Файл: Русский язык функциональные стили москва 2019 Ответственный редактор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1154
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основа повествования – развитие действия, события, явления, то есть сообщение о развивающихся действиях или состояний объекта речи. Повествование строится как рассказ, включающий следующие структурно-композиционные части: вступление, главная часть, заключение.
Главная часть обычно строится как рассказ, она включает элементы его композиции (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку), в этой части текста нередко используется описание.
Во вступлении могут быть объяснены причины выбора темы, источник сообщения, обозначен основной тезис (главная мысль) текста.
В заключении автор чаще всего размышляет по поводу описанных событий, пишет о том, чему они его научили, какой след оставили в памяти. Заключение может быть развернутым и кратким.
В основе повествования лежит событие, поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка. Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события. Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
В повествовании есть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет где, когда и с кем произошло то, о чем он решил написать, в заключении чаще всего делится своими размышлениями, раздумьями по поводу описанных событий. Перечисляются только основные, существенные моменты события, причем в строго хронологическом порядке.
Главное в рассуждении – установление причинно-следственных связей между явлениями, фактами, событиями. Рассуждение включает:
1) вступление – тезис, гипотезу – основная мысль, которая раскрывается, например, в сообщении, статье, докладе, полемическом выступлении, выступлении в дискуссии, письме и т. д.;
2) главная часть – доказательство нескольких аргументов, положений с примерами, фактами, раскрывающими основную мысль;
3) заключение – вывод, обобщение содержания главной части.
Рассуждения бывают сокращенными, полными.
В полном рассуждении – три части: 1) тезис (то, что доказывается или объясняется); 2) доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения); 3) вывод.
В сокращенном рассуждении – две части: опускается или вывод, или тезис, потому что они очень близки по содержанию (ведь вывод – это доказанный тезис). В доказательствах могут быть опущены примеры и даже некоторые аргументы.
Полное рассуждение – всегда текст, состоящий из нескольких предложений; сокращенное – необязательно текст: оно может представлять собой и одно предложение (обычно сложное), и два, и три, широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.
В рассуждении для перехода от тезиса к доказательствам часто используется вопрос почему, частица ведь, предложения И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим образом. И это понятно.
Вывод связывается с доказательством чаще всего посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний: поэтому, вот почему; предложений типа: Обобщим все сказанное выше. Подведем итоги. Из всего сказанного выше следует, что. Сделаем вывод и т. д.
На связь и последовательность мыслей могут указывать также вводные слова и словосочетания. Например: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, например, к примеру, значит, следовательно, в общем, стало быть, таким образом, итак и др.
Возможно и другое соединение частей рассуждения – без союзов, без вводных слов, только по смыслу; в устной речи, кроме того, при помощи интонации.
В тексте рассуждения тезис аргументируется:
а) толкованием;
б) указанием причины – доказательство от причины;
в) ссылкой на авторитетное мнение;
г) опровержением мнения (доказательство от противного);
д) иллюстрацией примеров (положительных, противоположных);
е) сравнением, сопоставлением, аналогией фактов, примеров.
В тексте используются:
а) оценочные именные рассуждения;
б) рассуждения со значением состояния (сказуемое, выражающее категорию состояния);
в) рассуждения с обоснованием реальных или гипотетических (предполагаемых) действий;
г) рассуждения со значением необходимости, возможности, желательности действий;
д) рассуждения с категорическим отрицанием.
Упражнение 43. Проанализируйте праздничную речь Президента РФ В. В. Путина в честь 55-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне и определите характерные для этого типа речи средства выразительности
Дорогие ветераны Великой Отечественной войны,
защитники Отечества!
Уважаемые дамы и господа!
Вот уже 55-й раз наше Отечество отмечает годовщину Великой Победы, доставшейся нашему народу самой дорогой ценой. Наше поколение помнит и знает – мы ваши должники. Мы обязаны вам всем.
