Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предлагаемые слова: оскорбить - поздравить, ударить - приласкать, намусорить - убрать за собой, нагрубить - поблагодарить, сломать - починить.
Воспитатель сообщал, что дерево потеряло листву и предлагал детям пополнить листочками Чудо-дерево.
Для этого он интересуется, как можно обрадовать своих близких, членов семьи. На каждое предложение нужно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел.
Эти листочки будут символизировать добрые дела. Затем дети прикрепляли их к Чудо-дереву.
Дети по одному подходят к корзине, вкратце рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам.
Через восприятие «дерева без листвы» детям показали безрадостность жизни человека в плохом настроении.
Дошкольники декорировали дерево листочками из положительных поступков, тем самым улучшали нравственное поведение в реальной жизни. Дети охотно выполняли задание.
В конце игры воспитатель задавал детям вопросы:
• Какое действие в игре тебе понравилось больше всего?
• Сколько ты услышал хороших и плохих поступков?
• С помощью какого поступка ты порадовал своих близких?
• Что было самым интересным в игре?
• Все ли задуманное сегодня у тебя получилось?
Реализация комплекса проводилась во время свободной деятельности детей, так и были включены в образовательную деятельность – занятия по формированию целостной картины мира. По длительности игры шли не более 20 минут – время, отведённое на НОД. Во время игры педагог всегда вставал в одну игровую позицию с ребёнком, начинал взаимодействовать с другими детьми опосредованно через своего персонажа. При разворачивании игры, создавались дополнительные общие пространства в соответствии с требованиями игры (детская площадка, лес и тому подобное). Сюжеты появившихся в игре детей объединялись, поддерживалось расширение игрового взаимодействия.
При затухании интереса, сюжета, снижения эмоционального фона появлялись новые «фишки», например, при появлении дождя использовался пульверизатор, ветер имитировал веер, снег – смятые бумажечки и так далее. Сюжет игры всегда обогащался, на протяжении всего времени реализации комплекса. Логические свёртывания игры соблюдались – игровые персонажи были удалялись «со сцены» - если дети не могли закончить игру, то взрослый предлагал концовку.
И наконец, важно, после игры переключать детей на другой вид деятельности. Дети вели себя заинтересованно, проявляли старание. Роли распределяли затруднительно, так как особенностью старшего дошкольного возраста является то, что дети стремятся быть лидерами. Иногда, распределение ролей регулировалось педагогом, но не напрямую, а через создание ситуаций выбора.
Методически правильно организованная работа по нравственному воспитанию к концу работы по нравственному воспитанию дала следующие результаты:
– повысился интерес дошкольников к игре;
– сформировались навыки совместной деятельности;
– сложился коллектив детей, благодаря сотрудничеству;
– расширились представления детей об окружающем;
– создалась благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
– ярче раскрылись склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
– возросла значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепились товарищеские связи; установились тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой нравственного поведения;
– сформировалось чувство общественного долга;
– нравственные нормы стали для детей потребностью;
– шире стали нравственные представления;
– у детей получили развитие нравственные качества: чувство долга, ответственности, стремление помогать другим, сопереживать и сочувствовать.
Таким образом, комплекс дидактических игр по нравственному воспитанию в старшем дошкольном возрасте, был направлен на развитие нравственных представлений, суждений и понятий, развитие нравственных чувств: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, радость; формирование навыков и привычек нравственного поведения. Во все игры были заложены ориентации нравственного поведения детей. Все дидактические игры носили нравственное содержание и ставили детей перед нравственным выбором.
2.3. Анализ реализованного комплекса дидактических игр, направленного на нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте
Цель контрольного этапа: выявить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на конец исследования, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Задачи контрольного этапа:
– выявить динамику нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
– выполнить анализ и интерпретацию полученных результатов;
– сравнить результаты на начало и конец опытно-экспериментальной работы, сформулировать выводы.
На контрольном этапе эксперимента для оценки изменений, произошедших за время работы над формированием нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, были использованы те же методы исследования и диагностические методики, что и на первом этапе исследования.
На контрольном этапе с помощью Методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р. М. Калининой) мы выявили следующее.
Высокий уровень сформированности представлений о нравственных нормах выявлен у 3 детей (30%). Эти дети показали знание нравственных правил и норм.
