Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1549
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
209
М.: Медицина, 1993 – 560 с.
65.
Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М.: Изд-во Московская правда, 1996. – 208 с.
66.
Семенович А.А. и др. Физиология человека: учебное пособие – 2-е изд. / Семенович А.А., Переверзев В.А., Зинчук В.В., Короткевич Т.В.
– Минск: Высшая школа, 2008. – 544 с.
67.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / под ред. Жевнерова
В.Л., Баряевой Л.Б., Галлямовой Ю.С. – СПб.: ХОКА, 2007. – 416 с.
68.
Серебрякова Т.А. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебное пособие в 2-х частях Ч. 2. – Н. Новгород:
ВГИПУ, 2008. – 196 с.
69.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2003. – 304 с.
70.
Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие – М.: Академия, 2006.
– 368 с.
71.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая.
Спортивная. Возрастная: учебник – 4-е изд., исправленное и дополненное – М.: Советский спорт, 2012. – 620 с.
72.
Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций – М.: Медицина, 2000. – 784 с.
73
Тарасова А.А. Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе
МЧС России. – М., 2016.
– 109с.
74.
Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 –
«Психофизиолог»: методический справочник. – Таганрог: научно- производственно-конструкторская фирма «Медиком МТД», 2004. – 78 с.
75.
Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 –
«Психофизиолог»: методический справочник. – Таганрог: научно- производственно-конструкторская фирма «Медиком МТД», 2013. –
103 с.
76.
Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие –
2-е изд. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 416 с.
77.
Физиология человека / под ред. Косицкого Г.И. – 3-е изд.
Переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1985. – 544 с.
78.
Филимонов В.И. Физиологические основы психофизиологии. – М.:
МЕДпресс-информ, 2003. – 320 с.
79.
Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний : учебное пособие. – К.: МАУП, 2006. – 240 с.
80.
Функциональное биоуправление с биологической обратной связью
«Реакор»: методической справочник.
–
Таганрог: научно-
210 производственно-конструкторская фирма «Медиком МТД», 2013. –
144 с.
81.
Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. – М.: Изд-во «Мир», 1981. –
246 с.
82.
Шаповалова О.Ю., Лебедева Н.А. Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в
Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский университет ГПС
МЧС России, 2013. – 117 с.
83.
Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: учебное пособие. – М.:
Аспект Пресс, 2002. – 277с.
84.
Юсевич Ю.С. Электромиография в клинике нервных болезней. – M.:
Медгиз, 1958. – 128 с.
85.
Kolb D. Experiential Learning: Experience as the source of Learning and
Development. – Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1984.
211
Приложение 1
Психофизиологические методики
1. Методика вариационной кардиометрии
Методика вариационной кардиометрии (ВКМ) используется для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы по параметрам ритма сердечной деятельности, а также для оценки общего функционального состояния человека.
При проведении обследования регистрируется ЭКГ-сигнал с помощью специальных датчиков. При установке датчиков следует обращать внимание на качество контакта, от которого во многом зависит качество самого регистрируемого сигнала и количество различных артефактов. Необходимо стремиться к минимальному количеству артефактов или полному их отсутствию, несмотря на то, что прибор осуществляет их фильтрацию.
В процессе регистрации ЭКГ-сигнала измеряется время между соседними
RR-интервалами. Минимальный цикл для обследования по методике равен времени, необходимому для регистрации 128 кардиоинтервалов. Время обследования составляет 5 минут.
Интерпретация результатов осуществляется по нескольким направлениям:
1.
Используя характеристики распределения кардиоинтервалов, оценивается уровень напряжения регуляторных механизмов сердечной деятельности по Р.М. Баевскому.
2. На основе анализа гистограммы и спектрального анализа ритма сердца изучается преобладание симпатической или парасимпатической систем в регуляции сердечного ритма.
3. Оценивается общее функциональное состояние организма человека по параметрам сердечной деятельности.
Условия проведения методики ВКМ
- запись ВКМ проводят в тишине. Необходимо устранить факторы, приводящие к эмоциональному возбуждению, разговоры, телефонные звонки и т.п.
- обследование должно проводиться не ранее, чем через 1,5-2 часа после приема пищи.
- перед регистрацией необходим период адаптации обследуемого (отдых в сидячем положении) в течение 5 минут для снижения влияния предшествующих возможных нагрузок и получения параметров сердечного ритма, наиболее типичных для этого обследуемого.
- в процессе измерения ВКМ обследуемый должен спокойно дышать, занять удобное положение, сидеть ровно, расслабленно, и не изменять положения тела и головы.
- в непосредственной близости от обследуемого не должны находиться включенные приборы (компьютеры, источники бесперебойного питания, мониторы, принтеры, ксероксы), которые могут приводить к существенному
212 повышению электромагнитных помех, препятствующих качественной регистрации ЭКГ.
