Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 3

Методика изучения взаимопомощи у дошкольников

(по Г.М.Коджаспировой)

  1. серия. Исследование особенностей взаимопомощи у детей. Реальный выбор.

Поставленная задача: выявить уровень развития взаимопомощи при реальном выборе ребенка

Подготовка исследования: Приготовить для каждого испытуемого по чистому листу бумаги и по два листа с незавершенными рисунками, карандаши.

Проведение исследования: Эксперимент проводится индивидуально с детьми. Ребенку предлагают закрасить картинку, сделав выбор.

  1. ситуация - самостоятельно закрасить картинку.

II ситуация - помочь ребенку, у которого не получается рисунок.

II ситуация - незаконченный рисунок ребенка, у которого все хорошо получается.

Дети, нуждающиеся в помощи, и те кто справляются с рисунком, в комнате отсутствуют. Взрослый объясняет что «они вышли за карандашами». Если испытуемый решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

  1. серия. Исследование особенностей взаимопомощи у детей. Вербальный выбор.

Поставленная задача: выявить уровень развития взаимопомощи при вербальном выборе ребенка.

Проведение исследования: Испытуемого ставят в условия выбора с помощью рассказа в котором фигурируют два ребенка. У одного из них постройка из конструктора идет успешно, у другого нет. Ребенок делает выбор из трех ситуаций (см. первую серию).

Обработка данных. Результаты оформляют в таблицу

  1. серия. Исследование особенностей взаимопомощи у детей в процессе совместной деятельности.

Поставленная задача: проследить отношение к тому, что делает другой, готовность помочь, посоветоваться.

Материал для исследования: на столе лежат различные строительные материалы, детей просят построить из этого материала параходик. Здесь уже стоят задачи из того как дети будут работать, будут ли они присматриваться к работе другого или возможно советоваться.

В строительной игре создают благоприятные условия, побуждающие детей к сотрудничеству, достижению общей цели. Она удобна для наблюдения.

Последующая уборка строительного материала ставит перед детьми несколько иную задачу.

Приложение 4
Тематический план комплекса дидактических игр

по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста


Блок 1. Критерий нравственной воспитанности «нравственные представления»

1. Игра Сундучок «Любимые сказки».

Цель: оперирование понятиями нравственных качеств, их противопоставление.

Форма проведения: групповая.

Методы: беседа, разъяснение, поощрение.

Средства: слово, иллюстрации к сказке, пример из личного опыта.

В процессе совместной деятельности дети были заинтересованы новыми книгами, которые появились в группе. Они внимательно рассматривали иллюстрации к русским народным сказкам, почти все узнавали и вспоминали сюжет.

Предложенные для просмотра картинки по сказке А. Толстого «Морозко» также вызвали оживленность между детьми. Дети делились впечатлениями по уже знакомой сказке.

Дошкольникам было предложено дать характеристику героям. Подобрать нравственные качества к каждому герою, такие как доброта, мягкость, сердечность, честность, скромность, жадность, грубость, злость.

Результатом задания стали знания, которые помогли научиться разбираться в нравственных качествах, сопоставлять их.

2. Игра-ситуация «Что такое дружба?»

Цель: закрепить понятия «друзья», выучить значения слов «знакомые», «друзья»; показать ценность дружбы, воспитывать чувство взаимовыручки.

Форма проведения: групповая.

Методы: игра, разъяснение, поощрение.

Средства: слово, иллюстрации с изображением разных ситуаций, плакаты, примеры из личного опыта.

Детям предлагается рассказать о своем лучшем друге, дать ему характеристику, используя словесный и наглядный ориентир. Затем дети находят общий ответ на вопрос «Что такое дружба?». Дети рассматривают иллюстрации ситуаций, в которых находятся их сверстники. Составляют описательный рассказ по иллюстрации и объясняют правильность действий героев. Предлагается рассказ К. Д. Ушинского «Вместо тесно, а врозь скучно». После чтения дети вступают в диалог друг с другом и педагогом, дают нравственные характеристики понятиям «друг», «честность», «дружный». Игра малой подвижности «Узнай своих друзей по голосу». Педагог подводит итог мероприятия, воспитанники высказывают свое мнение о значимости дружбы.

3. Игра «Вежливый театр» для дошкольников.

Цель: формирование доброжелательности, вежливости, уважения к окружающим, развитие способности оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Форма проведения: групповая.

Методы: беседа, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация.



Средства: декорации и атрибуты к инсценировке рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», касса, билеты.

Дошкольникам предлагается совершить путешествие в «Вежливый театр».

Дети из личного опыта дают обоснование понятиям «вежливый человек», «вежливость». Педагог зачитывает рассказ В. Осеевой «До первого дождя» и просит детей определить, какие поступки совершили герои рассказа. После дети получают билеты для похода в театр. Происходит игра-инсценировка (дети выбирают роли кассира, артистов, зрителей). Дети-артисты инсценируют отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». В заключении мероприятия воспитанники делятся опытом о новых вежливых словах.

4. Мульт-игра «Мы из мультика».

Цель: организовать совместную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия.

Форма проведения: групповая.

Методы: беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, конструктивные игры.

Средства: декорации, атрибуты, материал к созданию мультфильма, интерактивные технологии, фотоаппарат.

С дошкольниками проводится ситуативный разговор, в котором выясняется какие мультфильмы любят дети. Им предлагается стать «оператором», «мультипликатором», «режиссером», «декоратором». Дети снимают собственный мультфильм: придумывают героев, определяют их характер. Дети закрепляют представления о нравственных качествах. Итогом мероприятия является показ мультфильма, созданного детьми и родителями.

