Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1558

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 12. Психологическая коррекция
Психологическая коррекция – система мероприятий, направленных на устранение сформировавшихся проблем и состояний, осложняющих эффективное выполнение профессиональных обязанностей.
Цели психологической коррекции:
- формирование необходимых психологических качеств для повышения социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям;
- восстановление функциональных резервов.
Задачи психологической коррекции:
- проведение психологом специальных мероприятий по повышению профессиональной адаптации к стрессогенным производственным факторам и изменяющимся жизненным условиям, формированию эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций;

172
- проведение коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния, восстановление и поддержание ресурсов, повышение уровня развития познавательных процессов, снижение риска возникновения психосоматических состояний и состояний, связанных с наличием тревожных и депрессивных проявлений, а также симптомов эмоционального выгорания.
Психологическая коррекция осуществляется по следующим направлениям:
- индивидуальная психологическая коррекция;
- комплексная программа коррекции.
Рис.65 Направления психологической коррекции
12.1. Индивидуальная психологическая коррекция
Индивидуальная
психологическая
коррекция
– процесс профессионального взаимодействия специалиста-психолога и клиента, направленный на преодоление психологической проблемы, при котором используются специальные (профессиональные) методы, приемы, методики.
Специалист-психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умением их корректировать
Клиент – человек, обращающийся за психологической помощью к специалисту-психологу.
Психологическая проблема – это препятствие (ситуация, обстоятельство), возникшее в профессиональной или личной сфере клиента, самостоятельное преодоление (разрешение) которой посредством имеющегося опыта и знаний представляет для клиента значительные трудности. Разрешение или преодоление психологической проблемы клиента является основной целью взаимодействия психолога и клиента. Как правило, психологическая проблема на первом этапе консультирования существует в форме жалобы клиента, которая часто направлена на кого-то или на что-то и основана на его
Психологическая коррекция
Индивидуальная
психологическая
коррекция
Комплексные программы


173 предположениях о возможных причинах возникновения трудностей.
Необходимо учитывать, что жалобы клиента не всегда отражают сущность возникших проблем. Психологическая проблема может звучать в жалобе неявно, обозначенная вербально определенными высказываниями или невербально изменениями в мимике, жестах, интонации.
Психологический запрос – мотивированное определенным образом обращение, просьба предоставить конкретную форму психологической помощи и постановка проблемы, сформулированная клиентом совместно с психологом как цель дальнейшей совместной работы. Запросы могут лежать в различных сферах жизнедеятельности клиента: личностной, межличностной, профессиональной, образовательной.
Запрос, звучащий в жалобе, часто не осознается клиентом. Кроме того, клиент может предъявить «фасадный» запрос, скрывающий истинный. Если клиент предъявляет запрос о необходимости повлиять на поведение кого-то из близкого окружения, например, на поведение члена семьи, чтобы произошли изменения, соответствующие ожиданиям клиента, то данный запрос можно отнести к манипулятивному. Манипулятивный запрос предполагает перекладывание клиентом ответственности на других, в частности на психолога. Поэтому основной задачей психолога при предъявлении манипулятивного запроса является его переформулирование и осознание клиентом.
Индивидуальная психологическая коррекция реализуется специалистом психологической службы МЧС России в соответствии с четко простроенной структурой психокоррекционного процесса, которая подробно описана в настольной книге психолога МЧС России «Психологическая коррекция»
(Психологическая коррекция, 2012). Далее мы рассмотрим наиболее существенные аспекты проведения индивидуальной психологической коррекции.
12.1.1. Структура психокоррекционного процесса
Психокоррекционный процесс состоит из трех связанных между собой этапов: диагностического, коррекционного и этапа «экологическая проверка».
I.
Диагностический этап
Цель диагностического этапа – установление контакта и формирование запроса.
Для достижения указанных целей психологу предстоит решить несколько задач:
– знакомство с клиентом и установление контакта;
– снижение уровня тревоги и напряжения у клиента;
– создание комфортных условий для работы с клиентом;
– обсуждение условий работы и заключение психотерапевтического договора с клиентом;
– сбор анамнеза;
– формирование запроса.


174
Данные задачи решаются последовательно, ниже каждая задача рассмотрена более подробно.
Знакомство с клиентом и установление контакта. Выполнение данной задачи формирует основу для сотрудничества и взаимопонимания между психологом и клиентом. Спокойное и доброжелательное поведение специалиста-психолога создает доверительную атмосферу и ощущение безопасности у клиента. Для психолога важно начать сбор информации о клиенте на уровне невербальных сигналов: по движениям, жестам, интонации голоса, мимике, позе.
При установлении контакта важны первые вопросы психолога к клиенту.
Как правило, первые вопросы должны быть открытыми, позволяющими клиенту самостоятельно сформулировать жалобу. Открытые вопросы дают возможность обсуждать чувства и переживания клиента, трудности в его жизни. Вопросы, которые может задавать психолог:
– С чего бы вы хотели начать?
– О чем бы вы хотели рассказать?
– Что Вы почувствовали, когда это случилось?
Задавая вопросы, психолог поощряет клиента к исследованию личного, профессионального опыта и собственных чувств, переживаний. Вопросы дают возможность уточнять детали в информации, представляемой клиентом.
Открытые вопросы погружают клиента в проблему, что позволяет исследовать ее с разных позиций. Психолог также использует закрытые вопросы, которые помогают выяснить или уточнить конкретные детали. На протяжении всего процесса индивидуальной коррекции психолог создает атмосферу поддержки и принятия, использует приемы активного слушания (поощрение, повторение, обобщение, отражение), метафоры и ассоциации, позволяющие клиенту более свободно выражать чувства и мысли
Снижение уровня тревоги и напряжения у клиента. Важно понимать, что тревога и напряжение могут быть обусловлены не только его психологическими проблемами, но и собственно процессом индивидуальной психологической коррекции, сомнениями по поводу возможности разрешения проблемы. Снижению уровня тревоги и напряжения у клиента может способствовать обсуждение его актуального состояния, а также информирование о том, как происходит процесс психокоррекционной работы.
Создание комфортных условий для работы с клиентом. Особое внимание необходимо уделить физическому ощущению комфорта клиентом, попросить его «удобно расположиться в кресле». Здесь также может помочь подстройка под темпо-ритм речи клиента, использование в разговоре «языка клиента», применение техники отражения невербального поведения клиента.
Обсуждение условий работы и заключение психотерапевтического
договора с клиентом. На данном этапе между специалистом–психологом и клиентом заключается договор на совместную работу. В договоре проговариваются такие организационные моменты, как, место, время и периодичность встреч, их длительность. Желательно прояснить отношения к


