Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1552

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

200
В
и
бр
омас
саж
н
ое
к
р
ес
ло
Рекоме
нд
уе
м
ая п
рогра
м
м
а:
программа подбир ае тся в
зави сим ости от з
оны лок ализ аци и м ы
ш ечн ог о нап ря ж
ени я
Эмоциональные нагрузки могут приводить к появлению нервно- мышечного напряжения и, как следствие, мышечным зажимам.
Снижение мышечного напряжения посредством вибромассажного воздействия позволяет достичь глубокой мышечной релаксации, снять мышечную усталость и улучшить кровообращение
14-18
Возможно совместное применение с ароматерапией
Протокол 14-дневной (Программа № 1)
№ процедуры
Ко м
плек с реа билит аци онн ый пси хоф из иоло гич ес к
ий для трен ин га с
биолог ич еск ой обра тн ой св яз ью для рег истр аци и и управ ления пси хоф из иоло гич еск им и п ара мет рами человека
В
ибром ас саж но е крес ло
К
омп лек т д ля ф
ит оа эроион из ации
1
V
V
V
2
V
V
V
3
V
V
V
4
V
V
V
5
V
V
V
6
V
V
V
7
V
V
V
8
V
V
V
9
V
V
V
10
V
V
V

201
11
V
V
V
12
V
V
V
13
V
V
V
14
Психодиагностическое обследование
Программа № 2
Аппаратный комплекс
Тип программы
Психофизиологическое обоснование
Кол-во сеансов
Примечание
К
омп
ле
к
с р
еаби
ли
тац
и
он
н
ый
п
си
хофизи
ол
ог
и
ч
ес
к
и
й
д
ля трени
н
га с
би
олог
и
ч
ес
к
ой
обр
ат
н
ой
с
вяз
ью
д
ля рег
и
стр
ац
и
и
и
уп
р
авле
н
и
я п
си
хофиз
и
олог
и
ч
ес
к
и
ми
п
ар
ам
етр
ами
чел
ове
к
а
К
урс
Б
О
С

ренингов п
од
бирае
т
ся в
зависим
ос
т
и от р
езу
ль
т
ат
ов
диагнос
т
ич
еск
ого т
ре
ни
нга.
Рекоме
нд
уе
м
ы
е БО
С

ре
нин
ги:
-
Э
Э
Г БО
С
трени нг
(«А
ль ф
а- тр ени нг»,
«Бе та
-трени нг»)
;
-
Респи раторный
БОС
тре ни нг (
«Ди аф раг ма льное дыха ни е»
)
-
Э
МГ БОС
трени нг
(«Р
ел ак са ци я по О
Э
МГ»
)
Основу данной программы составляют БОС-тренинги, направленные на изменение таких физиологических параметров как альфа- и бета ритмы, ЧД, мышечного тонуса, что способствует нормализации тонуса коры и корко-подкорковых взаимоотношений.
Процедуры БОС-тренингов рекомендуются для развития и закрепления навыков снижения уровня вегетативных проявлений тревоги , эмоциональной и мышечной напряженности, нормализации эмоционального фона, повышению психической устойчивости к стрессогенным факторам.
14-18
Оценка эффективности курса БОС- тренингов осуществляется по динамике контролируемого параметра


202
Анти
стр
ес
совая п
си
хо
физи
олог
и
ч
ес
к
ая
ауд
и
о-
ви
зуал
ьн
о-
ви
бр
отак
ти
льн
ая с
и
сте
ма
н
а базе
к
р
ес
ла н
уле
вой
г
р
ави
та
ц
и
и
Рекоме
нд
уе
м
ы
е
про
гра
м
м
ы
:
Р03,
Р08,
Р
09
При одновременной синхронной зрительной и слуховой стимуляции наряду с передачей через тело акустических волн низких частот (вибротактильная стимуляция) достигается эффект мышечной и психической релаксации.
Происходит нормализация баланса между ветвями симпатической и парасимпатической нервной системы, что способствует увеличению уровня функциональных возможностей ЦНС и, как следствие снятие психоэмоционального напряжения
14-18
Программа подбирается индивидуально в зависимости от психосоматических и психовегетативных нарушений
Протокол 14-дневной (Программы № 2)
№ процедуры
Ко м
плек с реа билит аци онн ый пси хоф из иоло гич ес к
ий для трен ин га с
биолог ич еск ой обра тн ой св яз ью для рег истр аци и и упра вления пси хоф из иоло гич ес к
им и п ара мет рами человека
А
нт истрессовая пси хоф из иоло гич ес к
ая аудио
-в из уаль но
- вибротактильн ая си стема на ба зе крес ла нул евой грави таци и
1
V
V
2
V
V
3
V
V
4
V
V
5
V
V
6
V
V
7
V
V
V
V

203
8
9
V
V
10
V
V
11
V
V
12
V
V
13
V
V
14
Психодиагностическое обследование
ВАЖНО! Необходимо учитывать, что проведение мероприятий
коррекции с использованием аппаратных методов осуществляется на
основе системного и индивидуального подходов.
Индивидуальный подход предполагает учет показаний и противопоказаний по оборудованию; индивидуальных особенностей; индивидуальной переносимости ароматических веществ
(например: ароматерапия с использованием масел).
ВАЖНО! По завершении программы коррекции необходимо
проведение психодиагностического обследования, которое включает:
- оценку актуального функционального состояния – вариационная
кардиометрия (УПФТ 1/30 «Психофизиолог»).
- психодиагностические методики, отраженные в доминирующем
комплексе
показателей
результатов
мониторингового
или
постэкспедиционного психодиагностических обследований.