Блок 2. Критерий нравственной воспитанности «нравственные чувства»

1. Дидактическая игра «Какое у тебя настроение».

Цель: донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение.

Форма проведения: групповая, развлечение.

Методы: беседа, разъяснение, поощрение.

Средства: игра.

Детям демонстрировались рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. Дошкольникам задавались вопросы следующего характера: «Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?» По фотографиям они должны придумать определенную ситуацию, по настроению членов семьи придумать их диалог.

В игровой форме подвести ребенка к пониманию того, что у окружающих бывает разное настроение. И он с помощью добрых поступков может повлиять на него. Умение увидеть эмоции других людей и нести за них ответственность, при совершении поступков, является прочной предпосылкой усвоения норм нравственного поведения. Дети придумали очень много разных ситуаций по фотографиям и смогли внятно и понятно объяснить причину настроения близких людей.


2. Игровая акция «Птичья столовая».

Цель: сформировать у дошкольников способность к сопереживанию, к сочувствию, приобщение детей к нравственным нормам.

Форма проведения: групповая.

Методы: беседа, разъяснение, поощрение, акция.

Средства: игра, конструирование, средства массовой информации.

Детям предлагают стать участниками акции «Птичья столовая». По собственным эскизам дети конструируют кормушки, затем развешивают их на территории детского сада и парка.

3. Дидактическая Игра-ситуация «Щенок».

Цель: научить детей сопереживанию.

Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность.

Методы: беседа, разъяснение, поощрение,

убеждение.

Средства: иллюстрации, интерактивные технологии.

Воспитатель рассказывает детям историю из личного опыта о щенке, которого встретил у подъезда дома. Во время рассказа у дошкольников развивается сочувствие и сострадание к героям. Педагог обратил внимание на то, что изменения в поведении меняют отношение к человеку. Детям предложили принять участие в ситуации «Что сделал я?». Они должны находить выход из ситуации, уметь доказать правильность выбора.

Затем проводилось упражнение «Помощь беззащитному другу», где воспитанники научились сочувствовать другу, который попал в беду, сопереживать и помогать ему. Ребята во время беседы проявляли сострадание и сочувствие к героям, высказывали свои суждения и делились эмоциями. С помощью вопросов, в ходе беседы, ярких примеров, убедительных замечаний, уточнения высказываний детей обеспечивались активность ребят и закрепление правильных суждений, оценок.

4. Дидактическая игра-ситуативный разговор «Что такое доброта?»

Цель: сформировать понятия «доброта»; эмоциональное отношение к действительности как к основе развития нравственных чувств.

Форма проведения: групповая.

Методы: беседа, разъяснение, поощрение, убеждение.

Средства: иллюстрации, интерактивные техно

логии.

Детям предлагается ответить на вопрос: что такое доброта? Рассмотрев иллюстрации, дети делают предположение. Делятся впечатлениями из личного опыта, затем в конце разговора воспитанникам предлагается нарисовать своего друга.

5. Игра Создание историй «Мой друг и я».

Цель: составление рассказа о своем друге.

Формирование нравственного чувства положительной модальности: доброта, честность, отзывчивость.

Форма проведения: групповая.

Методы: рассказ из личного опыта, разъяснение, поощрение.


Средства: иллюстрации, интерактивные технологии.

Детям предлагается цветик-семицветик, лепестки которого содержат вопросы.

Дети отвечают на вопросы, после обсуждения каждый ребенок придумывает рассказ о своем друге.

1 лепесток: Что такое дружба?

2 лепесток: Что вам нравится в вашем друге?

3 лепесток: За что вы иногда обижаетесь на него?

4 лепесток: Как вы относитесь к своему другу?

5 лепесток: Помогали ли вы другу, когда ему было трудно?

6 лепесток: Помогал ли вам друг в трудную минуту?

7 лепесток: Каким бы вы хотели видеть своего друга?

Блок 3. Критерий нравственной воспитанности «нравственное поведение»

1. Игра Создание рукописной книги «Наши поступки».

Цель: совместная деятельность детей и педагога по созданию рукописной книги.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Методы: беседа с детьми, составление рассказов из личного опыта.

Средства: средства выразительности, материал

к созданию рукописной книги, средства интерактивные технологии.

Детям старшего дошкольного возраста предлагается посетить библиотеку. После экскурсии воспитанники делятся своими впечатлениями об увиденном. Детям предлагается стать создателями собственной книги в качестве художников-иллюстраторов. Воспитанникам демонстрируют мультфильмы, иллюстрации о нравственных поступках, затем предлагают самим определить собственный поступок, после сделать сюжетные зарисовки на листе бумаги.

Итогом мероприятия является чтение рукописной книги детям младшего дошкольного возраста.

2. Дидактическая игра «Чудо-дерево».

Цель: научиться поднимать настроение близкому человеку через положительные поступки.

Форма проведения: групповая, развлечение.

Методы: разъяснение, поощрение.

Средства: игра.

Воспитанникам предложили поиграть в игру «Чудо-дерево», для этого нужно придумать, как можно обрадовать из членов семьи. На каждое предложение нужно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать добрые дела. Затем они должны прикрепить их к Чудо-дереву. Дети по одному подходили к корзине, вкратце рассказывали о каком-либо деле для близкого человека, брали листочек и прикрепляли его к веточкам дерева. Через образ сухого дерева детям показали безрадостность жизни человека в плохом настроении. Дошкольники декорировали дерево листочками из добрых поступков, тем самым улучшая нравственное поведение в реальной жизни. Дети охотно выполняли задания, несмотря на небольшие проблемы в понимании некоторых моментов занятия.