организационных аспектов занятий (время начала и длительность занятия, место проведения, отсутствие и опоздания, перерывы) и формата участия (правила работы при проведении группового профилактического занятия).
Правила групповой работы (учитывая специфику взаимодействия в
рабочих коллективах)
1. «Здесь и теперь» – правило подразумевает вовлеченность в процесс занятия всех участников и акцентирование на предмете обсуждения, что

157 способствует развитию у участников рефлексии, навыков самоанализа, повышению осознанности, формированию адекватного самопонимания.
2. Активность участников группы – правило подразумевает, что активность участников группы является важным условием результативности занятия. Важно акцентировать внимание участников группы на том, что полученный опыт напрямую зависит от степени их включенности в занятие.
3. Искренность в общении и право сказать «нет» – правило подразумевает, что искренность и открытость участников группы создают атмосферу доверия, способствующую не только самораскрытию каждого из участников группы, но и более глубокому погружению в тему занятия, а также получению объективной обратной связи. Каждый участник группы имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто.
4. Доверительный стиль общения, обращение по имени – правило подразумевает, что в группе участники обращаются друг к другу по имени, о присутствующих не говорят в третьем лице.
5. Персонификация высказываний – правило подразумевает, что участники, обсуждая происходящие процессы и события, используют только личные местоимения единственного числа, отказываясь от безличных речевых форм. Уход от безличных речевых форм способствует принятию ответственности за свои мысли и высказывания участниками группы, что повышает эффективность обучения и развития в ходе занятия. Например, «Я считаю…», «Я думаю…» и т. п., вместо высказываний типа: «Большинство моих друзей считает…», «Некоторые думают…».
6. Конфиденциальность – правило подразумевает, что информация о происходящем в группе не выносится и не обсуждается за ее пределами. Это облегчает включение участников в групповые процессы и способствует созданию атмосферы доверия и повышению вовлеченности участников в групповые процессы.
7. Правило «стоп» – правило подразумевает, что у каждого участника группы есть возможность «выйти» из игры или упражнения в силу физических ограничений или принципиальных убеждений без объяснения причин. Если в какой-то момент занятия участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп».
8. Выслушивать не перебивая, говорит один – правило способствует поддержанию границ каждого участника, а также созданию и поддержанию атмосферы взаимоуважения.
9. Соблюдение порядка, экономия времени – правило является одним из ключевых в ходе занятия и направлено на поддержание эффективной и динамичной групповой работы.
После обсуждения правил групповой работы необходимо уделить время
«сбору ожиданий» участников от психопрофилактических занятий. Работа с


158 ожиданиями является важным элементом, определяющим эффективность занятий, поскольку она позволяет определить потребности участников группы и по возможности включить интересующую их информацию в тему занятия.
«Сбор ожиданий» может проводиться как в устной, так и в письменной форме.
Вводный этап завершается информированием участников о заданной теме занятия для плавного перехода к основному этапу психопрофилактического занятия.
Вводный этап дает возможность участникам адаптироваться в новой незнакомой для них обстановке группового занятия, выбрать и занять определенную позицию в группе, определить приемлемые модели поведения, прийти к взаимопониманию, прояснить свои ожидания и настроиться на процесс групповой работы.
Основной (содержательный) этап психопрофилактического занятия
Цель основного этапа – формирование условий для изменения в личностном, социально-психологическом и профессиональном развитии участников группы посредством анализа и переоценки ими собственного жизненного опыта в процессе групповой работы.
Содержательный этап занятия строится в соответствии с моделью Д.А.
Колба, который разработал модель для обучения взрослых (Kolb D., 1984).
Данная модель позволяет интериоризировать полученные в ходе занятия знания и навыки, опираясь на уже имеющийся личный опыт человека.
Данная модель представляет собой цикл и включает четыре ступени
(рис.64).
Рис. 64 Модель Д.А. Колба
В рамках содержательного этапа занятия может быть несколько циклов, каждый из которых затрагивает разные аспекты выбранной темы занятия, т.е. решает конкретную задачу (например, в рамках занятия на тему «Применение методов саморегуляции для восстановления оптимального функционального состояния», один цикл может быть направлен на освоение дыхательных техник, другой - на метод нервно-мышечной релаксации и т.д.).
3
Теоретические
концепции
2
Осмысление
опыта
1
Личный
опыт
4
Применение
на практике

159
Первая ступень – личный опыт
Цель первой ступени: актуализация личного опыта (существующего или смоделированного непосредственно на занятии) и/или знаний, представлений участников группы по теме занятия.
Предполагается, что у участников группы уже имеется личный опыт или, по крайней мере, представления или знания по обсуждаемой теме занятия, актуализация которых позволяет заинтересовать участников, погрузить их в тему занятия и подготовить к дальнейшей работе по усвоению новых знаний.
В случае отсутствия личного опыта по теме занятия у участников группы ведущий может смоделировать подобный опыт непосредственно в ходе занятия, если это возможно.
На данной ступени может использоваться метод групповой дискуссии, а также упражнения:
- актуализирующие личный опыт
(например, упражнение
«Незаконченные предложение», где участники дополняют предложения, исходя из своего опыта);
- моделирующие личный опыт (используя упражнения из игровых методов работы, например, упражнение «Кулак», которое направлено на получение опыта переживания физиологического состояния, схожего с длительным воздействием стресс-факторов.).
Вопросы, которые может задавать психолог на первой ступени:
Какие вы знаете…? (например: «Какие способы преодоления стресса Вы
знаете?)
Применяли ли вы в своей жизни…?
Было ли в вашей жизни…?
Вспомните ситуации, в которых…
Когда в последний раз вы….?
Примеры первой ступени одного из циклов группового занятия на тему:
«Особенности
изменения
функционального
состояния
специалистов
МЧС России в ходе выполнения профессиональной деятельности»:
Вариант № 1. Актуализация личного опыта
Ведущий обращается к личному опыту участников группы и предлагает им поделиться представлениями о том, что такое стресс, какие ситуации могут вызывать стресс в обычной жизни и в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Вариант № 2. Моделирование личного опыта
Ведущий проводит с участниками группы упражнение «Кулак», в ходе которого участники переживают опыт мышечного напряжения и отслеживают свои изменяющиеся ощущения.


160
Вторая ступень – осмысление опыта
Цель второй ступени: анализ участниками группы актуализированного личного опыта.
Актуализированный личный опыт участников группы необходимо проанализировать с целью выявления проблемных участков (недостатка знаний, навыков, умений) в данной тематике, что позволит замотивировать участников группы на усвоение новой информации.
На данной ступени может использоваться метод групповой дискуссии, а также игровые упражнения, направленные на повышение осознанности и выявление проблемных участков (например, упражнение «Таможенник», где участники путем использования различных стратегий поведения пытаются пронести «контрабанду» через таможенника (тоже участника группы), задача которого не дать им этого сделать; в ходе обсуждения упражнения можно выявить эффективность используемых участниками стратегий).
Вопросы, которые может задавать психолог на второй ступени:
Что Вы сейчас чувствуете?
Что Вы чувствовали, когда …?
Что Вы заметили при …?
Насколько эффективно было …?
Какие плюсы и минусы были …?
Чего Вам не хватало …?
Что могло бы Вам помочь …?
Что Вам мешало …?
Пример второй ступени одного из циклов группового занятия на тему:
«Особенности
изменения
функционального
состояния
специалистов
МЧС России в ходе выполнения профессиональной деятельности»:
В ходе групповой дискуссии ведущий может обсуждать с участниками группы: как проявляется стрессовое состояние на телесном и психологическом уровнях, отличается ли переживание стресса в разных ситуациях, как ощущается длительное воздействие профессионального стресса (например, после длительного тушения пожара, если участники группы – пожарные) и так далее.
Третья ступень – теоретические концепции
Цель третьей ступени: интеграция новых сведений (информации) в систему уже имеющихся знаний участников группы.
Ведущий представляет участникам группы научно обоснованную информацию в рамках изучаемой темы и привязывает к ней полученный личный опыт участников группы. Таким образом, ведущий расширяет представления участников группы по теме занятия, восполняя нехватку знаний.
Основным на этой ступени является изложение нового для участников группы материала, однако ведущий может задавать различные вопросы для поддержания контакта с группой.

161
Вопросы, которые может задавать психолог на третьей ступени:
Можете привести пример …?
Какую связь Вы видите между…?
Вы согласны/не согласны с тем, что …? Почему?
Хотите ли Вы что-нибудь добавить?
Пример третьей ступени одного из циклов группового занятия на тему:
«Особенности
изменения
функционального
состояния
специалистов
МЧС России в ходе выполнения профессиональной деятельности»:
Ведущий рассказывает о том, что такое стресс, какие стадии стресса существуют, как стресс может проявляться на физическом и психологическом уровнях. Важно, чтобы ведущий опирался на примеры из личного опыта участников группы и включал их в систему теоретических знаний.
Четвертая ступень – применение на практике.
Цель четвертой ступени: получение непосредственного опыта использования новых знаний, а также оценка возможностей их применения на практике.
Участнику занятия необходимо осознать, как полученные знания и навыки могут встраиваться в уже имеющийся личный опыт и применяться в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
На данной ступени может использоваться метод кейса, игровые методы, а также упражнения (например, упражнение «Дыхание по счету», в котором изменение типа дыхания участника позволяет достигнуть состояния релаксации), в которых возможна реализация новых схем поведения в воображаемых, смоделированных или реальных ситуациях.
Вопросы, которые может задавать психолог на четвертой ступени:
Как вы можете применить это у себя на работе (в практике)?
Применяли ли Вы новые знания в ходе упражнения?
Какие трудности Вы испытывали …?
Изменилось ли Ваше отношение …?
Пример четвертой ступени одного из циклов группового занятия на
тему: «Особенности изменения функционального состояния специалистов
МЧС России в ходе выполнения профессиональной деятельности»:
Ведущий предлагает участникам группы кейсы, в которых описываются психологическое и физическое состояние персонажей, находящихся на различных стадиях стресса. Задача участников, опираясь на полученные и уже имеющиеся знания, определить стадию стресса у персонажа по описанным проявлениям.
Заключительный этап психопрофилактического занятия
Цель заключительного этапа – подведение итогов и получение обратной связи от участников группы.


