Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика проводилась в специально организованных условиях, когда ребенку приходилось делать нравственный выбор в трех ситуациях. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2- Результаты исследования детей старшего дошкольного возраста по методике изучения взаимопомощи у дошкольников (авт Г.М.Коджаспирова) на этапе констатирующего эксперимента
Изучение взаимопомощи у дошкольников | Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | Итоговый показатель |
Высокий | 10% (1 чел.) | 20% (2 чел.) | 20% (2 чел.) | 20% (2 чел.) |
Средний | 50% (5 чел.) | 60% (6 чел.) | 50% (5 чел.) | 50% (5 чел.) |
Низкий | 40% (4 чел.) | 20% (2 чел.) | 30% (3 чел.) | 30% (3 чел.) |
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе выполнения серии заданий по трем сериям заданий, определил, что к высокому уровню взаимопомощи у дошкольников относятся 20% детей старшего дошкольного возраста (2 чел.). Они характеризуются гуманностью, что выражается в следующих особенностях: отношение к другому как человеку; чувствительность к желаниям и интересам других; охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.
К среднему уровню развития взаимопомощи у дошкольников относятся 50% детей старшего дошкольного возраста (5 чел.). Их поведение отличается неустойчивым проявлением взаимопомощи, что выражается в следующем: стремление к первенству во всем; знает, как добиться похвалы, как делать правильно; другой — конкурент, которого нужно превзойти; стремление привлечь внимание; завистливость, обидчивость.
К низкому уровню развития взаимопомощи у дошкольников относятся 30% детей старшего дошкольного возраста (3 чел.). Эти дошкольники проявляют эгоистическую направленность, которая может выражаться в следующем: безразличие к другим; интересы сосредоточены на предметах; грубость, агрессивность как метод достижения желаемого; высокомерная позиция по отношению к другим.
Выявленные на этапе констатирующего эксперимента показатели позволили нам обобщить данные всех проведенных методик и вывести уровень развития нравственной воспитанности детей, представленный на рис. 3.
Рисунок - 3 – Результаты исследования уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Результаты данных исследования, позволяют сделать вывод о том, что высокий уровень нравственного развития дошкольников обнаружен у 10% детей (1 дошкольник), средний уровень нравственного развития у 60% детей (6 дошкольников), низкий уровень нравственного развития у 30% детей (3 дошкольника).
Дети с высоким уровнем нравственной воспитанности обладают знаниями о нравственных ценностях, умеют сопоставлять моральные ценности и поведение других людей; экспериментируют в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; способны самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью.
Дети со средним уровнем нравственной воспитанности обладают знаниями о нравственных ценностях, но не умеют сопоставлять моральные ценности и поведение других людей, ошибаются в оценке себя и своего поведения, их эмоционально-ценностное отношение к другим находится в стадии формирования, в поведении это отличается тем, что ребенок может поступать сначала с эгоистических побуждений, а потом задумавшись, прийти к выводу, что надо делиться и помогать другим. Их эмоции и поведение неустойчивы.
Дети с низким уровнем нравственной воспитанности обладают сравнительно низким уровнем знаний о нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире, они не умеют сопоставлять моральные ценности и поведение других людей, обидчивы, недоверчивы, не могут адекватно оценить свое поведение и поступки, не всегда их действия соответствуют понятиям нравственности, добра, взаимоподдержки, дружбы. Такие дети могут проявлять агрессию и враждебность.
Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные нами на констатирующем этапе показатели говорят о недостаточной нравственной воспитанности старших дошкольников. Кроме того, недооценивая возможности дидактических игр в процессе нравственного развития детей, воспитатели недостаточно используют их в воспитательной работе.
Полученные полярные результаты исследования уровня нравственной воспитанности старших дошкольников поставили задачу совершенствования воспитательного процесса в группе детского сада и разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие нравственных представлений, суждений и понятий, развитие нравственных чувств: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, радость;формирование навыков и привычек нравственного поведения.
2.2. Реализация комплекса дидактических игр, направленного на нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте
Целью формирующего этапа явилось: разработать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте.
На основании результатов и анализа полученных данных был разработан комплекс дидактических игр, структура которого состоит из 3 блоков дидактических игр, направленных на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Деление игр на блоки проводилось в соответствии с критериями нравственного воспитания: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.
Целью комплекса является совершенствование процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Определены следующие задачи:
-
развитие нравственных представлений, суждений и понятий; -
развитие нравственных чувств: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, радость; -
формирование навыков и привычек нравственного поведения.
Планируемые результаты комплекса:
Воспитанники будут иметь нравственные представления и знания:
-
об отличиях нравственных качеств и их противопоставлениях, таких как «добро - зло», «дружба - ссора»; -
смогут оперировать понятиями нравственных качеств: друзья, дружба, чувство взаимопомощи, отзывчивость, честность.
Будут сформированы нравственные чувства:
-
положительной модальности (доброта, отзывчивость, забота, радость, сопереживание); -
отрицательной модальности (грубость, жадность).