2. Методика простой зрительно-моторной реакции
Методика простой зрительной моторной реакции (ПЗМР) используется для экспресс-оценки уровня активации
ЦНС. В основе оценки функционального состояния ЦНС лежит анализ уровня и стабильности сенсомоторных реакций человека в ответ на световые раздражители.
В качестве стимулов в приборе используются световые импульсы
(загорание зеленой лампочки) на передней панели прибора. Стимулы предъявляются последовательно.
Тест состоит из 75 или 35 (в зависимости от варианта сценария) световых стимулов зеленого цвета, где первые 5 являются тренировочными и в расчете параметров не участвуют. Это требование обусловлено особенностями алгоритмов оценки функционального состояния ЦНС. В процессе выполнения теста регистрируется время ответной реакции в миллисекундах и количество ошибочных действий (пропуск сигнала, преждевременное нажатие). По окончании тестирования рассчитываются среднее время ответной реакции, среднеквадратичное отклонение, количество ошибок упреждения, количество ошибок запаздывания.
3. Методика простой зрительно-моторной реакции в ответ на начало
движения
Методика простой зрительно-моторной реакции в ответ на начало движения (ПЗМР-ДС) позволяет судить о функциональном состоянии ЦНС.
Простая зрительно-моторная реакция используется для оценки зрительного и центрального утомления, качества сенсомоторного воздействия, подвижности нервной системы. При утомлении время реакции изменяется (увеличивается), увеличивается и разброс регистрируемых показателей.
В качестве стимулов в приборе используется движение стрелки, расположенной на передней панели. Стрелкой периодически начинает вращение по случайному закону. В ответ на движение стрелки, обследуемому необходимо с максимальной скоростью нажимать кнопки «ДА» или «НЕТ», расположенные на пульте УПФТ «Психофизиолог», которые останавливают движение стрелки. При этом обследуемый должен стремиться, как можно меньше допускать ошибок, таких как преждевременное нажатие кнопки, пропуск сигнала.
Тест состоит из 35 движений стрелки, из которых первые 5 являются тренировочными (в расчете и интерпретации не участвуют), а остальные 30 – зачетными и учитываются в результатах обработки. Движение стрелки осуществляется со скоростью вращения один оборот в секунду (360 градусов в секунду). Нажатие кнопки «ДА» или «НЕТ» (выбор кнопки не принципиален) на УПФТ «Психофизиолог» останавливает стрелку, угол поворота до остановки стрелки позволяет примерно оценить время реакции с учетом известной скорости вращения.
213
Интервал времени между соседними движениями стрелки меняется по случайному закону с равномерным распределением в диапазоне от 1 с до 3 секунды. Предыдущее положение стрелки является стартовым для следующего этапа.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 23
4. Методика простой сенсомоторной реакции в ответ на слуховой
раздражитель
Методика простой сенсомоторной реакции в ответ на слуховой раздражитель (ПСМР) позволяет оценить скорость протекания нервных процессов и стабильность слухомоторной реакции с использованием звукового стимула и используется для экспресс-оценки уровня активации ЦНС при обработке сигналов слуховым анализатором.
Время реакции определяют как интервал между появлением звукового сигнала и ответным действием.
В данной методике обследуемому предъявляется один и тот же звуковой стимул, который подается либо через встроенный в модуль психомоторных тестов динамик, либо через наушники, подключенные к разъему, расположенному на задней панели модуля психомоторных тестов.
Всего предъявляется 35 звуковых стимулов, из которых первые 5 являются тренировочными, а остальные 30 – зачетными и учитываются в результатах обработки.
5. Методика сложной зрительно-моторной реакции
Методика сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР)предназначена для оценки уровня работоспособности на основе анализа времени реакции, стабильности реакций и количества ошибок на стимулы, относящихся к зрительной модальности.
В качестве стимуляторов (световых раздражителей) используется световой индикатор с возможностью подачи стимулов красного или зеленого цвета. Стимулы предъявляются последовательно, в случайном порядке. Число стимулов должно быть 75 или 35 (в зависимости от варианта сценария). Первые
5 стимулов являются тренировочными и в расчете не участвуют. В процессе выполнения теста регистрируется время ответной реакции и количество ошибочных действий: неправильный ответ, пропуск сигнала, преждевременное нажатие.
6. Методика сложной зрительно-моторной реакции с выбором из двух
альтернатив в 3 этапа
Методика сложной зрительно-моторной реакции с выбором из двух альтернатив (СЗМР-3)является 3-х этапным вариантом реализации СЗМР, на каждом этапе которого обследуемый выполняет разные действия в соответствии с предъявляемыми инструкциями. Методика позволяет получать большее количество информации для интерпретации адекватности работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания.
СЗМР-3 направлена на определение основных свойств нервных процессов: