Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1570
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
177 поведения, в некоторых случаях необходимо выделять и проговаривать каждый этап осуществления «плана», и таким образом более подробно проговоренная и конкретизированная последовательность действий облегчит для клиента реализацию принятого решения в жизнь. При необходимости обговариваются вопросы обращения к другим специалистам.
В процессе совместной работы психолога и клиента коммуникация реализуется на двух уровнях – вербальном и невербальном. Психолог не только отслеживает содержание высказываний клиента, но и не менее внимательно фиксирует его невербальные сигналы, которые в силу своей спонтанности, очень сложно контролировать. Поэтому изменение позы клиента, интонации голоса, мимики, цвета кожных покровов является для психолога очень важной информацией.
На этапе психологической коррекции психолог оказывает психологическую и эмоциональную поддержку, поощряет клиента в исследовании проблемы. Важным на этом этапе становится отражение психологом чувств и эмоций клиента, что способствует их принятию, выражению и проживанию. Необходимо учитывать степень готовности клиента к встрече с собственными эмоциями и чувствами, так как при исследовании проблемы клиент может прийти в контакт с интенсивными, иногда болезненными чувствами, которые сложно будет пережить.
В процессе психологической коррекции у клиента могут возникнуть переживания, и связанные с ними эмоции разной интенсивности, например, клиент может разозлиться, говорить на повышенных тонах и др. Необходимо понимать, что такая встреча с чувствами важна как для клиента, так и для психолога. Клиенту это помогает прожить и отреагировать, а психологу это помогает увидеть клиента целостным, чувствующим, увидеть его способы реагирования в разных ситуациях. После отреагирования с клиентом необходимо обсудить, что явилось пусковым механизмом данной реакции, что происходило во время и после нее. Появление гнева, злости и других чувств не рассматривается как негативная реакция. Безусловное принятие клиента психологом способствует принятию клиентом самого себя. Появление «Я- высказываний» у клиента, принятия и открытости в выражения мыслей, чувств, эмоций как позитивных, так и негативных является одним из важных результатов психологической коррекции.
Несмотря на то, что, клиент приходит с целью изменить что-то в своей жизни и/или в самом себе, он может активно сопротивляться этим изменениям.
Сопротивление в процессе психологической коррекции может проявляться в молчании клиента, в частых опозданиях на встречи, в пропуске встреч, в невыполнении домашних заданий и др. Важно не игнорировать проявления сопротивления, а обсуждать с клиентом возможные причины их возникновения.
Очень важно в ходе проведения психологической коррекции оценивать динамику процесса. При появлении у психолога ощущения отсутствия динамики и при возникновении переживаний по этому поводу, необходимо
178 обсудить это с клиентом, обсудить сложившиеся отношения в системе психолог-клиент. Причиной отсутствия динамики может быть осознанное или неосознаваемое утаивание клиентом определенной информации, нечетко сформулированные на диагностическом этапе ожидания и цели клиента. У клиента в ходе психологической коррекции могут возникать другие запросы, в этом случае психологу необходимо обсудить с клиентом, какой запрос для него более актуален.
Весь процесс психологической коррекции направлен на принятие клиентом ответственности за качество своей жизни, свои переживания, способы выражения чувств и эмоций, развитие межличностных отношений и удовлетворение потребностей. Для выработки и закрепления новых способов общения, форм поведения и стратегий психолог может давать домашние задания.
Важно! Только после того как основная цель и все задачи
коррекционого
этапа
достигнуты,
специалист-психолог
может
переходить к следующему этапу работы с клиентом.
III.
Завершающий этап - «экологическая проверка»
Цели завершающего этапа - закрепление результатов проделанной работы и завершение контакта.
В рамках данного этапа необходимо решить следующие задачи:
- закрепление полученного результата;
- закрепление у клиента уверенности в его способности к самостоятельному решению возникающих психологических проблем;
- определение степени эффективности проведенной психологической работы;
- анализ психологом своих личностных изменений.
Закрепление полученного результата. К завершающему этапу клиент подходит с приобретенным новым опытом, который дает ему возможность чувствовать себя увереннее и устойчивее. Новый опыт, приобретенный в ходе совместной работы с психологом, затрагивает все сферы жизнедеятельности клиента.
Необходимо учитывать, что несмотря на достигнутые положительные изменения в жизни клиента, при появлении сложных ситуаций может происходить возврат к прежним неэффективным стратегиям, способам общения и формам поведения. Поэтому, основное внимание уделяется закреплению позитивных изменений, сохранению устойчивости компонентов нового опыта (стратегии преодоления трудной ситуации, способы межличностного взаимодействия, изменения отношения к себе, к другим, осознание нового опыта и др.) и переносу позитивных изменений в жизнь.