И нашим рождением, и нашей судьбой, а в общем – свободой и независимостью нашей Отчизны.
Дорогие фронтовики и ветераны тыла! Мы учимся у вас твердости и смелости. И не измерить всего, что сделало ваше поколение для России. Четыре года самой трудной войны, четыре года лишений и потерь. Но четыре года борьбы и веры в себя и в победу. Вы не только уничтожили врага и победили. Вы подняли разоренную страну, заново ее отстроили, вы воевали и работали. Не тянули лямку, а работали на совесть, на Родину, на нас, на ваших внуков, на ваших детей. И тот, кто пытается отнять у нас память о большой могучей стране, тот пытается отнять у ветеранов их весну и их молодость, полную таких жизненных планов и надежд. Для них это была эпоха послевоенного обретения самих себя. Обретения себя заново.
И это действительно была эпоха возрождения.
Только что ветераны легендарной Советской Армии прошли в одном строю со своими однополчанами, вместе со своими боевыми друзьями из братских стран Содружества. Ваша дружба, ваше боевое богатство помогают не только вам. Они и по сей день объединяют наши народы. Питают общую национальную память. Сохраняют живые связующие нити между нашими странами. Я верю и знаю – так будет всегда.
И как Верховный Главнокомандующий ставлю ветеранам задачу: всем ветеранам – и тем, кто сегодня был на Красной площади, и тем, кого сегодня не было, – всем готовиться к следующему параду, юбилейному параду по случаю шестидесятилетия Победы.
И всем быть в строю.
Дорогие друзья! До сих пор мы удивляем мир силами нашей Родины, удивляем своей стойкостью и мощью. Но, собственно, в этом нет ничего удивительного.
Вот и сегодня каждый мальчишка в России знает о Сталинграде. Знает о Курской дуге. По сути, в каждой семье есть свои герои. Свои герои той жестокой войны. И эти знания, и эта память – бессмертны.
А значит, бессмертно и величие Родины. Бессмертна гордость народная и русский патриотизм. И потому никакая сила не может победить русское оружие, сломить армию. Армию, в славной истории которой Брестская крепость и непокоренный Ленинград, суровый 41-й год и победный 45-й. И теперь уже и бесчисленные подвиги солдат новой России. Этот дух, эта вера досталась нам от вас, дорогие наши ветераны. Ваша судьба и ваши подвиги – лучшая школа жизни для нас. Пример для тех, кто поднимает наше новое сильное государство. Россия испокон веку была страной-победительницей. Страной мирной, но уважающей и себя, и свое национальное достоинство.
Такой она остается и впредь. Мы это твердо знаем и твердо обещаем продолжить ваши победы нашими.
Я предлагаю тост – за солдата-победителя. За вас, дорогие герои Великой Отечественной! За сильную, процветающую Россию! За мир и благополучие на российской земле!
Слава Великой Победе!
Упражнение 44. Проанализируйте фрагменты текстов и определите характерные для них фигуры речи.
1) Что же мы – боялись? (= нет, не боялись). В правде нет страха. Правда и страх – несовместимы. Мы должны бояться только своих порочных мыслей, мыслей, неуважительных по отношению к нашим друзьям, неуважительных по отношению к любому человеку, к нашей Родине. У нас должен присутствовать единственный страх: страх лжи. Вот тогда и будет в нашем обществе здоровая нравственная атмосфера (Лихачев Д. С. «Я вспоминаю»).
2) Понятно, что и других проблем в обеспечении обороноспособности страны хватает, но недаром именно военной форме во все времена придавалось особое значение. Буквально каждый правитель при приходе к власти старался внести в нее свои изменения, переодеть Вооруженные Силы. Может быть, сегодня надо просто одеть их? (Мундир того стоит//Красная звезда. – 2000. – 30 мая.)
3) Звуки Петербурга! Конечно, в первую очередь вспоминаешь цоканье копыт по булыжной мостовой… (Лихачев Д. С. Из записных книжек).
