Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, по результатам анализа полученных данных на контрольном этапе, мы получили следующее: в исследуемой группе детей старшего дошкольного возраста
– повысился уровень сформированности нравственных представлений: больше стало детей с высоким уровнем (30% вместо 10%), стало меньше детей с низким уровнем (10% вместо 30%);
– повысился уровень эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам: высокий уровень - 40 % вместо 10%, вместо 30% детей с низким уровнем стало 10%;
– значительно повысился уровень взаимопомощи у дошкольников;
– повысился общий уровень нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, на контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных результатов на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что уровень формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста возрос по каждому из трёх критериев, что позволяет судить о результативности реализации комплекса дидактических игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основе философской, социологической и психолого-педагогической, литературы был изучен процесс нравственного воспитания, который заканчивается сформированным определенным уровнем нравственной воспитанности. Нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические особенности нравственного воспитания: в старшем дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
3. Выявленные нами на констатирующем этапе показатели говорят о недостаточной нравственной воспитанности старших дошкольников. По результатам исследования высокий уровень нравственного развития дошкольников обнаружен только у 10% детей (1 дошкольник), средний уровень нравственного развития у 60% детей (6 дошкольников), низкий уровень нравственного развития у 30% детей (3 дошкольника).
4. С целью совершенствования воспитательного процесса в группе детского сада был составлен комплекс дидактических игр, направленных на развитие нравственных представлений, суждений и понятий, развитие нравственных чувств: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, радость; формирование навыков и привычек нравственного поведения.
5. Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы показали, что после проведения формирующего этапа выявлена положительная динамика формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных результатов на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что уровень формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста возрос по каждому из трёх критериев, что позволяет судить о результативности реализации комплекса дидактических игр. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза получила практическое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2009. – 594 с. -
Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры / О.В. Бережнова // Образование и общество. 2018. № 3. С. 33-42. -
Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с. -
Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. М. : Академия, 2005. 412 с. -
Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1995. С. 132-142. -
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение,1979. 289 с. -
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. [Текст] / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2011. – 211 с. -
Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2009. 96 с. -
Бывшева, М.В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования [Электронный ресурс] / М.В.Бывшева // Педагогическое образование в России. 2015. -№ 3 - Режим доступа : https://cyberleninka.ru -
Вареца, Е.С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки/ Е.С.Вареца // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2014. - № 4 С. 34-38. -
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2016. – 53 с. -
Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2010. - 819 с. -
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М., 2011. – 230 с. -
Григорьева, Г.Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г.Г. Григорьева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции 2012. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru -
Козлов Э. П. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2017. № 1-9. С. 25-27. -
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.А. Козлова. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – URL: http://i.bookfi.net/covers/159000/af24f4bdd02f77de325768c7bd091bb6-d.jpg (дата обращения: 11.03.2023). -
Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, - 2007, с. 28- 30. -
Куниченко, О.В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры. [Электронный ресурс] / О.А.Куниченко // Известия Саратовского университета. - 2015 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ -
Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. М.: Просвещение, 2016. – 427 с. -
Лебедева, С.А. Игра и её развитие у детей [Текст] / С.А. Лебедева. – Шуя изд.-во. «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ» – 2019. – 44 с. -
Леонтьев, А.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 464 с. -
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. М.: Педагогика, 1983. 320 с. -
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2000. – 523 с. -
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 2005. – 180 с. -
Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников :учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Марьенко. - Москва : Просвещение, 2020.- 183 с. -
Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1988. – 440 с. -
Метлик, И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике: монография / И. В.. Метлик, И. А. Галицкая // Москва : Педагогика, 2009 - С.36. -46. -
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей. М.: Айрис-пресс, 2019. – 208 с. -
Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2012. - 96 с. -
Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М.: Академия, 2019. – 96 с. -
Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2015. – 239 с. -
Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника. М., Педагогика, 2016. – 194 с. -
Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_158523/ (дата обращения: 14.03.2023). -
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.03.2023). -
Попова, Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Е.И.Попова // Концепт. - 2014. - № 3 Режим доступа: http://e-koncept.ru. -
Потаповская, О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции[Электронный ресурс] / О. М. Потаповская //Вестник ПСТГУУ. №1 - Режим доступа : https://cyberleninka.ru -
Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Академия, 2018. – 144 с. -
Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 157 с. -
Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2015. – 340 с. -
Уварова, Л. Б. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций [Электронный ресурс] / Л.Б. Уварова // Концепт. - 2014. - № 4 Режим доступа: http://e-koncept.ru -
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: «Педагогика», 1994. – 569 с. -
Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. СПб., Питер, 2008. – 438 с. -
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. – 144 с. -
Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 12-29. -
Якобсон, П.М. Чувства. Их развитие и воспитание./П.М.Якобсон - Москва: Знание, 1976.- 234с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика «Закончи историю» (авт. Р.М. Калинина).
Стимульный материал: четыре незаконченные истории
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы.
Предъявление задания
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,.. .Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
Приложение 2
«Осознание себя и других в отношениях с другими» (по методике М.И. Непомнящей)
Вопросы о личностных качествах:
-
Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему? -
Что такое добрый человек? -
Что такое злой человек? -
Тебя хвалят? Кто? За что? -
Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему? -
Кто тебе в группе больше всех нравится? -
Меньше всех нравится? -
Кого ты больше всего жалеешь? -
Если бы ты увидел(а), что мальчик (девочка) плачет, что ты сделал(а) бы? Что почувствовал(а) бы? -
Кто у вас в группе самый добрый? -
Кто у вас в группе самый злой? -
Есть такой человек, на которого ты хотел(а) бы быть похо-
жим(ей)?
Если ребенок понимает этот вопрос как внешнее сходство, то объясняется, что имеется в виду. После этого задаются такие вопросы: «А ты та- кой(ая) же? Чем не такой(ая) же?» и т. п.
Все свои ответы ребенок должен обосновать. При этом выясняется осознание им своих личностных качеств и отношения к себе, что понимает ребенок под такими словами, как «добрый» и «злой» и т. п., предпочтение им определенных лиц, сопоставление себя с ними, наличие идеала, осмысляется или нет другой человек, а если осмысляется, то что при этом оказывается значимым, какие личностные качества, например заступиться за друга для ребенка важнее, чем то, что другой не шалит.