Средний уровень выявлен у 60% детей. Эти дети понимают такие нравственные нормы как, как доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, а не всегда могут объяснить их суть и применить к себе.
Низкий уровень представлений о нравственных нормах выявлен у 10% детей. Только один ребенок не смог объяснить сущность предлагаемых нравственных норм, не мог до конца понять ситуацию, просил помощи взрослого.
Полученные нами результаты показывают, что большая часть детей часть детей (60%) в развитии представлений о нравственных нормах соответствует своему возрасту, выявлены дети с высоким уровнем (30%).
Представим сравнительные результаты по уровню сформированности представлений о нравственных нормах у детей старшего дошкольного возраста в исследуемой группе на констатирующем и контрольном этапах на рис. 4.
Рисунок - 4 – Сравнительные результаты исследования уровня сформированности представлений о нравственных нормах у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таким образом, нами выявлено, что в исследуемой группе детей старшего дошкольного возраста повысился уровень представлений о нравственных нормах у детей старшего дошкольного возраста: появились детей с высоким уровнем (30%), стало меньше детей с низким уровнем (10% вместо 30%).
Для выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам дошкольников использовалась методика «Осознание себя и других в отношениях с другими» (автор авт. М.И.Непомнящая).
Сравнительные результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 5).
Рисунок - 5 – Сравнительные результаты исследования уровня эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах
В результате диагностики уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам старших дошкольников на контрольном этапе нами были выявлены следующие данные.
Высокий уровень эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам диагностирован у 4 дошкольников (40 %). Эти дети способны выделять разные ситуации неблагополучия – внешние и внутренние – и реагировать на них активными эмоциональными реакциями, самостоятельно отбирать и применять различные способы сопереживания и сочувствия по отношению к «другому».
Средний уровень нравственных представлений выявлен у большинства старших дошкольников, у 5 человек (50 %). Эти дети проявили активное эмоциональное реагирование на затруднения и неблагополучие героя (Кота Леопольда и чрезмерной агрессии мышей), однако способы сопереживания и сочувствия были однообразны и чаще всего подражательны, а поведение ситуативно и избирательно.
Низкий уровень обнаружен у 10% детей. Ребенком с трудом было выявлено неблагополучие героя, эмоциональные реакции носили пассивный характер, эпизодически и фрагментарно встречались отдельные элементы проявления сопереживания и сочувствия.
Поведенческий компонент духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника на контрольном этапе исследования изучался при помощи методики изучения взаимопомощи у дошкольников в ситуации выбора Г.М. Коджаспировой. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4-Результаты исследования детей старшего дошкольного возраста по методике изучения взаимопомощи у дошкольников (авт. Г.М.Коджаспирова) на контрольном этапе
Изучение взаимопомощи у дошкольников | Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | Итоговый показатель | |||
Конст этап | Контр этап | Конст этап | Контр этап | Конст этап | Контр этап | ||
Высокий | 10% (1 чел.) | 30% (3 чел.) | 20% (2 чел.) | 40% (4 чел.) | 20% (2 чел.) | 40% (4 чел.) | 40% (4 чел.) |
Средний | 50% (5 чел.) | 60% (6 чел.) | 60% (6 чел.) | 50% (5 чел.) | 50% (5 чел.) | 50% (5 чел.) | 50% (5 чел.) |
Низкий | 40% (4 чел.) | 10% (1 чел) | 20% (2 чел.) | 10% (1 чел) | 30% (3 чел.) | 10% (1 чел) | 10% (1 чел) |
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе выполнения серии заданий по трем сериям заданий, определил, что к высокому уровню взаимопомощи у дошкольников относятся 40% детей старшего дошкольного возраста (4 чел.). К среднему уровню развития взаимопомощи у дошкольников относятся 50% детей старшего дошкольного возраста (5 чел.). К низкому уровню развития взаимопомощи у дошкольников относятся 10% детей старшего дошкольного возраста (1 чел.).
Выявленные на контрольном этапе показатели позволили нам обобщить данные всех проведенных исследований и вывести уровень развития нравственной воспитанности детей, представленный в рис. 6.
Рисунок - 6 – Сравнительные результаты исследования уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что высокий уровень нравственного развития дошкольников обнаружен у 40% детей (4 дошкольника), средний уровень нравственного развития у 50% детей (5 дошкольников), низкий уровень нравственного развития у 10% детей (1 дошкольник).