162
В конце каждого занятия проводится совместное подведение итогов и результатов проделанной работы в форме обратной связи. Желательно, чтобы все участники группы дали обратную связь, которая может включать общее впечатление по итогам занятия, обозначение того, чем было полезно занятие, что нового узнал, освоил, приобрел каждый участник, какие дальнейшие действия, изменения это может повлечь. Таким образом, у участников структурируется и закрепляется полученная в ходе занятия информация.
На заключительном психопрофилактическом занятии в рамках данного этапа важно подвести общий итог и получить обратную связь по всем проведенным занятиям. Не менее важным является прощание ведущего с участниками группы, во время которого ведущий может поблагодарить за активное участие в занятиях, пожелать участникам группы заботиться о своем психологическом и физическом состоянии, и напомнить о возможности обратиться к специалистам психологической службы при необходимости.
11.1.4. Работа с групповым сопротивлением при проведении
психопрофилактических занятий
В процессе проведения психопрофилактических занятий психолог может столкнуться с различными проявлениями сопротивления участников группы.
Сопротивление может выражаться в агрессивных формах поведения, постоянном отвлечении от темы занятия, отказе от выполнения упражнений или вовлечения в дискуссию, привлечении внимания посредством действий и высказываний, не относящихся к обсуждаемой теме, а также просто молчаливом отказе от вовлечения в групповую работу (участник группы
«сидит» в телефоне или компьютере, молча рисует или занимается своими делами).
Если в процессе проведения занятия возникают такие реакции, важно не игнорировать их, а выяснять причины их возникновения и, по возможности, устранять. В случае если ведущий не обращает внимание на сопротивление участников группы, оно может усилиться, что сделает проведение занятия неэффективным или невозможным.
Важно понимать, что в подавляющем большинстве случаев такие реакции не связаны с личностью самого психолога. Причины сопротивления можно разделить на две группы: связанные с содержанием занятия и не связанные с содержанием занятия. Причинами, не связанными с содержанием занятия, могут послужить самые различные ситуации, например: ранее сформированные предубеждения и стереотипы о психологах и психологической работе, условия проведения занятия (неудобное время и место проведения), конфликты в коллективе, неприятные ситуации, произошедшие незадолго до начала занятия и т.д. Если в процессе прояснения причины сопротивления, становится понятно, что причина не связана с содержанием занятия, важно уделить немного времени на обсуждение ситуации, из-за которой возникло сопротивление, и переориентировать участника группы на обращение с индивидуальным запросом (если в этом есть необходимость).


163
К причинам, связанным с содержанием занятия, относится непрофессиональная позиция психолога, а также непосредственное содержание и структура занятия: отсутствие логики в структуре занятия, противоречивая, антинаучная и необоснованная информация. Учитывая это, важно понимать, что работа с сопротивлением группы начинается еще на этапе подготовки к проведению занятия. Особое внимание необходимо уделить четкой постановке цели занятия и проработке логичной структуры, соответствующей поставленной цели, то есть выбору достоверной теоретической информации и подбору упражнений. Также важно помнить о профессиональной позиции психолога, которая включает в себя профессиональную компетентность, доброжелательный настрой по отношению к участникам группы и мотивацию на достижение целей психопрофилактического занятия. Однако даже если все вышеназванные факторы учтены, у участников может возникать сопротивление. В процессе занятия могут обсуждаться темы, которые особенно остро и болезненно воспринимаются некоторыми участниками группы, так как связаны с их актуальными психологическими проблемами. Сопротивление в таком случае является защитной реакцией и подсказкой о том, на что психологу нужно обратить внимание в работе с конкретным человеком или группой в целом. В данной ситуации необходимо сформировать у участника группы мотивацию на обращение с индивидуальным запросом.
Таким образом, в процессе проведения психопрофилактического занятия необходимо, чтобы каждому вопросу участников было уделено время. С точки зрения групповой динамики, сопротивление является важной частью групповой психологической работы.
11.1.5.
Психопрофилактические
занятия:
преимущества
и
ограничения
При проведении психопрофилактических занятий необходимо учитывать преимущества и ограничения групповой работы.
Преимущества психопрофилактических занятий:
- возможность сформировать единое семантическое поле, расширить представления и повысить информированность участников группы по определенной теме;
- возможность у участников группы отреагировать в атмосфере доверия и безопасности собственные реакции, связанные с выполнением профессиональной деятельности;
- возможность обменяться профессиональным опытом и интегрировать его;
- возможность получить психологическую поддержку и безоценочную обратную связь;
- возможность сформировать и отработать навыки саморегуляции, эффективного межличностного общения;
- возможность выработать конструктивные стратегии преодолевающего поведения в стрессовых ситуациях, активизировать имеющиеся внутренние ресурсы;