Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»

(ЧУООВО «ОмГА»)

Социально-гуманитарный факультет заочной формы обучения

Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

Допущена к защите в ГЭК

«___» ______________ 20__ г.

зав. кафедрой д.п.н., профессор

Лопанова Е.В.

________________________________

подпись

Типцова Ксения Владимировна
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(уровень бакалавриата)

Профиль (направленность) Психология и педагогика дошкольного образования

Работа защищена «___» _ ____ 20__ г.
с оценкой _________
Протокол № ________


Научный руководитель

Кто???

________________________________ Уч.степень, уч.звание, ФИО ___________________________

подпись


Омск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1.1. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема….8

1.2. Анализ программ по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………16

1.3. Возможности дидактической игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………22

Выводы по первой главе……………………………………………………30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1. Диагностика нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….32

2.2. Реализация комплекса дидактических игр, направленного на нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте……………42

2.3. Анализ реализованного комплекса дидактических игр, направленного на нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте…………..49


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..57

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена содержанием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО от 01.01.2014 года), который актуализирует идеи, цели и задачи нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО определяет поддержание и укрепление всех компонентов нравственного воспитания каждого ребенка [34].

Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических норм, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знаний, запоминания, а не понимания и принятия этих норм.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Ю.К. Бабанского, Н.М. Болдырева, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Исследования в области нравственного воспитания личности тесно взаимосвязаны с исследованиями духовности у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).

Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, И.И. Фришман, Г.Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.



В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственного воспитания. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на множество рассматриваемых вопросов по данной проблеме, аспект нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, по-прежнему, остается до конца не изученным.

Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:

потребностью общества и государства в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста и недостаточной ее разработанностью в педагогической теории, дошкольной педагогики в частности;

необходимостью развития нравственного воспитания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью содержания нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры в дошкольной образовательной организации.

Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования: каково значение и роль дидактической игры как средства нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте?

Выделенные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Дидактическая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности дидактической игры как средства в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры будет результативно, если дидактические игры будут направлены на:

  • развитие нравственных представлений, суждений и понятий;

  • развитие нравственных чувств: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, радость;

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения.


В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  2. Раскрыть роль и значение дидактической игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

  3. Организовать и провести опытно-поисковую работу по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

  4. Разработать и частично апробировать серию занятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр.

  5. Провести анализ результатов опытно-поисковой работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; о диалектическом методе познания действительности; системный, личностно-деятельностный подходы концепции нравственного развития детей: Л.И. Божович, В.С. Мухина, Р.Р. Калинина, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон; общая теория нравственного развития личности Л. Колберга; идея Ж. Пиаже и Л.С. Выготского об эволюции нравственного сознания ребенка; принципы нравственного воспитания К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. концепции использования дидактических игр как средства нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Е.И. Касаткиной и др.

Методы исследования. В работе использовались комплексы методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Теоретические методы анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический ретроспективный), идеализации, аналогии, теоретического моделирования, мысленный эксперимент. Эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта; включенное и невключенное педагогическое наблюдение за деятельностью детей старшего дошкольного возраста; педагогическое обследование, педагогический мониторинг, опытная работа.

База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Борисовский детский сад» (Кемеровская область – Кузбасс, р-н Крапивинский, с. Борисово). В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.

Практическая значимость исследования: Разработанный и описанный в исследовании комплекс дидактических игр, направленных на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста, может быть использован в практике работы воспитателей ДОУ.


Апробация и внедрение результатов исследования: проводились на уровне «Борисовский детский сад» Кемеровской области, с. Борисово: реализация комплекса дидактических игр, направленных на повышения уровня нравственного воспитания старших дошкольников.

Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.