4) Подумайте только: бесчестный поступок – и интеллигентность! (Лихачев Д. С. «Тревоги совести»).
5) Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! А ложь есть ложь, и, в конце концов, я не верю, что ложь может быть во спасение. ... Нет малой кражи, нет малого воровства – есть просто воровство и просто кража. Не бывает малого обмана и большого обмана – есть просто обман, ложь... (Лихачев Д.С. Тревоги совести).
6) Мы узнали, что мир и прочен и зыбок. Мы узнали, что солнце может и не взойти утром, потому что его блеск, его тепло может уничтожить бомбежка, и тогда горизонт утонет в черно-багровой завесе дыма... Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и поздней осенью, и в жесточайшие январские морозы... (Бондарев Ю. М. «Мое поколение»).
7) Хмурый берег Охотского моря. Будто кости на поле брани, белеют выброшенные волнами коряги плавника. Уходят к горизонту пологие взгорья, над которыми тяжело громоздятся облака. На бескрайних пустошах желтеют одуванчики и лениво пасутся коровы. Овраги, поросшие лопухом. Березовые рощицы. Стога сена. Молочные бидоны на дощатых помостах. Редко разбросанные усадьбы с силосными башнями и длинными крытыми поленницами. Таков Хоккайдо – самый северный из четырех главных японских островов (Овчинников В. А. «Сакура и дуб»).
8) Бой курантов, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(А. С. Пушкин).
9) Дороги Чечни. Связывающие между собой населенные пункты республики, они в условиях боевых действий стали главными артериями, по которым осуществляется полнокровное снабжение и обеспечение войск... (Дороги – зона особого внимания//Красная звезда. –19.05.2000).
10) Военный летчик, он рассказывал, как в ночь на 22 июня 1941 года получил приказ на боевой вылет и только в воздухе, пролетев Польшу, понял, что это – война с Россией (Войну ждали. Ее начало старались отдалить//Красная звезда. – 2000. – 21 июня).
11) Когда-то наше поколение мечтало стать офицерами. Честно говоря, я сейчас не жалею, что ношу на плечах погоны. Несмотря на Афганистан и другие испытания. И хотел бы, чтобы мой сын тоже стал офицером (Колотило А. С поля боя – в нищету//Независимое военное обозрение. – 2001. – №48).
12) И до сих пор, когда я увижу золотую главку церкви или золотой шпиль Адмиралтейства, освещающий собой весь Невский, золотой шпиль Петропавловской крепости – меч, защищающий город, – сердце мое сжимается от сладкого чувства восторга (Лихачев Д. С. «Россия»).
13) Он (Д. С. Лихачев) старался не обижать персонально, не уличать в ошибках исторических, эстетических... (Гранин Д. А. «Служение Отечеству»).
14) Преклоняя колена, целуем край нашего святого знамени, клянемся: не выдать земли русской, не отступить более ни на шаг. Отступать должны не мы, но враги наши (Толстой А. Н. «Упорство»).
15) Вот, что такое была блокада – это трудно сегодня представить, это невозможно рассказать. Электричества нет... коптилка только... Я еще с восемнадцатого года умел делать такие коптилки, с минимумом керосина, которые горели, как тоненькая маленькая свечечка горит (Лихачев Д. С. «Я вспоминаю»).
16) Когда я работал «за кадром», меня могли десять раз поправить. Так что раньше я был удаленной частью политического процесса, сейчас – непосредственной (АиФ. – 2000 – № 30).
17) Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство (Лихачев Д. С. «Тревоги совести»).
18) Мы идем через Польшу: весь горизонт в кольце огня, города – в пожарах; с карпатских высот улицы городов казались нам огненными реками, площади – пылающими озерами. Война пахнет огнем, пеплом и смертью. Мы научились ненавидеть трусость, фальшь, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства, один шаг к преступлению перед совестью (Бондарев Ю. П.).