У воспитанников будет сформировано нравственное поведение:
-
в выборе модели поведения при общении со сверстниками и взрослыми; -
в подражании положительным поступкам взрослых и сверстников; -
в бережном отношении к вещам, играм, книгам.
Тематический план комплекса дидактических игр по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста представлен в табл. 3.
Таблица 3 -Тематический план комплекса дидактических игр по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра | Содержание дидактической игры | |
Блок 1. Когнитивный компонент нравственного воспитания | ||
Дидактическая игра «Сундучок сказок: «Любимые сказки» | Оперирование понятиями нравственных качеств, их противопоставление. Беседа по сказке А. Толстого «Морозко» | |
Игра-ситуация: «Что такое дружба?» | Представление о дружбе. Закрепить понятия «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки | |
Вежливый театр для дошкольников | Беседа о вежливости. Спектакль в картинках по произведению В. Осеевой «До первого дождя» | |
Мульт-игра: «Мы из мультика» | Просмотр фильма. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества личности и поступки личности | |
Блок 2. Эмоционально-ценностный компонент нравственного воспитания | ||
Дидактическая игра «Твое настроение» | Составление рассказа и диалога по фотографиям об эмоциях людей, которые на них изображены. Выявление причин настроения близких людей | |
Игровая акция «Птичья столовая» | Создание кормушек для птиц, формирование нравственных чувств: сопереживание, доброта, забота | |
Игра-ситуация «Щенок» | Развитие сочувствия и сострадания к героям, обращение внимания на то, что изменения в поведении меняют отношение к человеку | |
Дидактическая игра «Что такое доброта» | Формирование понятия «доброта»; эмоциональное отношение к действительности как к основе развития нравственных чувств | |
Создание нравственных историй «Мой друг и я» | Составление рассказа из личного опыта о своем друге. Формирование нравственного чувства положительной модальности: доброта, честность, отзывчивость | |
Блок 3. Поведенческий компонент нравственного воспитания | ||
Игра. Создание рукописной книги: «Наши поступки» | Рассматривание книг нравственного содержания, беседы. Педагогические ситуации о проявлении разных форм поведении детей | |
Дидактическая игра «Чудо-дерево» | Украшение детьми «Чудо-дерева» листочками из добрых поступков, проецирование тем самым нравственного поведения на реальную жизнь | |
Игра «Комплимент» | Составление детьми диалогов-комплиментов с целью повышения настроения, оценивание положительных качеств другого человека | |
Игра-ситуация «Гостеприимный Теремок» | Совершенствование знаний детей о культуре поведения | |
Мастерская студия «Лечебница для книг» | Формирование нравственного поведения у детей: бережного отношения к вещам, играм, книгам | |
Игра-моделирование ситуации «Лужа» | Формирование положительного опыта нравственного поведения |
Содержание тематического плана комплекса дидактических игр по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста представлено в приложении 4.
Рассмотрим в качестве примера проведение игры «Чудо-дерево». Содержание игры направлено на повышение уровня развития умений, связанных с поведенческим компонентом нравственного воспитания. Игровое упражнение позволяет закреплять и конкретизировать нравственные представления детей старшего дошкольного возраста, в процессе игры старшие дошкольники учиться повышать настроение близкому человеку через положительные поступки.
Форма проведения: групповая, развлечение.
Используемые методы: разъяснение, поощрение.
Используемые средства: игра.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что желает рассказать им историю о «Чудо-дереве».
«Много лет назад существовал на земле Добрый город, в котором жили очень добрые люди. Там росли необычные деревья, с удивительной листвой. Все, кто проходил мимо этого города, могли попасть в него только в том случае, если совершали добрые поступки».
Педагог спрашивал детей, знают ли они что значит «хороший поступок», «плохой поступок».
Проходило обсуждение понятий, дети высказывали свою точку зрения, воспитатель уточнял и подтверждал их высказывания.
Взрослый спрашивал детей, хотят ли они попасть в Добрый город.
«Около ворот этого города растет Чудо-дерево. Все жители города обязательно проходят около этого дерева».
Далее воспитатель читал стихотворение:
Как у города ворот, Чудо-дерево растет, Не листочки на нем, А добрые поступки на нем.
Воспитатель предлагал снять детям по одному листочку, на котором изображен сюжет нравственного поступка. Происходило обсуждение увиденного события и его объяснение. Детям предлагалось рассмотреть поступки отрицательной и положительной направленности, ответить на вопросы:
• Что по твоему мнению, изображено на картинке?
• Какой поступок совершил герой иллюстрации?
• Как бы ты поступил на его месте?
• Дай оценку поступку (хорошо или плохо).
Воспитатель предлагал детям поиграть в игру «Наоборот».
Дошкольники вставали в круг, в середине воспитатель, он держит в руках мяч и при броске называет действие отрицательного нравственного поведения. Дети должны подобрать противоположный вариант.