Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1.1. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста



К.Д. Ушинский писал, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов», подчеркивал: «нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большего ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть..» [10, с. 31].

В старшем дошкольном возрасте возможности нравственного воспитания расширяются. Это объясняется формированием психологических новообразований, особенностей социального развития, осознания ребенком себя как субъекта в системе человеческих отношений.

Сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в формировании представлений о нравственных ценностях, определяющих нравственное отношение и поведение ребенка в нерегламентированных ситуациях и в различных видах деятельности, организованных взрослыми.

Л.М. Карпова, М.В. Ласица определяют целью воспитания нравственную рефлексию - направленность сознания на сферу моральных чувств, суждений и поступков, анализ, осмысление их. Нравственная рефлексия, по мнению авторов, позволяет упорядочивать детские впечатления, создавать синтез чувственного и рационального как основание нравственного поведения.

Мы согласны с позицией А.Ф. Яфальян, выделившей постулаты нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

- добрая, неагрессивная воспитательная среда, ориентированная на человечность, отзывчивость и доброту;

- взрослый всегда является примером для детей;

- последовательность и справедливость требований, предъявляемых к ребенку;

- признание нравственного воспитания незавершаемым процессом, начинающимся с рождения [8].

Е.А. Лупандина, А.Н. Моисеева указывают на то, что формирование нравственности осуществляется в процессе смыслотворческой деятельности, имеющей культурологический характер и проявляющейся в суждениях и поступках в ситуациях выбора, ситуациях встречи с прекрасным и трагическим; через способы регулирования отношений человека и окружающего мира; через особенности продуктов творчества человека [3].


Под нравственностью понимается личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, и обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе, труду и т. д. Моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т. д. Именно поэтому большее количество исследований в области нравственного воспитания сводятся к проблеме изучения или формирования когнитивного компонента нравственного развития детей любого возраста [1; 3; 6; 8].

Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что единого подхода к содержанию нравственного воспитания не существует.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в науке подходы к содержанию компонентов нравственного воспитания дошкольников.

1. Когнитивный подход рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении. Основным структурным компонентом здесь выступает нравственное просвещение (Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев) [1, с. 14].

2. Оценочно Эмоциональный подход не только рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нем активную роль эмоциям, характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, устойчивость, глубину личности.

Духовно Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения ребенка к духовно нравственным ценностям, идеалам, воспитание мировоззрения на основе осмысления отношения к самому себе, своим жизненным целям, связи с окружающим миром на принципах гуманизма. Духовно нравственное воспитание предусматривает взаимосвязь двух составляющих в человеке – духовной и нравственной; если духовность характеризует «вертикальные» устремления личности, стремление к ценностям, идеалам, то нравственность – это сфера «горизонтальных» устремлений, которая выражается в отношениях с людьми и обществом.

Важным в процессе духовно нравственного воспитания является ориентированность на цели

, задачи воспитательно-образовательного процесса, выбор эффективных средств. Основную цель духовно нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста мы видим в раскрытии душевных сил ребенка. Именно поэтому воспитательная работа направлена на

– сохранение душевной чистоты ребёнка дошкольника, формирование его внутренней свободы;

– побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей, таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром;

– воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно нравственных ценностей и потребности в совершенствовании окружающего мира с помощью своего мироотношения.

3. Поведенческий (деятельностный) подход трактует нравственное воспитание как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения, свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стремления человека к нравственному идеалу. Основные компоненты нравственного воспитания в рамках данного подхода – формирование навыков и привычек поведения, умения делать нравственный выбор в процессе жизнедеятельности (К.Н. Вент цель, С.И. Гессен, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой) [5, с. 23–25].

Б.Т. Лихачев указывал на то, что нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения, нравственные ценности человек способен постичь только методом проб и ошибок, в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора [3, с. 78].

4. Целостный подход рассматривает нравственное воспитание как единый процесс развития нравственной личности ребёнка, выделяя в качестве структурных компонентов нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, характера, черт личности. Именно этой концепции мы придерживаемся в данной исследовательской работе. В его основу был положен следующий механизм: нравственное просвещение (представления о нравственных ценностях);

– внутренняя мотивация (зарождение мотива для обладания нравственной ценностью);

– отношение (проявление отношения к нравственной ценности, адекватное выражение эмоций) – практическая реализация (выражение знания через собственные поступки в отношениях с окружающими, собственном поведении).


Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации предоставляет широкий спектр средств нравственного воспитания дошкольников. Раскроем ряд средств.

Значительную роль как источник содержания и опыт проявления нравственных ценностей играет художественная литература. По мнению А.А. Муратовой, художественная литература побуждает к нравственному самосовершенствованию, к готовности к правильным действиям и поступкам в ситуации неопределенности, является источником духовной информации, заставляет задуматься о жизненных вопросах, раскрывает смысл и значение правды и справедливости, поступков по совести, учит принимать боль и радость других людей [5].

Круг чтения детей дошкольного возраста предоставляет педагогу широкие возможности для формирования представлений о нравственных ценностях и включает произведения фольклора разных народов, произведения российских и зарубежных авторов прошлого и настоящего. Так, фольклорные произведения, прежде всего сказки, являются ярким примером демонстрации борьбы добра со злом и победы добра во имя справедливости. Примеры проявления верности и преданности, чести, совести мы находим в сказках А.С. Пушкина, произведениях для детей Л.Н. Толстого, воли и личного достоинства в сказках братьев Гримм, Х.К. Андерсена. Весь спектр нравственных ценностей отражен в произведениях писателей ХХ века – А.Л. Барто, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.Ю. Драгунского, В.А. Осеевой, Н.Н. Носова, Т. Янссон, А. Линдгрен. Не менее привлекательны для детей в аспекте увлекательности и яркости и для педагогов с позиций нравственного воспитания произведения современных авторов: Д. Бурачевской, М. Яснова, С. Махотина, С. Белорусца, С. Нурдквиста, Р.Лагеркранц.

В работе А.Н. Моисеевой, И.А. Абрамовой средством нравственного воспитания выступают наблюдения в повседневной жизни за окружающей природой и предметным миром, ставящими перед ребенком множество задач. Наблюдения осуществляются в форме организуемой педагогом экскурсии, в процессе которой дошкольники приобретают начальную социальную информированность о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о соответствующих оценках поступков и нравственных качествах людей [4].

В работе В.А. Деркунской, Н.А. Демченко средством нравственного воспитания дошкольников выступают социальные акции - участие в имеющих социальную значимость событиях, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается, формирующее опыт сопричастности и творения добра [1]. Исходя из цели, социальные акции могут быть: исследовательскими (выявление отношения людей к определенной проблеме), благотворительными (оказание безвозмездной помощи нуждающимся), пропагандистскими (распространение информации, идей, взглядов с целью изменения сознания, поведения, отношения). В организации социальной акции важно осознание детьми того, что они делают хорошее, правильное дело, которое улучшает мир.


В работе Е.А. Лупандиной, А.Н. Моисеевой средством нравственного воспитания дошкольников выступает творческая продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). По мнению авторов, культура творческого ремесла раскрывает знание, особенности межпоколенческих взаимоотношений, жизни и быта [3].

Старшие дошкольники (особенно это выражено у детей седьмого года жизни) проявляют интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к воспитателю, родителям, стремясь утвердиться в своих знаниях, установить взаимосвязь между фактами, событиями. Вопросы свидетельствуют о большом интересе детей к социальной действительности, к отдельным фактам героического прошлого нашей Родины. Конечно, все эти приобретения детей происходят при решающей роли целенаправленного воспитания и обучения в детском саду и благоприятных условиях семейного воспитания.

В старшем возрасте повышается, как известно, воспитательно-образовательное значение непосредственно образовательной деятельности, ведущей формы организованного обучения детей-дошкольников, где у детей могут наиболее успешно формироваться моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) и наиболее сложные представления о доступных детям пяти-семи лет явлениях общественной жизни.

Результатом нравственного воспитания выступает нравственная воспитанность, которую традиционно принято трактовать как совокупность нравственных привычек и норм поведения, задающих определенный уровень культуры взаимоотношений и общения в условиях дошкольного коллектива. Эффективность процесса нравственного воспитания во многом предопределяется результатами своевременной и качественной диагностики детей.

При проведении диагностики критерий выступает главным признаком измеряемого предмета или явления, а проявление основного признака выражает показатель.

Критерий (греч. kriterion - мерило для оценки чего-либо) - средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности [49, c. 127].

При разработке критериев уровней духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии нравственного развития современного ребенка В.В. Абраменковой. Критерии уровней сформированности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста представлены ниже.