Закрепление у клиента уверенности в его способности к самостоятельному решению возникающих психологических проблем. Реализуя выработанный совместно с психологом план по разрешению проблемы, у клиента могут возникать сомнения, что он еще недостаточно готов и
179 компетентен, и возможно ему в будущем будет необходима поддержка психолога в той или иной ситуации. Обсуждение на сессии опасений и сомнений клиента, дает возможность снизить у него тревогу и закрепить уверенность в своих силах и возможностях. Это осуществляется через обращение к его новому опыту, произошедшим позитивным изменениям в жизни и личностным ресурсам. Психолог всегда оставляет право за клиентом обратиться к нему в случае необходимости, однако стоит поддерживать самостоятельное преодоление клиентом трудностей.
Определение степени эффективности проведенной психологической работы. Обсуждение эффективности психологической работы одна из важных задач, которую решает как психолог, так и клиент. Оценка эффективности происходит за счет сопоставления запроса и ожиданий, с которыми обратился клиент, с результатами, достигнутыми в ходе совместной работы. Реализация этой задачи позволяет решить вопрос о завершении индивидуальной психологической коррекции.
Анализ психологом своего эмоционального состояния. После анализа эффективности проведенной работы психологу также важно оценить свое эмоциональное состояние. Если психолог ощущает, что работа с клиентом сильно затронула его на эмоциональном уровне, это может быть основанием для прохождения супервизии.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 23
12.2. Комплексная программа коррекции
Время после выполнения специалистом своей работы можно рассматривать как период восстановления его функционального состояния для выполнения очередных задач. Если восстановления не происходит, то постепенно могут развиваться такие негативные функциональные состояния, как: хронические формы психического напряжения и утомления, нарушение способности психических, соматических и вегетативных функций к восстановлению, что постепенно может привести к развитию различных заболеваний (Машин, 2011). Регулярные мониторинговые, а также постэкспедиционные психодиагностические обследования в системе
МЧС России позволяют выявлять негативные психологические последствия профессиональной деятельности, что свою очередь дает возможность
своевременно начать психокоррекционные мероприятия.
Анализ показателей третьей группы («психологическая коррекция»), которая определяется по итогам мониторингового и постэкспедиционного психодиагностического обследования, позволил выделить пять групп симптомов, которые формируются у специалистов МЧС России в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Эти пять групп симптомов были положены в основу комплексных программ коррекции – типовых программ, направленных на психофизиологическую коррекцию психосоматических, тревожных, депрессивных проявлений, симптомов эмоционального выгорания, оптимизацию и восстановление психофизиологического состояния, повышение функциональных и адаптивных
180 резервов. Выбор комплексной программы коррекции для определенного специалиста осуществляется в соответствии с доминирующим комплексом показателей результатов мониторингового или постэкспедиционного психодиагностических обследований.
Все программы проводятся с использованием специального оборудования, входящего в состав комнаты психоэмоциональной разгрузки.
Оснащение комнат психоэмоциональной разгрузки, описываемое в Главе 8, позволяет реализовать системный подход к процессу коррекции, в рамках которого воздействие на функциональное состояние осуществляется посредством актуализации различных психофизиологических механизмов. В развернутом названии каждой программы отражена симптоматика, на коррекцию которой направлена программа. Помимо этого, каждой программе дано название соответствующее одному из небесных светил. Далее мы подробно рассмотрим цели и задачи комплексных программ коррекции, аппаратный комплекс, входящий в их состав, а также психофизиологическое обоснование используемого оборудования.
12.2.1. Программа по коррекции и оптимизации функционального
состояния – «Щит»
Цель: восстановление и поддержание оптимального уровня функционального состояния.
Задачи:
- оперативное восстановление работоспособности;
- снижение мышечного напряжения;
- повышение функциональных и адаптивных возможностей организма;
- повышение стрессоустойчивости посредством освоения и закрепления навыков саморегуляции.
181
Аппаратн ый комплекс
Тип программы
Психофизиологическое обоснование
Кол-во сеансов
Примечание
Пр
ое
к
ц
и
он
н
ое
Ц
ве
тод
и
н
ами
ч
ес
к
ое
ус
тр
ой
ство
с экр
ан
ом
Под действием цвета происходят изменения процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Цветодинамическое воздействие является эффективным средством регуляции функционального состояния человека и применяется для оперативного восстановления работоспособности и снижения утомляемости
6-9
Возможно совместное применениес ароматерапией
К
омп
ле
к
т д
ля ф
и
тоаэ
р
ои
он
и
заци
и
Рекоме
нд
уе
м
ы
е с
бо
ры
:
мя та, лаван да
, ци траль, ш
алф ей,
эв ка лип т
Воздействие запахов эфирных масел на гипоталамо-гипофизарную систему через обонятельные рецепторы способствует снижению психоэмоционального и мышечного напряжения, восстановлению работоспособности, оптимального функционального состояния.
