Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, по результатам анализа полученных данных на контрольном этапе, мы получили следующее: в исследуемой группе детей старшего дошкольного возраста

– повысился уровень сформированности нравственных представлений: больше стало детей с высоким уровнем (30% вместо 10%), стало меньше детей с низким уровнем (10% вместо 30%);

– повысился уровень эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам: высокий уровень - 40 % вместо 10%, вместо 30% детей с низким уровнем стало 10%;

– значительно повысился уровень взаимопомощи у дошкольников;

– повысился общий уровень нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, на контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных результатов на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что уровень формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста возрос по каждому из трёх критериев, что позволяет судить о результативности реализации комплекса дидактических игр.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ



1. На основе философской, социологической и психолого-педагогической, литературы был изучен процесс нравственного воспитания, который заканчивается сформированным определенным уровнем нравственной воспитанности. Нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические особенности нравственного воспитания: в старшем дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

3. Выявленные нами на констатирующем этапе показатели говорят о недостаточной нравственной воспитанности старших дошкольников. По результатам исследования высокий уровень нравственного развития дошкольников обнаружен только у 10% детей (1 дошкольник), средний уровень нравственного развития у 60% детей (6 дошкольников), низкий уровень нравственного развития у 30% детей (3 дошкольника).

4. С целью совершенствования воспитательного процесса в группе детского сада был составлен комплекс дидактических игр, направленных на развитие нравственных представлений, суждений и понятий, развитие нравственных чувств: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, радость; формирование навыков и привычек нравственного поведения.

5. Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы показали, что после проведения формирующего этапа выявлена положительная динамика формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных результатов на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что уровень формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста возрос по каждому из трёх критериев, что позволяет судить о результативности реализации комплекса дидактических игр. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза получила практическое подтверждение.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2009. – 594 с.

  2. Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры / О.В. Бережнова // Образование и общество. 2018. № 3. С. 33-42.

  3. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.

  4. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. М. : Академия, 2005. 412 с.

  5. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1995. С. 132-142.

  6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение,1979. 289 с.

  7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. [Текст] / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2011. – 211 с.

  8. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2009. 96 с.

  9. Бывшева, М.В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования [Электронный ресурс] / М.В.Бывшева // Педагогическое образование в России. 2015. -№ 3 - Режим доступа : https://cyberleninka.ru

  10. Вареца, Е.С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки/ Е.С.Вареца // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2014. - № 4 С. 34-38.

  11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2016. – 53 с.

  12. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2010. - 819 с.

  13. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М., 2011. – 230 с.

  14. Григорьева, Г.Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г.Г. Григорьева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции 2012. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru

  15. Козлов Э. П. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2017. № 1-9. С. 25-27.

  16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.А. Козлова. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – URL: http://i.bookfi.net/covers/159000/af24f4bdd02f77de325768c7bd091bb6-d.jpg (дата обращения: 11.03.2023).

  17. Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, - 2007, с. 28- 30.

  18. Куниченко, О.В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры. [Электронный ресурс] / О.А.Куниченко // Известия Саратовского университета. - 2015 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/

  19. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. М.: Просвещение, 2016. – 427 с.

  20. Лебедева, С.А. Игра и её развитие у детей [Текст] / С.А. Лебедева. – Шуя изд.-во. «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ» – 2019. – 44 с.

  21. Леонтьев, А.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 464 с.

  22. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

  23. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

  24. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 2005. – 180 с.

  25. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников :учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Марьенко. - Москва : Просвещение, 2020.- 183 с.

  26. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1988. – 440 с.

  27. Метлик, И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике: монография / И. В.. Метлик, И. А. Галицкая // Москва : Педагогика, 2009 - С.36. -46.

  28. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей. М.: Айрис-пресс, 2019. – 208 с.

  29. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2012. - 96 с.

  30. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М.: Академия, 2019. – 96 с.

  31. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2015. – 239 с.

  32. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника. М., Педагогика, 2016. – 194 с.

  33. Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_158523/ (дата обращения: 14.03.2023).

  34. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.03.2023).

  35. Попова, Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Е.И.Попова // Концепт. - 2014. - № 3 Режим доступа: http://e-koncept.ru.

  36. Потаповская, О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции[Электронный ресурс] / О. М. Потаповская //Вестник ПСТГУУ. №1 - Режим доступа : https://cyberleninka.ru

  37. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Академия, 2018. – 144 с.

  38. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 157 с.

  39. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2015. – 340 с.

  40. Уварова, Л. Б. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций [Электронный ресурс] / Л.Б. Уварова // Концепт. - 2014. - № 4 Режим доступа: http://e-koncept.ru

  41. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: «Педагогика», 1994. – 569 с.

  42. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. СПб., Питер, 2008. – 438 с.

  43. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

  44. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 12-29.

  45. Якобсон, П.М. Чувства. Их развитие и воспитание./П.М.Якобсон - Москва: Знание, 1976.- 234с.




ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1

Методика «Закончи историю» (авт. Р.М. Калинина).

Стимульный материал: четыре незаконченные истории

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы.

Предъявление задания

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,.. .Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

Приложение 2

«Осознание себя и других в отношениях с другими» (по методике М.И. Непомнящей)

Вопросы о личностных качествах:

  1. Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему?

  2. Что такое добрый человек?

  3. Что такое злой человек?

  4. Тебя хвалят? Кто? За что?

  5. Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему?

  6. Кто тебе в группе больше всех нравится?

  7. Меньше всех нравится?

  8. Кого ты больше всего жалеешь?

  9. Если бы ты увидел(а), что мальчик (девочка) плачет, что ты сделал(а) бы? Что почувствовал(а) бы?

  10. Кто у вас в группе самый добрый?

  11. Кто у вас в группе самый злой?

  12. Есть такой человек, на которого ты хотел(а) бы быть похо-

жим(ей)?

Если ребенок понимает этот вопрос как внешнее сходство, то объясняется, что имеется в виду. После этого задаются такие вопросы: «А ты та- кой(ая) же? Чем не такой(ая) же?» и т. п.

Все свои ответы ребенок должен обосновать. При этом выясняется осознание им своих личностных качеств и отношения к себе, что понимает ребенок под такими словами, как «добрый» и «злой» и т. п., предпочтение им определенных лиц, сопоставление себя с ними, наличие идеала, осмысляется или нет другой человек, а если осмысляется, то что при этом оказывается значимым, какие личностные качества, например заступиться за друга для ребенка важнее, чем то, что другой не шалит.