204
Заключение
В своей работе специалисты экстремального профиля ежедневно сталкиваются с множеством стрессовых факторов таких как, работа в режиме ожидания и ситуации угрозы собственной жизни и здоровья, высокие психоэмоциональные нагрузки, повышенная ответственность за выполняемые действия, недостаток необходимой информации, дефицит времени на принятие решений, ненормированный рабочий день, смена климатических и временных поясов и другие. Под воздействием такого рода факторов профессионального стресса возможны изменения психологического и психофизиологического состояния, и, как следствие, снижение уровня работоспособности и выполнение профессиональных обязанностей на пределе своих возможностей. Работа в условиях интенсивной профессиональной нагрузки определяет необходимость реализации мероприятий психологической профилактики и коррекции.
Проведение профилактических и коррекционных мероприятий требует глубокого и всестороннего понимания психофизиологических и психологических механизмов и методов сохранения профессионального здоровья специалистов МЧС России. Это позволяет реализовать системный подход к профилактическим и коррекционным мероприятиям, который дополняется индивидуальным подходом, учитывающим личностные особенности и специфику актуального состояния специалистов, участвующих в профилактических и коррекционных мероприятиях.
Своевременное проведение мероприятий по психологической профилактике и коррекции снижает риск развития неблагоприятных состояний, что обеспечивает высокую надежность профессиональной деятельности и профессиональное здоровье личного состава МЧС России.

205
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23

Список литературы
1.
Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: учебник – 2-е изд., исправленное / Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В.,
Торшин В.И. – М.: РУДН, 2005. – 408 с.
2.
Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. – 3-е изд., дополненное и переработанное. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
3.
Альмуханова А.Б., Гладкова Е.С. Большая психологическая энциклопедия.

М.: «Эксмо», 2007. – 544 с. (Серия: Большая современная энциклопедия)
4.
Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. –
СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
5.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.:
Медицина, 1975. – 448 с.
6.
Аппарат транскарниальной электростимуляции: инструкция по применению. – 19 с.
7.
Апчел В.Я., Цэган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.:
Военно-медицинская академия, 1999. – 86 с.
8.
Бабунц И.В., Мириджанян Э.М., Машаех Ю.А. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма. – Ставрополь: Принт-мастер. –
2002. – 112 с.
9.
Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. –
234 с.
10.
Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. – 220 с.
11.
Барбараш Н.А. и др. Материалы к лекциям по курсу нормальной физиологии. Часть I. – Издание четвертое, переработанное и дополненное / Барбараш Н.А., Чичиленко М.В., Двуреченская Г.Я.,
Изместьев В.А., Тарасенко Н.П., Кувшинов Д.Ю., Прокашко И.Ю. –
Кемерово: КемГМА, 2008. – 185 с.
12.
Батуев А. С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем.
– М.: Высшая школа, 1983. – 247 с.
13.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.:
Издательство «Ось-89», 2001. – 224 с.
14.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. –
225 с.
15.
Гайворонский И.В., Ничипорук Г И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – 6-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
16. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической

206 практике. – Таганрог: ТГТУ, 1997. – 252 с.
17.
Гнездицкий
В.В.
Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «Реакор»: методические указания. – Медиком-МТД, 2008. –
45 с.
18.
Григорьева Н.Н. Психофизиология профессиональной деятельности:
Учебный курс (учебно-методический комплекс). – МИЭМП, 2009. –
374 с.
19.
Гусельников В.И. Электрофизиология головного мозга. Курс лекций.
– М.: Высшая школа, 1976. – 423 с.
20.
Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов – М.: Аспект-
Пресс, 2001. – 373 с.
21.
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 192 с.
22.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005. – 478 с.
23.
Методы исследования в психофизиологии : учебное пособие / под ред. Батуева А.С. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский университет,
1994. – 144 с.
24.
Дубынин В.А. Регуляторные системы организма человека: учебное пособие – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
25.
Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер,
2005. – 412 с.
26.
Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск:
Наука, 1980. – 192 с.
27
Калашников В.Н. Электрическое сопротивление кожи как индикатор психофизиологического состояния человека [Электронный ресурс] //
Концепция способа гармонизации психоэмоционального состояния человека. URL: http://www.osoznanie.biz/info/concept_n_10.pdf
(дата обращения: 12.04.2017).
28.
Кантур В.А. Профессиональное здоровье летного состава авиации тихоокеанского флота: дис. …доктор медицинских наук: 14.00.32. –
СПб., 2006. – 318 с.
29.
Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. Психология труда: учебник для бакалавров – 2-е изд. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 350 с.
30.
Котова Г.С., Бессчетнова О.В. Возрастная физиология и анатомия человека: учебное пособие. – Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006. – 220 с.
31.
В. Г. Крысько. Психология и педагогика: учебное пособие – 5-е изд. –
М.: Омега-Л, 2007. – 368 с.
32.
Ладик Б.Б. Психофизиологическая структура личности. – М.:
Медицинская литература, 2006 – 352 с.
33. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.