Фитотерапевтическое воздействие способствует формированию благоприятной атмосферы
14-18
ВАЖНО!
Использовать
фитосбор
необходимо с
учетом
индивидуальной
переносимости
В
и
бр
омас
саж
н
ое
к
р
ес
ло
Рекоме
нд
уе
м
ая п
рогра
м
м
а:
прог рамм а подбир ае тся в
за виси мост и от з
оны лок ализ аци и м ыш ечн ог о нап ря ж
ени я
Эмоциональные нагрузки могут приводить к появлению нервно- мышечного напряжения и, как следствие, мышечным зажимам. Снижение мышечного напряжения посредством вибромассажного воздействия позволяет достичь глубокой мышечной релаксации, снять мышечную усталость
14-18
Возможно совместное применение с ароматерапией
182
К
омп
ле
к
с р
еаби
ли
тац
и
он
н
ый
п
си
хофизи
ол
ог
и
ч
ес
к
и
й
д
ля трени
н
га с
би
ол
ог
и
ч
ес
к
ой
обр
атн
ой
с
вяз
ью
д
ля рег
и
стр
ац
и
и
и
у
п
р
авле
н
и
я
п
си
хофизи
олог
и
ч
ес
к
и
ми
п
ар
аме
тр
ами
ч
елове
к
а
К
урс
Б
О
С
-т
ренингов п
од
бирае
т
ся в
зависим
ос
т
и от р
езу
ль
т
ат
ов ди
агн
ост
ич
еск
ого
т
рени
нга
Рекоме
нд
уе
м
ы
е БО
С
-т
ре
нин
ги:
-
Респи раторный
БОС
тре ни нг (
«Ди аф раг ма льно е дыха ни е»,
«А
кти вирую ще е д ых ани е»)
-
Э
МГ БОС
трени нг
(«Ре лак са ци я по О
Э
МГ»
)
-
ЧСС
БОС
трени нг
(
«С
ниж ени е
ЧСС
»)
-
К
ГР
БОС
трени нг
(«Уг ас ани е КГ
Р»)
-
Э
Э
Г БО
С
трени нг
(«А
ль фа
-тр ени нг»
)
Моделирование состояний повышенной эмоциональной напряженности с предъявлением стрессогенных акустических и зрительных стимулов позволяет дать количественную и качественную оценку регулируемого физиологического параметра для выбора БОС-тренингов.
Изменения в процессе БОС- тренингов таких регулируемых физиологических параметров, как ЧСС, ЧД, мышечный тонус, альфа- ритм, КГР, способствуют стабилизации психофизиологического состояния, повышению стрессоустойчивости, освоению и закреплению навыков психической саморегуляции
14-18
ВАЖНО!
При обучении
навыкам
саморегуляции
обязательным
и необходимым
условием
является
мотивация и
активная
позиция
специалиста
Апп
ар
ат ви
зуал
ьн
ой
ц
ве
тос
ти
муля
ц
и
и
(«Оч
к
и
Пан
к
ова»
и
ли
«АС
ИР»)
«А
С
И
Р»
-
р
еком
ен
ду
ем
ы
е програ
м
м
ы
: ре ж
им ы
№ 8, 13,
19, 20,
21 и 23 п ри диап азон е длител ьно сти св етов ых и мп ул ьсов 7
-8 с.
«О
чко
в
П
анко
ва»
-
рек
ом
ен
ду
ем
ая
прод
ол
ж
ит
ел
ьн
ость се
ан
са:
длите льность перв ог о с еа нса
–
3 ми н., д лит ель ность к
аж до го послед ую щ
ег о се ан са ув елич ив ае тся на 3 м ин
Ма ксим аль ная п родол ж
ительность се ан са
15 мин
Световая стимуляция глаз с заданной частотой восстанавливает динамическое равновесие возбудительно-тормозных процессов в зрительном анализаторе.
Воздействие ритмических цветовых стимулов положительно влияет на кровообращение в глазных капиллярах, и повышает тонус глазных мышц, в результате чего происходит стабилизация эмоционального состояния
6-9
Возможно совместное применение с ароматерапией