175 таким моментам, как неявка клиента по неуважительной причине или его опоздания, так как соблюдение договора уже само по себе несет терапевтический смысл. Сформулированные на этом этапе условия договора не меняются в течение психокоррекционного процесса.
Сбор анамнеза. Одной из задач диагностического этапа также является сбор анамнеза. Он необходим для того, чтобы специалист-психолог и клиент могли разобраться в причинах возникновения озвученных клиентом жалоб и проблем. Для построения гипотез психологу необходима демографическая информация, актуальные проблемы и нарушения, психосоциальный анамнез – информация о значимых межличностных отношениях. Отвечая на вопросы психолога, у клиента есть возможность снизить не только уровень тревоги и напряжения, но и осознать свою роль в возникновении его проблемы. При осознании собственной роли принимается ответственность за ее исполнение.
Формирование
запроса.
Далее осуществляется формирование психологического запроса. Для этого ведется совместная работа специалиста- психолога и клиента над трансформацией жалоб клиента в проблему, а из нее в психологический запрос.
Клиенту на начальном этапе также предстоит решить ряд задач:
- озвучить свои проблемы и связанное с ними состояние;
- отреагировать накопившееся напряжение;
- озвучить ожидания от предстоящей психологической работы;
- оценить (осознанно или зачастую подсознательно), следует ли продолжать встречи с данным специалистом или специалистами-психологами вообще.
Важно! Если все условия данного этапа соблюдены, то специалист-
психолог совместно с клиентом переходит к следующему этапу.
II.Коррекционный этап
Цель коррекционного этапа – помощь клиенту в решении его психологического запроса.
В рамках данного этапа решаются следующие задачи:
- поиск и нахождение ресурса для достижения запроса;
- работа со вторичными выгодами и деструктивными психологическими защитами;
- выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы;
- составление плана реалистичного решения психологической проблемы клиента;
- закрепление у клиента соответствующей мотивации;
- обсуждение вопроса о необходимости обращения к другим специалистам;
- интеграция изменений, происходящих с клиентом, в жизнь.
Данный этап заключает в себе в основном сам процесс психокоррекционной работы, однако здесь продолжается сбор информации о


176 клиенте через уточнение деталей. Методы, используемые психологом на коррекционном этапе, могут быть абсолютно разными, это зависит от его образования, парадигмы, в рамках которой он работает и, конечно, задач, которые будут решаться в ходе психокоррекционного процесса. Психолог может активно использовать следующие механизмы: облегчение гнета психологических проблем, эмоциональное отреагирование, механизм поиска нового ракурса видения проблемы, механизм освобождения от психологических условностей и ограничений, механизм организации ситуации высокого эмоционального накала, механизм организации эффекта отсроченного последействия, механизм поддержки положительной «Я- концепции» (более подробно перечисленные механизмы изложены в
Настольной книге психолога МЧС России «Психологическая коррекция»,
2012). Важно, чтобы психолог принимал клиента целостно: его систему личностных и профессиональных ценностей и идеалов, представление о себе, своих способностях и возможностях, индивидуальный стиль жизни, его цели, способы общения и взаимодействия с близкими и другими, особенности эмоционального реагирования.
На основном этапе клиент приобретает новый опыт в процессе психологической работы над разрешением проблемы. Часто клиент обращается к психологу, имея представление о сложившейся ситуации как тупиковой и безвыходной, испытывая чувство беспомощности, невозможности справиться самостоятельно с проблемой. Отмечается потеря устойчивости клиента в жизненном пространстве, отсутствие альтернатив в результате «туннельного» видения проблемы. Поэтому одной из важных задач вначале индивидуальной психологической коррекции является поиск и нахождение ресурсов, как внешних, так и внутренних, на которые сможет опереться клиент в процессе психологической коррекции. Актуализация ресурсов клиента происходит в процессе беседы и при применении техник, например, телесно- ориентированной терапии, арт-терапии. Часто, клиенту сложно понять и разобраться в том, что для него является ресурсом. Когда клиент понимает, что у него есть ресурсы, к которым можно обращаться и использовать их, повышается его уверенность в себе, расширяются его возможности в преодолении жизненных трудностей.
Одной из задач на этапе психологической коррекции является составление плана реалистичного решения психологической проблемы клиента, определяются необходимые для этого ресурсы. Психологическая работа клиента подразумевает не только ситуацию взаимодействия со специалистом, но и осуществление принятых решений и, возможно, освоение новых поведенческих навыков в более широких социальных условиях, то есть собственно в жизни человека. Однако зачастую это осложняется отсутствием нужной мотивации, а также отсутствием представлений о том, как именно и с чего начать осуществлять то решение, которое было признано желаемым.
Поэтому для успешного протекания процесса психологической коррекции необходимо более подробно прорабатывать избранную альтернативу