207
– М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
34.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.:
МГУ, 1993. – 123 с.
35.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Изд-во МГУ,
1971. – 40 с.
36.
Лугова А.М. Визуальная цветостимуляция (цветоимпульсная рефлексотерапия в схемах, рисунках и таблицах): учебно- методическое пособие. – М.: ЭКОН, 1999. – 105 с.
37.
Лугова А.М. Антистрессовая цветокоррекция в психотерапии и психологии // Психотерапия. – 2007. – № 12. – С. 11-14 38.
Малиновский. Е.Л. Учебно-методическое пособие по использованию пальцевой фотоплетизмографии [Электронный ресурс] / URL.: http://www.tokranmed.ru/metod/fpg.htm
(дата обращения: 12.04.17)
39.
Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2007. – 208 с.
40.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2001. – 400 с.
41.
Марютина Т. М., Кондаков И.М. Психофизиология: учебник для вузов
– М.: МГППУ, 2004. – 189 с.
42.
Машин В.А. К вопросу классификации функциональных состояний человека // Экспериментальная психология. – 2011. – № 1. – C. 40-56.
43.
Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. – М.: МГУ, 1981. – 111 с.
44.
Медицинская реабилитация. Книга I. – Изд. 3-е, исправленное и дополненное / под ред. Боголюбова В. М. – М.: Бином, 2010. – 416 с.
45.
Мошкевич В.С. Фотоплетизмография (Аппаратура и методы исследования). – М.: Медицина, 1970. – 208 с.
46.
Мурачев А.С. Концепция профессионального здоровья как методологическая основа совершенствования системы медицинского обеспечения боевых дежурств летного состава истребительной авиации // Материалы XXXI науч.-практ. конф. врачей 5 ЦВКГ ВВС
«Актуальные вопросы авиационной медицины». – Красногорск: 5
Центр. воен. клин. госпиталь ВВС, 2001.
47.
Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: методическое пособие / под общ. ред.
Марьина М.И. – М.: ЦОКП МВД России. 2000. – 303 с.
48.
Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ООО УМК
«Психология», 2002. – 377 с.
49. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология

208 органов слуха и речи: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
50.
Никандров В.В. Экспериментальная психология: учебное пособие. –
СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 480 с.
51.
Никитюк, Б.А.; Гладышева, А.А. Анатомия и спортивная морфология
(практикум): учебное пособие для институтов физической культуры. –
М.: Физкультура и спорт, 1989. – 176 с.
52.
Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. – СПб.:
Питер, 2006. – 607 с.
53.
Николаев С.Г. Практикум по клинической электромиографии. –
Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2003. –
264 с.
54.
Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник – 2 изд., исправленное и дополненное. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
55.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие. – М.: СФЕРА,
2002. – 510 с.
56.
Петровский А.В. Введение в психологию: учебник для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 496 с.
57.
Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека: учебник в 2 т.
Т. 1. – М.: Медицина, 1997. – 448 с.
58.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Шойгу Ю.С. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009г. – 320 с.
59.
Разработка Антистрессового психофизиологического комплекса для проведения мероприятий медико-психологического обеспечения, направленных на улучшение психоэмоционального состояния путем комплексных биоритмостимулирующих воздействий: итоговый отчет о НИР / Афтанас Л. И. – Новосибирск: Учреждение Сибирского
Отделения Российской Академии Медицинских Наук Научно- исследовательский институт физиологии, 2011. – 49 с.
60.
Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. – М.:
«Советская энциклопедия», 1979. – 704 с.
61.
Психологическая коррекция : настольная книга психолога
МЧС России / под общ. ред. Шойгу Ю.С. – Рязань : ООО «Асмин принт», 2011. – 256 с.
62.
Психологический словарь / под общ. ред. Петровского А.В.,
Ярошевского М. Г. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.:
Политиздат, 1990 – 494 с.
63.
Рутман
Э.М.
Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. – М.: Наука, 1979. – 301 с.
64.
Сапин М.Р. и др. Анатомия человека. В 2-х томах. Т.2. / Борзяк Э.И.,
Бочаров В.Я., Сапин М.Р. – 2-е изд. переработанное и дополненное –